Автор: Шарипова Елена Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Многопрофильная школа №181" Советского района
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Театр как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС".
Описание педагогического опыта
«Театр как средство образовательной деятельности в условиях реализации
ФГОС».
Шариповой Елены Юрьевны
(учитель русского языка и литературы)
2
«Чтобы потрясать дру-
гих,
надо самому быть потрясен-
ным»
А.П.Довжен-
ко
В педагогике есть вещи, которым невозможно научить. Согласитесь, очень ча-
сто процесс обучения в школе превращается в процесс принуждения к учебе. Но
«навязанные» знания не очень хороши. Они, как правило, поверхностны и недолго-
вечны. Напротив, если у ученика есть интерес к изучаемому предмету, он с радо-
стью будет воспринимать все, что связано с этим предметом, а также будет пытаться
узнать еще что-нибудь самостоятельно.
Проблема интереса – одна из важнейших при обучении в школе. Чтобы возни-
кал и развивался интерес к обучению, необходимы определенные условия:
Прежде всего, это организации обучения, при которой ученик вовлекается в
процесс
самостоятельного
поиска
и
открытия
новых
знаний,
решения
задач
проблемного характера.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен.
3
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важ-
ности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разде-
лов.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он ин-
тереснее для учащихся.
Обучение должно быть трудным, но посильным.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему
работа.
Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность
самого учителя с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к
предмету.
Приведенному комплексу условий могут отвечать только нетрадиционные
формы организации учебного процесса. К таковым относятся и уроки с применени-
ем основ театральной педагогики.
Еще в 1963 году методологи отмечали, что опыт К.С. Станиславского нужен
психологам, исследующим вопросы речи, мышления, внимания, эмоций, и педаго-
гам. Другими словами, настоящему учителю необходимо владеть актерским искус-
ством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников.
Но театр играет колоссальную роль не только в формировании профессио-
нальной компетенции учителя. Он незаменим и в самом процессе обучения и воспи-
тания. И самый верный путь в решении этого вопроса – это собственный театраль-
ный опыт, организация театральной студии, драматического кружка …
Три года я применяю театральную педагогику в своей работе. Формы могут
быть разные: начиная от «театра одного актера» - каким я являюсь на любом уроке,
до
колоссальнейших
постановок
драматических
произведений,
так
любимых
и
детьми, и родителями, и учителями.
Обогащая театральный опыт подростка, я открываю ему глубину и разнообра-
зие человеческих чувств и страстей, развиваю его собственную духовную жизнь,
бужу его творческие способности. Могу с уверенностью сказать, что ученики охот-
но становятся «актерами», и здесь не играет роли ни успеваемость, ни поведение,
ни любовь или нелюбовь к чтению. А лучше всего роли удаются у ребят с удовле-
4
творительной
успеваемостью
и
далеко
не
удовлетворительным
поведением.
Применение театральной педагогики оказывает необыкновенно положитель-
ное влияние на развитие детского интеллекта, читательских пристрастий, на сферу
чувств, на умение красиво и свободно держаться, на выработку правильной и ясной
речи, на формирование чувства ответственности.
Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоцио-
нальную
атмосферу
для
восприятия
и
углубленного
понимания
литературных
произведений. Такие занятия предоставляют подросткам возможность раскрыть ин-
дивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения. В
связи с данными целями необходимо решение следующих задач:
установить точки соприкосновения двух предметов;
выявить общие понятия.
Закономерная взаимосвязь литературы и театра постигается учащимися на
уроках анализа художественных произведений. Таким образом, литература и театр
неотделимы и естественно дополняют друг друга.
5
Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес школьников к уро-
кам литературы, помочь понять характеры героев.
Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной
деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к
тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту.
Важно, чтобы школьник, работающий над инсценировкой эпического произ-
ведения или его эпизода, умел:
выделить основную сюжетную линию рассказа, определить ее завязку, куль-
минацию и развязку (а по мере надобности – и экспозицию);
уяснить движущую силу действия – столкновение, борьбу, вражду, ссору и т.
п. (конфликт);
определить главных и второстепенных лиц, осознать их взаимоотношения,
представить себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего
лица в зависимости от его характера;
уяснить значение речи действующего лица как его основной характеристики;
осознать главную мысль рассказа и отношение автора к изображенным им со-
бытиям и лицам – от этого зависит общий характер инсценировки (жанр и ее
пафос).
Поставив перед собой такие задачи, словесник чрезвычайно ответственно
подходит к отбору эпизодов или рассказов, предназначенных для инсценирования.
