Автор: Конецкая Оксана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЦПД центр помощи детям г. Усолье-Сибирское
Населённый пункт: г. Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Моя семья" программа по семейному воспитанию для дошкольников
Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Усолье-
Сибирское» Иркутская область
Общеразвивающая программа по семейному воспитанию
«Моя семья»
Возраст воспитанников 6-7 лет
Срок реализации 1 год (72 часа 2 раза в неделю)
Автор:
Конецкая Оксана Анатольевна
г. Усолье-Сибирское, 2018год
Пояснительная записка
Человек по-разному откликается на изменения в социальных условиях
своего существования в зависимости от особенностей той среды, в которой
он существует.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его
развитие,
закладываются
основы
будущего
личности.
Именно
в
семье
формируются первые представления ребенка о той или иной социальной
роли отца, матери, друга и т.д.
Такие
представления
у
детей-сирот,
поступивших
в
основном
из
дезадаптированных семей, существенно искажены. Они создают свой, часто
неверный образ той или иной роли.
Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного
типа в систему социальных отношений должна проводиться педагогическая
работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей,
в том числе - работа по семейному воспитанию.
Семья
включает
в
себя
однородные
компоненты.
Связанные
с
физиологиче скими
проце ссами:
психологиче ской
д и н а м и ко й ,
взаимоотношениями,
нормами
и
ценностями
культуры,
экономическими
условиями
рынка
и
производства,
демографическими
изменениями,
деятельно стью
институтов,
армии,
церкви,
з д р а в о ох р а н е н и я
правительственным
управлением
и
историческими
трансформациями
в
целом.
Одной
из
важнейших,
является
проблема
содержания
образования,
способного
обеспечить
полноценное
и
своевременное
личностное,
познавательное,
здоровьесберегающее,
нравственно-половое
развитие
каждого ребенка.
Программа
семейного
воспитания
основывается
на
психолого-
педагогических
исследованиях
Д.С.
Акивис,
Д.
Блэнкенхорна,
Ю.В.
Евсеенковой, Л.В. Коломийченко, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева и т.д.
Отбор
содержания
осуществляется
в
соответствии
со
следующими
п р и н ц и п а м и :
н ау ч н о с т и ,
д о с т у п н о с т и ,
п р о г н о с т и ч н о с т и ,
последовательности, системности, итеративности.
Цель данной программы:
-
обеспечить
своевременное
и
качественное
семейное
воспитанние
дошкольников,
оставшихся
без
попечения
родителей,
в
аспекте
здоровьесберегающих форм поведения.
Программа
составлена
с
учетом
нормативных
документов,
разработанных и действующих в РФ: Федеральным законом «Об образовании
в
Российской
Федерации»,
«Национальной
доктриной
образования
Российской Федерации».
Задачи
семейного
воспитания
представлены
по
следующим
компонентам: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Конкретизация
задач
по
возрастным
группам
осуществляется
воспитателем
самостоятельно
в
зависимости
от
возраста,
пола,
уровня
развития
детей
и
того
содержания,
которое
представлено
по
данной
возрастной группе.
Программа состоит из 3 разделов (их контент изменяется в зависимости
от возраста ребенка), о «Моя семья»; о «Мои мама и папа»; о «Мама -
женщина, папа - мужчина». Технология реализации программы:
-
различные формы организации воспитательно-образовательного
процесса;
-
оптимальное
сочетание
видов
деятельности
ребенка
(игровой,
речевой, изобразительной, двигательной, познавательной);
-
оптимальная здоровьесберегающая нагрузка;
-
диагностический инструментарий.
Тематический план
I.
Раздел «Моя семья»
№
п/п
Тема
Форма и методы проведения
Кол-
во
часов
1.
«Комплекс-ная
Диагнос-
тика семей-
ного воспи-
тания дошколь-
ников»
Диагностика уровня развития MOM у
девочек и СОО у мальчиков старшего
дошкольного возраста
2
2.
«Моя
счастливая
семья»
(«Мама, папа, я
дружная
семья»)
1. Рассказ воспитателя на тему «Счастье в
моей семье».
1
2. Составление рассказов на темы: «Почему
так радостно идти домой», «Чем я могу
помочь — дома».
1
3. Дидактические игры: «Что такое
семейное счастье (из каких элементов оно
состоит)?», «Только добрые дела».
1
4. Объяснение высказывания В.
Сухомлинского: «Семья — эта та среда, где
человек должен учиться творить добро» —
и рассуждения детей на эту тему.
1
5. Объяснение и разучивание пословиц:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,
«На что и клад, коли в семье лад».
1
6. Хозяйственно-бытовой труд: «Чем я могу
помочь дома».
1
7. Рисование «Портрет моей счастливой
семьи»
1
3.
«Я — ребенок,
член семьи»
1. Беседа и создание игры (по
мнемокартам) «Я — ребенок» (пол, возраст,
адрес, имена родителей и т.д.).
