Напоминание

"Театр как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС".

Автор: Шарипова Елена Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Многопрофильная школа №181" Советского района
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Театр как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Описание педагогического опыта

«Театр как средство образовательной деятельности в условиях реализации

ФГОС».

Шариповой Елены Юрьевны

(учитель русского языка и литературы)

2

«Чтобы потрясать дру-

гих,

надо самому быть потрясен-

ным»

А.П.Довжен-

ко

В педагогике есть вещи, которым невозможно научить. Согласитесь, очень ча-

сто процесс обучения в школе превращается в процесс принуждения к учебе. Но

«навязанные» знания не очень хороши. Они, как правило, поверхностны и недолго-

вечны. Напротив, если у ученика есть интерес к изучаемому предмету, он с радо-

стью будет воспринимать все, что связано с этим предметом, а также будет пытаться

узнать еще что-нибудь самостоятельно.

Проблема интереса – одна из важнейших при обучении в школе. Чтобы возни-

кал и развивался интерес к обучению, необходимы определенные условия:

Прежде всего, это организации обучения, при которой ученик вовлекается в

процесс

самостоятельного

поиска

и

открытия

новых

знаний,

решения

задач

проблемного характера.

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен.

3

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важ-

ности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разде-

лов.

Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он ин-

тереснее для учащихся.

Обучение должно быть трудным, но посильным.

Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему

работа.

Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность

самого учителя с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к

предмету.

Приведенному комплексу условий могут отвечать только нетрадиционные

формы организации учебного процесса. К таковым относятся и уроки с применени-

ем основ театральной педагогики.

Еще в 1963 году методологи отмечали, что опыт К.С. Станиславского нужен

психологам, исследующим вопросы речи, мышления, внимания, эмоций, и педаго-

гам. Другими словами, настоящему учителю необходимо владеть актерским искус-

ством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников.

Но театр играет колоссальную роль не только в формировании профессио-

нальной компетенции учителя. Он незаменим и в самом процессе обучения и воспи-

тания. И самый верный путь в решении этого вопроса – это собственный театраль-

ный опыт, организация театральной студии, драматического кружка …

Три года я применяю театральную педагогику в своей работе. Формы могут

быть разные: начиная от «театра одного актера» - каким я являюсь на любом уроке,

до

колоссальнейших

постановок

драматических

произведений,

так

любимых

и

детьми, и родителями, и учителями.

Обогащая театральный опыт подростка, я открываю ему глубину и разнообра-

зие человеческих чувств и страстей, развиваю его собственную духовную жизнь,

бужу его творческие способности. Могу с уверенностью сказать, что ученики охот-

но становятся «актерами», и здесь не играет роли ни успеваемость, ни поведение,

ни любовь или нелюбовь к чтению. А лучше всего роли удаются у ребят с удовле-

4

творительной

успеваемостью

и

далеко

не

удовлетворительным

поведением.

Применение театральной педагогики оказывает необыкновенно положитель-

ное влияние на развитие детского интеллекта, читательских пристрастий, на сферу

чувств, на умение красиво и свободно держаться, на выработку правильной и ясной

речи, на формирование чувства ответственности.

Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоцио-

нальную

атмосферу

для

восприятия

и

углубленного

понимания

литературных

произведений. Такие занятия предоставляют подросткам возможность раскрыть ин-

дивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения. В

связи с данными целями необходимо решение следующих задач:

установить точки соприкосновения двух предметов;

выявить общие понятия.

Закономерная взаимосвязь литературы и театра постигается учащимися на

уроках анализа художественных произведений. Таким образом, литература и театр

неотделимы и естественно дополняют друг друга.

5

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес школьников к уро-

кам литературы, помочь понять характеры героев.

Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной

деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к

тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту.

Важно, чтобы школьник, работающий над инсценировкой эпического произ-

ведения или его эпизода, умел:

выделить основную сюжетную линию рассказа, определить ее завязку, куль-

минацию и развязку (а по мере надобности – и экспозицию);

уяснить движущую силу действия – столкновение, борьбу, вражду, ссору и т.

п. (конфликт);

определить главных и второстепенных лиц, осознать их взаимоотношения,

представить себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего

лица в зависимости от его характера;

уяснить значение речи действующего лица как его основной характеристики;

осознать главную мысль рассказа и отношение автора к изображенным им со-

бытиям и лицам – от этого зависит общий характер инсценировки (жанр и ее

пафос).

Поставив перед собой такие задачи, словесник чрезвычайно ответственно

подходит к отбору эпизодов или рассказов, предназначенных для инсценирования.

