Автор: Осипова Марина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №36 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: городской округ город Выкса, Нижегородская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Воробушки на кормушке"
Конспект занятия в средней группе по лепке
Тема: « Воробушки на кормушке»
Выполнила:
Осипова Марина Алексеевна,
воспитатель
Цель:
Формировать
умение
детей
лепить
воробья
конструктивным
способом из 3-4х частей, разных по форме и размеру.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.
- Воспитать заботливое отношение к птицам, желание помогать им
в холодное время года.
Воспитать бережное отношение к природе.
Образовательные:
- Показать возможность получения более выразительного цвета путем
смешивания двух исходных цветов(коричневого и серого).
-
Познакомить с приемами лепки прищипывание, вытягивание.
-
Соблюдать
расположение
и
соотношение
частей
тела,
соединять,
части
прижимая, их друг к другу.
Развивающие:
-
Развивать
чувство
формы,
мелкую
моторику,
внимание,
связную
речь,
творчество в работе с использованием дополнительных материалов для
клюва и глаз(бусинки, бисер, семечки и т.д.).
Предварительная работа:
Беседа
о
зимних
птицах,
рассматривание
иллюстраций
в
книгах
(М.Горький «Воробьишко»,
В.
Звягина
«Воробей»),
рисование
птиц,
загадывание
загадок, наблюдение
за
воробьями
на
прогулке,
за
их
повадками,
за
цветом
оперения, за
строением.
Кормление
в
зимний
период,
чтение
художе ственной
литературы
Квитко
«Смелые
воробьи»,
Горький
«Воробьишко»,
Левин «Воробьиное купание», Звягина
«Воробей». Создание видеофильма «Как мы кормим воробьев». Конкурс на
лучшую кормушку с родителями.
Подвижные игры «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль»,
музыка этюд «Воробьи летают», попевка «Андрей воробей», р/н
пение песни Филипенко « Зима пришла».
Дидактические игры «Назови птицу» «кого не стало»
Материал
и
оборудование: Иллюстрации
с
изображением
воробьев,
пластилин
(коричневого
и
серого
цвета),
стеки,
дощечки
по
количеству
детей, бусинки, бисер, семечки, тряпочки, кормушка.
После
проветривания
и
влажной
уборки,
дети,
входят
в
группу.
На
демонстрационном
столе
стоит
кормушка
накрытая
тканью.
В
кормушке
сидит воробей, за ранее слепленный воспитателем из пластилина со слезой
на глазах.
Методы и приемы: Художественное слово, сюрпризный момент, объяснение,
показ.
Содержание деятельности:
1.
Процесс вовлечения в деятельность:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня новый гость.
Воспитатель приоткрывает край ткани и показывает хвостик.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете кто это? (птичка).
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, птичка. А какая это птичка, догадаемся по загадке
(узнаем, отгадываем загадку). Воспитатель загадывает загадку.
Маленький мальчишка
в сером армянишке,
Собирает крошки,
Он боится кошки (воробей).
Ответ детей.
Воспитатель снимает ткань, наглядно подтверждает ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а воробушек — то плачет.
- Воробушек, почему ты плачешь?
Воробушек: Мне скучно одному, чирик- чик- чик, чирик- чик- чик всем нужны
друзья, чирик- чик- чик даже воробьям.
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь воробью?
Ответы детей.
Воспитатель: А из чего мы сделаем других воробьев?
Ответы детей.
Воспитатель: Воробушек, не плачь, ты посиди, подожди, у тебя скоро будет
много друзей. А руки наших ребят помогут тебе найти друзей.
- Проходите ребята за столы.
Дети проходят, садятся за столы, где подготовлен заранее разогретый,
мягкий пластилин, стеки, доски размером 20 см. х 30 см., блюда на которых
лежат вдвое сложенные влажные тряпочки для сглаживания. На раздаточном
столе лежит дополнительный материал.
2.
Процесс
планирования:
Воспитатель: Ну что, ребята, воробей нас ждет, чтобы мы слепили ему
друзей.
Мы
рассмотрим
воробья.
Воспитатель
проводит
обследование
воробья по вопросам:
- Ребята, какой формы туловище?
Воспитатель стоит с правой стороны и обводит указкой по контуру птицы.
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, туловище у воробья овальной формы.
- А кто догадался, на какую геометрическую фигуру похожа голова?
-
Скажи Саша, правильно голова похожа на круг, головка у воробья
маленькая круглая, меньше туловища, крылышки не большие, клюв
короткий,
глазки
черные,
хвостик
удлиненный,
а
хвостик
получится
очень красивый, если вытянем его и прищиплем.
- А чтобы начать делать воробью друзей внимательно посмотрим, как мы
будем это делать.