Он должен убедить учащихся, что инсценировка подчиняется законам драмы, и та-
ким образом познакомить их с этими законами. Можно доверить выбор материала
для инсценировки самим учащимся, что будет эффективно при воспитании в них
грамотного и внимательного читателя.
Главная задача в том, чтобы определить основные принципы и приемы анали-
за, которые помогли бы школьнику при чтении пьесы ощутить особый характер ее
выразительных средств и помогли бы ему сделать правильный выбор материала для
инсценирования. Найти методические пути для решения этой задачи нам помогает
известное высказывание К. С. Станиславского: «Лучший способ познать пьесу – это
проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ве-
дется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе игра-
ет каждый персонаж, каково его участие в конфликте, какова его линия борьбы, ка-
ково его поведение?».
6
В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно ис-
пользовать элементы театрализации, так как литература и театр – два вида искус-
ства, общим для которых является слово.
Сопоставление текста произведения с театральным изображением отдельных
сцен усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения,
расширяет знания и умения учащихся. Например, при изучении в IX классе повести
Б.В. Васильева «В списках не значился», рассматривая в системе женских образов
образ Мирры, я ввожу в начале урока 10-минутную сцену: монолог Мирры. Учиты-
вая то, что на воображаемой сцене воспроизведены картины войны, а героиня одеты
в соответствующие времени костюмы, ученики погружаются в атмосферу прошлого
и им гораздо проще охарактеризовать героиню и понять глубину ее поступков.
Или же на завершающем этапе работы над баснями А.Крылова я провожу урок-
викторину, где ребятам предстоит вспомнить портретные и речевые характеристики
всех героев, их отношение друг к другу и взгляды на те или иные жизненные аспек-
ты. И один из туров заключается в следующем: на воображаемой сцене,ставят олну
из басен.. Командам нужно узнать героев, назвать их, вспомнить, в связи, с чем и к
кому они обращаются в своих монологах? Почему возник спор между героями? Что
было потом? … Вопросы и задания – это уже на усмотрение учителя.
А как заинтересовать ребят в изучении приемов создания комического на при-
мере комедии Фонвизина «Бригадир»? Элементарно! На первом уроке знакомства с
пьесой я показываю сцену диалога Иванушки и советницы .Эффект ошеломляю-
щий! Сквозь взрывы смеха всегда будет слышан вопрос: «Что смешного в речи ге-
роев?» Заинтриговали? Да!
Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и
глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к
разуму ученика, но и к его чувствам.
Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуа-
ра, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление ко-
стюмов, декораций, реквизита, рисунок, живопись и т. д. Тем самым создаются
благоприятные условия для формирования эстетических ценностей (чувство красо-
ты).
7
В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают по-
требность в дополнительной информации (сведения из области исторической этно-
графии, материальной культуры, религии, искусства) и сами начинают поиск нужно-
го материала; читают дополнительную литературу (справочную, научно-популяр-
ную, художественную литературу, критическую литературу), чаще обращаются за
консультацией к учителю – это создает условия для формирования навыков (опыта)
самообразования.
Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств,
атрибутов и их элементов – при изучении, закреплении и обобщении программного
материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические
будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить
свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуни-
кативных умений.
При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление эле-
ментов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и уча-
щихся. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демокра-
тичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и
свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность. Необходимо сказать,
что и сам процесс подготовки к уроку тоже может быть одним из элементов пробу-
ждения интереса к предмету.
Наполнение сценария фактическим материалом и его реализация на театрали-
зованном уроке требует от учащихся серьезных усилий в работе с учебником, пер-
воисточником, научно-популярной литературой при изучении соответствующих ис-
торических сведений, что, в конечном счете, вызывает у них интерес к знаниям.
Театрализация – один из самых популярных методов работы не только учи-
телей-словесников. Ее используют все учителя, стремящиеся сделать свой урок ин-
тересным и разнообразным.
Но урок литературы – всегда маленький спектакль, в котором «играют все»,
даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика
и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Это особый те-
атр, где импровизация – душа всего. И, кажется, что ты готов к любому изменению
8
в «сценарии», предвидишь реакцию актеров на некоторые вопросы, но … на таком
уроке невозможно предугадать все варианты разворачивающегося театрального дей-
ствия.
Долгое время существовал взгляд на литературу как отражение исторических
событий и политических течений, но ведь во все века авторы художественных
произведений решали один вопрос – что есть человек? Поэтому и учитель должен
дать возможность самим ученикам разобраться в проблемах героев, показать, что
литературные персонажи близки живым людям. В этом поможет учителю театраль-
ная педагогика, занимающаяся законами построения урока как сценического дей-
ствия.