1
2. Беседа по произведениям: рассказ Э.
Шима «Брат и младшая сестра»; курдская
сказка «Братья»; рассказ А. Стоякова
«Тыковка»; сказка Э. Фарджон «Два брата».
1
3. Рассказы воспитателя на темы: «Народы
мира», «Настоящий мужчина и настоящая
женщина — кто они?».
1
4. Рассматривание иллюстраций и беседы
по темам: «Люди, живущие в Европе (Азии,
1
Африке, Австралии, Америке)».
5. Дидактические игры: «Кто я?», «Дети и
континенты», «Узнай по описанию»
(мужские и женские качества).
1
6. Рисование «Я в будущем» или создание
иллюстраций к сказке для младших детей.
1
4.
«Мое
семейное
генеало-
гическое древо»
1. Наблюдение за деревьями (их
структурой, формой).
1
2. Беседа по произведениям: сказки С.
Mapшака «Двенадцать месяцев», П. Бажова
«Серебряное копытце»; русская сказка
«Машенька и Дашенька»; рассказ В.
Сухомлинского «Для чего говорят
спасибо».
1
3. Показ генеалогического древа,
объяснение его элементов, составление
древа ребенка (по желанию).
1
4. Дидактические игры: «Узнай, кто это?»
(по частям одежды), «Наши бабушки и
дедушки», «Собери правильно» (пол,
возраст людей).
1
5. Изготовление схем генеалогического
древа (совместно с воспитателями).
1
6. Творческие игры детей на тему «Моя
семья»
1
5.
«Вза-
имоотно-
шения в семье»
1. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о
рыбаке и рыбке» и беседа по ней
1
2. Беседа на тему «Доволен ли ты своим
поведением».
1
3.
Разучивание пословицы: «Посеешь
поступок — пожнешь привычку, посеешь
привычку — пожнешь характер, посеешь
характер — пожнешь судьбу».
1
4.
Дидактические игры: «Будь вежлив»,
«Как мы проводим выходной». «Чем
помочь маме и папе» (лото), «Распредели
обязанности и права».
1
5. Чтение литературы: рассказ М.
Федорченко «Все в порядке»; поэма Р.
Гамзатова «Мой дедушка»; сборник Н.
Богуславской, Н. Купиной «Веселый
этикет»
1
6.
«Праздник
всей
1. Рассказы воспитателя на темы:
«Рождество», «Новый год», «Колядки».
1
семьей»
2. Конструирование «Подарок...».
1
3. Дидактические игры: «Шкатулка
загадок», «Угадай, что получится», «Елка с
подарками», «Семья = 7 + Я».
1
4. Беседа «Традиции национальной
культуры
и русская семья».
1
7.
«Дети —
главная
ценность
семьи»
1. Чтение литературы: русские народные
сказки «Снегурочка», «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»; сказка В. Даля
«Девочка Снегурочка»; книга Г. Юдина
«Главное чудо света»; рассказ А. Гайдара
«Чук и Гек»; детская энциклопедия Р.
Ротенберга «Расти здоровым».
1
2. Дидактические игры: «Возрастная
линия», «Что за чем?», «Как это
происходит?», «Как себя вести в ситуации»,
«Лесенка поступков».
1
8.
«Как
появляется
семья»
1. Беседа по произведениям: русские
народные сказки «Сивка-Бурка», «Царевна
Лягушка»; цикл рассказов Б. Житкова «Что
я видел».
1
2. Рассматривание картин: С. Дунчев
«Подружки»; «В последний вечер»
(неизвестный художник); «Яблоневая
свадьба»; Н. Пластов «Семья».
1
3. Составление рассказов на темы: «О
красоте
и мужестве»
1
4. Дидактические игры: «Что за чем?»,
«Правила этикета».
1
9.
«Я мечтаю
стать
настоящей
мамой»,
«Я мечтаю
стать
настоящим
папой».
1. Беседа по произведениям: стихотворение
Б. Заходера «Никто»; рассказ Я. Сегеля
«Как я был мамой»; сказка А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане, его сыне славном и
могучем богатыре князе Гвидоне и о
прекрасной царевне Лебеди»
1
2. Беседы на темы: «Если б я был папой
(если
бы я была мамой)», «Идеальный родитель».
1
3. Составление рассказов и подбор
иллюстраций к ним: «Что нужно сделать,
чтобы стать настоящей мамой?», «Что
нужно сделать, чтобы стать настоящим
1
папой?».
4. Досуг «День семьи» (17 мая)
1
10.
«Мое будущее
генеалогическо
е древо»
1. Показ генеалогического древа одной из
семьи, объяснение детьми его элементов.
1
2. Составление рассказа и схемы «Мое
будущее генеалогическое древо».
1
II.
