Автор: Белых Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад 72 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Республика Коми, город Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование логических задач в обучении дошкольников"
Методическая
разработка
по
теме
:
«
Использование
логических
задач
в
обучении
дошкольников
»
Подготовительная
группа
Разработала:
Белых Е.И., воспитатель
МДОУ «Детский сад № 72»
«Использование логических задач в обучении дошкольников»
Ребёнок в процессе решения проблемных задач открывает для себя те законы,
правила, принципы, которые составляют главное достояние человечества. Он не
получает
их
в
готовом
виде,
а
приобщается
к
творческому
процессу
путём
о т к р ы т и я
н о в о г о .
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счёту, письму,
чтению.
Между
тем,
исследования
показывают,
что
наибольшие
трудности
в
начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой
объём знаний , умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную
пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление
узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольного образования должно
стать всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационно-волевой сферы
интеллектуальных и творческих способностей.
Обучение математике детей немыслимо, без использования занимательны игр,
задач.
Материал
определяется
с
учётом
возрастных
возможностей
детей,
активизировать умственную деятельность, увлекать и развлекать детей, развивать
ум, расширять математические представления, упражнять в применении их в
других видах деятельности.
Дети
очень
активны
в
восприятии
задач-шуток,
головоломок,
логических
упражнений. Когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается
положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует активность.
Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру.
Из
всего
многообразия
математического
материала
в
дошкольном
возрасте
наибольшее применение находят дидактические игры. В дидактических играх
есть возможность формировать новые знания, знакомить со способами действий.
Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий
как
одной
из
средств
реализации
программных
задач.
Логико-
математические игры
уместны
и
в
конце
занятия
с
целью
воспроизведения,
закрепления ранее изученного.
В
формировании
у
детей
математических
представлений
широко
используются занимательные по форме исодержанию
разнообразные
дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и
упражнений
необычностью
постановки
задачи
(найти,
догадаться,
неожиданностью
преподнесения
её
от
имени
литературного
сказочного
героя
(Незнайка, Буратино, Степашка). Они интересны для детей. Процесс решения,
основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе
игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают
умением
вести
поиск
решения
самостоятельно.
Воспитатель
вооружает
лишь
схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном
результате
к
решению.
Систематическое
упражнение
в
решении
задач
таким
способом
развивает
умственную
активность,
логическое
мышление
самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
В утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания
(словесные и с использованием пособий, настольно-печатные: «Домино фигур»,
«Составь картинку»,
«Математическое лото», «Найди пару», игры в шашки и
шахматы).
При
правильной
организации
и
руководстве
эти
игры
помогают
развитию
у
детей
познавательных
способностей,
формированию
интереса
к
действиям с числами и геометрическими фигурами, величинами, решению задач.
Для игры организуются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному
желанию.
В
ходе
игры,
возникающей
по
инициативе
самого
ребёнка,
он
приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Уголок
математики
-
это
математически
оснащенное
играми,
пособиями
и
материалами
и
определённым
образом
художественно
оформленное
место.
Организуя
уголок
занимательной
математики
надо
исходить
из
принципа
доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и
игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. Из
многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте
головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического
характера, т.к. в ходе решения, как правило, идёт преобразование одних фигур в
другие, а не только изменение их количества. Необходимо иметь наборы обычных
счётных палочек, чтобы составлять из них
наглядные
задачи-головоломки.
Кроме этого потребуется
таблицы
с
графически изображенными на них
фигурами, которые подлежат преобразованию.
На
обратной
стороне
таблицы
указывается,
какое
преобразование
надо
проделать
и
какая
фигура
должна
получиться в результате.
Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными
и
интересными
в
дошкольном
возрасте
являются
загадки,
задачи-шутки.
В
загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки
зрения,
с
количественной
или
пространственной,
подмечены
простейшие
математические отношения: четыре братца под одной крышей живут (стол).
Назначение
загадок
и
задач-шуток,
занимательные
вопросов
состоит
в
приобщении
детей
к
активной
умственной
деятельности,
выработки
умения
выделять
главные
свойства,
математические
отношения,
замаскированные
внешними
несущественными
данными.
Они
могут
быть
использованы
воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо
явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.
С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач
и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения
ряда фигур, знаков, на поиски закономерностей, чисел, на поиск недостающей в
ряду
фигуры
(нахождение
закономерностей,
лежащих
в
основе
выбора
этой
фигуры).
Назначение
логических
задач
и
упражнений
состоит
в
активации
умственнойдеятельности
ребят,
в
оживлении
процесса
обучения.
Игры
на
смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес.
Дети
могут,
не
отвлекаясь,
подолгу
упражняться
в
преобразовании
фигур,
перекладывая
палочки
или
другие
предметы
по
заданному
образцу,
по
собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности
ребёнка:
самостоятельность, наблюдательность, находчивость, вырабатывается
усидчивость, развиваются
конструктивные умения. В ходе решения задач на
смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их,
искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.
Литература:
1. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе
интегративного подхода // Детский сад: теория и практика. 2012. № 1.
2. Данилюк А.Я. Три принципа интеграции образования. Ростов н/Д: Пед. ин-т
Южн.
федер.
ун-та:
[сайт].
[2011].
3.
Овчинникова
А.Ж.
Чувственное
и
рациональное
в
эстетическом
отношении
младшего
школьника
к
действительности: Монография. М.: Прометей, 1994.
4. Серова З.А. Петербургский задачник для малышей. СПб: МиМ, 1998.
5. Шлат Н.Ю. Развиваем интеллект дошкольников! Логические игры и задачи как
средство умственного развития детей 3-6 лет: теория и практика / Н.Ю. Шлат.
6.
О
разработке
Основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования: Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г.
№ 03-248 II Информационно-правовой портал «ГАРАНТ»: [сайт]. М., [2011].
7.
Об
утверждении
и
введении
в
действие
Федеральных
государственных
требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного
образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г.
№ 655 II Российская газета. 2010. 5 марта.
8. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся
России: Монография. Ч. 1. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Г ерцена, 2010.