Начало урока – самое главное. Это двигатель всего будущего разговора. Ис-
ходными событиями может послужить вопрос-интрига, жизненная ситуация самого
учителя (она бывает крайне интересна ученикам), история, прочитанная в книге,
статья из газеты, письмо кого-либо и т. д. – одним словом, факты-раздражители, ис-
пользуемые учителем с целью завоевать внимание аудитории, заинтриговать, сосре-
доточить мысли учеников на предмете будущего спора.
Вторая часть урока – основное его событие. Литературное произведение ана-
лизируется следующим образом: рассматриваются детали, сны, реплики героев, их
внутренние монологи – для этого необходимо вдумчивое «вчитывание» художе-
ственного текста, так как это важно в постижении характеров героев, их концепций
и идей.
Третья часть урока – центральное событие. Учитель может поделить учащих-
ся на творческие группы, включив их в ролевую игру, попросить составить вопросы,
которые хотели, но не смогли задать героини рассказа студенту и т. п. Главное, что-
бы деятельностью были охвачены все ребята.
Самым важным, решающим этапом урока является четвертый, главный, ради
которого совершается театральное действие. Ученики-актеры открывают для себя
истину, делают с помощью своих логических умозаключений и вопросов-раздражи-
телей учителя, направляющего течение разговора в нужное русло, открытие, кото-
рое совершили вместе: ученик, учитель и автор произведения. Открытие может со-
провождаться эмоциональным взрывом, «моментом истины», когда на некоторое
9
время ребята забудут о том, где и кто они, полностью поверив в реальность игры.
Но, впрочем, эмоционального всплеска может и не произойти. Может установиться
глубокая тишина, она тоже будет свидетельством живого участия каждого из них в
проблемах, затронутых на уроке. Это самая ценная и трогательная минута для авто-
ра урока – учителя, так как задача решена, цель достигнута: никто с урока не уйдет
равнодушным.
Уроки литературы призваны научить человека думать, творить, отстаивать
свои убеждения, но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написа-
но людьми и для людей.
В современной школе педагоги все чаще обращаются к разного рода театрали-
зации. Театрализация и игра уже давно входят в большинство традиционных пред-
метов – в форме ролевых игр, творческих экзаменов. Освоение самого принципа
игры, умение взять на себя ту или иную роль, обучение способам общения с аудито-
рией, умение концентрироваться и многое другое все чаще становится необходимой
реальностью учебного процесса.
Чтобы провести ролевую игру на уроке, надо выбрать тему, определить дей-
ствующих лиц, обрисовать психологический портрет персонажа. Подготовка начи-
нается с домашних заготовок. Во время игры развитие событий зависит от инициа-
тивы, фантазии и жизненного опыта участников. Ведущий (учитель) может помо-
гать им, задавать наводящие вопросы, таким образом, влияя на ход игры.
При этом надо помнить, что игра уже началась и в вопросах должно звучать
обращение к персонажу по его игровому имени. В результате проведения игровых
занятий учащиеся осмысливают общечеловеческие ценности, приобретают навыки
участия в дискуссии и принятия коллективных решений в различных ситуациях.
Для того чтобы провести такие уроки, необходима тщательная подготовка как
учащихся, так и учителя. Прежде всего учащимся надо знать текст, причем в некото-
рых главах – в деталях; «прокурорам» и «адвокатам» продумать свою речь. Такой
урок включает в работу весь класс. Учитель же должен стать организатором игры,
лучше – судьей, направлять учеников к цели. От преподавателя требуется уважение
к детям, готовность вступить в диалог, поддержать интерес каждого, живая реакция
на ход игры.
10
Ролевая игра на уроках литературы позволяет изменить подходы к изучению
творчества писателя, отступить от традиции, ставшей штампом; позволяет учаще-
муся сделать для себя маленькое открытие. Это не просто развлечение, а особый эф-
фективный способ постижения сложных языковых явлений. Игры развивают ум-
ственные и творческие способности учащихся, потому что учат выбирать из различ-
ных вариантов наилучший. Формируют волю, активность, самостоятельность, обо-
гащают чувства, дают возможность испытать радость от познания собственных сил,
помогают социальной адаптации, повышению самооценки и преодолению возраст-
ных кризисов.
Созданию максимальных условий для свободно-
го
эмоционального
контакта,
раскованности,
взаим-
ного доверия и творческой атмосферы способствует
игра.
В зависимости от цели урока способы вовлече-
ния детей в ход игры могут быть разными.
Если задача – проникнуть в мир героев сказок А.