Раздел «Мои папа и мама»
№ п/п/
Тема
Форма и методы проведения
Кол-
во
часов
1.
«Мама,
мамочка»
(на День
матери)
1. Беседа по произведениям: В.
Сухомлинский «Семь дочерей» и «Крылья
матери»; сказка М. Скребцовой «Сердце
матери»; стихи о маме.
1
2. Словесные игры: «Ласковое слово», «Я
люблю тебя за...».
1
3. Дидактические игры: «Дети и мамы»,
«Сокровища сердца», «Кто поможет маме».
1
4. Создание подарка для мамы (рисование,
аппликация, конструирование открытки,
салфетки и т.д.).
1
2.
«Моя мама
самая...»
1. Беседа по литературным произведениям:
рассказ Д. Габе «Моя семья» (глава «Мама»);
рассказы 3. Воскресенской «Мама»,
«Секрет»; стихотворение Г. Виеру «Мамин
день»; рассказ Ю. Яковлева «Мама»; русская
народная сказка «Царевна Лягушка».
1
2. Беседы на темы: «Качества мамы», «Что
нужно сделать, чтобы быть похожим на
маму».
1
3. Разучивание стихов о маме.
1
4. Рисование: «Моя мама самая...»,
«Открытка для мамы».
1
5. Праздник в группе «8 Марта».
1
3.
«Качества
настоящих
мам и пап»
1. Решение нравственной задачи «После
работы» (уставшие после работы, учебы
члены семьи возвращаются домой: как им
себя вести, как поступить, чтобы все
почувствовали себя отдохнувшими?).
1
2. Составление рассказов на темы: «Мои
мама и папа», «Какие бывают родители».
1
3. Беседа на тему «Каковы качества
настоящих мам и пап? Что нужно сделать,
чтобы стать такими?» (рассуждение на тему
«Идеальный родитель — каковы его
качества?»).
1
4. Дидактические игры: «Мамины
помощники», «Качества мам и пап»
(«Составь портрет»).
1
III.
Раздел «Мама- женщина, папа - мужчина»
№ п/п/
Тема
Форма и методы проведения
Кол-
во
часов
1.
«Настоящие
мужчины и
женщины»
1. Дидактические игры: «Угадай, чье?»,
«Составь портрет», «Мужское и женское»
(лого).
1
2. Беседы на темы «Настоящие мужчины и
женщины», «Мужской и женский этикет» (с
использованием тематических альбомов).
1
3. Рассматривание репродукций картин
(мужских и женских портретов и т.д.),
иллюстраций.
1
4. Рисование «Труд мужчин (женщин)».
1
2.
«Мальчик -
будущий
мужчина»
1. Беседа по произведениям: русская
народная сказка «Илья Муромец»; былины.
1
2. Беседы на темы: «Российская армия»,
«Наши мужчины — наши отцы» (с
использованием примеров из жизни
знаменитых мужчин и их семей: Ю.
Гагарина и т.д.).
1
3. Разучивание пословиц и поговорок:
«Герой за Родину горой», «Жить — Родине
служить», «Если армия сильна, непобедима и
страна».
1
4. Дидактические игры: «Угадай, кто это?»
(мужские и женские качества), «Кто это?»
(разрезные картинки), «Дела семейные»
(функции, обязанности, права мужчин в
семье), «Подбери атрибуты» (одежда, обувь,
прическа и т.д.), «Спорт, труд, отдых».
1
3.
«Мой папа
самый...»
1. Дидактические игры: «Каким должен быть
отец», «Что должны уметь делать руки
отца», «Папины качества».
1
2. Наблюдение за мужчиной в различных
видах деятельности (экскурсии).
2
3. Составление рассказов на темы: «Мой
папа самый...», «Если б я был папой, то...».
1
4. Аппликация (конструирование) подарков
папам ко Дню защитника Отечества (23
февраля).
1
4.
«Девочка
будущая
женщина»
1. Рассматривание репродукций картин:
портретов женщин, иллюстраций «Женские
профессии».
1
2. Беседы на темы: «Женские качества»,
1
«Как девочка становится женщиной» (с
использованием примеров из жизни
знаменитых мужчин и их семей).
3. Сюжетно-ролевая игра «Женщины в
семье».
1
4. Дидактические игры: «Подбери атрибуты»
(одежда, обувь, прическа и т.д.), «Составь
портрет», «Кто это?» (разрез, ные картинки),
«Дела семейные», «Спорт труд, отдых».
1
Содержание разделов
«Моя семья»
Самое важное для человека — это его семья. Семья состоит из папы,
мамы, детей — брата и/или сестры, дедушки и бабушки. Это члены семьи. В
некоторых семьях бывает только один ребенок мальчик или девочка; такие
семьи
называют
однодетными.
В
других
—
несколько
детей,
тогда
их
называют
братом
и
сестрой,
или
сестрами,
или
братьями;
такие
семьи
называют многодетными.
