Автор: Савченко Юрий Иванович
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ "Тхоревская ООШ"
Населённый пункт: Воронежская область, Каменский район, х. Дальнее Стояново
Наименование материала: конспект
Тема: "ИКТ на уроках географии"
Ю. И. Савченко
Учитель географии
МКОУ «Тхорёвская ООШ»
Применение ИКТ на уроках географии,
как способ развития познавательной
активности
Аббревиатура ИКТ знакома всем. Но, встречая её в различных статьях, можно
увидеть, что расшифровывают её по - разному:
информационно – коммуникативные технологии,
информационно - коммуникационные технологии
информационно – компьютерные
Первое определение от слова коммуникативность – способность человека к
передаче и восприятию информации.
Коммуникационные – от слова коммуникация – это процесс передачи, обмена,
обработки информации.
Третье определение, естественно, подразумевает непосредственное использование
компьютера
в
процессе
обучения.
Так,
как:
коммуникативные
или
коммуникационные?
В
2005
г
Институтом
ЮНЕСКО
по
информационным
технологиям в образовании был опубликован меморандум «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ
И
КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
В
ОБРАЗОВАНИИ».
Под
средствами
информационных
и
коммуникационных
технологий
(ИКТ)
понимают
аппаратные
и
программные
средства,
предназначенные
для
реализации
информационных
процессов
на
основе
использования вычислительной техники и сетевых технологий. Прежде всего, это
электронные
средства
образовательного
назначения,
которые
являются
подмножеством
программных
средств
ИКТ.
К
ним
относят
прикладное
программное обеспечение и электронные средства, специально предназначенные
для использования в системе общего образования: системы поддержки процесса
обучения
(электронные
учебники
и
энциклопедии
(в
том
числе
сетевые),
тренажеры,
электронные
лаборатории
и
пр.)
Методы
и
приемы
применения
средств
ИКТ
в
процессе
обучения
географии
направлены
на
формирование
компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание
их
географической
культуры.
Рассматривая
географию
в
ряду
с
другими
общеобразовательными
дисциплинами,
можно
назвать
общедидактические
методы:
объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные,
исследовательские,
коррекции
знаний
учащихся,
стимулирования
и
мотивации
обучения
и
др.
Применение
средств
ИКТ
вносит
определенную
специфику
в
известные
общедидактические
методы
обучения.
Так,
объяснительно-иллюстративные
методы могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет
увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео
и другие мультимедийные эффекты). Когда
самостоятельно разрабатывается
мультимедийный
дидактический
материал,
то
может
использоваться
краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.
Основная
цель
географического
образования
заключается
в
овладении
обучающимися законченной системой знаний и умений. А также с возможностями
их
применения
в
различных
жизненных
ситуациях.
Школьное
образование
ориентируется
на
формирование
всесторонне
образованной
и
инициативной
личности обучающихся.
В
соответствии
с
основной
целью
географического
образования
необходимо:
1.
Ориентировать
обучающихся
на
приобретение
фундаментальных
знаний, на развитие их мышления.
2.
Формировать практические знания и умения прикладного характера.
Исходя из цели необходимо поставить следующие задачи:
усилить личностную направленность географического образования;
использовать дифференцированное и индивидуальное обучение;
развивать познавательный интерес к урокам географии;
совершенствовать
работу,
направленную
на
укрепление
здоровья
учащихся, привитие навыков здорового образа жизни;
развивать
умения
применять
на
практике,
в
повседневной
жизни
полученные знания.
Проблему
качества
обучения
на
уроках
географии
эффективно
помогают решить
информационные и коммуникационные
технологии. Итак,
какие плюсы:
Оперативность
информации:
только
информационные
технологии
позволяют
достаточно
быстро
получить
полную
и
новую
информацию
Динамичность
хранения.
Позволяет
накапливать
и
сохранять
дидактическую
базу,
решить
проблему
наглядности.
В
последнее время перед учителями географии стоит проблема обеспечения
у ч е б н о г о
п р о ц е с с а
г е о г р а ф и ч е с к и м и
к а р т а м и .
Б л а г о д а р я
информационным
технологиям
любую
карту
можем,
по
мере
необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в
учебном процессе.