Он должен убедить учащихся, что инсценировка подчиняется законам драмы, и та-

ким образом познакомить их с этими законами. Можно доверить выбор материала

для инсценировки самим учащимся, что будет эффективно при воспитании в них

грамотного и внимательного читателя.

Главная задача в том, чтобы определить основные принципы и приемы анали-

за, которые помогли бы школьнику при чтении пьесы ощутить особый характер ее

выразительных средств и помогли бы ему сделать правильный выбор материала для

инсценирования. Найти методические пути для решения этой задачи нам помогает

известное высказывание К. С. Станиславского: «Лучший способ познать пьесу – это

проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ве-

дется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе игра-

ет каждый персонаж, каково его участие в конфликте, какова его линия борьбы, ка-

ково его поведение?».

6

В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно ис-

пользовать элементы театрализации, так как литература и театр – два вида искус-

ства, общим для которых является слово.

Сопоставление текста произведения с театральным изображением отдельных

сцен усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения,

расширяет знания и умения учащихся. Например, при изучении в IX классе повести

Б.В. Васильева «В списках не значился», рассматривая в системе женских образов

образ Мирры, я ввожу в начале урока 10-минутную сцену: монолог Мирры. Учиты-

вая то, что на воображаемой сцене воспроизведены картины войны, а героиня одеты

в соответствующие времени костюмы, ученики погружаются в атмосферу прошлого

и им гораздо проще охарактеризовать героиню и понять глубину ее поступков.

Или же на завершающем этапе работы над баснями А.Крылова я провожу урок-

викторину, где ребятам предстоит вспомнить портретные и речевые характеристики

всех героев, их отношение друг к другу и взгляды на те или иные жизненные аспек-

ты. И один из туров заключается в следующем: на воображаемой сцене,ставят олну

из басен.. Командам нужно узнать героев, назвать их, вспомнить, в связи, с чем и к

кому они обращаются в своих монологах? Почему возник спор между героями? Что

было потом? … Вопросы и задания – это уже на усмотрение учителя.

А как заинтересовать ребят в изучении приемов создания комического на при-

мере комедии Фонвизина «Бригадир»? Элементарно! На первом уроке знакомства с

пьесой я показываю сцену диалога Иванушки и советницы .Эффект ошеломляю-

щий! Сквозь взрывы смеха всегда будет слышан вопрос: «Что смешного в речи ге-

роев?» Заинтриговали? Да!

Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и

глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к

разуму ученика, но и к его чувствам.

Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуа-

ра, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление ко-

стюмов, декораций, реквизита, рисунок, живопись и т. д. Тем самым создаются

благоприятные условия для формирования эстетических ценностей (чувство красо-

ты).

7

В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают по-

требность в дополнительной информации (сведения из области исторической этно-

графии, материальной культуры, религии, искусства) и сами начинают поиск нужно-

го материала; читают дополнительную литературу (справочную, научно-популяр-

ную, художественную литературу, критическую литературу), чаще обращаются за

консультацией к учителю – это создает условия для формирования навыков (опыта)

самообразования.

Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств,

атрибутов и их элементов – при изучении, закреплении и обобщении программного

материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические

будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить

свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуни-

кативных умений.

При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление эле-

ментов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и уча-

щихся. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демокра-

тичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и

свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность. Необходимо сказать,

что и сам процесс подготовки к уроку тоже может быть одним из элементов пробу-

ждения интереса к предмету.

Наполнение сценария фактическим материалом и его реализация на театрали-

зованном уроке требует от учащихся серьезных усилий в работе с учебником, пер-

воисточником, научно-популярной литературой при изучении соответствующих ис-

торических сведений, что, в конечном счете, вызывает у них интерес к знаниям.

Театрализация – один из самых популярных методов работы не только учи-

телей-словесников. Ее используют все учителя, стремящиеся сделать свой урок ин-

тересным и разнообразным.

Но урок литературы – всегда маленький спектакль, в котором «играют все»,

даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика

и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Это особый те-

атр, где импровизация – душа всего. И, кажется, что ты готов к любому изменению

8

в «сценарии», предвидишь реакцию актеров на некоторые вопросы, но … на таком

уроке невозможно предугадать все варианты разворачивающегося театрального дей-

ствия.

Долгое время существовал взгляд на литературу как отражение исторических

событий и политических течений, но ведь во все века авторы художественных

произведений решали один вопрос – что есть человек? Поэтому и учитель должен

дать возможность самим ученикам разобраться в проблемах героев, показать, что

литературные персонажи близки живым людям. В этом поможет учителю театраль-

ная педагогика, занимающаяся законами построения урока как сценического дей-

ствия.