Если семья состоит только из мамы и детей или папы и детей, её
называют неполной, так как в ней нет одного из супругов — мамы или папы.
В полных семьях есть и мама, и папа, и дети.
В семье бывают две бабушки и двое дедушек — это родители папы и
мамы. У папы и мамы могут быть братья и сестры — это дядя и тетя. Их дети
- это двоюродные братья и сестры.
Каждый член семьи выполняет определенную семейную роль: мальчик
- сын, внук, брат, племянник; девочка — дочь, внучка, сестра, племянница;
женщина — мать, дочь, невестка, сестра, тетя; мужчина - отец, сын, брат,
дядя; пожилая женщина — мать, бабушка, теща, свекровь, сестра; пожилой
мужчина — отец, дедушка, тесть, свекор, брат.
В
с емье
вс е
любят,
уважают
друг
друга,
с оч у в с т ву ю т,
покровительствуют, заботятся, с нежностью относятся друг к другу. При этом
члены семьи по-разному видят и оценивают семейную жизнь, по-разному
чувствуют и любят.
Дети
играют,
помогают
взрослым
по
дому
(подмести
пол,
убрать
мелкие
вещи),
бережно
относятся
к
игрушкам,
делятся
ими,
вовремя
убирают, моют (например, кукольную посуду). Брат и сестра любят, друг
друга, помогают, заботятся друг о друге, а также о животных, младших детях,
родителях. Мальчики и девочки в свободное время поют, танцуют, гуляют.
В
дружной
семье
люди
много
и
тепло
общаются
друг
с
другом:
рассказывают о своих делах, успехах и неудачах; обсуждают предстоящие
покупки, место проведения отпуска, необходимость ремонта.
Каждый
человек
в
семье
имеет
право
высказать
свое
мнение,
но
окончательное решение принимают взрослые.
Общение особенно важно для пожилых людей: они большую часть
времени проводят дома и очень радуются возможности с кем-то поговорить о
делах, друзьях, прочитанных книгах, просмотренных фильмах. У их внуков
больше
свободного
времени,
чем
у
взрослых,
занятых
работой,
поэтому
внукам следует уделять особое внимание пожилым членам семьи. Вместе с
дедушкой
и
бабушкой
можно
почитать
интересные
книги,
погулять,
рассказать им о своих делах.
Семья живет в квартире (доме). Каждый член семьи следит за чистотой
и порядком в своей комнате. Женщины украшают дом поделками, цветами,
вышивкой.
Мужчины
ремонтируют
мебель,
технику,
заменяют
лампочки,
выполняют другие дела по хозяйству, помогают женщинам.
Твой
дом
—
твоя
крепость!
Дом—это
место,
где
чувствуешь
себя
защищенным, нужным и любимым.
Я - ребенок, меня зовут... (имя). Я — мальчик/девочка, мне 6/7 лет. Мои
любимые роли в игре «Семья» — папа, сын, старший или младший брат,
дядя, внук, дедушка; мама, дочь, старшая или младшая сестра, тетя, внучка.
Мои будущие семейные роли — папа/мама, дядя/тетя.
«Мои мама и папа»
Мама и папа — члены семьи. Они общаются между собой, с детьми,
родственниками;
трудятся,
поддерживают
чистоту
в
доме,
ухаживают
за
цветами и животными; зарабатывают и тратят деньги на продукты, одежду,
игрушки; воспитывают детей.
Маму и папу в семье любят и уважают.
«Идеальная мама» — заботливая, любящая, нежная, добрая, ласковая,
трудолюбивая,
милосердная,
честная,
вежливая,
ответ ственная
сотрудничающая, альтруистичная, не властная, не агрессивная, уделяющая
ребенку много времени.
«Идеальный
папа»
—
сильный,
мужественный,
трудолюбивый
уверенный,
заботливый,
честный,
серьезный,
успешный,
обеспечивает
материальное
благополучие
семьи,
властный,
строгий,
независимый,
малоэмоциональный,
уважающий,
любящий,
добрый
счастливый,
справедливый.
«Идеальный родитель» — добрый, мягкий, сострадательный, ласковый,
умеет подбодрить и успокоить детей, способен жертвовать собой ради детей.
«Мама — женщина, папа — мужчина»
Мама — это женщина, папа — мужчина, ребенок — мальчик или
девочка.
Мужчина и женщина отличаются друг от друга по внешнему виду.
Мужчины
и
женщины
по-разному
одеваются.
Труд
мужчин
и
женщин
различен. Мужчины и женщины трудятся не только на работе, но дома.
Женщины гладят и отутюживают одежду, пришивают пуговицы, наводят
порядок, стирают, готовят. Мужчины чистят обувь, пылесосят, помогают по
дому, строят и ремонтируют мебель.
