Напоминание

Развивающие игры на занятиях по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"

Автор: Трифонова Людмила Леонидовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Подольский колледж имени А.В. Никулина"
Населённый пункт: г. Подольск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Развивающие игры на занятиях по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развивающие игры на занятиях по учебной дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Преподаватели, у кого по расписанию занятия начинаются в 8 часов,

неизменно жалуются, что студенты на парах спят. Спят те, кто работает по

ночам или по 12 часов в кафе быстрого питания, спят те, кто за полночь

сидит в интернете или в компании веселых подруг и друзей. Если первая пара

дисциплина «Русский язык и культура речи», демонстрирую бодрость только

я. Чтобы расшевелить аудиторию я придумываю и переделываю игры на

развитие речи, чем пытаюсь решить 2 задачи: разбудить аудиторию и

развивать устную речь. К сожалению, устная речь все менее используется в

учебном процессе, это не только проверочные задания в форме тестирования,

но и сложности поддержания диалога на занятиях, обусловленное низким

уровнем базовых знаний студенты и недостаточным прилежанием при

подготовке к занятию в принципе. Сложно провести полноценную беседу, не

говоря уже о дискуссии и серьезном обсуждении профессиональных

проблем. Многие преподаватели отказываются от рефератов на занятии,

поскольку абсолютное большинство таких работ основаны не на переработке

текстов монографий и статей, а в, лучшем случае, слегка переработанный

готовый реферат из интернета. Обращение к проектной деятельности,

связанной не только с курсовым проектированием, показало, что даже

хорошее выполнение практического задания нивелируется неграмотным

описанием выполненной работы. Слушать выпускников на защите

дипломных работ бывает просто стыдно. По наблюдениям психологов и

лингвистов, человек грамотно и складно пишущий не всегда хорошо говорит,

умеющий хорошо говорить обычно не хуже владеет письменной речью.

Поэтому развитие именно устной речи, я считаю, важнейшей задачей на

занятиях по данной дисциплине.

Работу по развитию устной речи можно начать с игры, в которой и

устная, и письменная почти отсутствуют. Игра «Язык жестов». Несмотря на

то, что система выразительных жестов в русской культуре богата, речевой

акт, как правило, предполагает достаточно большую дистанцию общения. И

хотя при беседе у нас не принято прикасаться к адресату речи, как это делают

французы или итальянцы, но жесты активно используются для дополнения

речи и как средство привлечения собеседника. На занятии студентам можно

предложить сделать такой жестовый пересказ. Можно на доске или устно

обозначить ключевое слово высказывания, изображаемого жестами. В

качестве событийной основы пересказа можно взять популярные песни,

произведения русской классики, эпизоды какого-либо романа.

Игра «Скороговорки». Скороговорки можно использовать для

разминки на любом занятии и, конечно, по фонетике и орфоэпии. Это не

только гимнастика для языка, но и развитие внимания к звукосочетаниям, их

благозвучию, фоносемантическому аспекту языка. Надо отметить, что

дефекты речи отмечаются у 60-80 % студентов. Несмотря на то, что работу

логопеды ведут с людьми разных возрастов, большинство студентов не

мотивировано на возможное исправление даже несложных дефектов,

картавости и шепелявости, часто встречается плохая артикуляция звуков,

связанная с «ленивым» их произношением, отсюда невнятность речи.

Последние 2-3 года (со студентами работаю с 1995 года) вдруг появились

случаи неразличения на слух студентами звуков ш и щ (на письме

соответственно букв!), и причины этому мне видятся в нарочито неряшливой

произносительной манере. К занятию студентам можно предложить

заготовить несколько скороговорок на разные типы звуков, и устроить

конкурс мастерства по произношению каких-либо популярных скороговорок,

учитывая и правильность артикуляции, и скорость произнесения текста.

Можно предложить составить скороговорки в форме предложений с

частотным употреблением звуков, например, «щука ущипнула щенка за

щеку», «греби грибы граблями» и т.д.

