Автор: Канашкина Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: лицей № 395
Населённый пункт: г. Санкт - Пктербург
Наименование материала: статья
Тема: "Академия необычных наук" как форма проведения предметной декады в начальных классах
«Академия необычных наук»
как форма проведения предметной декады в начальных классах
В свете современных требований к школе перед учителем стоит непростая задача воспитать такую личность, которая
должна обладать целым набором качеств:
самостоятельность в принятии решений
умение отвечать за свои решения
способность нести ответственность за себя, своих близких
готовность действовать в нестандартных ситуациях
обладать приемами учения и готовностью к постоянному самообразованию
обладать набором компетенций, как ключевых, так и в различных отраслях знаний
способность
к
самоорганизации,
умению
ставить
перед
собой
цели,
планировать
свою
деятельность
для
достижения цели, оптимальному распределению своего времени
обладать навыками исследовательской деятельности
способность к адекватной самооценке
коммуникабельность, толерантность, т.к. жизнь в социуме – поиск разумных компромиссов…
Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности по любому предмету.
Формы внеклассной работы в начальных классах нашего лицея многообразны. Одной из форм развития познавательной
активности обучающихся является
проведение в школе предметных декад. Участие в предметной декаде
даёт
возможность каждому младшему школьнику проявить свои интеллектуальные способности, раскрыть многогранность
своих интересов. Для педагогов предметная декада является возможностью апробации новых технологий, новых форм
организации
урока.
Она
позволяет
в
полной
мере
раскрыть
потенциалы
учителя,
способствует
развитию
его
профессиональной культуры, профессиональному становлению.
«Академия необычных наук» - это специально созданная учителями и учащимися атмосфера интеллектуального
поиска и творческой деятельности, предполагающая углубление содержания образования, внедрение деятельностного и
дифференцированного подхода в обучении. Она создает условия для формирования не только прочных знаний и умений,
а прежде всего, создает возможность формирования универсальных учебных действий.
Пройти курс «Академии необычных наук» - значит повысить свой уровень компетентности в рамках выбранной темы.
Создавая «Академию необычных наук» учитель решает проблему социализации учащихся, даёт возможность
расширения границ школьных знаний, что помогает развивать интеллектуальный потенциал каждого ученика.
Цели «Академии необычных наук»:
создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта
младших
школьников,
включение
их
в
проектную
деятельность,
повышения
интереса
к
познавательной
деятельности, развития творческого потенциала детей.
повышение профессиональной компетентности учителей в рамках методической и научно-методической работы
Задачи:
Расширять кругозор обучающихся, развивать любознательность, креативность мышления, самостоятельность в
решении практических задач.
Включать детей в проектную деятельность.
Способствовать формированию у младших школьников культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми,
формулировать свои мысли, слушать и слышать друг друга, проявлять эмоции и чувства в социально приемлемой
форме,
находить
компромисс
в
общении,
достойно
оппонировать
другой
точке
зрения
и
корректировать
собственную позицию, принимая убедительные контраргументы, находить модели своего поведения.
Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга, самооценке.
Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и
вечными нравственными ценностями.
Воспитывать чувство патриотизма и гражданской позиции учеников.
Ежегодно тему занятий «Академии необычных наук» определяет коллектив учителей. Темой может стать
наиболее важное в настоящее время событие для страны, региона, города, школы;
памятная дата, важная для нас;
любой объект из окружающей среды, о котором мы знаем мало и хотим узнать больше;
любая другая актуальная тема, волнующая нас и наших учеников.
Определив тему нового сезона «Академии необычных наук», каждый педагог начальных классов выбирает для себя
направление в рамках общей темы и разрабатывает одно занятие в нетрадиционной форме для будущих слушателей,
которыми станут все желающие ученики 1-4 классов лицея. При этом педагоги обязательно продумывают несколько
вариантов своего занятия, учитывая возрастные особенности детей, опыт учебной деятельности, уровень развития и тот
факт, что проводить будут для обучающихся не
только своего класса, но и для других, более младших и старших
учеников.
По
своему
усмотрению
педагоги
могут
приобщать
к
проведению
занятий
наиболее
активных
и
любознательных учащихся в качестве ассистентов, помощников. Занятия состоят из двух частей: теоретической и
практической.
В совокупности все выбранные педагогами направления составляют полный курс «Академии необычных наук»
нового сезона и раскрывают выбранную тему. Кроме аудиторных занятий в нетрадиционной форме в курс «Академии
необычных наук» входят и другие мероприятия: встречи с интересными людьми, круглые столы, экскурсии, просмотр
к\ф с последующим обсуждением, возможны выставки детских работ на заданную тему.
В рамках предметной декады слушатели Академии необычных наук, обучающиеся 1-4 классов, ежедневно, во
внеурочное время, по своему желанию посещают одно занятие согласно составленному расписанию. Таким образом,
все обучающиеся начальной школы получают возможность погрузиться в увлекательный мир знаний и пройти полный
курс Академии необычных наук по заданной теме, разработанный нашими учителями, создать на каждом занятии свой
продукт, осваивая и применяя предложенные технологии.
Для занятий Академии необычных наук, как новой формы проведения предметных декад, свойственны следующие
признаки:
1.
Каждое занятие имеет строго обозначенные рамки времени (40-45 мин), проводится во внеурочное время;
2.
На
занятии,
как
правило,
присутствует
постоянный
состав
учащихся
примерно
одного
возраста
и
уровня
подготовленности к учебной работе (все желающие ученики из одного класса);
3.
Все занятия проводятся в нетрадиционной форме в рамках общей темы Академии необычных наук;
4.
Каждое
занятие
раскрывает
общую
тему
с
определенной
стороны
и
имеет
две
части:
теоретическую
и
практическую;
5.
Каждое занятие имеет определенную дидактическую структуру, соответствующую его типу;
6.
Результатом каждого занятия является некий продукт, созданный обучающимися совместно с учителем в рамках
заданной темы (кроссворд, афиша, словарь, справочник, и т.п.);
7.
Творцом, организатором и руководителем занятия является учитель (педагог).
Развивающий потенциал Академии необычных наук:
•
Специально организованный процесс.
•
Углубляет содержание образования.
•
Реализует деятельностный, дифференцированный и индивидуальный подход.
•
Способствует формированию научного типа мышления.
•
Создает условия для формирования УУД
•
Способствует становлению качественно новых отношений учитель-ученик
«Академия необычных наук» является уникальной формой организации внеурочной деятельности в начальной
школе, которая отличается от других КТД, например, от «Игры по станциям».
Проведение
предметных
декад
в
форме
Академии
необычных
наук
педагогически
целесообразно,
так
как
способствует
разностороннему
раскрытию
индивидуальных
способностей
ребенка,
которые
не
всегда
удаётся
рассмотреть на уроке, стимулирует интерес к саморазвитию младших школьников, к различным видам познавательной
деятельности,
желанию
активно
участвовать
в
продуктивной,
одобряемой
обществом
деятельности,
умению
самостоятельно организовать своё свободное время.