Начало урока – самое главное. Это двигатель всего будущего разговора. Ис-

ходными событиями может послужить вопрос-интрига, жизненная ситуация самого

учителя (она бывает крайне интересна ученикам), история, прочитанная в книге,

статья из газеты, письмо кого-либо и т. д. – одним словом, факты-раздражители, ис-

пользуемые учителем с целью завоевать внимание аудитории, заинтриговать, сосре-

доточить мысли учеников на предмете будущего спора.

Вторая часть урока – основное его событие. Литературное произведение ана-

лизируется следующим образом: рассматриваются детали, сны, реплики героев, их

внутренние монологи – для этого необходимо вдумчивое «вчитывание» художе-

ственного текста, так как это важно в постижении характеров героев, их концепций

и идей.

Третья часть урока – центральное событие. Учитель может поделить учащих-

ся на творческие группы, включив их в ролевую игру, попросить составить вопросы,

которые хотели, но не смогли задать героини рассказа студенту и т. п. Главное, что-

бы деятельностью были охвачены все ребята.

Самым важным, решающим этапом урока является четвертый, главный, ради

которого совершается театральное действие. Ученики-актеры открывают для себя

истину, делают с помощью своих логических умозаключений и вопросов-раздражи-

телей учителя, направляющего течение разговора в нужное русло, открытие, кото-

рое совершили вместе: ученик, учитель и автор произведения. Открытие может со-

провождаться эмоциональным взрывом, «моментом истины», когда на некоторое

9

время ребята забудут о том, где и кто они, полностью поверив в реальность игры.

Но, впрочем, эмоционального всплеска может и не произойти. Может установиться

глубокая тишина, она тоже будет свидетельством живого участия каждого из них в

проблемах, затронутых на уроке. Это самая ценная и трогательная минута для авто-

ра урока – учителя, так как задача решена, цель достигнута: никто с урока не уйдет

равнодушным.

Уроки литературы призваны научить человека думать, творить, отстаивать

свои убеждения, но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написа-

но людьми и для людей.

В современной школе педагоги все чаще обращаются к разного рода театрали-

зации. Театрализация и игра уже давно входят в большинство традиционных пред-

метов – в форме ролевых игр, творческих экзаменов. Освоение самого принципа

игры, умение взять на себя ту или иную роль, обучение способам общения с аудито-

рией, умение концентрироваться и многое другое все чаще становится необходимой

реальностью учебного процесса.

Чтобы провести ролевую игру на уроке, надо выбрать тему, определить дей-

ствующих лиц, обрисовать психологический портрет персонажа. Подготовка начи-

нается с домашних заготовок. Во время игры развитие событий зависит от инициа-

тивы, фантазии и жизненного опыта участников. Ведущий (учитель) может помо-

гать им, задавать наводящие вопросы, таким образом, влияя на ход игры.

При этом надо помнить, что игра уже началась и в вопросах должно звучать

обращение к персонажу по его игровому имени. В результате проведения игровых

занятий учащиеся осмысливают общечеловеческие ценности, приобретают навыки

участия в дискуссии и принятия коллективных решений в различных ситуациях.

Для того чтобы провести такие уроки, необходима тщательная подготовка как

учащихся, так и учителя. Прежде всего учащимся надо знать текст, причем в некото-

рых главах – в деталях; «прокурорам» и «адвокатам» продумать свою речь. Такой

урок включает в работу весь класс. Учитель же должен стать организатором игры,

лучше – судьей, направлять учеников к цели. От преподавателя требуется уважение

к детям, готовность вступить в диалог, поддержать интерес каждого, живая реакция

на ход игры.

10

Ролевая игра на уроках литературы позволяет изменить подходы к изучению

творчества писателя, отступить от традиции, ставшей штампом; позволяет учаще-

муся сделать для себя маленькое открытие. Это не просто развлечение, а особый эф-

фективный способ постижения сложных языковых явлений. Игры развивают ум-

ственные и творческие способности учащихся, потому что учат выбирать из различ-

ных вариантов наилучший. Формируют волю, активность, самостоятельность, обо-

гащают чувства, дают возможность испытать радость от познания собственных сил,

помогают социальной адаптации, повышению самооценки и преодолению возраст-

ных кризисов.

Созданию максимальных условий для свободно-

го

эмоционального

контакта,

раскованности,

взаим-

ного доверия и творческой атмосферы способствует

игра.

В зависимости от цели урока способы вовлече-

ния детей в ход игры могут быть разными.

Если задача – проникнуть в мир героев сказок А.

