Автор: Тихомолова Лариса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Павловская средняя школа №1
Населённый пункт: Ульяновской области, р.п. Павловка
Наименование материала: Рабочая программа по математике
Тема: 2 класс программа "Школа России"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: математика.
Класс: 2.
Уровень общего образования : начальное общее образование.
Учитель: Тихомолова Лариса Юрьевна.
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год.
Количество часов по учебному плану: всего 136 часов в год; в неделю 4 часа.
Планирование составлено на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, авторской программы М.И. Моро, С. И.
Волковой, С.В. Степановой «Математика» и ориентирована на работу по учебно-
методическому комплекту «Школа России»:
Учебник: М.И.Моро. Математика: учебник для 2 класса: в 2 частях - М.:
Просвещение, 2016
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Павловской средней школы №1
____________ /И.А.Лаптева/
Приказ № ____ от_______________2017 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
Руководитель ШМО
_____________ / Л.Н.Васильева /
Протокол № ____от « » августа 2017 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ / О.А Лисина /
«___» ______________ 2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же
отношения между различными объектами;
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей
учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной
ответственности за проделанную работу;
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему
определённых заданий и упражнений);
уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к
природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
интереса к отражению математическими способами отношений между
различными объектами окружающего мира;
первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в
жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием
математических знаний;
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной
деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с
учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи,
выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения,
воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и
вносить необходимые исправления;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать
математические термины, символы и знаки;
*контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях
затруднений.
Познавательные
Учащийся научится:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций,
описанных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и
записи;
понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения
между различными объектами;
иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине,
геометрической фигуре;
применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять
ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными
вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других
источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной
форме (пересказ, текст, таблицы).
Учащийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в
знаково-символической форме (на моделях);
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках,
использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с
использованием свойств геометрических фигур;
анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в
предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую
терминологию;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать
разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками:
определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в
совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы,
понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё
мнение, аргументированно его обосновывать;
*контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях
затруднения.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или
восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы
измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1
м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы
измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по
часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Учащийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в
конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её
при выполнении действий сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в
более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножения и деления;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой
одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и
вычитание (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Учащийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном
её значении;
решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов,
схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение
чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по
числовому выражению, по решению задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и
др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на
клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника,
прямоугольника (квадрата).
Учащийся получит возможность научиться:
изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием
линейки и угольника.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины
и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника
(треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления
таблиц;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все;
каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена,
количество, стоимость;
общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.
Содержание учебного предмета
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация (16ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных
чисел.
Чтение
и
запись
чисел.
Сравнение
двузначных
чисел,
их
последовательность.
Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их
место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.(70ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение
результатов
сложения
и
вычитания
в
зависимости
от
изменения
компонент.
Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(39ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы
одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и
деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а;
при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в
выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические
задачи.
Арифметические
лабиринты,
магические
фигуры,
математические
фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.(11ч)
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
№
урок
а
Название темы
Кол-во часов,
отводимых на
освоение
каждой темы
Числа от 1до 100. Нумерация.
1
Числа от 1 до20.
1
2
Приёмы сложения и вычитания в пределах 20.
1
3
Десяток. Счёт десятками до 100.
1
4
Числа от 11до 100. Образование и запись чисел.
1
5
Числа от 11до 100.Поместное значение чисел.
1
6
Однозначные и двузначные числа.
1
7
Миллиметр. Соотношение между мм и см.
1
8
Миллиметр .Закрепление.
1
9
Наименьшее трёхзначное число. Сотня.
1
10
Метр. Таблица единиц длины.
1
11
Контрольная работа по теме «Табличное сложение и
вычитание» (1)
1
12
Анализ контрольной работы. Сложение и вычитание вида 35+5,35-
5,35-30
1
13
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.
1
14
Единицы стоимости: рубль, копейка.
1
15
Закрепление по теме « Нумерация чисел от 1до 100».
1
16
Страничка для любознательных. Что узнали . Чему научились.
1
Сложение и вычитание
17
Задачи обратные данной.
1
18
Сумма и разность отрезков.
1
19
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.
1
20
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.
1
21
Решение задач изученных видов. Закрепление.
1
22
Единицы времени.Час. Минута.
1
23
Длина ломаной.
1
24
Контрольная работа по теме «Числовые выражения ,
содержащие действие сложение и вычитание.»(2).
1
25
Анализ контрольной работы. Решение задач.
1
26
Закрепление решения задач. Страничка для любознательных.
1
27
Порядок действий. Скобки.
1
28
Числовые выражения.
1
29
Сравнения числовых выражений.
1
30
Периметр многоугольника.
1
31
Свойства сложения.
1
32
Закрепление сочетательного и переместительного свойства
сложения
1
33
Решение задач на сложение и вычитание.
1
34
Контрольная работа по теме «Порядок действий. Скобки»(3).
1
35
Анализ контрольной работы. Математика вокруг нас. Наши
проекты. Узоры и орнаменты на посуде.
1
36
Что узнали. Чему научились .Страничка для любознательных.
1
37
Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания.
1
38
Приёмы вычислений для случаев вида 36+2,36+20
1
39
Приёмы вычислений для случаев вида 36-2,36-20.