С. Пушкина, то варианты заданий-условий могут быть
такими: представить себя на месте одного из героев
так, чтобы участники игры узнали тебя по мимике, же-
стам, пантомиме; представить себя на месте автора и досочинить сказку или приду-
мать сказку по аналогии.
А вот на уроке по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
услышать голоса разных героев помогает такой методический прием, как «прожива-
ние» образа. Условия игры таковы: каждый выбирает роль одного из героев романа
и пытается представить себя на его месте (задание домашнее). Вхождение в образ
происходит с первых минут урока. (Важно, что ребята находятся в круге, видят лицо
друг друга).
Учитель: Вы знакомы? Представьтесь друг другу. Слово о себе.
Что вы думаете о мире, в котором живете? Как поступает он с вами?
(Представление героев, которое начинается с попытки перевоплощения.
Я, Мармеладов...
Я, Дуня, сестра Раскольникова...
11
Я, Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Родиона...
Я, Сонечка Мармеладова...
Я, Катерина Ивановна...
Я, Родион Романович Раскольников...).
В момент краткого рассказа о своей жизни и месте в этом мире «герой» пыта-
ется оценить себя и других участников диалога. Возможность задать вопрос любому
– непременное условие в данной ситуации. Так, например, на вопрос Алене Иванов-
не, старухе-процентщице, о ее сестре: «Почему она так жестока и несправедлива к
ней?» был сразу же дан ответ: «А почему она позволяла такое отношение к себе?
Значит, Лизавета заслужила это».
То есть дети, играя в театр, находятся в прочной зависимости друг от друга,
свободно фантазируют, находят выход из трудной ситуации мгновенно.
Учитель: А вы, Петр Иванович Лужин, и вы, господин Свидригайлов, – кто в
этом мире? «Сильные мира сего?» Почему?
Слово Раскольникову. В чем был ваш эксперимент и удался ли он?
Ваше отношение к Раскольникову, кто желает высказаться?
В ходе разговора возникает естественное обсуждение проблем романа, где
звучит и слово Сони, ее «правда», и «правда» Лужина и Свидригайлова, и попытка
выбора Раскольникова – чью правду принимает он и почему?
Задача учителя на данном уроке-спектакле – постановка вопросов-раздражи-
телей, которые заставляют ученика мыслить, вникать в проблему, позволяют еще раз
обратиться к роману и подумать о жизни.
Такой урок дает пищу для размышления и не заканчивается со звонком – ребя-
та еще долго обсуждают его, теперь уже выйдя из образов и высказывая свое мне-
ние. На следующем уроке целесообразно это обсуждение довести до логического
конца, дав возможность оценить игру-исполнение каждого из героев, естественно, с
учетом знания текста и правдоподобия исполнения роли. Кстати, иное обсуждение
бывает не менее интересно, чем сам урок.
В некоторых классах одна из любимых форм урока «Суд над литературным ге-
роем». Также заданы определенные условия, распределяются заранее роли – дома
есть возможность продумать свое выступление, подобрать цитаты из текста для за-
щиты, обвинения, свидетельств. Причем право героя самому определить, на стороне
12
защиты или обвинения ты будешь выступать. Прокурор готовит обвинение, свиде-
телей со своей стороны, а адвокат – защиту и свидетелей со своей. Класс оформля-
ется под зал суда, соблюдаются необходимые церемонии.
Цель подобных уроков – углубленное понимание самого произведения с помо-
щью имитации определенных жизненных ситуаций, поскольку это и есть видение
реальной жизни учениками сегодняшнего дня. Не важен приговор, который обяза-
тельно выносится в конце урока-суда, важен сам процесс обсуждения, где по-ново-
му звучит текст, где герои могут раскрыться с неожиданной стороны.
К определенным правилам игры добавляется еще одно очень важное свойство
– импровизация. Импровизация – сценическая игра, не обусловленная твердым дра-
матическим текстом и не подготовленная на репетициях. Это самое ценное, на наш
взгляд, качество подобных уроков. Ученик, находясь в определенных условиях,
вживаясь в роль, пытается найти выход из сложившейся ситуации.
Учителю необходимы знания театральной педагогики.
Основоположниками ее в России были такие видные деятели театра как Щеп-
кин, Давыдов, Варламов, режиссер Ленский. Качественно новый этап в театральной
педагогике привнес с собой МХАТ и прежде всего его основатели Станиславский и
Немирович – Данченко. Многие актеры и режиссеры этого театра стали видными
театральными педагогами.
Относительно распространенными в практике российской общеобразователь-
ной школы являются театральные методики, разработанные А. П. Ершовой и В. М.
