Напоминание

"Академия необычных наук" как форма проведения предметной декады в начальных классах

Автор: Канашкина Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: лицей № 395
Населённый пункт: г. Санкт - Пктербург
Наименование материала: статья
Тема: "Академия необычных наук" как форма проведения предметной декады в начальных классах







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Академия необычных наук»

как форма проведения предметной декады в начальных классах

В свете современных требований к школе перед учителем стоит непростая задача воспитать такую личность, которая

должна обладать целым набором качеств:

самостоятельность в принятии решений

умение отвечать за свои решения

способность нести ответственность за себя, своих близких

готовность действовать в нестандартных ситуациях

обладать приемами учения и готовностью к постоянному самообразованию

обладать набором компетенций, как ключевых, так и в различных отраслях знаний

способность

к

самоорганизации,

умению

ставить

перед

собой

цели,

планировать

свою

деятельность

для

достижения цели, оптимальному распределению своего времени

обладать навыками исследовательской деятельности

способность к адекватной самооценке

коммуникабельность, толерантность, т.к. жизнь в социуме – поиск разумных компромиссов…

Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности по любому предмету.

Формы внеклассной работы в начальных классах нашего лицея многообразны. Одной из форм развития познавательной

активности обучающихся является

проведение в школе предметных декад. Участие в предметной декаде

даёт

возможность каждому младшему школьнику проявить свои интеллектуальные способности, раскрыть многогранность

своих интересов. Для педагогов предметная декада является возможностью апробации новых технологий, новых форм

организации

урока.

Она

позволяет

в

полной

мере

раскрыть

потенциалы

учителя,

способствует

развитию

его

профессиональной культуры, профессиональному становлению.

«Академия необычных наук» - это специально созданная учителями и учащимися атмосфера интеллектуального

поиска и творческой деятельности, предполагающая углубление содержания образования, внедрение деятельностного и

дифференцированного подхода в обучении. Она создает условия для формирования не только прочных знаний и умений,

а прежде всего, создает возможность формирования универсальных учебных действий.

Пройти курс «Академии необычных наук» - значит повысить свой уровень компетентности в рамках выбранной темы.

Создавая «Академию необычных наук» учитель решает проблему социализации учащихся, даёт возможность

расширения границ школьных знаний, что помогает развивать интеллектуальный потенциал каждого ученика.

Цели «Академии необычных наук»:

создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта

младших

школьников,

включение

их

в

проектную

деятельность,

повышения

интереса

к

познавательной

деятельности, развития творческого потенциала детей.

повышение профессиональной компетентности учителей в рамках методической и научно-методической работы

Задачи:

Расширять кругозор обучающихся, развивать любознательность, креативность мышления, самостоятельность в

решении практических задач.

Включать детей в проектную деятельность.

Способствовать формированию у младших школьников культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми,

формулировать свои мысли, слушать и слышать друг друга, проявлять эмоции и чувства в социально приемлемой

форме,

находить

компромисс

в

общении,

достойно

оппонировать

другой

точке

зрения

и

корректировать

собственную позицию, принимая убедительные контраргументы, находить модели своего поведения.

Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга, самооценке.

Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и

вечными нравственными ценностями.

Воспитывать чувство патриотизма и гражданской позиции учеников.

Ежегодно тему занятий «Академии необычных наук» определяет коллектив учителей. Темой может стать

наиболее важное в настоящее время событие для страны, региона, города, школы;

памятная дата, важная для нас;

любой объект из окружающей среды, о котором мы знаем мало и хотим узнать больше;

любая другая актуальная тема, волнующая нас и наших учеников.

Определив тему нового сезона «Академии необычных наук», каждый педагог начальных классов выбирает для себя

направление в рамках общей темы и разрабатывает одно занятие в нетрадиционной форме для будущих слушателей,

которыми станут все желающие ученики 1-4 классов лицея. При этом педагоги обязательно продумывают несколько

вариантов своего занятия, учитывая возрастные особенности детей, опыт учебной деятельности, уровень развития и тот

факт, что проводить будут для обучающихся не

только своего класса, но и для других, более младших и старших

учеников.

По

своему

усмотрению

педагоги

могут

приобщать

к

проведению

занятий

наиболее

активных

и

любознательных учащихся в качестве ассистентов, помощников. Занятия состоят из двух частей: теоретической и

практической.

В совокупности все выбранные педагогами направления составляют полный курс «Академии необычных наук»

нового сезона и раскрывают выбранную тему. Кроме аудиторных занятий в нетрадиционной форме в курс «Академии

необычных наук» входят и другие мероприятия: встречи с интересными людьми, круглые столы, экскурсии, просмотр

к\ф с последующим обсуждением, возможны выставки детских работ на заданную тему.

В рамках предметной декады слушатели Академии необычных наук, обучающиеся 1-4 классов, ежедневно, во

внеурочное время, по своему желанию посещают одно занятие согласно составленному расписанию. Таким образом,

все обучающиеся начальной школы получают возможность погрузиться в увлекательный мир знаний и пройти полный

курс Академии необычных наук по заданной теме, разработанный нашими учителями, создать на каждом занятии свой

продукт, осваивая и применяя предложенные технологии.

Для занятий Академии необычных наук, как новой формы проведения предметных декад, свойственны следующие

признаки:

1.

Каждое занятие имеет строго обозначенные рамки времени (40-45 мин), проводится во внеурочное время;

2.

На

занятии,

как

правило,

присутствует

постоянный

состав

учащихся

примерно

одного

возраста

и

уровня

подготовленности к учебной работе (все желающие ученики из одного класса);

3.

Все занятия проводятся в нетрадиционной форме в рамках общей темы Академии необычных наук;

4.

Каждое

занятие

раскрывает

общую

тему

с

определенной

стороны

и

имеет

две

части:

теоретическую

и

практическую;

5.

Каждое занятие имеет определенную дидактическую структуру, соответствующую его типу;

6.

Результатом каждого занятия является некий продукт, созданный обучающимися совместно с учителем в рамках

заданной темы (кроссворд, афиша, словарь, справочник, и т.п.);

7.

Творцом, организатором и руководителем занятия является учитель (педагог).

Развивающий потенциал Академии необычных наук:

Специально организованный процесс.

Углубляет содержание образования.

Реализует деятельностный, дифференцированный и индивидуальный подход.

Способствует формированию научного типа мышления.

Создает условия для формирования УУД

Способствует становлению качественно новых отношений учитель-ученик

«Академия необычных наук» является уникальной формой организации внеурочной деятельности в начальной

школе, которая отличается от других КТД, например, от «Игры по станциям».

Проведение

предметных

декад

в

форме

Академии

необычных

наук

педагогически

целесообразно,

так

как

способствует

разностороннему

раскрытию

индивидуальных

способностей

ребенка,

которые

не

всегда

удаётся

рассмотреть на уроке, стимулирует интерес к саморазвитию младших школьников, к различным видам познавательной

деятельности,

желанию

активно

участвовать

в

продуктивной,

одобряемой

обществом

деятельности,

умению

самостоятельно организовать своё свободное время.