Игра «Сказка». Студентам нравится совместное творчество, в том числе

и в составлении разного типа текстов. Так для разминки по теме

«Повествование» студенты с удовольствием сочиняют по очереди

современную сказку по мотивам известных народных. Каждый студент

придумывает по нескольку предложений, а преподаватель вставляет свои

фразы для того, чтобы повернуть застоявшийся сюжет или скорректировать

повествование. В сказке должны обязательно присутствовать современные

реалии, персонажи разных художественных произведений и сами студенты.

Вариантом такого задания является написание вариации «Лукоморья». Перед

такой работой целесообразно не только перечитать пушкинский

первоисточник, но и последующие осовремененные варианты. В них часто

можно более-менее, точно атрибутировать время написания через

упомянутые реалии (три рубля на помойке, сдача стеклотары, ржавеющий

старый «Мерседес», фильмы ужасов, антивирус и т.д.). Можно предложить

написать вариацию на тему, связанную с будущей профессией: «цепь грм на

дубе том».

Игра Я гляжу и нахожу… Эта игра может удачно открыть занятие,

посвященное описанию, как типу речи. Каждый студент по очередности

описывает какие-нибудь детали аудитории, предметы на партах, полу, полках,

используя только слова, отвечающие на вопрос какой? Например, « я гляжу и

нахожу, что-то голубое, полупрозрачное, легкое (тюлевая занавеска), или «я

гляжу и нахожу что-то длинное, пластмассовое, ребристое (указка).

Количество поясняющих слов нужно заранее оговаривать (по опыту не

больше пяти). Вступительные слова «я гляжу и нахожу…» помогают

собраться с мыслями и придумать более заковыристую загадку.

Игра «Добавь слово». Данную игру можно использовать при изучении

правил употребления частей речи или лексической сочетаемости. Игра

предполагает добавление слова определенной части речи к предложенному

варианту. Например, к существительному прилагательное, к глаголу наречие.

Такая игра возможна и с добавлением членов предложения, например, к

сказуемому добавить подлежащее или к подлежащему определение. Важно,

чтобы слова были разных лексических разрядов, например, коробочка

(бархатная), глупость (невероятная), икона (византийская), гренадер

(бравый), шпатель (удобный)…В такие списки слов полезно включать

специальные термины будущей профессии, с которыми студенты ко времени

изучения данной учебной дисциплины хорошо знакомы. Одним из условий

игры является запрет на употребление слов, которые, по причинам слабого

развития речи, первыми приходят студентам в голову: дом, человек, характер,

погода, кот; из прилагательных: хороший, плохой, большой, маленький, все

цвета. Слова записываются на доске и зачеркиваются. Студент, назвавший

запрещенное слово выбывает из игры. Из игры выбывает и допустивший при

составлении сочетания речевую ошибку, как правило это тавтология или

плеоназм. Повторы слов не допускаются, на размышление дается 5-3

секунды, не допускаются подсказки друг другу. Чем меньше студентов

остается в игре, тем меньше дается времени на размышление. Оставшегося

игрока я поощряю пятеркой.

Игра «Загадка». При изучении лексики очень полезной оказалась игра

по отгадыванию загадок. Загадка по сути является метафорической

формулировкой лексического значения слова. Отгадывание развивает

внимание, образное мышление, интерес к народной культуре. К сожалению,

многочисленные наблюдения показывают, что по памяти студенты

воспроизводят загадки на уровне детского сада: «висит груша – нельзя

скушать», «зимой и летом одним цветом». Зато внимательное выслушивание

открывает не только механизм создания загадки и ее поэтику, но и целый мир

традиционной культуры, быта, обычаев, часто уже мало актуальных для

нашего современника. Студентам показались самыми интересными загадки:

«по дороге шел, две дороги нашел, по обеим пошел» (штаны), «крепь город,

да бел город, а в бел городе солнцу брат» (яйцо). Можно в активных группах

попробовать самим составлять загадки об актуальных предметах и явлениях

(«паспорт студента» (студенческий билет))