Букатовым. Это социо-игровые, интерактивные методики, которые легко поддаются
интерпретации, приспосабливаются к нуждам изучения любого предмета и откры-
вают широкий простор, как для детского, так и для учительского творчества.
Организационной основой уроков, по замыслу авторов, является социо-игро-
вой стиль общения. При таком стиле общения, как отмечают его авторы, театраль-
ная деятельность школьников не сводится к разыгрыванию обычных сценок. На
уроках группами учеников может «воплощаться» все, что угодно. Сценки могут ра-
зыгрываться по поводу нового сложного определения, термина или личного мнения
об обсуждаемом спектакле. Подготавливаются и исполняются такие сценки не-
13
большими группами (3–6) учеников тут же, на уроке или занятии, без долгих репе-
тиций и особой актерской подготовки.
В своей работе «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя» авто-
ры пишут: «... социо-игровой стиль – это стиль всего обучения, всего урока, а не од-
ного его какого-то элемента. Это не отдельные «вставные номера», это не разминка,
отдых или полезный досуг, это – стиль работы учителя и детей, смысл которого – не
столько облегчить детям свою работу, сколько позволить им, заинтересовавшись,
добровольно и глубоко втянуться в нее».
Социо-игровые театральные методики формируют и тренируют у современ-
ных детей именно те качества, которые отличают подготовленного театрального
зрителя: способность к сопереживанию и творческому отклику, зрительская чут-
кость к детали, умение прочитывать ее в спектакле, связывать с целым, вниматель-
ное отношение к другому человеку, к творчеству, искусству и т.д.
Еще Н. Бахтин, В. Всеволодский-Генгросс, Л. Розанов и другие деятели театра
1920-х годов выступали за то, чтобы театральной игрой был пронизан весь учебный
процесс. Так или иначе, формы внедрения театральной педагогики в практику
современной школы, о которых мы говорили выше, являются примерами внедрения
театрализованной деятельности в образовательный школьный процесс.
Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами те-
атральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями.
Нельзя не заметить рост интереса у школьников к всемирной истории, культуре, ис-
кусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить
их в образы, сочетать с художественным вымыслом.
Так у подростка формируется новая психология – творца, созидателя. Такое
состояние импонирует ему, поскольку в этом возрасте человек стремится стать
взрослым, самостоятельным, самоутвердиться.
Говоря о факторе успешности, применяемом в театральной педагогике, надо
прежде всего отметить тот факт, что социо-игровой стиль позволяет по новому
осмыслить роль педагога в образовательном процессе.
В данном случае педагог выступает, как режиссер создания ситуации друже-
ственного общения через контроль над своим поведением и поведением учеников.
14
Педагогу
необходимо
в
совершенстве
владеть
содержательным
материалом
предмета, что даст ему уверенность в поведении и скорость в его игровой трансфор-
мации материала в игровую задачную форму. Ему необходимо овладеть приемами
режиссерско-педагогического сценирования. Это, значит, уметь перевести учебный
материал в игровые проблемные задания. Распределить содержание урока по смыс-
ловым логически взаимосвязанным эпизодам. Вскрыть главную проблему учебного
материала и перевести ее в последовательный ряд игровых задач. Это может быть
как в форме дидактической игры, так и в форме ролевой игры. Необходимо обладать
большим арсеналом игровых ходов и постоянно накапливать их. Тогда можно наде-
яться на возможность импровизации во время урока.
Еще один фактор успешности - это управление своим поведением в общении.
Педагогу необходимо владеть актерско-педагогическим мастерством, освоить разно-
образную технику воздействий. Источать радостное, несмотря на ошибки и неудачи,
самочувствие. Любые позиционные конфликты, возникающие в учебной работе,
стремиться нейтрализовать своим деловым подходом, не входя в препирательства.
Уметь распоряжаться инициативой, регулируя напряжение сил и распределение ра-
бочих функций участников процесса. Для этого в полном объеме использовать ры-
чаги настойчивости как-то: различную (начиная от шепота) громкость голоса, его
высоту, различную скорость движения по классу и говорения, пристройки и до-
стройки, смену различных словесных воздействий. О таком языке мечтал А.С.Ма-
каренко, говоря о том, что педагогом можно стать лишь тогда, когда научишься два-
дцатью шестью способами говорить «пойди сюда».
заполняется антиобщественными предпочтениями и склонностями. Главным барье-
ром на пути криминализации молодежной среды является активная духовная рабо-
та, отвечающая интересам этого возраста. И здесь, школьный театр, вооруженный
приемами театральной педагогики, становиться тем клубным пространством, где
складывается
уникальная
воспитательная
ситуация.