С. Пушкина, то варианты заданий-условий могут быть

такими: представить себя на месте одного из героев

так, чтобы участники игры узнали тебя по мимике, же-

стам, пантомиме; представить себя на месте автора и досочинить сказку или приду-

мать сказку по аналогии.

А вот на уроке по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

услышать голоса разных героев помогает такой методический прием, как «прожива-

ние» образа. Условия игры таковы: каждый выбирает роль одного из героев романа

и пытается представить себя на его месте (задание домашнее). Вхождение в образ

происходит с первых минут урока. (Важно, что ребята находятся в круге, видят лицо

друг друга).

Учитель: Вы знакомы? Представьтесь друг другу. Слово о себе.

Что вы думаете о мире, в котором живете? Как поступает он с вами?

(Представление героев, которое начинается с попытки перевоплощения.

Я, Мармеладов...

Я, Дуня, сестра Раскольникова...

11

Я, Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Родиона...

Я, Сонечка Мармеладова...

Я, Катерина Ивановна...

Я, Родион Романович Раскольников...).

В момент краткого рассказа о своей жизни и месте в этом мире «герой» пыта-

ется оценить себя и других участников диалога. Возможность задать вопрос любому

– непременное условие в данной ситуации. Так, например, на вопрос Алене Иванов-

не, старухе-процентщице, о ее сестре: «Почему она так жестока и несправедлива к

ней?» был сразу же дан ответ: «А почему она позволяла такое отношение к себе?

Значит, Лизавета заслужила это».

То есть дети, играя в театр, находятся в прочной зависимости друг от друга,

свободно фантазируют, находят выход из трудной ситуации мгновенно.

Учитель: А вы, Петр Иванович Лужин, и вы, господин Свидригайлов, – кто в

этом мире? «Сильные мира сего?» Почему?

Слово Раскольникову. В чем был ваш эксперимент и удался ли он?

Ваше отношение к Раскольникову, кто желает высказаться?

В ходе разговора возникает естественное обсуждение проблем романа, где

звучит и слово Сони, ее «правда», и «правда» Лужина и Свидригайлова, и попытка

выбора Раскольникова – чью правду принимает он и почему?

Задача учителя на данном уроке-спектакле – постановка вопросов-раздражи-

телей, которые заставляют ученика мыслить, вникать в проблему, позволяют еще раз

обратиться к роману и подумать о жизни.

Такой урок дает пищу для размышления и не заканчивается со звонком – ребя-

та еще долго обсуждают его, теперь уже выйдя из образов и высказывая свое мне-

ние. На следующем уроке целесообразно это обсуждение довести до логического

конца, дав возможность оценить игру-исполнение каждого из героев, естественно, с

учетом знания текста и правдоподобия исполнения роли. Кстати, иное обсуждение

бывает не менее интересно, чем сам урок.

В некоторых классах одна из любимых форм урока «Суд над литературным ге-

роем». Также заданы определенные условия, распределяются заранее роли – дома

есть возможность продумать свое выступление, подобрать цитаты из текста для за-

щиты, обвинения, свидетельств. Причем право героя самому определить, на стороне

12

защиты или обвинения ты будешь выступать. Прокурор готовит обвинение, свиде-

телей со своей стороны, а адвокат – защиту и свидетелей со своей. Класс оформля-

ется под зал суда, соблюдаются необходимые церемонии.

Цель подобных уроков – углубленное понимание самого произведения с помо-

щью имитации определенных жизненных ситуаций, поскольку это и есть видение

реальной жизни учениками сегодняшнего дня. Не важен приговор, который обяза-

тельно выносится в конце урока-суда, важен сам процесс обсуждения, где по-ново-

му звучит текст, где герои могут раскрыться с неожиданной стороны.

К определенным правилам игры добавляется еще одно очень важное свойство

– импровизация. Импровизация – сценическая игра, не обусловленная твердым дра-

матическим текстом и не подготовленная на репетициях. Это самое ценное, на наш

взгляд, качество подобных уроков. Ученик, находясь в определенных условиях,

вживаясь в роль, пытается найти выход из сложившейся ситуации.

Учителю необходимы знания театральной педагогики.

Основоположниками ее в России были такие видные деятели театра как Щеп-

кин, Давыдов, Варламов, режиссер Ленский. Качественно новый этап в театральной

педагогике привнес с собой МХАТ и прежде всего его основатели Станиславский и

Немирович – Данченко. Многие актеры и режиссеры этого театра стали видными

театральными педагогами.

Относительно распространенными в практике российской общеобразователь-

ной школы являются театральные методики, разработанные А. П. Ершовой и В. М.