Мужчины
предпочитают
те
виды
спорта,
где
можно
проявить
мужественность, твердость, решительность, выносливость и силу бокс, бег,
боевые
искусства,
тяжелая
атлетика.
Женщины
занимаются
аэробикой,
танцами, гимнастикой — в них они проявляют женственность, гибкость,
терпение, усердие, кропотливость.
Мужчины и женщины по-разному отдыхают. Мужчины, любя рыбалку,
охоту, шахматы, просто смотреть телевизор. Женщины отдыхают на природе,
читают книги, занимаются рукоделием. Отдых взрослым очень важен, ведь
они много работают.
Настоящие
женщины,
которыми
станут
девочки,
—
добрые,
заботливые, внимательные, ласковые, красивые. Чтобы вырастить такими,
нужно уметь видеть других людей — замечать того, кому плохо, суметь
утешить его, приласкать. Настоящие женщины не кричат, но ругаются, не
дерутся. Они аккуратны и опрятны: следят за одеждой обувью, вовремя
причесываются, носят чистые платья, украшают себя лентами, заколками.
У
настоящей
женщины
все
в
доме
красиво.
Она
умеет
наводить
порядок, украшает дом цветами, картинами, часто говорит добрые слова,
знает
колыбельные
песни,
обращаться
с
родными
и
близкими
бережно,
заботливо,
стараясь
их
радовать
и
не
огорчать
—
вот
чему
необходимо
научиться девочке, чтобы стать настоящей женщиной.
Настоящая женщина обладает следующими качествами: разумность,
стыдливость, проницательность и сметливость; она способна любить, рожать
детей и заботится о них; обладает чувством собственного достоинства; может
быть скромной и не перечить мужу; способна с каждым годом улучшать свой
характер, становиться степенной; может приумножать достаток в семье.
Настоящую женщину отличают тонкость чувств, нежность, гибкость,
богатая
эмоциональность,
обостренная
восприимчивость
к
прекрасному,
отзывчивость,
мягкость,
доброта,
способность
понимать
других
и
сопереживать им, самоотверженность, способность к перевоплощению.
Раньше
женщины
были
более
пассивными,
зависимыми,
боялись
перемен, неизвестности, были более осторожными и осмотрительными, так
как
только
на
них
лежала
ответственность
материнства.
Со
временем
женщины
воспитывали
в
себе
такие
черты,
как
верность,
терпеливость,
устойчивость к повторяющимся будничным заботам.
Женщины
больше
склонны
к
сопереживанию,
эмпатии,
они
лучше
понимают чувства других — радуются с теми, кто радуется, и плачут с теми,
кто плачет.
Мужчина ждет от женщины верности, нежности, внимания, ухода за
собой, заботы о доме, умение вести хозяйство, вкусно готовить, правильно
воспитывать детей. А взамен он дарит чувство защищенности и надежности,
обеспечивает материальный достаток.
Настоящий мужчина обладает такими качествами, как мужественность,
ответственность,
выносливость,
трудолюбие,
жизнерадо стно сть,
уверенность, порядочность, постоянство, целеустремленность, сдержанность.
Качества
истинно
мужественного
мужчины
воспеты
во
многих
фильмах,
книгах.
Его
отличает
активность,
властность,
сдержанность
в
проявлении эмоций, словах и действиях, твердый характер, несгибаемая воля,
настойчивость
и
упорство.
Он
надежен
и
на
него
можно
положиться.
Мужественность предполагает великодушие, объективность в оценке самого
себя и других, организованность, логичность мышления.
Настоящий мужчина — твердая опора для женщин.
Календарное планирование
Раздел
програм-
мы
Тема занятия
Формы и методы работы с детьми
1
2
3
Сентябрь
Все раз-
делы
—
«Комплексная диагностика семейного
воспитания дошкольников»
Октябрь
Моя семья
1. «Моя
Счастливая
семья»
(«Мама, папа,
я— дружная
семья»)
1. Беседа по сказке Г.-Х. Андерсена «Талисман».
2. Составление рассказов на темы: «Почему так
радостно идти домой», «Чем я могу помочь
дома».
3. Дидактические игры: «Что такое семейное
счастье (из каких элементов оно состоит)?»,
«Только добрые дела».
4.
Объяснение высказывания В. Сухомлинского:
«Семья — эта та среда, где человек должен
учиться творить добро» — и рассуждения детей
на эту тему.
5.
Объяснение и разучивание пословиц:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», «На
что и клад, коли в семье лад».
6.
Хозяйственно-бытовой труд: «Чем я могу
помочь дома».
7.
Рисование «Портрет моей счастливой семьи»
2. «Я —
ребенок, член
семьи»
1. Беседа и создание игры (по мнемокартам) «Я
— ребенок» (пол, возраст, адрес, имена
родителей и т.д.).
2.
Беседа по произведениям: рассказ Э. Шима
«Брат и младшая сестра»; курдская сказка
«Братья»; рассказ А. Стоякова «Тыковка»; сказка
Э. Фарджон «Два брата».
