Автор: Тиде Лилия Владимировна
Должность: учителя русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ пгт.Ярославский
Населённый пункт: Ярославский пгт
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Лаборатория слова. Описание предмета"
Урок русского языка 6 «А» класс
Тема «Лаборатория слова. Описание природы»
1.Организационный момент.
Здравствуйте. Сегодня наш кабинет будет лабораторией. Я старший сотрудник, вы мои
помощники в разных направлениях (теоретики, литературоведы , практики) .
- Чем же мы будем заниматься в нашей лаборатории?
(придумывать , совершенствовать свою речь, вспоминать ,учиться чему-нибудь).
- Да, мы будем работать не только со словом, а со всеми единицами языка. Назовите их.
2 этап урока
-Итак, начинаем. По загадке узнайте наш 1 объект.
Я белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю, белю поля, дома, а зовут
меня ...! Предлагаю сыграть в ассоциации. К нашему слову назвать поочерёдно по 3
существительных, имеющих отношение к зиме, и бросить снежок в направлении доски.
-А теперь подумайте, зачем нам нужно это « холодное » слово.
( за окном – зима; полюбоваться ею; описать зимнюю природу).
2. Посмотрите на великолепные творения, которые дарит нам каждая зима ( см слайды).
Назовите это одним словом.
Что называется пейзажем?
-Какие чувства вызывают эти пейзажи? Зачем нам эта снежная галерея? Какую задачу мы
должны выполнить на уроке?
Наш конечный результат – создание собственных зарисовок, в которых покажем красоту
и величие зимней природы. Поэтому внимательность, организованность,
сообразительность берём с собой!
3 этап. Работа в группах.
Чтобы получить объект второй,
Работать будем в группах.
Поделимся информацией нужной
И закончим фразу так.
Опишите зимнюю природу, используя …
1 группа
Теоретики
Что такое прилагательное?
Какова роль прилагательных?
Какой постоянный признак?
Что могут иметь качественные прилагательные? ( образуйте это от слов красивый,
лёгкий)
К существительным подберите по возможности прилагательные- эпитеты разных
разрядов.
Природа ( красивая, восхитительная
Лес ( загадочный, таинственный, великолепный, задумчивый)
Сказка ( зимняя, удивительная, прекрасная
Снежинки ( пушистые, лёгкие, серебристые,
Морозы ( январские, лютые, крепкие
Красота ( воздушная, мимолётная,
Следы ( заячьи, лисьи
2 группа
Литературоведы
Поэты о зиме.
Какие строки понравились? Почему?
Выписать средства выразительности. Какое преобладает? Почему?
Для чего поэты включают в свои произведения описание природы?
3 группа
Практики
1.Составить синквейн. ( зима!!). Образец
2.Продолжить предложения.
Я люблю это время года…
Я не люблю зиму…
1Зима.
2 Снежная, очаровательная.
3 Радоваться, восхищаться, любить.
4 Зима - волшебница!
5 Красота.
4 этап. Обмен информацией.
( досказать фразу и поместить на доску наши круги)
-У нас получается образ?
-Дорисуем остальные части.
Итак, мы получили 2 объект и нужную информацию.
5 этап
Физминутка.
6 этап.
Творческий эксперимент.
-Безусловно, зима вызывает восторг и радостные чувства не только у творческих людей,
но и нас очаровывает своим волшебством, ведь от её прикосновения всё преображается,
как будто ювелир растерял жемчуга, алмазы, бриллианты.
-Теперь всем вам нужно стать практиками и коллективно или индивидуально описать
зимний лес , сад по личным наблюдениям (3 объект ) .
-Возьмём руководство к действию.
Композицию описания ( см слайд), советы от каждой группы, фантазию,
индивидуальность.
7 этап.
(чтение работ)
-Какое описание было лучшим? Что не удалось другим?
Мы не волшебники, мы только учимся!!
8 этап.
Домашнее задание.
1.написать мини- сочинение на тему «Зима за моим окном», «Узоры на окне». 2.составить
7 словосочетаний на эти темы и определите разряд прилагательных.
9 этап.
Рефлексия.
Я научился…
Теперь я могу…
Мне было трудно…
Мне захотелось…
Своей работой…
Оцените свою работу на уроке количеством снежинок (1-3-5)