Напоминание

Тема урока: "Площадь прямоугольника, его длина и ширина".

Автор: Земскова Маргарита Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Школа №75"
Населённый пункт: г.о. Тольятти
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема урока: "Площадь прямоугольника, его длина и ширина".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок математики во 2 классе

Учебная тема «Площадь прямоугольника, его длина и ширина»

Технологическая карта изучения темы

Тип урока

Урок открытия нового знания (проблемно-диалогическая технология, личностно- ориентированного обучения,

здоровьесберегающая технология, продуктивного чтения).

Дидактическая

цель

Установить, опираясь на взаимосвязь операций умножения и деления, их компонентов и результатов действий, зависи-

мость между значением площади и сторонами прямоугольника.

Планируемые ре-

зультаты

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на

уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно

составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных

ошибок; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

КоммуникативныеУУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах

поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, группе и формулировать собственное мнение и

позицию.

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые

знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке, свой жизненный опыт;

осуществлять синтез как составление целого из частей.

Предметные:

-устанавливать зависимость между компонентами и результатом действий умножения и деления;

- вычислять периметр и площадь прямоугольника по формулам;

- научиться находить длину стороны прямоугольника, если известны его площадь и длина другой стороны;

- продолжать работу над развитием вычислительных навыков;

- объяснять выбор действий в задачах на умножение.

Основные понятия

Площадь, длина, ширина. Формула.

Ресурсы

-Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Учебник: в 3ч. для 2 класса, часть 3;

- тетрадь;

- плакат «Площадь»;

- карточки для работы в группах «Найди площадь», «Множитель, множитель, произведение», «Делимое, делитель,

частное»;

- карточки для индивидуальной работы;

Организация про-

странства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Ход урока

Формирование УУД,

I. Организацион

ный момент

Задачи работы:

- положительный

настрой на урок;

- активизация

мыслительной

деятельности;

- создание условий

для осознанного

включения в учебную

деятельность.

Организует

повторение

основных

правил

поведения на

уроке.

Проговаривают

стихотворение.

- Какими мы будем на уроке?

Мы - умные,

Мы – дружные,

Мы - внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся,

У нас все получится.

- Для чего это необходимо?

Регулировать поведение на

основе установленных норм и

правил для достижения цели.

(РегулятивныеУУД)

Оформлять свои мысли в

устной форме.

Слушать и понимать речь

других.

(Коммуникативные УУД)

II. Актуализация

знаний.

Задачи работы: актуа-

лизация знаний о вза-

имосвязи компонен-

тов и результата дей-

ствия умножения;

об операциях умноже-

ния и деления как

обратных.

Создание условий для

закрепления знания

терминов, вычисли-

тельных навыков.

Организует ин-

дивидуальную

работу по

карточкам для

коррекции и за-

крепления вы-

числительных

навыков

Организует

сам.работу для

Записывают ряд

чисел в тетрадь

Выполняют инди-

видуальные зада-

ния

Выполняют вычис-

1.Мин. чистописания

- Запиши все трехзначные числа, в записи

которых используются только цифры

1и 2. Цифры в записи могут повторяться:

(112, 121,122, 211, 212, 221)

2. Индивидуальная работа по карточкам:

Карточка № 1

Запиши выражение, найди его значение

К числу 47 прибавить разность чисел 53 и 37

и вычесть 18

Карточка № 2

Реши уравнение с объяснением и

проверкой

76 – у = 39

3. Самостоятельная работа с взаимной про-

веркой.

Развивать вычислительных на-

выки (Предметные УУД)

Составлять, понимать и объяс-

нять

простейшие

алгоритмы

при работе с конкретным зада-

нием

(Познавательные УУД).

Вносить

необходимые

коррек-

тивы в действие после его за-

вершения на основе его оценки

закрепления

вычислитель-

ных навыков,

взаимную про-

верку вычисле-

ний.

Организует

фронтальную

работу для ак-

туализации

знаний о взаи-

мосвязи компо-

нентов и ре-

зультата дей-

ствия умноже-

ния;

об операциях

умножения и

деления как

обратных.

Организует

индивидуальну

ю работу у

доски с

последующей

фронтальной

проверкой для

закрепления

знания

терминов и

формулы

площади

прямоугольник

а.

ления

Выполняю взаимо-

проверку

Взаимодействуют с

учителем во время

фронтальной

работы.

Выполняют

вычисления и

проверку,

используя

числовые карточки.

Находит периметр

прямоугольника.

Дает определение

прямоугольнику.

Формулирует вы-

вод, как найти пе-

риметр прямо-

угольника.

Находит значения

выражений.

Задание № 5, с. 3 учебника (ч. 3).

Iв. 1цепочка

IIв. 2цепочка

- Проверьте друг у друга правильность вы-

полнения работы.