Воспитатель показывает способ лепки воробья сопровождая свои действия
речью.
-Берем кусочки коричневого и серого цвета, смешиваем в один комок, чтобы
получился цвет похожий на окраску воробья.
- затем делим серо- коричневый кусок пополам и одну половинку еще раз
пополам, чтобы из куска получилось 3 кусочка, один большой и 2 поменьше.
- из большого куска лепим туловище в форме овала (похожий на яичко)
Воспитатель показывает и сопровождает речью способ вращения кусочка
пластилина между ладонями.
-
сначала делаем вращающие движения, как бы скатывая шар, затем
движения продольного скатывания, удлиняем форму.
- сзади
вытягиваем
хвостик,
вот
так
пальчиками,
вытягиваем
и
прищипываем двумя пальчиками, вытягиваем и прищипываем.
Воспитатель вместе с детьми проговаривает и выполняет в воздухе этап
действий вытягивания и прищипывания.
-
у
нас
осталось
2
одинаковых
кусочка,
из
одного
мы
сделаем
головку,
скатываем
шар
между
ладонями.
Прикрепляем
к
т ул о в и щ у.
Воспитатель показывает место прикрепления.
-
А чтобы голова не упала, промажем сырыми пальчиками, вот голова у нас
не подает.
-
крылышки делаем так:
раскатываем шар, сплющив между ладошками,
разрезаем стекой пополам - получилось два одинаковых крылышка,
прикрепляем по бокам туловища, примазываем.
- оформляем головку воробья, делаем клювик, глазки.
Для этого можете использовать дополнительный материал (бусинки, бисер,
семечки).
-
воробей
готов
лететь
на
кормушку.
Воспитатель ставит воробья на кормушку.
-
Ребята, чтобы дело нам начать, нужно пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело: Мы расскажем (загибаем пальчики, начиная с большого).
две синицы, воробей
Прилетайте птички: (зовущие движения пальчиками)
Сала дам синичке, (4 раза «режущие» движения одной ладони по другой)
приготовлю крошки (пальцы «щепоткой»- крошки)
хлебушка немножко (тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки — голубям (вытянуть правую руку с раскрытой ладошкой)
Эти крошки воробьям ( тоже самое левой рукой)
Галки и вороны ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь «катая из хлеба
макароны».
3.
Процесс осуществления деятельности:
Дети приступают к работе.
Воспитатель выкладывает модель поэтапной лепки воробья. В ходе работы
воспитатель незаметно для детей заменяет грустного воробья, на веселого.
Во время лепки воспитатель включает слушать запись чирикание воробья на
3-4 минуты.
По ходу работы воспитатель поощряет активных детей,
оказывает индивидуальную помощь отстающим детям.
- У Вари уже получилось туловище
- Саша, тщательно размешивай пластилин, молодец
- Какое красивое получилось оперение.
-
Дети
тоже
поторопитесь
и
скатайте
туловище.
Через
15
мин.
Воспитатель
озвучивает
воробья.
Воробей: Ребята, где же мои друзья? Несите их мне
Дети на ладошках подносят своих воробьев, встают полукругом вокруг
кормушки. Дети, которые не успели тоже подходят к кормушке.
Воспитатель:
Посмотри,
воробушек,
сколько
друзей
тебе
слепили
наши дети.
Воробей радостным голосом: Как много у меня друзей.
4.
Рефлексия:
Воспитатель: ребята, посмотрим друг у друга и на свои ладошки.
У всех получилось смешать цвет.
- Хорошо постарались, у вас получился воробей из смешивания двух цветов
Воспитатель задает вопросы, жестом показывая на воробья
- Варя, расскажи, как ты смешала пластилин?
- Артем, а как ты делал крылышки?
- Дима, расскажи, как ты сделал хвостик?
Если Дима затрудняется ответить на вопрос воспитатель вместе с детьми
хором проговаривают этап вытягивания и прищипывания.
- оттянули пальчиками кусочек пластилина, затем прищипали
вот так
двумя пальчиками.
Воспитатель выделяет детей, которые использовали природный материал.
- Катя, сделала клювик из двух семечек, как будто воробей чирикает.
- Яна, сделала глазки из бусинок. Молодцы!
-
Ну что ж, ребята, пора порадовать нашего воробья (дети сажают своих
воробьев на кормушку).
Воробей: Спасибо, дети, теперь у меня много друзей, и мне есть с кем
играть.
Воспитатель: Пожалуйста, воробушек. Мы рады, что у тебя есть друзья.
Полученный
макет
«Воробья
с
друзьями»
воспитатель
переносит
в
уголок природы, где в дальнейшем он может быть использован
для игровой деятельности детей.
После занятия проводится игра «Воробушек и автомобиль»,
«Веселый воробей»