Автор: Скрябина Елена Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 315"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Семья-основа нравственного воспитания дошкольника"
Семья - основа нравственного воспитания дошкольника
Из основных задач образования на современном этапе является задача всестороннего развития
личности ребенка и создание условий для его развития.
Ведущая роль в психическом развитии и становлении детской личности заключается в усвоении
общественного опыта накопленного предыдущими поколениями. Процесс воспитания
предполагает не только активное взаимодействие взрослого на ребенка, но и активная
деятельность самого ребенка.
Очень важное значение приобретает воспитание в первые годы жизни, когда закладываются
основы будущей личности и при благоприятных условиях интенсивно развиваются практические,
интеллектуальные, художественные способности и начинают формироваться нравственные
представления.
А.С. Макаренко говорит о зависимости между тем, как мы воспитываем ребенка в дошкольном
возрасте и эффективностью школьного обучения, а также его успехи в трудовой деятельности и
жизни целом.
Гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста это не только определенный уровень
развития широкого круга знаний и умений, но и высокий уровень развития его эмоциональной
сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. Проблема развития эмоций, их роль в
возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из
главных и сложных проблем в психологии и педагогике, так как дает представление об
особенностях становления личности ребенка.
Педагогическое значение правильного понимания проблемы состоит в том, что именно эмоции
играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью.
Предпосылки для развития нравственных эмоций возникают уже в раннем детстве, в то время
когда младенец общается только с близкими людьми. Именно особенности взаимоотношений с
взрослыми в раннем детстве и развивающиеся в связи с этим отзывчивость к нуждам и
требованиям окружающих и есть то, что составляет развитие мотивационно-эмоциональной
сферы будущей личности.
Главная роль в развитии мотивов и эмоций ребенка, как основы нравственного воспитания
принадлежит семье.
Результат воспитания определяется знанием и пониманием взрослыми особенностей и
закономерностей развития личности ребенка в разные возрастные периоды, роль определенных
видов деятельности и правильной ее организации, придав ей нужное направления с
использованием эффективных приемов и способов воздействия на малыша и при этом оберегая
его от длительных и устойчивых переживаний.
А.Н. Леоньтьев писал так: «Между мотивами, побуждающими ребенка, не еще такие
соотношения, при которых одни являются для него главными, более важными, другие - менее
важными второстепенными.
Именное системное, спланированное, целенаправленное, организованное взаимодействие
семьи и дошкольной организации приведет к формированию и развитию у ребенка нравственных
качеств и полноценному развитию личности в целом.