Букатовым. Это социо-игровые, интерактивные методики, которые легко поддаются

интерпретации, приспосабливаются к нуждам изучения любого предмета и откры-

вают широкий простор, как для детского, так и для учительского творчества.

Организационной основой уроков, по замыслу авторов, является социо-игро-

вой стиль общения. При таком стиле общения, как отмечают его авторы, театраль-

ная деятельность школьников не сводится к разыгрыванию обычных сценок. На

уроках группами учеников может «воплощаться» все, что угодно. Сценки могут ра-

зыгрываться по поводу нового сложного определения, термина или личного мнения

об обсуждаемом спектакле. Подготавливаются и исполняются такие сценки не-

13

большими группами (3–6) учеников тут же, на уроке или занятии, без долгих репе-

тиций и особой актерской подготовки.

В своей работе «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя» авто-

ры пишут: «... социо-игровой стиль – это стиль всего обучения, всего урока, а не од-

ного его какого-то элемента. Это не отдельные «вставные номера», это не разминка,

отдых или полезный досуг, это – стиль работы учителя и детей, смысл которого – не

столько облегчить детям свою работу, сколько позволить им, заинтересовавшись,

добровольно и глубоко втянуться в нее».

Социо-игровые театральные методики формируют и тренируют у современ-

ных детей именно те качества, которые отличают подготовленного театрального

зрителя: способность к сопереживанию и творческому отклику, зрительская чут-

кость к детали, умение прочитывать ее в спектакле, связывать с целым, вниматель-

ное отношение к другому человеку, к творчеству, искусству и т.д.

Еще Н. Бахтин, В. Всеволодский-Генгросс, Л. Розанов и другие деятели театра

1920-х годов выступали за то, чтобы театральной игрой был пронизан весь учебный

процесс. Так или иначе, формы внедрения театральной педагогики в практику

современной школы, о которых мы говорили выше, являются примерами внедрения

театрализованной деятельности в образовательный школьный процесс.

Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами те-

атральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями.

Нельзя не заметить рост интереса у школьников к всемирной истории, культуре, ис-

кусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить

их в образы, сочетать с художественным вымыслом.

Так у подростка формируется новая психология – творца, созидателя. Такое

состояние импонирует ему, поскольку в этом возрасте человек стремится стать

взрослым, самостоятельным, самоутвердиться.

Говоря о факторе успешности, применяемом в театральной педагогике, надо

прежде всего отметить тот факт, что социо-игровой стиль позволяет по новому

осмыслить роль педагога в образовательном процессе.

В данном случае педагог выступает, как режиссер создания ситуации друже-

ственного общения через контроль над своим поведением и поведением учеников.

14

Педагогу

необходимо

в

совершенстве

владеть

содержательным

материалом

предмета, что даст ему уверенность в поведении и скорость в его игровой трансфор-

мации материала в игровую задачную форму. Ему необходимо овладеть приемами

режиссерско-педагогического сценирования. Это, значит, уметь перевести учебный

материал в игровые проблемные задания. Распределить содержание урока по смыс-

ловым логически взаимосвязанным эпизодам. Вскрыть главную проблему учебного

материала и перевести ее в последовательный ряд игровых задач. Это может быть

как в форме дидактической игры, так и в форме ролевой игры. Необходимо обладать

большим арсеналом игровых ходов и постоянно накапливать их. Тогда можно наде-

яться на возможность импровизации во время урока.

Еще один фактор успешности - это управление своим поведением в общении.

Педагогу необходимо владеть актерско-педагогическим мастерством, освоить разно-

образную технику воздействий. Источать радостное, несмотря на ошибки и неудачи,

самочувствие. Любые позиционные конфликты, возникающие в учебной работе,

стремиться нейтрализовать своим деловым подходом, не входя в препирательства.

Уметь распоряжаться инициативой, регулируя напряжение сил и распределение ра-

бочих функций участников процесса. Для этого в полном объеме использовать ры-

чаги настойчивости как-то: различную (начиная от шепота) громкость голоса, его

высоту, различную скорость движения по классу и говорения, пристройки и до-

стройки, смену различных словесных воздействий. О таком языке мечтал А.С.Ма-

каренко, говоря о том, что педагогом можно стать лишь тогда, когда научишься два-

дцатью шестью способами говорить «пойди сюда».

заполняется антиобщественными предпочтениями и склонностями. Главным барье-

ром на пути криминализации молодежной среды является активная духовная рабо-

та, отвечающая интересам этого возраста. И здесь, школьный театр, вооруженный

приемами театральной педагогики, становиться тем клубным пространством, где

складывается

уникальная

воспитательная

ситуация.

