Автор: Назина Наталья Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Школа №75"
Населённый пункт: г.о.Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Методика работы над изложением в начальной школе.
Методика работы над изложением в начальной школе.
Работа с готовым текстом на уроках русского языка - важнейшее
средство,
способствующее
речевому
развитию
учащихся.
Она
формирует
у
школьников
умение анализировать текст (определять тему, основную мысль,
устанавливать соответствие заголовка теме и основной мысли, определять тип
текста, выделять микротемы, делить текст на части, составлять план) и передавать
его
содержание.
Важным
упражнением
в развитии связной
речи младших
школьников
является
изложение,
т.е.
письменный
пересказ
готового
текста-
образца (художественного, публицистического, научно-популярного).
Структура типового урока написания изложения:
1.Знакомство с текстом.
2.Беседа по содержанию прочитанного на основе вопросов учителя.
3.Повторное чтение текста, составление плана.
4.Орфографическая, словарно-лексическая работа.
5.Устный пересказ текста, выделение опорных слов.
6.Анализ устного пересказа, его совершенствование.
7.Самостоятельная запись текста.
8. Самопроверка, редактирование текста учащимися.
При написании изложения обучающиеся часто испытывают затруднения, так как
им нужно решить сразу несколько задач:
- передать содержание текста точно, последовательно, без искажений и пропусков,
грамматически и стилистически верно;
- написать изложение, не допуская орфографических ошибок.
Реализовать
эти
задачи
на
одном
уроке
достаточно
сложно,
поэтому
работа
проходит в несколько этапов.
Подготовительный этап
Его цель – подготовить учащихся к написанию изложения. Работа включает в себя
лексическую, грамматическую и орфографическую подготовку. Чаще всего она
проводится непосредственно
перед самим написанием изложения, что не дает
желательных результатов, поэтому подготовку следует начать за 5-6 уроков до
проведения изложения: в словарный диктант включить трудные для написания
слова, которые встретятся затем в тексте; чаще повторять правила написания слов
с безударной гласной, с сочетаниями жи-ши; ча-ща, написания имен собственных
и т.д. Кроме того нужно уделить внимание и лексической подготовке учащихся,
так
как
многие
ошибки
в
работе
связаны
с
неправильным
построением
предложений, неправильным употреблением форм слова и т.д.
Основной этап - работа на уроке
Работа
над
содержанием
текста
-
один
из
вопросов
методики
изложения.
Учащиеся не справятся с пересказом, если они достаточно хорошо не поймут
содержания текста. Поэтому педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы дети
отчетливо поняли смысл событий, характеры героев, мотивы их поступков и
могли
дать
верную
оценку
прочитанному.
Работа
над
содержанием
будет
плодотворной,
если
беседа
пойдет
по
основным,
проблемным
вопросам,
требующим от учащихся размышлений, рассуждений, сопоставлений, выводов,
доказательств
и
т.д.
Вместе
с
тем
учителю
надо
остерегаться
увлечением
элементарного
пересказа,
несущественными
вопросами,
не
требующими
от
учащихся ни размышлений, ни внимания к тексту. Не следует забывать, что
вопросы по содержанию снижают уровень самостоятельности учащихся. Поэтому
необходимо
постепенно
уменьшать
роль
вопросов,
а
сами
они
должны
становиться более обширными, широкими.
Кроме того важна и работа над составлением плана, которую следует
постепенно
усложнять:
от
менее
самостоятельных
к
более
самостоятельным
формам, от коллективного к индивидуальным планам. Составив план, учителя
обычно требуют от ребят пересказа текста по нему. Пересказ является в школьной
практике традиционным. В пользу его, подчеркивает Н.А. Пленкин, имеются
следующие
доводы:
он
дает
учителю
уверенность,
что
учащиеся
поняли
содержание;
положительно
влияет
на
логическую
и
речевую
связность
письменного
высказывания,
позволяет
предупредить
речевые
недочеты,
стимулирует учащихся к использованию слов из собственной пассивной лексики.
В то же время автор говорит о том, что при проведении устного пересказа ученики
делают немалое количество отступлений от авторского варианта. В пересказах
появляются разного рода ошибки: пропуски, сокращения, искажения фактов. Эти
недочеты влекут за собой вмешательство учителя, при этом нарушается единство
рассказа, в нем появляются перебои, повторы, паузы и т.д. Устный пересказ
отдаляет учащихся от образца и мешает выполнению работы, поэтому не всегда
является необходимым.