1
40
Приемы вычислений для случаев вида 26+4
1
41
Приемы вычислений для случаев вида 30-7.
1
42
Приемы вычислений для случаев вида 60-24.
1
43
Решение задач на нахождение суммы.
1
44
Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого, суммы.
1
45
Решение задач с графической иллюстрацией.
1
46
Приёмы сложения для случаев 26+7.
1
47
Приёмы вычислений для случаев вида 35-7.
1
48
Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания с
переходом через десяток.
1
49
Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания без
перехода через десяток.
1
50
Закрепление изученных приёмов вычислений.
1
51
Контрольная работа по теме «Устные приёмы сложения и
вычитания с переходом через десяток».(4)
1
52
Анализ контрольной работы.Что узнали. Чему научились.
Страничка для любознательных
1
53
Буквенные выражения.
1
54
Выражения с переменной.
1
55
Уравнения.
1
56
Решение уравнений способом подбора.
1
57
Проверка сложения.
1
58
Проверка вычитания.
1
59
Решение уравнений. Закрепление.
Математический диктант.
1
60
Решение уравнений и буквенных выражений
1
61
Закрепление устных приёмов сложения и вычитания.
1
62
Контрольная работа по теме «Устные приёмы сложения и
вычитания в пределах 100 (5)
1
63
Анализ контрольной работы. Что узнали . Чему научились.
1
64
Проверим себя и свои достижения. Закрепление сложения и
вычитания.
1
65
Письменный приём сложения вида 37+42,
45+23.
1
66
Письменный приём вычитания вида 57-26
1
67
Проверка сложения и вычитания.
1
68
Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания.
1
69
Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания. Угол.
Виды углов
1
70
Письменный приём сложения вида 37+48.
1
71
Письменный приём сложения вида 37+53.
1
72
Прямоугольник. Математический диктант.
1
73
Сложение вида 87+13.
1
74
Закрепление приёмов сложения.
1
75
Письменный приём вычитания вида 40-8.
1
76
Письменный приём вычитания вида 50-24.
1
78
Закрепление приёмов вычитания.
Страничка для любознательных.
1
79
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в
пределах 100»(6).
1
80
Анализ контрольной работы. Решение примеров со скобками.
1
81
Вычитание вида 52-24.
1
82
Закрепление приёмов вида 75+16,82-65.
1
83
Закрепление приёмов вида 60-18,29+16.
1
84
Прямоугольник. Свойства сторон прямоугольника.
1
85
Квадрат. Свойства сторон квадрата.
1
86
Наши проекты. Оригами. Что узнали. Чему научились.
1
87
Контрольная работа по теме «Письменные приёмы сложения и
вычитания» (7)
1
Умножение и деление.
88
Анализ контрольной работы. Конкретный смысл действия
умножения.
1
89
Приём умножения с помощью сложения
1
Задачи на умножение.
90
Периметр прямоугольника.
1
91
Приёмы умножения единицы и нуля.
1
92
Название компонентов и результата умножения.
1
93
Переместительное свойство умножения.
1
94
Контрольная работа по теме «Умножение»(8).
1
95
Закрепление. Решение задач.
1
96
Конкретный смысл действия деления.
1
97
Деление. Закрепление.
1
98
Решение задач на деление на равные части.
1
99
Решение задач на деление.
1
100
Название компонентов и результата действия деления.
1
101
Что узнали. Чему научились.
Страничка для любознательных.
1
102
Контрольная работа по теме «Деление»(9).
1
103
Решение задач на деление и умножение. Закрепление. Анализ
контрольной работы.
1
104
Закрепление умножения и деления. Помогаем друг другу сделать
шаг к успеху.
1
105
Связь между компонентами и результатом действия умножения.
1
106
Приём деления, основанный на связи между компонентами и
результатом умножения.
1
107
Приёмы умножения и деления на10.
1
108
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
1
109
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.
1
110
Равенства и неравенства. Свойства умножения.
1
111
Закрепление по теме «Умножение и деление»
1
112
Умножение числа 2 и на 2.
1
113
Составление таблицы умножения на 2.
1
114
Деление на 2.
1
115
Деление на 2. Закрепление.
1
116
Закрепление знания таблицы умножения и деления на 2.
1
117
Табличные случаи умножения на 2.
Что узнали. Чему научились. Страничка для любознательных.
1
118
Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление
на 2» (10)
1
119
Умножение числа 3 и на 3.Анализ контрольной работы.
1
120
Таблица умножения на 3.
1
121
Деление на 3.
1
122
Таблица умножения и деления на 3. Закрепление.
1
123
Решение задач на умножение и деление.
1
Повторение.
124
Страничка для любознательных
1
125
Что узнали. Чему научились.
1
126
Нумерация. Числа от 1 до 100.
1
127
Числовые и буквенные выражения.
1
128
Равенства. Неравенства. Уравнения.
1
129
Сложение и вычитание.
1
130
Свойства сложения.
1
131
Итоговая контрольная работа(11).
1
132
Анализ контрольной работы. Решение задач.
133
Сложение и вычитание в пределах 100.
1
134
Единицы длины.
1
135
Геометрические фигуры.
1
136
Что узнали. Чему научились.
1
136