Игра «Устаревшие слова». Устаревшие слова можно актуализировать

через угадывание их значения. Тем более, что некоторые из них

употребляются в современном языке с другим значением или вошли как

морфемы в другие слова. О значении многих слов можно догадаться по их

звучанию и опираясь на читательский опыт (целовальник, бобыль, вакация,

кудель, орать, форейтор и т.д.). Вместе с устаревшими словами, к сожалению,

уходят и фразеологизмы и пословицы. Нельзя не отметить усилий учителей

начальной школы по возращению в язык обыденного общения этого яркого

пласта народной культуры, но в большинстве своем живое слово

современным малочитающим и малообщающимся детям известно только в

общем, наиболее употребительном «наборе». Большинство студентов не

только не знает и не употребляет фразеологические сочетания, но и не

ощущает речевую меткость и выразительность этих устойчивых сочетаний,

их эмоциональную насыщенность, соответственно не видит необходимости в

их использовании. Во время разминки студентам предлагается закончить

фразеологическое сочетание, например, «руки в боки (глаза в потолоки)», «не

в городе Богдан (не в селе Селифан)» и т.д. Часто слышится в ответ

откровенная чепуха, алогизмы, свои вариации, но возможны и почти

правильные ответы, чаще догадки, чем цитаты. В качестве продолжения

такой игры, я прошу закончить известные русские пословицы и поговорки.

Многие из них имеют концовку, противоречащую первой части или сильно

изменяющую ее значение: «от работы коне дохнут, а люди – крепчают»,

«работа не волк, в лес не убежит, потому ее проклятую и делать надо» и т.д.

Последние годы в интернете, в том числе под влиянием популяризаторской

деятельности М.Н. Задорнова, поднялась волна интереса к таким

выражениям, но часто не все, что предлагается в качестве концовки

пословицы в действительности является таковым. Много предлагается

авторских вариантов. Студентам, заинтересовавшимся этим вопросом,

доставляет особенное удовольствие разоблачать такие псевдоварианты.

Игра «Поздравление». Если просмотреть календарь, то обнаруживается,

что фактически каждый день какой-нибудь праздник, иногда сразу несколько,

церковных, светских, экзотических. В конце концов, каждого человека можно

поздравить с личным праздником или знаменательным событием. Это не

только день рождения или годовщина вступления в брак, но и удачная

покупка, сданный во время чертеж, весело проведенный выходной, приятное

знакомство и т.д.. Начать занятие можно с таких поздравлений друг другу по

очереди, это не только упражнение в красноречии, но и соревнование в

оригинальности и вежливости. Вместо поздравлений можно сосредоточиться

на комплиментах, их можно говорить друг другу по кругу или только одному

студенту, у которого последнее время часто плохое настроение. Это задание

может быть предложено в качестве «компенсации» за опоздание на занятие:

опоздавший должен сделать комплимент каждому из присутствующих в

аудитории.

Игра «Сломанный телефон» хорошо развивает внимание и в то же

время демонстрирует особенность нашего восприятия и памяти. Один

студент через наушники слушает рассказ (3-5 минут), затем в течение пары

услышанная история пересказывается друг другу так, чтобы другие студенты

заранее не слышали. Когда пересказ для всех окончен, заслушивается только

последний студент и аудиозапись самого рассказа. Обнаруживается не только

неточности в передаче текста, но и изменение содержания всего

повествования через искажение отдельных слов. Так студент, прослушав

рассказ М. Зощенко о влюбленном, ожидавшем свою подругу в очереди у

кинотеатра, не правильно понял значение слова «служащая». Из-за этого

«служащая» превратилась в «военнослужащую», а события 20-х годов

переместились в начало сороковых, а бедная старушка превратилась в нищую

беженку, потерявшую дочь.

Роль игры в любую историческую эпоху была важна. Для современного

человека игра стала и способом снятия нервного напряжения, и новой

реальностью, и способом заработать, и даже причиной болезней.

Использование игры на занятии – это не только вовлечение студентов в

привычное для них игровое пространство, но и возвращение игре одного из

ее исконных назначений – практическое обучение, инсценировка жизненной

ситуации, развитие без серьезного напряжения и страха.

Литература:

1.

Аникин В.П. Русское устное народное творчество. Учебник. – М.:

Высшая школа. – 2001. – 726 с.

2.

Власова З.И. Скоморохи и фольклор. – СПб.: Алейтея. – 2001. – 524 с.

3.

Лазарев А.И. Фольклор как источник знаний о родном языке. // Вестник

Челябинского университета. Серия 2. Филология. – 2000 с. - № 1. –

с.124-139.