Напоминание

"Лаборатория слова. Описание предмета"

Автор: Тиде Лилия Владимировна
Должность: учителя русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ пгт.Ярославский
Населённый пункт: Ярославский пгт
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Лаборатория слова. Описание предмета"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок русского языка 6 «А» класс

Тема «Лаборатория слова. Описание природы»

1.Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня наш кабинет будет лабораторией. Я старший сотрудник, вы мои

помощники в разных направлениях (теоретики, литературоведы , практики) .

- Чем же мы будем заниматься в нашей лаборатории?

(придумывать , совершенствовать свою речь, вспоминать ,учиться чему-нибудь).

- Да, мы будем работать не только со словом, а со всеми единицами языка. Назовите их.

2 этап урока

-Итак, начинаем. По загадке узнайте наш 1 объект.

Я белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю, белю поля, дома, а зовут

меня ...! Предлагаю сыграть в ассоциации. К нашему слову назвать поочерёдно по 3

существительных, имеющих отношение к зиме, и бросить снежок в направлении доски.

-А теперь подумайте, зачем нам нужно это « холодное » слово.

( за окном – зима; полюбоваться ею; описать зимнюю природу).

2. Посмотрите на великолепные творения, которые дарит нам каждая зима ( см слайды).

Назовите это одним словом.

Что называется пейзажем?

-Какие чувства вызывают эти пейзажи? Зачем нам эта снежная галерея? Какую задачу мы

должны выполнить на уроке?

Наш конечный результат – создание собственных зарисовок, в которых покажем красоту

и величие зимней природы. Поэтому внимательность, организованность,

сообразительность берём с собой!

3 этап. Работа в группах.

Чтобы получить объект второй,

Работать будем в группах.

Поделимся информацией нужной

И закончим фразу так.

Опишите зимнюю природу, используя …

1 группа

Теоретики

Что такое прилагательное?

Какова роль прилагательных?

Какой постоянный признак?

Что могут иметь качественные прилагательные? ( образуйте это от слов красивый,

лёгкий)

К существительным подберите по возможности прилагательные- эпитеты разных

разрядов.

Природа ( красивая, восхитительная

Лес ( загадочный, таинственный, великолепный, задумчивый)

Сказка ( зимняя, удивительная, прекрасная

Снежинки ( пушистые, лёгкие, серебристые,

Морозы ( январские, лютые, крепкие

Красота ( воздушная, мимолётная,

Следы ( заячьи, лисьи

2 группа

Литературоведы

Поэты о зиме.

Какие строки понравились? Почему?

Выписать средства выразительности. Какое преобладает? Почему?

Для чего поэты включают в свои произведения описание природы?

3 группа

Практики

1.Составить синквейн. ( зима!!). Образец

2.Продолжить предложения.

Я люблю это время года…

Я не люблю зиму…

1Зима.

2 Снежная, очаровательная.

3 Радоваться, восхищаться, любить.

4 Зима - волшебница!

5 Красота.

4 этап. Обмен информацией.

( досказать фразу и поместить на доску наши круги)

-У нас получается образ?

-Дорисуем остальные части.

Итак, мы получили 2 объект и нужную информацию.

5 этап

Физминутка.

6 этап.

Творческий эксперимент.

-Безусловно, зима вызывает восторг и радостные чувства не только у творческих людей,

но и нас очаровывает своим волшебством, ведь от её прикосновения всё преображается,

как будто ювелир растерял жемчуга, алмазы, бриллианты.

-Теперь всем вам нужно стать практиками и коллективно или индивидуально описать

зимний лес , сад по личным наблюдениям (3 объект ) .

-Возьмём руководство к действию.

Композицию описания ( см слайд), советы от каждой группы, фантазию,

индивидуальность.

7 этап.

(чтение работ)

-Какое описание было лучшим? Что не удалось другим?

Мы не волшебники, мы только учимся!!

8 этап.

Домашнее задание.

1.написать мини- сочинение на тему «Зима за моим окном», «Узоры на окне». 2.составить

7 словосочетаний на эти темы и определите разряд прилагательных.

9 этап.

Рефлексия.

Я научился…

Теперь я могу…

Мне было трудно…

Мне захотелось…

Своей работой…

Оцените свою работу на уроке количеством снежинок (1-3-5)