3.
Рассказы воспитателя на темы: «Народы
мира», «Настоящий мужчина и настоящая
женщина — кто они?».
4.
Рассматривание иллюстраций и беседы по
темам: «Люди, живущие в Европе (Азии,
Африке, Австралии, Америке)».
5.
Дидактические игры: «Кто я?», «Дети и
континенты», «Узнай по описанию» (мужские и
женские качества).
6. Рисование «Я в будущем» или создание
иллюстраций к сказке для младших детей
Ноябрь
Моя семья
3. «Мое
семейное
генеало-
гическое
1. Наблюдение за деревьями (их структурой,
формой).
2. Беседа по произведениям: сказки С. Маршака
«Двенадцать месяцев», П. Бажова «Серебряное
древо»
копытце»; русская сказка «Машенька и
Дашенька»; рассказ В. Сухомлинского «Для чего
говорят спасибо».
3. Показ генеалогического древа, объяснение его
элементов, составление древа ребенка (по
желанию).
4. Дидактические игры: «Узнай, кто это?» (по
частям одежды), «Наши бабушки и дедушки»,
«Собери правильно» (пол, возраст людей).
5. Изготовление схем генеалогического древа
(совместно с воспитателями).
6. Творческие игры детей на тему «Моя семья»
Мои мама
и папа
4. «Мама,
мамочка»
(на День
матери)
1. Беседа по произведениям: В. Сухомлинский
«Семь дочерей» и «Крылья матери»; сказка М.
Скребцовой «Сердце матери»; стихи о маме.
2. Словесные игры: «Ласковое слово», «Я
люблю тебя за...».
3. Дидактические игры: «Дети и мамы»,
«Сокровища сердца», «Кто поможет маме».
4. Создание подарка для мамы (рисование,
аппликация, конструирование открытки,
салфетки и т.д.).
Декабрь
Моя
семья
5. «Взаимо-
отношения
в семье»
1. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о
рыбаке и рыбке» и беседа по ней.
2. Беседа на тему «Доволен ли ты своим
поведением».
3. Разучивание пословицы: «Посеешь поступок
— пожнешь привычку, посеешь привычку —
пожнешь характер, посеешь характер —
пожнешь судьбу».
4. Дидактические игры: «Будь вежлив», «Как мы
проводим выходной», «Чем помочь маме и
папе» (лото), «Каковы увлечения моего папы
(мамы)», «Распредели обязанности и права».
5. Чтение литературы: рассказ М. Федорченко
«Все в порядке»; поэма Р. Гамзатова «Мой
дедушка»; сборник Н. Богуславской, Н.
Купиной «Веселый этикет»
6. «Праздник
всей семьей»
1. Рассказы воспитателя на темы: «Рождество»,
«Новый год», «Колядки».
2. Конструирование «Подарок...».
3. Дидактические игры: «Шкатулка загадок»,
«Угадай, что получится», «Елка с подарками»,
«Семья = 7 + Я».
4. Беседа «Традиции национальной культуры и
русская семья».
Январь
Моя семья
7. «Дети —
главная
ценность
семьи»
1. Чтение литературы: русские народные сказки
«Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»; сказка В. Даля «Девочка
Снегурочка»; книга Г. Юдина «Главное чудо
света»; рассказ А. Гайдара «Чук и Гек»; детская
энциклопедия Р. Ротенберга «Расти здоровым».
2. Дидактические игры: «Возрастная линия»,
«Что за чем?», «Как это происходит?», «Как
себя вести в ситуации», «Лесенка поступков».
Мама —
женщина,
папа —
мужчина
8. «Настоящие
мужчины и
женщины»
1.
Дидактические игры: «Угадай, чье?»,
«Составь портрет», «Мужское и женское»
(лого).
2.
Беседы на темы «Настоящие мужчины и
женщины», «Мужской и женский этикет» (с
использованием тематических альбомов).
3.
Рассматривание репродукций картин
(мужских и женских портретов и т.д.),
иллюстраций.
4.
Рисование «Труд мужчин (женщин)».
Февраль
Мама —
женщина,
папа —
мужчина
9. «Мальчик -
будущий
мужчина»
1.
Беседа по произведениям: русская народная
сказка «Илья Муромец»; былины.
2.
Беседы на темы: «Российская армия», «Наши
мужчины — наши отцы» (с использованием
примеров из жизни знаменитых мужчин и их
семей: Ю. Гагарина и т.д.).
3.
Разучивание пословиц и поговорок: «Герой за
Родину горой», «Жить — Родине служить»,
«Если армия сильна, непобедима и страна».
4.
Дидактические игры: «Угадай, кто это?»
(мужские и женские качества), «Кто это?»
(разрезные картинки), «Дела семейные»
(функции, обязанности, права мужчин в семье),
«Подбери атрибуты» (одежда, обувь, прическа и
т.д.), «Спорт, труд, отдых».
