Напоминание

Теоретическое обоснование проблемы гендерного подхода в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО.

Автор: Балина Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №"" "Капитошка"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Теоретическое обоснование проблемы гендерного подхода в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Теоретическое обоснование проблемы гендерного подхода в до-

школьном образовании в условиях реализации ФГОС ДО.

…Все или почти все онтогенетические характеристики являются не просто

возрастными, а половозрастными, а самая первая категория, в которой ребе-

нок осмысливает собственное «Я», – это половая принадлежность.

И. С. Кон

I.

Теоретическая часть.

Сегодня система развития образования находится в ситуации существен-

ных изменений.

Основными документами, регламентирующими деятельность современ-

ного дошкольного образовательного учреждения, являются:

- Закон Российской Федерации об образовании;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного об-

разовательного стандарта дошкольного образования».

Дошкольное образование согласно Федеральному закону от 29.12.2012

№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» направлено на фор-

мирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нрав-

ственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок

учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей.

Закон вводит федеральный государственный образовательный стандарт

для дошкольного образования. Дошкольный стандарт предполагает одно из

направлений личностное развитие ребенка. Особое внимание уделено ДОУ

как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается

со взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения.

Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы

социализация и индивидуальное развитие ребенка. Понятие социализация –

вхождение человека в общество – регулярно упоминается в важнейших разде-

лах стандарта, во многих ключевых образовательных документах наших

дней.

Одной из важнейших задач социализации личности дошкольников в усло-

виях реализации ФГОС является воспитание гуманной, творческой личности,

формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. На

успешное формирование социализации дошкольника в целом влияет также

то, как ребёнок усвоит гендерную культуру общества, или как пройдет его

гендерная социализация.

Гендерное образование детей дошкольного возраста в детском саду и се-

мье обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения по-

лов.

Именно культуросообразный подход к содержанию и технологиям гендер-

ного развития детей обуславливает необходимость его осуществления на базе

общечеловеческих и полоролевых ценностей.

Одним из основных компонентов личности дошкольника является осозна-

ние «Я» - идентичности (принадлежности), т.е. ощущение своей ценности и

непрерывности во времени, в социуме.

Идентичность характеризует именно то, что остаётся постоянным, не-

смотря на все изменения и развитие человека на протяжении его жизни.

Целью гендерного подхода в дошкольном образовании является де-

конструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала

личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной само-

реализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не

просто изменения, но и разработки новых путей к построению педагогиче-

ского процесса в ДОУ.

Двадцать лет назад термина «гендер» в педагогической науке ещё не

было, и соответственно не могли подниматься те вопросы, которые сегодня

широко рассматриваются и глубоко исследуются.

Авторы работ по половому воспитанию школьников в 60-80-е годы XIX

столетия (Э.Г.Костяшкин, А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов, Л.Н. Тимошенко, Д.Н.

Исаев, В.Е.Каган и др.) заложили основы для современного гендерного вос-

питания.

Гендер-(от латинского «genus» -«род») социальный пол, определяющий

поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. В

научную литературу этот термин был введен американской исследовательни-

цей Дж. В. Скотт с целью разграничения биологического и социального

толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме.

В дошкольном возрасте достаточно ярко проявляются особенности маль-

чиков и девочек в познавательной, эмоциональной сферах, игровой деятель-

ности, интересах и предпочтениях, характере мышления, памяти и других

психических процессах, развитии речевой способности. Вместе с тем анато-

мические и физиологические особенности рассматриваются лишь как пред-

посылки, потенциальные возможности развития мальчиков и девочек, их по-

лоролевого поведения. Этот процесс осуществляется также под влиянием со-

циальных факторов-общественной среды и воспитания, что подтверждает

необходимость целенаправленного педагогического руководства процессом

становления мальчика как мужчины и девочки как женщины, формирования

полоролевого поведения.

Употребляя термин «гендер» вместо понятия «пол», мы тем самым под-

чёркиваем, что многие различия между мальчиками (мужчинами) и девочка-

ми (женщинами) определяются уровнем социально-экономического развития

общества, особенностями культуры и традициями воспитания, а не являются

прямым следствием биологического пола.

В результате, отметим, что термин «пол» обозначает биологические раз-

личия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения

клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функ-

циями. Понятие же «гендер» означает совокупность социальных и культур-

ных норм, которое общество приписывает выполнять людям в зависимости

от биологического пола.