Через

мощное

театральное

средство – сопереживание учебный театр объединяет детей и взрослых на уровне

общего совместного проживания, что становится эффективным средством влияния

на образовательный и воспитательный процесс.

15

Литература:

1. Аникст А. А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. – М., 1972.

2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

3. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе

изучения литературы в школе / под ред. О. Ю. Богдановой. – М., 1984.

4. Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литерату-

ры // Театр и образование. – М., 1992.

5. Ершова А. П., Леваньшина Т. В., Никольский Л. А. Театрально-творческие ме-

тоды работы на уроке литературы как средство развития зрительной и чита-

тельской культуры школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и

методистам ИУУ). – Ч. 2. – М., 1982.

6. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.

7. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура

поведения учителя. – М., 1998.

8. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просве-

щение, 1982.

9. Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализа-

ции замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993.

10.

Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы

анализа художественного произведения. – Владимир, 1991.

11.

Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1961.

12.

Колокольцев Е. Н. Искусство на уроках литературы. – Киев, 1991.

13.

Корст Н. О. Анализ драматических произведений. – В сб. Преподавание ли-

тературы в старших классах. – М., 1964.

14.

Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образова-

ние. – М., 1992.

15.

Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. – М.:

Просвещение, 1980.

16.

Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. – 1991. – № 1.

17.

Маранцман В. Г. Интерпретация художественного произведения как техно-

логия общения с искусством // Литература в школе. – 1998. – № 8.

16

\\

№ 1. Работа над спектаклем

Данный вид работы очень полезен для выстраивания продуктивных целе-

направленных отношений между детьми и их родителями, т.к. все они заняты одним

общим делом.

1.

Репетиционные занятия - работа над спектаклем.

1 этап – Ознакомительный

Цели:

Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

Распределить роли персонажей между детьми.

2 этап - Репетиционный

Цели:

17

Научить детей репетировать сказку по частям

Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и

запоминать их последовательность.

Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сце-

ны».

3 этап - Завершающий

Цели:

Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.

Научить детей чувствовать ритм спектакля

Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

4 этап - Генеральная репетиция

Цель: (для педагога)

Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредак-

тировать.

2. Показ спектакля или открытого занятия зрителям.

3. «Театральный словарь» - система занятий - бесед, направленных на

расширение представлений о театре.

Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных

выше направлений работы театральной студии.

№ 3. Турнир знатоков кулинарных блюд (по роману А.С. Пушкина «Ев-

гений Онегин»)

Цель: Учить находить детали в художественном произведении.

Задачи: 1) знакомство со своеобразием романа «Евгений Онегин» посред-

ством художественной детали;

2) развитие наблюдательности; расширение кругозора учащихся.

3) привитие вкуса к кулинарным блюдам.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

- «Евгений Онегин» - произведение уникальное, не имеющее аналогий ни в

русской, ни в мировой литературе. Основное внимание автор уделяет духовности

18

русского дворянского общества, и, воссоздавая бытовую сторону жизни представи-

телей высшего «света» и патриархального поместного дворянства, «гений остается

гением» даже в малом.

Поражает удивительная осведомленность А. С. Пушкина в вопросах совре-

менной ему кухни: в названиях блюд, в деталях их приготовления, кулинарной лек-

сике. Он с блеском использует кулинарный антураж для создания яркой и полной

картины жизни различных слоев российского дворянства.

На страницах романа то и дело мелькают названия целого ряда кушаний, чув-

ствуется, что поэт разбирается в них, как настоящий знаток.

В романе есть несколько специальных «кулинарных» отступлений, в которых

описываются «меню» ресторана «Талон» в Петербурге, домашнего дворянского за-

столья, чайного стола… по всему произведению рассеяны точные сведения о раз-

личных блюдах, готовых кушаньях и напитках.

Все это создает своеобразный красочный «кулинарный» фон романа, который,

в свою очередь, является показателем реальности описываемых событий.

Сегодня мы с вами проведем турнир знатоков кулинарных блюд по роману А.

С. Пушкина «Евгений Онегин» и узнаем, какая команда лучше ориентируется в

произведении, а также была внимательней на уроке. Наш турнир будет состоять из

трех туров. После каждого тура жюри будет объявлять результаты каждой команды.

(Представление состава жюри.)

I ТУР.

Первый тур состоит из шести вопросов, по три для каждой команды. Я буду

зачитывать отрывки из романа, в которых пропущено название блюда. Ваша задача

состоит в том, чтобы определить, какое слово пропущено. Максимальное количе-

ство баллов за этот конкурс – 3б. Жюри оценивает правильность ответов, скорость

выполнения задания.