Коммуникативность
(дает
возможность
ор ган из ац ии
электронных конференций, проектной деятельности).
Эти свойства информационных технологий позволяют использовать
новые формы в педагогической деятельности:
Электронные учебники.
Презентации.
Компьютер – это величайшее достижение современной технологии
-
должен
стать
незаменимым
помощником
учителя.
Школа
должна
готовить
конкурентоспособных
учеников,
готовых
с в о б о д н о
ориентироваться в информационном пространстве.
В последнее время
стало складываться правильное понимание той роли,
которую могут сыграть информационные технологии в организации учебного
процесса.
Использование ИКТ на уроках географии имеет ряд преимуществ:
Во-первых, это экономит время.
Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки
знаний учащихся.
В-третьих,
повышение
мотивации
обучения,
усиление
интереса
учащихся к урокам.
В-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой
темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется
повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с компьютером происходит
индивидуально.
Использование ИКТ на уроках необходимо вводить не вместо, а наряду с
другими современными технологиями.
Ученик
должен
уметь
самостоятельно
анализировать,
сравнивать,
описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Поэтому только машинный
контроль знаний учащихся для школы не подходит. Конечно, никакая даже самая
умная программа не способна заменить наблюдения в природе, использование
отрывков
из
художественных
произведений
при
описании
природы.
А
вот,
например, спуститься на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию
атмосферы из космоса, доведется далеко не каждому. Вот именно в познании этих
уголков Земли компьютер станет ученику и учителю верным помощником.
Использование
мультимедийных
средств
при
выводе
изображения
на
большой экран существенно повышает наглядность обучения.
Новшеством географического образования является внедрение в учебный
процесс мультимедиа электронных учебников.
На уроках изучения нового материала или при закреплении пройденного
материала можно использовать:
мультимедийные
путеводители
–
интерактивная
справочная
информация
по
какому-либо
объекту
природы
с
красочными
фотографиями,
видеороликами;
мультимедийные
энциклопедии
-
интерактивная
справочная
информация с включением красочной графики, анимации, звуковых эффектов.
Привлекается личный опыт учащихся, что способствует сознательному и
прочному овладению методологическими знаниями.
Также в своей работе я использую презентации как средство подачи
материала. Главной причиной является то, что освоение программы PowerPoint
относительно несложно для ребенка, а такой вид подачи материала эффектен и
красочен.
Что же отличает мультимедийную презентацию от доклада, написанного в
тетради? Основным отличием является возможность использования в презентации
звука, анимации. Материал становится динамичнее, ярче, в нем можно выбирать
порядок изучения подтем, тестировать знания по уроку.
Умелое использование обучающих презентаций на уроках - безусловно,
положительный момент, который влияет на познавательную активность ребят.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более
интересными и динамичными, включает в процесс восприятия не только зрение,
но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого
материала
учащимися,
помогает
«погрузить»
ученика
в
предмет
изучения,
создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом,
содействовать становлению объемных и ярких представлений. Подготовленные к
урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру
урока,
позволяют
дифференцировать
подход
к
учащимся,
способствуют
формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на
качество образования школьников. При этом необходимо учитывать: соответствие
презентации целям и задачам данного урока, время и место каждого отдельного
слайда;
информация
должна
соответствовать
возрастным
и
индивидуальным
особенностям учащихся;
Владение мультимедиа технологией важнейшая особенность, которой в
том,
что
она
помогает
учителю
значительно
расширить
возможности
предъявления разного типа информации. А для современного ученика применение
мультимедиа в учебной деятельности выглядит вполне естественным.
Информационные технологии, открывают не только дополнительные
возможности обучения и развития учеников, но помогают организовать работу
детей
в
проектном
режиме.
Учебная
среда
с
интегрированными
в
неё
информационными технологиями создаёт для учеников высокую мотивацию и
условия для реализации их собственных идей, подготавливает их к комфортной
жизни в условиях информационного общества.
Урок — прежде всего встреча, общение, а потом уже предмет,
методика. Встреча живого с живым. Ведь ребенок — самый думающий человек
на земле, если ему не мешать. Сколько вопросов себе и нам задает, когда раскован,
свободен.
