Автор: Балина Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №"" "Капитошка"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Теоретическое обоснование проблемы гендерного подхода в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО.
Теоретическое обоснование проблемы гендерного подхода в до-
школьном образовании в условиях реализации ФГОС ДО.
…Все или почти все онтогенетические характеристики являются не просто
возрастными, а половозрастными, а самая первая категория, в которой ребе-
нок осмысливает собственное «Я», – это половая принадлежность.
И. С. Кон
I.
Теоретическая часть.
Сегодня система развития образования находится в ситуации существен-
ных изменений.
Основными документами, регламентирующими деятельность современ-
ного дошкольного образовательного учреждения, являются:
- Закон Российской Федерации об образовании;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного об-
разовательного стандарта дошкольного образования».
Дошкольное образование согласно Федеральному закону от 29.12.2012
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» направлено на фор-
мирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нрав-
ственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей.
Закон вводит федеральный государственный образовательный стандарт
для дошкольного образования. Дошкольный стандарт предполагает одно из
направлений личностное развитие ребенка. Особое внимание уделено ДОУ
как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается
со взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения.
Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы
социализация и индивидуальное развитие ребенка. Понятие социализация –
вхождение человека в общество – регулярно упоминается в важнейших разде-
лах стандарта, во многих ключевых образовательных документах наших
дней.
Одной из важнейших задач социализации личности дошкольников в усло-
виях реализации ФГОС является воспитание гуманной, творческой личности,
формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. На
успешное формирование социализации дошкольника в целом влияет также
то, как ребёнок усвоит гендерную культуру общества, или как пройдет его
гендерная социализация.
Гендерное образование детей дошкольного возраста в детском саду и се-
мье обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения по-
лов.
Именно культуросообразный подход к содержанию и технологиям гендер-
ного развития детей обуславливает необходимость его осуществления на базе
общечеловеческих и полоролевых ценностей.
Одним из основных компонентов личности дошкольника является осозна-
ние «Я» - идентичности (принадлежности), т.е. ощущение своей ценности и
непрерывности во времени, в социуме.
Идентичность характеризует именно то, что остаётся постоянным, не-
смотря на все изменения и развитие человека на протяжении его жизни.
Целью гендерного подхода в дошкольном образовании является де-
конструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала
личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной само-
реализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не
просто изменения, но и разработки новых путей к построению педагогиче-
ского процесса в ДОУ.
Двадцать лет назад термина «гендер» в педагогической науке ещё не
было, и соответственно не могли подниматься те вопросы, которые сегодня
широко рассматриваются и глубоко исследуются.
Авторы работ по половому воспитанию школьников в 60-80-е годы XIX
столетия (Э.Г.Костяшкин, А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов, Л.Н. Тимошенко, Д.Н.
Исаев, В.Е.Каган и др.) заложили основы для современного гендерного вос-
питания.
Гендер-(от латинского «genus» -«род») социальный пол, определяющий
поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. В
научную литературу этот термин был введен американской исследовательни-
цей Дж. В. Скотт с целью разграничения биологического и социального
толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме.
В дошкольном возрасте достаточно ярко проявляются особенности маль-
чиков и девочек в познавательной, эмоциональной сферах, игровой деятель-
ности, интересах и предпочтениях, характере мышления, памяти и других
психических процессах, развитии речевой способности. Вместе с тем анато-
мические и физиологические особенности рассматриваются лишь как пред-
посылки, потенциальные возможности развития мальчиков и девочек, их по-
лоролевого поведения. Этот процесс осуществляется также под влиянием со-
циальных факторов-общественной среды и воспитания, что подтверждает
необходимость целенаправленного педагогического руководства процессом
становления мальчика как мужчины и девочки как женщины, формирования
полоролевого поведения.
Употребляя термин «гендер» вместо понятия «пол», мы тем самым под-
чёркиваем, что многие различия между мальчиками (мужчинами) и девочка-
ми (женщинами) определяются уровнем социально-экономического развития
общества, особенностями культуры и традициями воспитания, а не являются
прямым следствием биологического пола.
В результате, отметим, что термин «пол» обозначает биологические раз-
личия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения
клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функ-
циями. Понятие же «гендер» означает совокупность социальных и культур-
ных норм, которое общество приписывает выполнять людям в зависимости
от биологического пола.
