Автор: Криворучко Лариса Борисовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им. Г.К. Нестеренко
Населённый пункт: Станица Каневская Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемное обучение как средство формирования ситуации успеха."
Проблемное обучение как средство формирования ситуации успеха.
Исходя из требований ФГОС на смену стандартной системе
передачи
знаний,
от
учителя
к
ученику
приходит
необходимость
развивать
у
ребят
способность мыслить самостоятельно.
Следовательно основная педагогическая задача – заключается в том, чтобы
справоцировать, разбудить интерес к работе, интриговать на каждом этапе урока
все более сложными и интересными заданиями. Создать такую ситуацию, чтобы
каждый мог проявить себя и поверить в свои силы.
Наиболее эффективным условием для реализации поставленной задачи
является системно – деятельностный подход, в котором, особое место занима-
ют, технологии проблемного обучения.
Проблемное обучение - это настоящий локомотив знаний. Цель которого–
вызвать к действию внутренние побуждения учащихся, потребность к поиску
как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности.
Необходимо подвести учащихся к пониманию возникшей трудности и желанию
искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность.
Каждый урок – интрига. Каждая секунда – борьба, борьба за внимание, ин-
терес и желание ребенка работать на уроке.
Любой урок начинается с вопроса. Обычно оформляю заголовки в виде
альтернативных вопросов, создающих проблемные ситуации и побуждающих
школьников напряженно следить за развивающимся конфликтом. Главная цель
этого этапа урока сфокусировать внимание ребят. Примерами могут служить
следующие заголовки:
Тверь или Москва? (Образование централизованного Российского государ-
ства), Набег или нашествие? (Татаро-монгольское вторжение).
Разумный скот для властителей мира (рабство в Древнем Риме);
Откуда есть пошла Русская земля (Становление русской государственно-
сти);
Москва не сразу строилась (Объединение земель во круг Москвы);
Фараон- бунтовщик( Древний Египет в царствование Эхнатона)
После активизации необходимо переходить непосредственно к внедрению
методов проблемного обучения. Принято выделять следующие методы:
- проблемное изложение;
- проблемное чтение;
- мозговые атаки.
Основой проблемного обучения является проблемный подход. При реали-
зации которого выделяют следующие этапы.
I этап - постановка проблемного вопроса.
На первом этапе я разрабатываю проблемные вопросы, цель которых
способствовать активизации мыслительной деятельности, провоцировать на ра-
боту в течении урока.
Проблемный вопрос должен быть:
• сложным, сопряженным с противоречиями;
• увлекательным, способным охватить широкий круг проблем;
• предполагающий научный спор на базе различных толкований;
• создающим затруднения.
Проблемный вопрос не должен имеет односложного ответа.
Например:
Существовала ли необходимость заграничного похода русской армии после
окончания Отечественной войны 1812 года?
Почему Александр I пошел на отмену крепостного права в Прибалтике, а
на отмену его в России так и не решился?
Почему, ученые историки считают, что Николай I проиграл Крымскую вой-
ну еще до ее начала?
Почему крестьянская жизнь в России менялась медленнее, чем городская?
II этап – формулировка проблемы и постановка на основе альтернативы
проблемных задач. При создании которых, пользуюсь технологией их разра-
ботки, предложенной А.Т. Степанищевым, профессором кафедры истории уни-
верситета г. Владивостока, и Н.Г. Дайри. Суть этой технологии такова. За основу
берется соответствующий факт, событие. Затем выбранному компоненту отыски-
вается альтернатива. На основе идеи и альтернативы формулируется проблемная
задача ( альтернативная ситуация).
Цель альтернативы выявить и столкнуть несколько противоположных то-
чек зрения и в ходе полемики или работы с документами подвести к необходи-
мому результату:
Прав ли был Ленин называя земства « пятым колесом телеги» ?
Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг.
Оправдан ли террор народовольцев?
Внешняя политика Александра II. Продажа Аляски – политическая глу-
пость царя или вынужденная мера?
Почему Россия после заключения Сан-Стефанского мирного договора со-
гласилась на решения Берлинского конгресса?
Возможен перевод проблемного вопроса в проблемную ситуации:
Проблемная ситуация – психологическое состояние интеллектуального за-
труднения, которое возникает у человека, когда он не может объяснить при помо-
щи имеющихся знаний факт; Следовательно необходима альтернатива.
- Предлагаемые альтернативы должны быть доступны для понимания и
анализа школьниками, соответствовать объему их знаний и уровню мыслитель-
ных умений.
Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос
9 класс.
Тема – «Внешняя политика России. Русско-японская война».
Обосновать или опровергнуть следующие утверждения:
- Портсмутский договор был национальным позором России.
- Заключение Портсмутского мира стало успехом русской дипломатии.
Учащиеся должны:
- выбрать убедительную для себя версию;
- привести факты и аргументы в пользу своего выбора.
III этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия.
IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, реализация найденного
решения в форме материального или духовного продукта.
Кроме разработки проблемных вопросов, постановки задач, формирования
умений отыскивать альтернативу. Проблемное обучение способно решать целый
комплекс проблем связанных со спецификой предмета.
Главной особенностью при изучении история является огромный объем
информации.
Следовательно, основная задача - научить ребят выделять минимум со-
держания. Для этого необходимо отыскать в тексте ключевые факты и события.
Затем составляем хронологическую таблицу, в которой так же выделяем мини-
мум, особое внимание уделяем терминологии.
Результатом данной работы является умение выделять главное, анализиро-
вать и обобщать материал.
Научить детей видеть закономерности, прослеживать причинно – след-
ственные связи, сопоставлять факты это значит научить их грамотно читать!
В своей деятельности я использую Технологию продуктивного ( проблем-
ного) чтения авторы Н.Н.Светловская – Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, которая осно-
вана на вычитывании трех видов текстовой информации:
Фактуальной ( о чем в тексте сообщается в явном виде);
Подтекстовой ( о чем можно прочитать между строк);
Концептуальной ( основная идея текста, его главная мысль).
Такая работа
с текстом
позволяет видеть прямые и скрытые вопросы,
прогнозировать ответы на эти вопросы, проверять свои прогнозы по ходу чтения.
Правильно организованный процесс отбора информации несомненно ва-
жен! Но, как помочь ребятам запомнить весь необходимый объем материала?
Отличным помощником здесь является двухполушарный подход к обуче-
нию, в основе которого лежат мнемонические приемы запоминания. Которые че-
рез постановку проблемы, и выделение закономерностей помогают
разбудить
правое полушарие, отвечающее за создание образов и заставить его работать в
тандеме с левым. Учу ребят не просто зубрить, а мыслить - создавая эмоцио-
нальные образы.
Системно - деятельностный подход в обучении истории отводит ученику
роль не объекта, а субъекта учебного процесса, способствует формированию
ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций.
А технологии проблемного обучения помогают создать условия для того чтобы
знания обучающихся были результатом их собственных поисков.