Представление команд.

Задания первого тура.

К Talon помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток;

19

Пред ним ________ окровавленный. (ростбиф)

У них на масленице жирной

Водились русские _________. (блины)

Еще бокалов жажда просит

Залить горячий жир _______. (котлет)

Пред ним ростбиф окровавленный,

И _______, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет. (трюфли)

И _______ нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым… (Страсбургский пирог)

Затем, что не всегда же мог

… ________ и страсбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой… (бифштекс)

Вот мы с вами еще раз убедились, что Пушкин не только художник слова, но и

знаток кулинарного дела, энергично и точно изображающий кулинарные пристра-

стия своих героев, тем самым раздвигает рамки характеристик отдельных героев,

например, пишет о гастрономических вкусах Онегина, человека изнеженного и из-

балованного, и обстановки романа в целом.

(Объявление итогов жюри после первого тура).

Второй тур.

Задания рассчитаны на то, что на предыдущем уроке вы были внимательны и

помните все, о чем мы говорили. Я даю характеристику блюда, а вы должны его на-

звать, и наоборот. Максимальное количество баллов – 5. Жюри будет оцениваться

полнота и правильность ответов. Итак, давайте подробнее рассмотрим, что пред-

ставляли собой изображенные столь натурально, и так, видимо, любимые автором и

его героем блюда.

Задания второго тура.

1. Холодное английское блюдо, бычья вырезка, зажаренная в печи или на вер-

теле таким образом, чтобы ее внутренняя часть осталась полусырой, кроваво-розо-

вой. Подавалось на блюде, огарнированное цельным, изжаренным во фритюре мел-

20

ким картофелем, цветной и брюссельской капустой, зеленым горошком, луком, каш-

танами. (Ростбиф с кровью)

2. Это горячее, истинно французское блюдо. Это земляные грибы. Их очищали

от земли, вымачивали полчаса в холодной воде, обрабатывали тщательно каждый

грибок и еще раз на полчаса оставляли в чистой холодной воде. А далее начинался

процесс непосредственного приготовления блюда. Вот один из них: грибы отварива-

ли на медленном огне под плотно закрытой крышкой, чтобы они сохранили аромат

и не затвердели, затем обжаривали в масле и сметане и подавали с картофелем.

(Трюфели)

Расскажите, как готовили бифштекс.

(Из бычьей вырезки. Ее нарезали крупными кубическими кусками, хорошо про-

жаривали на углях и в меру перчили, смазывали кусочком холодного сливочного мас-

ла и обильно осыпали зеленью петрушки и укропа.)

Расскажите, что нужно сделать, чтобы испечь «Страсбургский пирог нетле-

ный»?

(Это паштет, запеченный в слоенном тесте. Фарш из телячьей печенки: те-

лячью печенку наскоблить ножом, распустить 100 г. масла, поджарить в нем 1

мелко изрубленную луковицу, потом положить в это масло печенку, держать на

плите, мешая, пока не побелеет, сложить на салфетку, отжать, потом истолочь,

протереть сквозь редкое сито; изжарить в 1 ложке масла яичницу из 3-4 яиц; 400

г. телятины очистить от жил, изрубить, как можно мельче, истолочь, прибавить

120 г. батона, намоченного в молоке и выжатого, мускатного ореху, перец, 3 яйца;

смешать все это с печенкой, истолочь, протереть сквозь сито, потом прибавить

нашинкованных трюфелей 3-5 шт., выпекать в печи, внимательно следя за тем,

когда паштет закипит. Выпекать примерно 1 час при умеренной температуре.)

Какому безалкогольному бодрящему напитку отдавала предпочтение аристо-

кратия Петербурга? (Кофе)

Что было одним из излюбленных некрепких алкогольных напитков на Руси?

Их приготовляли из всяких ягод и фруктов. (Наливки)

Вот и закончился 2 тур, и мы с вами еще раз убедились, что поэт с уважением

относился к отечественной и зарубежной кухне, любил их своеобразие и традиции.

(Объявление итогов второго тура).

21

Третий тур – это ваше домашнее задание. Вы должны были приготовить блю-

до, упомянутое в романе по рецепту того времени. Итак, блюдо вы подаете жюри и

рассказываете, как его готовили. Жюри оценивает вкус и оформление. Максималь-

ное количество баллов – 10 (5б. – за вкус, 5б. – за оформление).

Представление командами своего блюда.

1-я команда – царские блины.