Через
мощное
театральное
средство – сопереживание учебный театр объединяет детей и взрослых на уровне
общего совместного проживания, что становится эффективным средством влияния
на образовательный и воспитательный процесс.
15
Литература:
1. Аникст А. А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. – М., 1972.
2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
3. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе
изучения литературы в школе / под ред. О. Ю. Богдановой. – М., 1984.
4. Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литерату-
ры // Театр и образование. – М., 1992.
5. Ершова А. П., Леваньшина Т. В., Никольский Л. А. Театрально-творческие ме-
тоды работы на уроке литературы как средство развития зрительной и чита-
тельской культуры школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и
методистам ИУУ). – Ч. 2. – М., 1982.
6. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
7. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура
поведения учителя. – М., 1998.
8. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просве-
щение, 1982.
9. Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализа-
ции замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993.
10.
Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы
анализа художественного произведения. – Владимир, 1991.
11.
Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1961.
12.
Колокольцев Е. Н. Искусство на уроках литературы. – Киев, 1991.
13.
Корст Н. О. Анализ драматических произведений. – В сб. Преподавание ли-
тературы в старших классах. – М., 1964.
14.
Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образова-
ние. – М., 1992.
15.
Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. – М.:
Просвещение, 1980.
16.
Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. – 1991. – № 1.
17.
Маранцман В. Г. Интерпретация художественного произведения как техно-
логия общения с искусством // Литература в школе. – 1998. – № 8.
16
\\
№ 1. Работа над спектаклем
Данный вид работы очень полезен для выстраивания продуктивных целе-
направленных отношений между детьми и их родителями, т.к. все они заняты одним
общим делом.
1.
Репетиционные занятия - работа над спектаклем.
1 этап – Ознакомительный
Цели:
Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
Распределить роли персонажей между детьми.
2 этап - Репетиционный
Цели:
17
Научить детей репетировать сказку по частям
Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и
запоминать их последовательность.
Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сце-
ны».
3 этап - Завершающий
Цели:
Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
Научить детей чувствовать ритм спектакля
Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
4 этап - Генеральная репетиция
Цель: (для педагога)
Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредак-
тировать.
2. Показ спектакля или открытого занятия зрителям.
3. «Театральный словарь» - система занятий - бесед, направленных на
расширение представлений о театре.
Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных
выше направлений работы театральной студии.
№ 3. Турнир знатоков кулинарных блюд (по роману А.С. Пушкина «Ев-
гений Онегин»)
Цель: Учить находить детали в художественном произведении.
Задачи: 1) знакомство со своеобразием романа «Евгений Онегин» посред-
ством художественной детали;
2) развитие наблюдательности; расширение кругозора учащихся.
3) привитие вкуса к кулинарным блюдам.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
- «Евгений Онегин» - произведение уникальное, не имеющее аналогий ни в
русской, ни в мировой литературе. Основное внимание автор уделяет духовности
18
русского дворянского общества, и, воссоздавая бытовую сторону жизни представи-
телей высшего «света» и патриархального поместного дворянства, «гений остается
гением» даже в малом.
Поражает удивительная осведомленность А. С. Пушкина в вопросах совре-
менной ему кухни: в названиях блюд, в деталях их приготовления, кулинарной лек-
сике. Он с блеском использует кулинарный антураж для создания яркой и полной
картины жизни различных слоев российского дворянства.
На страницах романа то и дело мелькают названия целого ряда кушаний, чув-
ствуется, что поэт разбирается в них, как настоящий знаток.
В романе есть несколько специальных «кулинарных» отступлений, в которых
описываются «меню» ресторана «Талон» в Петербурге, домашнего дворянского за-
столья, чайного стола… по всему произведению рассеяны точные сведения о раз-
личных блюдах, готовых кушаньях и напитках.
Все это создает своеобразный красочный «кулинарный» фон романа, который,
в свою очередь, является показателем реальности описываемых событий.
Сегодня мы с вами проведем турнир знатоков кулинарных блюд по роману А.
С. Пушкина «Евгений Онегин» и узнаем, какая команда лучше ориентируется в
произведении, а также была внимательней на уроке. Наш турнир будет состоять из
трех туров. После каждого тура жюри будет объявлять результаты каждой команды.
(Представление состава жюри.)
I ТУР.
Первый тур состоит из шести вопросов, по три для каждой команды. Я буду
зачитывать отрывки из романа, в которых пропущено название блюда. Ваша задача
состоит в том, чтобы определить, какое слово пропущено. Максимальное количе-
ство баллов за этот конкурс – 3б. Жюри оценивает правильность ответов, скорость
выполнения задания.