4. Фронтальная работа (Вспоминаем то, что

важно…)

Задание №1, с.2 учебника (ч.3)

- Как найти неизвестный множитель?

- Как связаны операции умножения на

число и деления на это число?

Индивидуальная работа у доски с

фронтальной проверкой:

1 ученик

Длина прямоугольника 32м. Это на 8 м

больше ширины. Чему равен периметр

прямоугольника?

- Какую фигуру называют прямоугольником?

- Что такое периметр?

2 ученик

- Найдите значения выражений. Заполните

таблицу.

1.

6* 4 =

А

2.

6+8 +6+8=

П

3.

16:2=

Д

4.

18: (51- 48)=

Щ

и

учета

характера

сделанных

ошибок

(Регулятивные УУД)

Устанавливать зависимость

между компонентами и ре-

зультатом действий умножения

и деления (Предметные УУД)

Выбирать эффективный способ

решения, используя ранее

полученные знания.

(Познавательные УУД)

Развивать вычислительные на-

выки (Предметные УУД)

Ясно формулировать ответы на

вопросы

(Коммуникативные УУД)

Организует

проговаривани

е определения

величины и

площади.

Формулирует поня-

тие величины и

площади.

Находят ответ на

вопрос.

Вспоминают прави-

ло.

Проговаривают

правило в стихо-

творной форме.

5.

10 *1=

Ь

6.

5*2+5*2=

О

7.

(11+11) *2=

М

8.

8*4=

Л

28

32

20

6

24

8

10

П

Л

О

Щ

А

Д

Ь

- Что такое площадь? (Величина)

- Что необходимо для измерения площади

фигур? (Выбрать мерку)

- Как вы думаете, когда удобно пользоваться

большими мерками, а когда – маленькими?

- Как найти площадь?

Нет задачи проще!

Поглядите –ка сюда:

Вот длина, вот ширина:

Чтобы площадь нам узнать

Нужно их перемножать!

Делать выводы в результате

совместной работы всего

класса.

(Познавательные УУД).

III Фиксирование

затруднения в

пробном учебном

действии.

Задачи работы:

- выявить место

затруднения

-зафиксировать во

внешней речи причи-

ну затруднения

Организует

проблемную

ситуацию

Организует

фиксирование

во внешней

речи причины

затруднения.

Проговаривают

причину

затруднения.

Фронтальная работа

1. Задание № 2, с. 2.

Известно, что длина прямоугольника АВСД

составляет 8 дм, а площадь

40 дм

2

. Чему равна его ширина?

(Предположения учащихся)

2.

Работа

с

текстом

учебника

со

зна-

ком?! .

- Как связаны между собой такие величины:

площадь прямоугольника, его длина и ши-

рина?

Ориентироваться в системе

знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя.

(Познавательные УУД).

Формулировать проблему.

(Познавательные УУД).

III. Формулирование

Организует

формулировани

Формулируют тему

и проговаривают

-Чему мы сегодня будем учиться?

У ч и т ь с я

п л а н и р о в а т ь

д е я т е л ь н о с т ь (Регулятивные

темы и целей урока.

Задачи работы:

- уточнить тему и тип

урока;

е темы

иуточнение

следующего

шага учебной

деятельности.

следующий шаг

учебной деятельно-

сти.

- Сформулируйте тему урока?

- Где нам это пригодится?

- Какие шаги мы делаем, открывая новое?

(«Если знаю – делюсь знаниями и опытом

со всеми, не знаю – ищу ответ сам»).

УУД).

Физ. мин.

«Мы чертежники»

IV. Открытие ново-

го

знания

(узнаём

новое).

Задачи работы:

актуализация знаний

о поиске площади

прямоугольника;

подведение детей к

формулировке о взаи-

мосвязи между значе-

нием площади и дли-

нами сторон прямо-

угольника.

Организует

анализ число-

вых равенств

относительно

рисунка.

Анализируют чи-

словые выражени-

яотносительно ри-

сунка.

Формулируют вы-

вод, сравнивают

собственный вывод

с текстом в учебни-

ке.

Фронтальная работа

1.Задание № 3 с.2.

-Объясни по рисунку, что означает каждое

число в равенствах.

- Как найти длину стороны прямоугольника

по известным величинам площади и длине

другой стороны?

2. Работа с текстом учебника в оранже-

вой рамке и таблицей «Площадь прямо-

угольника».

- Как объяснить выражение «длины сторон

прямоугольника»?

- Как теперь сформулировать правило нахо-

ждения площади прямоугольника?

Решать проблему с помощью

поиска определенных действий.

(Познавательные УУД).

Добывать новые знания,

находить ответы на вопросы,

используя рисунок, текст

учебника, информацию,

полученную на уроках.

(Познавательные УУД).

Находить длину стороны

прямоугольника, если известны

его площадь и длина другой

стороны (Предметные УУД).

V. Первичное за-

крепление.