Современное общество очень быстро меняется, смещается ценностно-

нравственный акцент во всех сферах жизни, в том числе в сфере отноше-

ний между полами. Социальные общественные изменения привели к раз-

рушению традиционных норм мужского и женского поведения. Демокра-

тизация отношений полов, с одной стороны, размыла четкие ограничения

в поведении людей, что дало значительные возможности в проявлении ин-

дивидуальности каждого. Только развитие и проявление индивидуальных

способностей гарантируют обществу развитие всех сфер экономики, по-

литики, образования.

Анализ содержания и средств организации современной системы до-

школьного образования выявляет направленность на развитие физиче-

ских, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование

предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих его социальную

успешность при сохранении и укреплении здоровья, коррекцию недостат-

ков в физическом и психическом развитии детей.

В настоящее время в педагогической науке разрабатывается вопрос спе-

цифики гендерных особенностей детей дошкольного возраста (Н. А. Ба-

ранникова, О. И. Иванова, Н. К. Ледовских, Т. В. Малова, Н. Е. Татаринце-

ва и др.). В науке появилось новое направление – гендерная психология,

задачами которой ставятся понимание и объяснение природы психологи-

ческих различий между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочка-

ми; биологического и социального понятия «пол»; психологических про-

цессов социального взаимодействия в контексте межполовых и межлич-

ностных отношений. В настоящее время существуют неоспоримые факты

различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться не

замеченными родителями и педагогами.

Анализ литературы (Е.А.Кудрявцева, Т.А. Репина, М.А. Радзивилова,

Н.Е. Татаринцева, Т.Г.Жаворонкова, Л.А.Венгер, В.Д. Еремеева, И.А. Ано-

хина, А.В. Мудрик, Т.П. Хризман, А.А. Чекалина, И.С. Кон и др.) показал,

что понятия гендерная идентичность и гендерная принадлежность ис-

пользуются как тождественные, успешность и скорость развития которых

в процессе гендерной социализации детей дошкольного возраста одина-

ковы, а анатомические и физиологические особенности детей дошкольно-

го возраста рассматриваются лишь как предпосылки развития мальчиков

и девочек, их полоролевого поведения.

Стадиальность формирования гендерной идентичности подчёркивает

Ш. Берн. Она описывает четыре стадии становления гендерной идентич-

ности ребёнка:

гендерная идентификация – отнесение себя к тому или иному полу;

гендерная константность – понимание того, что гендер неизменен;

дифференциальное подражание: мальчики – обычно поведению муж-

чин, а девочки – поведению женщин.

Гендерная саморегуляция – ребёнок сам контролирует своё поведение,

применяя санкции к самому себе.

Таким образом, ещё до того, как пойти ребёнку в школу, он имеет весьма об-

ширные знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях и за-

нятиях, присущих мужчинам и женщинам. Однако, нельзя считать, что ген-

дерная идентичность целиком формируется в дошкольном детстве. В под-

ростковом и юношеском возрасте у человека появляется возможность пере-

осмысления и корректировки социальных установок и моделей полоролевого

поведения и усвоения новых.

В аспекте реализации ФГОС ДО основной целью гендерного образова-

ния дошкольников – подготовить к жизни счастливого, эмоционально благо-

получного ребёнка, адекватно осознающего свои физические и психологиче-

ские индивидуальные особенности – мужские или женские. Так как, полоро-

левой опыт дошкольного детства будет существенно влиять на развитие поло-

вого сознания и поведения взрослого человека.

Современные родители и педагоги рассматривают этапы дошкольной

жизни ребёнка как период преимущественно физиологического созревания,

когда заботы взрослого ограничиваются уходом за ребёнком (правильным пи-

танием, гигиеническими процедурами и пр.) Такой подход не позволяет в

полной мере развивать потенциальные способности детей 3-8 лет, развивать

индивидуальность ребёнка.

Современные научные данные (Исаев Д.Н., Каган Е.В., Колесов Д.В.,

Коломийченко Л.В., Костяшкин З.Г., Хрипкова А.Г., Радзивилова М.А., Сто-

лярчук Л.И., Татаринцева Н.Е. и др.) свидетельствуют о том, что детей 3-8 лет

необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают потреб-

ностям и возможностям каждого ребёнка и способствуют его полноценному

развитию.