Жизнь современного ученика не менее динамична чем жизнь общества,
и откладывать на потом все то, что нужно сейчас — вроде как оттолкнуть руку,
протянутую за помощью.
Каждый ребенок талантлив, индивидуален, но в то же
время,
способности разные, поэтому очень важно это учитывать и дать возможность
ребенку
усвоить
основной
материал
программы
в соответствии
с его
индивидуальностью. Заданное наизусть стихотворение один запоминает с урока,
а другому и
недели
недостаточно.
Учитывать
временные
рамки
усвоения
материала очень важно это позволяет ученику не потерять веру в себя, вселяет
в него
уверенность,
что
он тоже
способный
ученик,
помогает
его
самоутверждению. А в конечном итоге формирует умственную личность.
Благодаря современной технике и оптимальным
методам
обучения
учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний,
подобно
тому,
как
он «путешествует»
по игровым
сценам
какой-нибудь
развлекательной
игры,
что
дает
новый
мощный
импульс
для
развития
самостоятельной познавательной активности.
Применение компьютера для обучения школьников - это большая область
проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может
понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им
себя.
В
заключении
следует
сказать,
что
современные
информационные
технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам
и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно
использовать
обширную
информацию,
которая
все
более
доступна.
Ученик
должен
обладать
умениями
получать
информацию
из
различных
источников,
обрабатывать
ее
с
помощью
логических
операций
и
применять
в
реальных
ситуациях.
Применение
средств
ИКТ
направлено
на
совершенствование
существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо
отметить,
что
они
привносят
в
известные
методы
обучения
и
управления
специфический
момент
за
счет
усиления
исследовательских,
информационно-
поисковых
и
аналитических
методов
работы
с
информацией.
Средства
ИКТ
являются
эффективным
средством
повышения
познавательного
интереса
учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных
траекторий
школьников.
Применение
средств
ИКТ
в
учебно-воспитательном
процессе,
особенно
в
домашних
условиях,
требует
развитости
критического
мышления,
на
что
необходимо
уделять
специальное
внимание
учителям
и
родителям.
Используя
компьютер
на уроке
нельзя
забывать
и о том,
что
мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его
здоровье.
По нормам непрерывная работа за компьютером обучающихся
школы
не должна превышать 20 минут за урок. Об этом нужно помнить при подготовке
и планировании уроков.
Ещё Демокрит говорил: «Всё есть лекарство и всё есть яд. Нужно знать
меру!»
Литература.
1.
Машбиц
Е.И.
Психолого-педагогические
проблемы
компьютеризации
обучения. - М.: Педагогика, 2007.
2.
О.
И.
Бахтина.
Информатизация
гуманитарного
образования.//
Педагогика. – 1990. - №1.
3.
Л.
В.
Шеншев.
Компьютерное
обучение:
прогресс
или
регресс?//
Педагогика. – 2007. - №11, 12.
4.
И. И. Мархель. Компьютерная технология обучения.// Педагогика. – 1990.
- №5. системе общего образования, прежде всего
5.
В. А. Каймин. От компьютерной грамотности к новой информационной
культуре.// Педагогика. – 1990. - №4.
6.
Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. – М.:
Радио и связь, 1997.
7.
В. М. Полонский. Международные сети и базы данных по народному
образованию и педагогике.// Педагогика. – 1993. №3.
8.
Первин
С.П.
Дети,
компьютеры
и
коммуникации.
//
Информатика
и
образование. –1994. -№4.
9.
В.
М.
Оксман.
Компьютерная
грамотность
и
профессиональная
компетентность.// Педагогика. – 1990. - №4.
10.Кржен Дж. Компьютер дома. – М., 1996.
11.И. К. Журавлев. Бок о бок с компьютером.// Педагогика. - 1990.- №1.
12.М.А. Пчелин. Фраза в новой обертке.// МИР ПК. – 2007. - №9.
13.Ольга Шемякина.// Компьютер. – 2009. - №11.
14.Егор
Поваляев.
Полезные
подарки,
или
Обучение
с
развлечением.//
Компьютер Пресс. – 2007. - №12.