Задачи работы:

организовать практи-

ческое применение

нового знания

Организует и

контролирует

работу в парах.

Обсуждают

решение в паре,

записывают

решение и ответ.

Выполняют

про-

верку.

Работа в паре

- Сформулируй задание к своему рисунку.

Обменяйся заданием с соседом.

? см

2 см

8 дм

?дм

- Каким правилом вы воспользовались при

решении этого задания?

Извлекать и перерабатывать

информацию, используя

рисунок(Познавательные

УУД).

Находить длину стороны

прямоугольника, если известны

его площадь и длина другой

стороны (Предметные УУД).

Участвовать в обсуждениях,

работая в паре.

(Коммуникативные УУД).

Контролировать, путем

сличения выражений и их

значений с эталоном и

корректировать в случае

расхождения.

S=16 дм

2

S=16 см

2

(Чтобы найти длину стороны прямоугольни-

ка, надо площадь разделить на длину другой

стороны)

(Регулятивные УУД).

Вносить

необходимые

коррек-

тивы в действие после его за-

вершения на основе его оценки

и

учета

характера

сделанных

ошибок

(Регулятивные УУД).

VI. Систематизация

и обобщение новых

знаний и умений

Задачи работы:

организовать

выполнение

учащимися заданий

на новое знание на

преобразую

щем уровне.

Организует и

контролирует

самостоятельну

ю работу в

группах.

Класс делится на

группы.

Выбирают

консультанта,

который

осуществляет

контроль.

Ведут обсуждение

в группе, находят

общее решение.

Работа в группах

Задание № 4a, с. 2.

- Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли правильно решить задачу?

–Вы сделали всё правильно или были ошиб-

ки, недочёты?

- Сейчас мы вместе учились оценивать

свою работу.

Принимать участие в обсужде-

нии и формулировании алгорит-

ма выполнения конкретного за-

дания (составление плана дей-

ствий)

(Регулятивные УУД).

Находить длину стороны пря-

моугольника, если известны его

площадь и длина другой сторо-

ны (Предметные УУД).

Вносить

необходимые

коррек-

тивы в действие после его за-

вершения на основе его оценки

и

учета

характера

сделанных

ошибок

(Регулятивные УУД).

Учиться работать в группе:

распределять роли,

формулировать собственное

мнение, уважать позицию

другого, находить общее

решение.

(Коммуникативные УУД).

Осознавать ответственность за

общее дело.Понимать и

оценивать свой вклад в

решении общих задач.

Следовать в поведении

моральным нормам и

этическим требованиям.

(Личностные УУД).

VII. Повторение и

закрепление ранее

изученного.

Задачи работы:

-

повторить

конкрет-

ный

смысл

действия

умножения;

закреп-

лять умение выбирать

и объяснять действие

в задачах на умноже-

ние.

Организует

фронтальную

работу

Составляют выра-

жения, объясняют и

доказывают выбор

действия.

Формулируют

Фронтальная работа

б) Задание № 6а, с. 3.

Составление и обсуждение выражений.

- Какие выражения у вас получились? Поче-

му?

- Сформулируйте свой вопрос к задаче, что-

бы последнее действие было сложение.

- Сделайте вывод.

Объяснять выбор действий в за-

дачах на умножение

(Предметные УУД).

Анализировать

текст

задачи

с

опорой на краткую запись для

преобразования в модель

(Познавательные УУД).

Вносить

свой

вклад

в

работу

для

достижения

общих

ре-

зультатов.

(Коммуникативные УУД).

VIII. Итог урока. Ре-

флексия

деятельно-

сти.

Организует

фиксирование

нового в

содержании

урока,

рефлексию,

самооценку

учебной

деятельности.

Взаимодействуют с

учителем (отвечают

на вопросы).

- Помогите Вове выполнить задания.

- Какая была тема урока?

- Какую цель ставили?

-Какое

открытие,

которое

мы

сделали

на

уроке, поможет нашему другу найти длину

стороны прямоугольника?

- Что на уроке показалось сложным?

- Что особенно понравилось?

Участвовать

в

оценке

и

обсу-

ждении

полученного

результа-

та.

(Коммуникативные УУД)

Признавать свои ошибки; осо-

знавать

причину

успеха

или

неудачи(Регулятивные УУД).

IX. Домашнее зада-

ние

Задания № 4 (б), 8, с. 2–3.

Список используемой литературы

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010

2.

Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Математика. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М. Баласс., 2012

3.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под ред. А.Г.

Асмолова. М.: Просвещение, 2010

4.

Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010

5.

«Учимся играя» В.В. Волина.- Новая школа, 1994.

Карточка №1

Запиши выражение и найди его значение:

К числу 47 прибавить разность чисел 53 и 37 и вычесть 18.

__________________________________________________

Карточка №2

Реши уравнение с объяснением и проверкой:

76 – у = 39

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4

2

3

6

4

2

3

6