Представление команд.
Задания первого тура.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
19
Пред ним ________ окровавленный. (ростбиф)
У них на масленице жирной
Водились русские _________. (блины)
Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир _______. (котлет)
Пред ним ростбиф окровавленный,
И _______, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет. (трюфли)
И _______ нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым… (Страсбургский пирог)
Затем, что не всегда же мог
… ________ и страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой… (бифштекс)
Вот мы с вами еще раз убедились, что Пушкин не только художник слова, но и
знаток кулинарного дела, энергично и точно изображающий кулинарные пристра-
стия своих героев, тем самым раздвигает рамки характеристик отдельных героев,
например, пишет о гастрономических вкусах Онегина, человека изнеженного и из-
балованного, и обстановки романа в целом.
(Объявление итогов жюри после первого тура).
Второй тур.
Задания рассчитаны на то, что на предыдущем уроке вы были внимательны и
помните все, о чем мы говорили. Я даю характеристику блюда, а вы должны его на-
звать, и наоборот. Максимальное количество баллов – 5. Жюри будет оцениваться
полнота и правильность ответов. Итак, давайте подробнее рассмотрим, что пред-
ставляли собой изображенные столь натурально, и так, видимо, любимые автором и
его героем блюда.
Задания второго тура.
1. Холодное английское блюдо, бычья вырезка, зажаренная в печи или на вер-
теле таким образом, чтобы ее внутренняя часть осталась полусырой, кроваво-розо-
вой. Подавалось на блюде, огарнированное цельным, изжаренным во фритюре мел-
20
ким картофелем, цветной и брюссельской капустой, зеленым горошком, луком, каш-
танами. (Ростбиф с кровью)
2. Это горячее, истинно французское блюдо. Это земляные грибы. Их очищали
от земли, вымачивали полчаса в холодной воде, обрабатывали тщательно каждый
грибок и еще раз на полчаса оставляли в чистой холодной воде. А далее начинался
процесс непосредственного приготовления блюда. Вот один из них: грибы отварива-
ли на медленном огне под плотно закрытой крышкой, чтобы они сохранили аромат
и не затвердели, затем обжаривали в масле и сметане и подавали с картофелем.
(Трюфели)
Расскажите, как готовили бифштекс.
(Из бычьей вырезки. Ее нарезали крупными кубическими кусками, хорошо про-
жаривали на углях и в меру перчили, смазывали кусочком холодного сливочного мас-
ла и обильно осыпали зеленью петрушки и укропа.)
Расскажите, что нужно сделать, чтобы испечь «Страсбургский пирог нетле-
ный»?
(Это паштет, запеченный в слоенном тесте. Фарш из телячьей печенки: те-
лячью печенку наскоблить ножом, распустить 100 г. масла, поджарить в нем 1
мелко изрубленную луковицу, потом положить в это масло печенку, держать на
плите, мешая, пока не побелеет, сложить на салфетку, отжать, потом истолочь,
протереть сквозь редкое сито; изжарить в 1 ложке масла яичницу из 3-4 яиц; 400
г. телятины очистить от жил, изрубить, как можно мельче, истолочь, прибавить
120 г. батона, намоченного в молоке и выжатого, мускатного ореху, перец, 3 яйца;
смешать все это с печенкой, истолочь, протереть сквозь сито, потом прибавить
нашинкованных трюфелей 3-5 шт., выпекать в печи, внимательно следя за тем,
когда паштет закипит. Выпекать примерно 1 час при умеренной температуре.)
Какому безалкогольному бодрящему напитку отдавала предпочтение аристо-
кратия Петербурга? (Кофе)
Что было одним из излюбленных некрепких алкогольных напитков на Руси?
Их приготовляли из всяких ягод и фруктов. (Наливки)
Вот и закончился 2 тур, и мы с вами еще раз убедились, что поэт с уважением
относился к отечественной и зарубежной кухне, любил их своеобразие и традиции.
(Объявление итогов второго тура).
21
Третий тур – это ваше домашнее задание. Вы должны были приготовить блю-
до, упомянутое в романе по рецепту того времени. Итак, блюдо вы подаете жюри и
рассказываете, как его готовили. Жюри оценивает вкус и оформление. Максималь-
ное количество баллов – 10 (5б. – за вкус, 5б. – за оформление).
Представление командами своего блюда.
1-я команда – царские блины.
