Автор: Бузунова Наталия Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ"Дмитриевская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Дмитриевское Заокского района Тульской области
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Умелые ручки"
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Дмитриевская основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ВР Директор школы________/ВихровС.Г./
_____________/Кайгородова Н.Л./ Приказ № ____от«____»_____2018г.
«____» ______________ 2018 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
3 класс
2018-19 учебный год
Составитель: Бузунова Наталия Михайловна
учитель первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей,
связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она
обуславливает личностно ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития
творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся
неповторимостью, оригинальностью.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет
образовательная область «Технология». Однако, согласно учебному плану в начальных классах на изучение курса «Технология»
отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества . Улучшить ситуацию можно за счет
проведения дополнительной
работы.
Занятия позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей
родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего
в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале
простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника - оформителя,
художника, швеи, скульптора уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики
фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают
художественный вкус.
Занятия в «Умелых ручках» помогут развить творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития
личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению,
уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого
диапазона наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду -
приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели курса:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание
трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
2.Воспитание любви и уважения к своей деятельности и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». Девизом внеурочной деятельности по трудовому
обучению является: Я слышу - и не забываю, Я вижу - и запоминаю, Я делаю - и понимаю.
Задачи:
•
развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его
культуре;
• учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона,
пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
•
учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников;
• воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свою выполненную работу.
Методы и формы, реализуемые в программе:
•
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация,
упражнения, решение задач, работа с книгой;
•
по источнику получения знаний: словесные; наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц;
•
по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный,
частично-поисковый, исследовательский;
•
по логичности подхода: аналитический, синтетический.
Педагогические технологии:
1.Развитие творческой и активной личности.
2. Личностно-ориентированный подход.
З. Дифференцированность обучения.
Программа курса предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с
использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп,
аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды
деятельности как работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом
способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения
конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в
качестве подарков.
Содержание программы
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам
практической деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям
предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших
школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с
природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в
жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных
предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и
теоретических работ.
Программа «Умелые ручки» разработана для учащихся 3 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитана на 34
часа (по одному часу в неделю).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Прогнозируемый результат:
- скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств
самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой
задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и
дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие
способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных
инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
II.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
Класс
Содержание
Формы организации
Виды организации
3 класс
(34 часа)
Знакомство с профессией дизайнера.
Изготовление игрушек-сувениров. Мозаика.
Аппликация по желанию детей. Из истории
мягкой игрушки. Знакомство с профессией
портной. Знакомство со швами «козлик»,
«узелок». Шитье мягкой игрушки.
Изготовление настенного кармашка для
мелочей. Изготовление сувениров из меха.
Беседа об изобразительном материале -
пастели. Рисование пастелью. Беседа
«Родословная стеклянной бусинки", показ
образцов, иллюстраций. Подготовка к работе,
полезные советы; материалы и инструменты,
пробные плетения. Головные уборы,
украшенные бисером. Плетение колец и
браслетов - «фенечек» из бисера.
Инструктаж, показ работ,
выполненных учителем,
выполнение практических
заданий, рассказ, беседа с
показом иллюстраций,
показ мультимедийных
материалов, иллюстраций,
наблюдение, творческая
мастерская, мини-проект,
групповые проекты,
выполнение работ по
инструкционным картам,
схемам, составление
альбома лучших работ,
выставки.
Правильно называть ручные
инструменты и использовать их по
назначению; выполнять работу
самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и
соблюдать порядок во время работы;
п о н и м а т ь
р и с у н к и ,
э с к и з ы
(определять
название
д е т а л и ,
материал,
из
которого
она
должна
быть изготовлена, форму, размеры);
выполнять работы, используя
изобразительный материал - пастель;
самостоятельно изготовлять изделия
(по образцу, рисунку, эскизу);
изготовлять изделия из бисера,
исследовать, сравнивать различные
виды бисера,
отбирать материал для
изготовления изделия по тематике,
цвету, размеру, самостоятельно
составлять композицию.
III.
Тематическое планирование
№ урока
Тема
Кол-во часов
1
Вводная беседа. Знакомство с профессией дизайнера
1
2
. Коробка из плотной бумаги
1
3-4
Изготовление игрушек сувениров
2
5-6
Мозаика к празднику
2
7-8
Аппликация по желанию детей
2
9-10
Из истории мягкой игрушки. Знакомство с профессией портной.
1
11
Знакомство со швами «козлик», «узелок».
1
12-14
Приемы прокладывания стежков. Вышивка рисунка. Правила работы с иглой.
3
15-17
Шитье мягкой игрушки из меховых помпонов
4
18-20
Сувениры из меха. «Сказочная птица» (комбинированная техника)
3
21
Беседа об изобразительном материале - пастели
1
22-23
Рисование пастелью «Осенний ветер»
2
24-26
Картина «Сакура» (комбинированная техника)
3
27
Родословная стеклянной бусинки
1
28-29
Пробные плетения «Фантастические звезды»
2
30-33
Плетение колец и браслетов - «фенечек» из бисера.
4
34
Выставка работ по итогам года
1
Список литературы для учителя и обучающихся
1. Белова Н. Мягкая игрушка. Веселая компания. - Эксмо, 1998.
2. Белякова О.И. Бисер. Волшебные вещи и украшения. - М.: Владис, 2008.
3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение, 1984.
4. Демина И. Игры из пластилина. - М: Русич - М, 2007.
5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - М.: Академия Развития, 2006.
6. Кард В., Петров С. Игрушки из пластилина. Веселый зоопарк. - М.: ACT, 2007.
7. Макарова Н.Н. Тайны бумажного листа. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.
8. Носова Т.А. Поделки и игрушки своими руками. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.
9. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. - М.: Учитель, 2010.
10. Хмара З.А., Хмара А.В. Поделки из бисера. - М.: АСТ-Сталкер, 2007.
11. Щеглова О.А. Оригами. Волшебный мир бумаги. - М.: Владис, 2007.
.