200 г. сливочного масла растопить, процедить в каменную чашку (подойдет

эмалированная, лучше стеклянная), остудить, положить туда же 6 желтков, выме-

шать лопаткой в одну сторону, положить 1 чайную ложку сахара, мешать на льду,

пока не начнет пениться. Приготовить бешамель: 100 г. муки развести 1/2 стаканами

сливок, прокипятить, мешая постоянно, довести до густоты теста для блинов, снять

с огня, продолжать мешать на льду, пока не остынет, влить его в приготовленное

масло с желтками и сахаром, опять помешать в ту же сторону; положить 1/2 стакана

густых, взбитых в пену сливок, размешать и печь. Блины не снимать со сковороды

ножом, а опрокидывать на блюдо, пересыпая сахаром и сбрызгивая лимонным со-

ком.

2-я команда – котлеты.

Мясо нарезали так, чтобы при каждой котлете была косточка, выбивали, соли-

ли, посыпали перцем, обваливали в муке, поджаривали в масле с обеих сторон, за-

тем клали в кастрюльку, куда вливали 1/2 стакана вина и 1/2 стакана бульона, туши-

ли до мягкости, перед тем как подать, опускали туда несколько ломтиков лимона без

зерен.

Подведение итогов. Награждение.

Слово учителя:

Вот мы с вами и убедились, что гений велик и в малом. Даже такой незначи-

тельный, на первый взгляд, момент действия, как прием пищи, еда, под пером

большого мастера обретает звучание существенной художественной детали, расши-

ряющей

представление

читателя

о

характере,

привязанностях

и

вкусах

героев

произведения и общества в целом.

Так осведомленность Пушкина в вопросах кулинарии оживила, окрасила и до-

полнила грандиозное живописное многоплановое полотно, имя которому роман

«Евгений Онегин».

22

№ 4. Литературно-музыкальная композиция « И смех, и слёзы, и любовь …»

Цели: прививать любовь к классической литературе, воспитывать грамотного

читателя, пробуждать чувство прекрасного, развивать речь и память.

Оборудование: диск с музыкой русских и зарубежных композиторов, костюмы,

декорации, для гостей: программки и пригласительные билеты.

(звучит музыка «Вальс» Штрауса)

Учитель:

Здравствуйте дорогие гости!

Мы рады видеть Вас на нашем театрализованном вечере. Вашему вниманию будут

представлены отрывки из драматических произведений русских классиков в испол-

нении учеников старших классов нашей школы.

Итак, мы начинаем!

23

(звучит музыка Вивальди «Зима»)

Ведущий: На холмах Грузии лежит ночная мгла

Шумит Арагва предо мной

Мне грустно и легко: душа моя светла

Душа моя полна тобою

Тобой, одной тобой. Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит

И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может!

Отрывок из драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов» Сцена у фонтана.

(звучит музыка Бетховена «К Элизе»)

Ведущий: Если б вдруг ожила небылица,

На окно я поставлю свечу,

Приходи… Мы не будем делиться,

Все отдать тебе счастье хочу!

Ты придешь и на голос печали

Потому что светла и нежна,

Потому что тебя обещали

Мне когда-то сирень и луна.

Но… бывают такие минуты,

Когда страшно и пусто в груди…

Я тяжел - и, немой и согнутый…

Я хочу быть один… уходи!

Отрывок из пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума».

(звучит музыка Шопена «Прелюдия»)

Ведущий: Опять мечты, опять любовь

В пустой груди бушуют на просторе,

Изломанный челнок, он снова брошен в море:

Вернётся ль к пристани он вновь?

Отрывок из драмы М.Ю.Лермантова «Маскарад».

24

(звучит музыка Брамса «Венгерский танец»)

Ведущий: Хорошо при свете лампы

Книжки милые читать,

Пересматривать эстампы

И по клавишам бренчать.

Щекоча мозги и чувства

Обаяньем красоты,

Лить душистый мёд искусства

В бездну русской пустоты.

Отрывок из пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор».

(звучит музыка Чайковского «Осень»)

Ведущий: Не искушай меня без нужды,

Возвратом нежности твоей

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней.

Уж я не верю увереньям

Уж я не верую в любовь

И не хочу предаться вновь

Раз обманувшим сноведеньям.

Отрывок из пьесы А.Н.Островского «Бесприданница».

(звучит музыка Чайковского «Вальс цветов»)

Ведущий: На холмах Грузии лежит ночная мгла

Шумит Арагва предо мной

Мне грустно и легко: душа моя светла

Душа моя полна тобою

Тобой, одной тобой. Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит

И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может!

25

(выходят артисты, кланяются).

Учитель:

Наш вечер закончен. Благодарим за внимание.