Напоминание

"Использование логических задач в обучении дошкольников"

Автор: Белых Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад 72 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Республика Коми, город Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование логических задач в обучении дошкольников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая

разработка

по

теме

:

«

Использование

логических

задач

в

обучении

дошкольников

»

Подготовительная

группа

Разработала:

Белых Е.И., воспитатель

МДОУ «Детский сад № 72»

«Использование логических задач в обучении дошкольников»

Ребёнок в процессе решения проблемных задач открывает для себя те законы,

правила, принципы, которые составляют главное достояние человечества. Он не

получает

их

в

готовом

виде,

а

приобщается

к

творческому

процессу

путём

о т к р ы т и я

н о в о г о .

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счёту, письму,

чтению.

Между

тем,

исследования

показывают,

что

наибольшие

трудности

в

начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой

объём знаний , умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную

пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление

узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольного образования должно

стать всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационно-волевой сферы

интеллектуальных и творческих способностей.

Обучение математике детей немыслимо, без использования занимательны игр,

задач.

Материал

определяется

с

учётом

возрастных

возможностей

детей,

активизировать умственную деятельность, увлекать и развлекать детей, развивать

ум, расширять математические представления, упражнять в применении их в

других видах деятельности.

Дети

очень

активны

в

восприятии

задач-шуток,

головоломок,

логических

упражнений. Когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается

положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует активность.

Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру.

Из

всего

многообразия

математического

материала

в

дошкольном

возрасте

наибольшее применение находят дидактические игры. В дидактических играх

есть возможность формировать новые знания, знакомить со способами действий.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий

как

одной

из

средств

реализации

программных

задач.

Логико-

математические игры

уместны

и

в

конце

занятия

с

целью

воспроизведения,

закрепления ранее изученного.

В

формировании

у

детей

математических

представлений

широко

используются занимательные по форме исодержанию

разнообразные

дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и

упражнений

необычностью

постановки

задачи

(найти,

догадаться,

неожиданностью

преподнесения

её

от

имени

литературного

сказочного

героя

(Незнайка, Буратино, Степашка). Они интересны для детей. Процесс решения,

основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе

игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают

умением

вести

поиск

решения

самостоятельно.

Воспитатель

вооружает

лишь

схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном

результате

к

решению.

Систематическое

упражнение

в

решении

задач

таким

способом

развивает

умственную

активность,

логическое

мышление

самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

В утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания

(словесные и с использованием пособий, настольно-печатные: «Домино фигур»,

«Составь картинку»,

«Математическое лото», «Найди пару», игры в шашки и

шахматы).

При

правильной

организации

и

руководстве

эти

игры

помогают

развитию

у

детей

познавательных

способностей,

формированию

интереса

к

действиям с числами и геометрическими фигурами, величинами, решению задач.

Для игры организуются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному

желанию.

В

ходе

игры,

возникающей

по

инициативе

самого

ребёнка,

он

приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Уголок

математики

-

это

математически

оснащенное

играми,

пособиями

и

материалами

и

определённым

образом

художественно

оформленное

место.

Организуя

уголок

занимательной

математики

надо

исходить

из

принципа

доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и

игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. Из

многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте

головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического

характера, т.к. в ходе решения, как правило, идёт преобразование одних фигур в

другие, а не только изменение их количества. Необходимо иметь наборы обычных

счётных палочек, чтобы составлять из них

наглядные

задачи-головоломки.

Кроме этого потребуется

таблицы

с

графически изображенными на них

фигурами, которые подлежат преобразованию.

На

обратной

стороне

таблицы

указывается,

какое

преобразование

надо

проделать

и

какая

фигура

должна

получиться в результате.

Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными

и

интересными

в

дошкольном

возрасте

являются

загадки,

задачи-шутки.

В

загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки

зрения,

с

количественной

или

пространственной,

подмечены

простейшие

математические отношения: четыре братца под одной крышей живут (стол).

Назначение

загадок

и

задач-шуток,

занимательные

вопросов

состоит

в

приобщении

детей

к

активной

умственной

деятельности,

выработки

умения

выделять

главные

свойства,

математические

отношения,

замаскированные

внешними

несущественными

данными.

Они

могут

быть

использованы

воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо

явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.

С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач

и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения

ряда фигур, знаков, на поиски закономерностей, чисел, на поиск недостающей в

ряду

фигуры

(нахождение

закономерностей,

лежащих

в

основе

выбора

этой

фигуры).

Назначение

логических

задач

и

упражнений

состоит

в

активации

умственнойдеятельности

ребят,

в

оживлении

процесса

обучения.

Игры

на

смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес.

Дети

могут,

не

отвлекаясь,

подолгу

упражняться

в

преобразовании

фигур,

перекладывая

палочки

или

другие

предметы

по

заданному

образцу,

по

собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности

ребёнка:

самостоятельность, наблюдательность, находчивость, вырабатывается

усидчивость, развиваются

конструктивные умения. В ходе решения задач на

смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их,

искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

Литература:

1. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе

интегративного подхода // Детский сад: теория и практика. 2012. № 1.

2. Данилюк А.Я. Три принципа интеграции образования. Ростов н/Д: Пед. ин-т

Южн.

федер.

ун-та:

[сайт].

[2011].

3.

Овчинникова

А.Ж.

Чувственное

и

рациональное

в

эстетическом

отношении

младшего

школьника

к

действительности: Монография. М.: Прометей, 1994.

4. Серова З.А. Петербургский задачник для малышей. СПб: МиМ, 1998.

5. Шлат Н.Ю. Развиваем интеллект дошкольников! Логические игры и задачи как

средство умственного развития детей 3-6 лет: теория и практика / Н.Ю. Шлат.

6.

О

разработке

Основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования: Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г.

№ 03-248 II Информационно-правовой портал «ГАРАНТ»: [сайт]. М., [2011].

7.

Об

утверждении

и

введении

в

действие

Федеральных

государственных

требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного

образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г.

№ 655 II Российская газета. 2010. 5 марта.

8. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся

России: Монография. Ч. 1. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Г ерцена, 2010.