Автор: Стахнюк Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №216 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Стахнюк Наталья Викторовна
г.Иркутск Детский сад №216 ОАО «РЖД»
воспитатель
Здоровьесберегающие технологий широко используются педагогами нашего
дошкольного
учреждения
в
разных
формах
организации
педагогического
процесса: в организованной образовательной деятельности, на прогулке, в
режимных
моментах,
в
свободной
деятельности
детей,
в
ходе
педагогического взаимодействия взрослого с ребенком. Ежедневно с детьми
проводят
утреннюю
гимнастику,
которая
способствует
повышению
функционального
состояния
и
работоспособности
организма,
развитию
моторики
формированию
правильной
осанки,
предупреждению
плоскостопия.
Уделяется
большое
внимание
организации
физкультурно-
оздоровительной работы на свежем воздухе.
Одним
из
аспектов
укрепления
здоровья
участников
педагогического
процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды.
Для этого в нашем детском саду имеется мини-стадион на территории ДОУ
со спортивно — игровым оборудованием. Для совершенствования навыков,
полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные
уголки, которые учитывают возрастные особенности детей и их интересы. Во
всех
группах
имеются
пособия
для
профилактики
плоскостопия,
для
подвижных
игр
и
упражнений
общеразвивающего
воздействия,
физкультурное
оборудование
размещено
так,
чтобы
оно
было
доступно
детям. В нашем дошкольном учреждении оборудован спортивный зал, где
представлено разнообразное физкультурное оборудование, которое повышает
интерес к физической культуре, развивают жизненно — важные качества,
увеличивают эффективность образовательной деятельности.
Технологии, используемые педагогами в работе с детьми:
Ритмопластика. Во время занятий развивается слух, чувство ритма, гибкость,
пластичность, формируется правильная осанка. Динамические паузы. Они
проводятся
во
время
непрерывной
образовательной
деятельности,
2–3
минуты,
по
мере
утомляемости
детей.
Её
элементы
зависят
от
вида
деятельности. Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как
часть физкультурного занятия, на прогулке и в групповой. Игры подбираются
в
соответствии
с
возрастом
ребёнка,
местом
и
временем
её
проведения.
Релаксация это упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего
организма.
Проводятся
под
классическую
музыку,
звуки
природы.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально либо подгруппой детей
ежедневно.
Тренирует
мелкую
моторику,
стимулирует
р е ч ь ,
пространственное
мышление,
внимание,
кровообращение,
воображение,
быстроту реакции. Гимнастика для глаз проводится в свободное время и
зависит
от
интенсивности
зрительных
нагрузок,
способствует
снятию
статистического
напряжения
мышц
глаз,
кровообращения.
Дыхательная
гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы.
У
детей
активизируется
кислородный
обмен
тканей,
что
способствует нормализации работы организма в целом. Бодрящая гимнастика
проводится ежедневно после дневного сна 5–10 минут. В её комплекс входят
упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, правильной осанки.
Утренняя
гимнастика
проводится
ежедневно
8–10
минут.
Физкультурные
занятия проводятся 3 раза в неделю (два в помещении, одно на улице) в
соответствии
с
образовательной
программой.
Познавательные
занятия,
индивидуальная
работа
из
серии
«Азбука
здоровья»
проводится
по
следующем темам: «Я и моё тело», «Мой организм», «Глаза- орган зрения» и
т. д. Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком, проводится в
игровой форме с использованием ярких образов и стихов. Его простота и
доступность
помогает
ребёнку
самому
нормализовать
работу
своего
организма. Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и
воды
(стопотерапия
—
хождение
по
солевым,
ребристым,
колючим
дорожкам;
растирание
тела
массажной
рукавичкой,
обливание
ног,
полоскание зева, хождение босиком, игры в облегчённой одежде, летняя
инсоляция на прогулке до 11 ч. утра.) Активный отдых предусматривает
использование двигательных навыков и умений, которыми дети уже прочно
овладели. Коррекционные
технологии:
Артикуляционная
гимнастика-
упражнения
для
тренировки
органов
артикуляции
(губ,
языка,
нижней
челюсти). Логоритмические упражнения— это коррекция речи и движения,
проводятся как на утренней гимнастике, так и на физкультурных занятиях.
Сказкотерапия используется для психотерапевтической развивающей работы.
Цветотерапия
так
же
регулирует
психоэмоциональное
состояние
детей,
внимания, сосредоточенности, релаксации.
Здоровье-это состояние, при котором у человека гармония как физических
процессов,
так
и
адаптация
к
различным
факторам
внешней
среды.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте внимание на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются той системой,
которая проводит обучение дошкольников ЗОЖ, без ущерба для их здоровья.
П од гото в ка
к
зд о р о в ом у
о б р а зу
ж и з н и
р е бе н ка
н а
о с н о в е
здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением
в
деятельности
каждого
образовательного
учреждения
для
детей
дошкольного возраста.
Список литературы:
Гришина И.И. Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации
ФГОС/
Гришина
И.И.,
Кондакова
Н.Г.,
Лебедева
Р.И.,
Свинина
Е.В.
//
Образование и воспитание. -2017. -№3. - С. 17-19.
Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ Проектировние
Тренинги Занятия /сост.Н.И.Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009.-218с.