10. «Мой папа
самый...»
1.
Дидактические игры: «Каким должен быть
отец», «Что должны уметь делать руки отца»,
«Папины качества».
2.
Наблюдение за мужчиной в различных видах
деятельности (экскурсии).
3.
Составление рассказов на темы: «Мой папа
самый...», «Если б я был папой, то...».
4.
Аппликация (конструирование) подарков
папам ко Дню защитника Отечества (23
февраля).
Март
Мама —
женщина,
папа —
мужчина
11. «Девочка
— будущая
женщина»
1.
Рассматривание репродукций картин:
портретов женщин, иллюстраций «Женские
профессии».
2.
Беседы на темы: «Женские качества», «Как
девочка становится женщиной» (с
использованием примеров из жизни знаменитых
мужчин и их семьей).
3.
Сюжетно-ролевая игра «Женщины в семье».
4.
Дидактические игры: «Подбери атрибуты»
(одежда, обувь, прическа и т.д.), «Составь
портрет», «Кто это?» (разрез, ные картинки),
«Дела семейные», «Спорт труд, отдых».
Мои
мама и
папа
12. «Моя мама
самая...»
1.
Беседа по литературным произведениям:
рассказ Д. Габе «Моя семья» (глава «Мама»);
рассказы 3. Воскресенской «Мама», «Секрет»;
стихотворение Г. Виеру «Мамин день»; рассказ
Ю. Яковлева «Мама»; русская народная сказка
«Царевна Лягушка».
2.
Беседы на темы: «Качества мамы», «Что
нужно сделать, чтобы быть похожим на маму».
3.
Разучивание стихов о маме.
4.
Рисование: «Моя мама самая...», «Открытка
для мамы».
5.
Праздник в группе «8 Марта»
Апрель
Моя семья
13. «Как
появляется
семья»
1.
Беседа по произведениям: русские народные
сказки «Сивка-Бурка», «Царевна Лягушка»;
цикл рассказов Б. Житкова «Что я видел».
2.
Рассматривание картин: С. Дунчев
«Подружки»; «В последний вечер»
(неизвестный художник); «Яблоневая свадьба»;
Н. Пластов «Семья».
3.
Составление рассказов на темы: «О красоте и
мужестве»
4.
Дидактические игры: «Что за чем?»
(выложить последовательность периодов
развития семьи), «Правила этикета».
Мои
14. «Качества
1.
Решение нравственной задачи «После
мама и
папа
настоящих
мам и пап»
работы» (уставшие после работы, учебы члены
семьи возвращаются домой: как им себя вести,
как поступить, чтобы все почувствовали себя
отдохнувшими?).
2.
Составление рассказов на темы: «Мои мама и
папа», «Какие бывают родители».
3.
Беседа на тему «Каковы качества настоящих
мам и пап? Что нужно сделать, чтобы стать
такими?» (рассуждение на тему «Идеальный
родитель — каковы его качества?»).
4.
Дидактические игры: «Мамины помощники»,
«Качества мам и пап» («Составь портрет»).
Май
Моя семья
15. «Я мечтаю
стать
настоящей
мамой», «Я
мечтаю стать
настоящим
папой»
1.
Беседа по произведениям: стихотворение Б.
Заходера «Никто»; рассказ Я. Сегеля «Как я был
мамой»; сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане, его сыне славном и могучем богатыре
князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».
2.
Беседы на темы: «Если б я был папой (если
бы я была мамой)», «Идеальный родитель».
3.
Составление рассказов и подбор
иллюстраций к ним: «Что нужно сделать, чтобы
стать настоящей мамой?», «Что нужно сделать,
чтобы стать настоящим папой?».
4.
Досуг «День семьи» (17 мая)
16. «Мое
будущее
генеалоги-
ческое древо»
1.
Показ генеалогического древа одной из
семьи, объяснение детьми его элементов.
2.
Составление рассказа и схемы «Мое будущее
генеалогическое древо».
Июнь
-
-
«Комплексная диагностика семейного
воспитания дошкольников»
Методическое обеспечение
1.
А. Пластов «Сенокос»;
2.
Альбом иллюстраций «Моя счастливая семья».
3.
Атрибуты для игр и самостоятельной художественной деятельности
4.
Выставка книг, иллюстраций, картин о семье.
5.
Выставка детских работ «Мои мама и папа».
6.
Выставка детских работ на тему «Подарок маме».
7.
Выставка детских рисунков «Я в будущем».
8.
Выставка иллюстраций на тему «Народы мира» («Наши соседи»).
9.
Выставка иллюстраций, репродукций картин, фотографий «Наши мамы».
10. Выставка
книг,
иллюстраций,
картин
на
тему
«Девочки
—
будущие
женщины».