200 г. сливочного масла растопить, процедить в каменную чашку (подойдет
эмалированная, лучше стеклянная), остудить, положить туда же 6 желтков, выме-
шать лопаткой в одну сторону, положить 1 чайную ложку сахара, мешать на льду,
пока не начнет пениться. Приготовить бешамель: 100 г. муки развести 1/2 стаканами
сливок, прокипятить, мешая постоянно, довести до густоты теста для блинов, снять
с огня, продолжать мешать на льду, пока не остынет, влить его в приготовленное
масло с желтками и сахаром, опять помешать в ту же сторону; положить 1/2 стакана
густых, взбитых в пену сливок, размешать и печь. Блины не снимать со сковороды
ножом, а опрокидывать на блюдо, пересыпая сахаром и сбрызгивая лимонным со-
ком.
2-я команда – котлеты.
Мясо нарезали так, чтобы при каждой котлете была косточка, выбивали, соли-
ли, посыпали перцем, обваливали в муке, поджаривали в масле с обеих сторон, за-
тем клали в кастрюльку, куда вливали 1/2 стакана вина и 1/2 стакана бульона, туши-
ли до мягкости, перед тем как подать, опускали туда несколько ломтиков лимона без
зерен.
Подведение итогов. Награждение.
Слово учителя:
Вот мы с вами и убедились, что гений велик и в малом. Даже такой незначи-
тельный, на первый взгляд, момент действия, как прием пищи, еда, под пером
большого мастера обретает звучание существенной художественной детали, расши-
ряющей
представление
читателя
о
характере,
привязанностях
и
вкусах
героев
произведения и общества в целом.
Так осведомленность Пушкина в вопросах кулинарии оживила, окрасила и до-
полнила грандиозное живописное многоплановое полотно, имя которому роман
«Евгений Онегин».
22
№ 4. Литературно-музыкальная композиция « И смех, и слёзы, и любовь …»
Цели: прививать любовь к классической литературе, воспитывать грамотного
читателя, пробуждать чувство прекрасного, развивать речь и память.
Оборудование: диск с музыкой русских и зарубежных композиторов, костюмы,
декорации, для гостей: программки и пригласительные билеты.
(звучит музыка «Вальс» Штрауса)
Учитель:
Здравствуйте дорогие гости!
Мы рады видеть Вас на нашем театрализованном вечере. Вашему вниманию будут
представлены отрывки из драматических произведений русских классиков в испол-
нении учеников старших классов нашей школы.
Итак, мы начинаем!
23
(звучит музыка Вивальди «Зима»)
Ведущий: На холмах Грузии лежит ночная мгла
Шумит Арагва предо мной
Мне грустно и легко: душа моя светла
Душа моя полна тобою
Тобой, одной тобой. Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может!
Отрывок из драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов» Сцена у фонтана.
(звучит музыка Бетховена «К Элизе»)
Ведущий: Если б вдруг ожила небылица,
На окно я поставлю свечу,
Приходи… Мы не будем делиться,
Все отдать тебе счастье хочу!
Ты придешь и на голос печали
Потому что светла и нежна,
Потому что тебя обещали
Мне когда-то сирень и луна.
Но… бывают такие минуты,
Когда страшно и пусто в груди…
Я тяжел - и, немой и согнутый…
Я хочу быть один… уходи!
Отрывок из пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума».
(звучит музыка Шопена «Прелюдия»)
Ведущий: Опять мечты, опять любовь
В пустой груди бушуют на просторе,
Изломанный челнок, он снова брошен в море:
Вернётся ль к пристани он вновь?
Отрывок из драмы М.Ю.Лермантова «Маскарад».
24
(звучит музыка Брамса «Венгерский танец»)
Ведущий: Хорошо при свете лампы
Книжки милые читать,
Пересматривать эстампы
И по клавишам бренчать.
Щекоча мозги и чувства
Обаяньем красоты,
Лить душистый мёд искусства
В бездну русской пустоты.
Отрывок из пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор».
(звучит музыка Чайковского «Осень»)
Ведущий: Не искушай меня без нужды,
Возвратом нежности твоей
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней.
Уж я не верю увереньям
Уж я не верую в любовь
И не хочу предаться вновь
Раз обманувшим сноведеньям.
Отрывок из пьесы А.Н.Островского «Бесприданница».
(звучит музыка Чайковского «Вальс цветов»)
Ведущий: На холмах Грузии лежит ночная мгла
Шумит Арагва предо мной
Мне грустно и легко: душа моя светла
Душа моя полна тобою
Тобой, одной тобой. Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может!
25
(выходят артисты, кланяются).
Учитель:
Наш вечер закончен. Благодарим за внимание.