Современное общество очень быстро меняется, смещается ценностно-
нравственный акцент во всех сферах жизни, в том числе в сфере отноше-
ний между полами. Социальные общественные изменения привели к раз-
рушению традиционных норм мужского и женского поведения. Демокра-
тизация отношений полов, с одной стороны, размыла четкие ограничения
в поведении людей, что дало значительные возможности в проявлении ин-
дивидуальности каждого. Только развитие и проявление индивидуальных
способностей гарантируют обществу развитие всех сфер экономики, по-
литики, образования.
Анализ содержания и средств организации современной системы до-
школьного образования выявляет направленность на развитие физиче-
ских, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих его социальную
успешность при сохранении и укреплении здоровья, коррекцию недостат-
ков в физическом и психическом развитии детей.
В настоящее время в педагогической науке разрабатывается вопрос спе-
цифики гендерных особенностей детей дошкольного возраста (Н. А. Ба-
ранникова, О. И. Иванова, Н. К. Ледовских, Т. В. Малова, Н. Е. Татаринце-
ва и др.). В науке появилось новое направление – гендерная психология,
задачами которой ставятся понимание и объяснение природы психологи-
ческих различий между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочка-
ми; биологического и социального понятия «пол»; психологических про-
цессов социального взаимодействия в контексте межполовых и межлич-
ностных отношений. В настоящее время существуют неоспоримые факты
различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться не
замеченными родителями и педагогами.
Анализ литературы (Е.А.Кудрявцева, Т.А. Репина, М.А. Радзивилова,
Н.Е. Татаринцева, Т.Г.Жаворонкова, Л.А.Венгер, В.Д. Еремеева, И.А. Ано-
хина, А.В. Мудрик, Т.П. Хризман, А.А. Чекалина, И.С. Кон и др.) показал,
что понятия гендерная идентичность и гендерная принадлежность ис-
пользуются как тождественные, успешность и скорость развития которых
в процессе гендерной социализации детей дошкольного возраста одина-
ковы, а анатомические и физиологические особенности детей дошкольно-
го возраста рассматриваются лишь как предпосылки развития мальчиков
и девочек, их полоролевого поведения.
Стадиальность формирования гендерной идентичности подчёркивает
Ш. Берн. Она описывает четыре стадии становления гендерной идентич-
ности ребёнка:
гендерная идентификация – отнесение себя к тому или иному полу;
гендерная константность – понимание того, что гендер неизменен;
дифференциальное подражание: мальчики – обычно поведению муж-
чин, а девочки – поведению женщин.
Гендерная саморегуляция – ребёнок сам контролирует своё поведение,
применяя санкции к самому себе.
Таким образом, ещё до того, как пойти ребёнку в школу, он имеет весьма об-
ширные знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях и за-
нятиях, присущих мужчинам и женщинам. Однако, нельзя считать, что ген-
дерная идентичность целиком формируется в дошкольном детстве. В под-
ростковом и юношеском возрасте у человека появляется возможность пере-
осмысления и корректировки социальных установок и моделей полоролевого
поведения и усвоения новых.
В аспекте реализации ФГОС ДО основной целью гендерного образова-
ния дошкольников – подготовить к жизни счастливого, эмоционально благо-
получного ребёнка, адекватно осознающего свои физические и психологиче-
ские индивидуальные особенности – мужские или женские. Так как, полоро-
левой опыт дошкольного детства будет существенно влиять на развитие поло-
вого сознания и поведения взрослого человека.
Современные родители и педагоги рассматривают этапы дошкольной
жизни ребёнка как период преимущественно физиологического созревания,
когда заботы взрослого ограничиваются уходом за ребёнком (правильным пи-
танием, гигиеническими процедурами и пр.) Такой подход не позволяет в
полной мере развивать потенциальные способности детей 3-8 лет, развивать
индивидуальность ребёнка.
Современные научные данные (Исаев Д.Н., Каган Е.В., Колесов Д.В.,
Коломийченко Л.В., Костяшкин З.Г., Хрипкова А.Г., Радзивилова М.А., Сто-
лярчук Л.И., Татаринцева Н.Е. и др.) свидетельствуют о том, что детей 3-8 лет
необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают потреб-
ностям и возможностям каждого ребёнка и способствуют его полноценному
развитию.