11. Выставка книг, иллюстраций, картин на тему «Мальчики — будущие
мужчины».
12. Выставка книг, иллюстраций, картин на тему «Семья».
13. Выставка подарков, открыток.
14. Выставка фотографий «Моя счастливая семья».
15. Иллюстрации к беседам и рассказам.
16. Картотека дидактических игр, пословиц и поговорок.
17. Картотека загадок, подвижных игр.
18. Мнемокарты «Я — ребенок».
19. Музыкальные произведения о маме и папе.
20. Настолько-печатные игры (дидактические)
21. Образец генеалогического древа (например, воспитателя).
22. Рукописные книги «Как я провел Новый год в кругу семьи».
23. Семейный фотоальбом. Картотека игр.
24. Слайды и иллюстрации.
25. Схема «Качества настоящих мужчин и настоящих женщин».
26. Схемы «Качества настоящих пап и мам».
27. Тематические альбомы «Настоящие мужчины», «Настоящие женщины».
Выставка иллюстраций, репродукций картин
28. Тематический альбом «Женщины в мире» (спорт, отдых, труд).
29. Тематический альбом «Мамины колыбельные».
30. Уголок
путешественника
(предметы,
одежда,
глобус,
карта
мира,
открытки из разных городов, стран мира).
31. Уголок семьи
32. Уголок умных книг: выставка книг, посвященных детям.
33. Фотоальбом «Наши защитники» (армейские фотографии отцов).
Список использованной и рекомендуемой литературы
1.
Андреева Т. Семейная психология. —СПб., 2005.
2.
Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях... —
М., 2012.
3.
Биддалф С. Воспитание мальчишек. Почему мальчишки такие разные, и
как помочь им стать настоящими мужчинами. —М., 2005.
4.
Виноградова
Н.А.,
Микляева
Н.В.
Формирование
тендерной
идентичности. —М., 2012.
5.
Детско-родительский клуб «Веселая семейка» /Авт.-сост. JI.H. Попова,
М.Н. Готаревская, МО. Киселева. М., 2012.
6.
Дымнова Т.И., Психология семейного образа жизни.—М., 2005.
7.
Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей
дошкольного возраста. —Пермь, 2002.
8.
Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав.
—М., 2003.
9.
Лопатина
А.,
Скребцова
М.
Беседы
и
сказки
о
семье
для
детей
и
взрослых. —М.. 2004.
10.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. — М.,
1999.
П.Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству
//Вопросы психологии 2000. №5.
12.
Овчарова Р.В. Психология родительства. —М., 2005.
13.
Овчарова Р.В. Тренинги формирования сознательного родительства. —
М., 2005.
14.
Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. —М.,
2003.
15.
Семейный
и
родительский
клубы
в
детском
саду
/Под
ред.
Н.В.
Микляевой. —М., 2012.
16.
Филиппова Г.Г. Психология материнства. —М., 2000.
17.
Харчев А.Г. Брак и семья. —М., 1997.
18.
Черняк Е.М. Социология семьи. —М., 2003.
19.
Шнейдер Л Б. Психология семейных отношений. —М., 2000.
20.
Щетинина A.M., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5—7 лет. —
М., 2010.
Приложение № 1
Измеряемые параметры теоретических знаний
о домашнем труде в жизни семьи
Содержание показателей
1 уровень
(оптимальный)
шкала 8-10 бал
2 уровень
(допустимый)
шкала 7-4бал
3 уровень
(критический
) шкала 3-
0бал
1. Перечислить виды домашнего
труда.
2. Какие могут быть награды за
домашний труд.
3. Зачем нужно овладевать
навыками, необходимыми для
ведения домашнего хозяйства.
4. Назови навыки
самообслуживания.
5. Зачем нужна чистота в доме?
6. Что значит бережно относится
к тому, что меня окружает?
Примечание: заполняется детьми.
Приложение2
Тест: «Уровень воспитанности детей»
Вопросы
положительно
отрицательно
по-разному
Отношение к стране, в
которой ты живешь (Родине).
Отношение к родному краю
Отношение к классу.
Отношение к учёбе
Отношение к труду.
Отношение к людям.
Отношения к самому себе.
Примечание: заполняется детьми вначале работы программы и в конце.
Результаты отображаются на графике в %.
Приложение3
Измеряемые параметры сформированности элементарных
практических навыков ведения домашнего хозяйства
Содержание показателей
1 уровень
(оптимальный)
2 уровень
(допустимый)
3 уровень
(критически
шкала 8-10 бал
шкала 7-4бал
й) шкала 3-
0бал
1. Полностью себя обслуживает:
а) соблюдает личную гигиену;
б) стирает одежду и вещи (кроме
крупных и постельного белья);
в) штопает и производит ремонт
личных и семейных вещей;
г) качественно убирает
помещения;
д) создаёт красоту и уют в своей
квартире.
Примечание: заполняется воспитателем.