Редактирование собственного текста – важный этап работы над изложением. Оно
дает
положительные
результаты, позволяет
улучшить
содержание,
речевое
оформление
и
грамотность
работ.
Если
следовать
традиционной
методике
написания изложений, то дети пишут одновариантный текст. По сложившейся у
нас традиции многие учителя относятся отрицательно к черновику. Работа без
вариантов,
без
их
осмысления,
без
выбора
не
может
давать
положительных
результатов,
так
как
ученики
не
учатся
сравнивать,
анализировать,
выбирать
лучшие
варианты.
Поэтому
после
написания
текста
изложения
в
черновике
проводится
его
редактирование:
исправляются
ошибки
в
построении
предложений, обращается внимание на частые повторения в тексте одних и тех же
слов и др.
Классификация изложений:
- по цели проведения (обучающие и контрольные);
- по характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение);
- по
способу
содержания
(полные
или
подробные,
близкие
к
тексту,
сжатые,
выборочные, творческие, с элементами сочинения)
В методических пособиях выделяются и другие основания классификации,
но
важно
выделить
из
них
наиболее
значимые,
позволяющие
обозначить
потенциальные возможности изложения как важного вида работы по развитию
связной речи обучающихся. Таких оснований два:
-способ восприятия текста ( исходный текст воспринимается на слух, зрительно
или на слух и зрительно);
-характер его воспроизведения (изложения подробные, выборочные, сжатые, с
творческим заданием).
Для написания изложения отбираются тексты, различные по жанру
(повествование,
описание,
рассуждение;
по
стилю:
художественный
рассказ,
деловая статья), но соответствующие определённым требованиям:
1.
Произведения или отрывки должны быть образцовыми по языку.
2.
Для изложения нужно использовать высокоидейные тексты, отражающие
героические страницы жизни народа, картины родной природы, науки и
техники, чтобы расширять познавательный опыт учащихся, формировать их
мировоззрение.
3.
Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим
количеством действующих лиц.
4.
Тексты нужно давать доступные и интересные детям, не перегруженные
новыми
для
детей,
трудными
словами,
требующими
сложного
и
длительного объяснения.
5.
Объем текста для изложения не должен быть большим.
Методика работы над подробным изложением
Это
первый
вид
изложения,
с
которым
знакомятся
учащиеся
и
получают
представление об изложении как о письменном пересказе теста. Он позволяет
закрепить в памяти
содержание прочитанного во всех его деталях и связях,
усвоить логику образца, его языковых средств. Целью таких изложений является
формирование у учащихся следующих умений: строить текст по логическим
частям ( по плану), полно и точно передавать его содержание, раскрывать тему,
выделять
главное,
соблюдать
последовательность
и
связность
мыслей,
использовать различные синтаксические конструкции, правильно пользоваться
способами связи предложений, выражать мысли грамотно, придерживаясь норм
литературного
языка.
Подробные
изложения
используются
в
практике
чаще
других
и
проводятся
во
всех
классах
начальной
школы.
Начинать
обучение
подробному
пересказу нужно
с повествовательного
текста
с
чёткой сюжетной
линией, построив работу в форме ответов на вопросы, которые помогут ребёнку
передать содержание. На таких уроках рекомендуется использовать текстовые и
иллюстративные опоры. Только затем учить детей включать в пересказ элементы
описания (картины природы, внешности людей, описания предметов); работать по
готовому плану (данному учителем), по коллективно составленному плану и,
наконец, по самостоятельно составленному плану.
Методика работы над сжатым изложением
Задача сжатого изложения – передать главное (существенное) из воспринятого
текста при помощи языковых средств обобщенной направленности, опуская
детали.
При обучении написанию сжатого изложения подготовительная работа может
осуществляться следующим образом:
1. Чтение текста учителем (либо самостоятельное чтение учениками, если текст
записан на доске или распечатан на отдельных листах).
2. Ответы на вопросы по содержанию текста.
3. Краткая передача содержания текста.
4. Деление текста на части. Составление плана.
5.
Сжатый
пересказ
содержания
частей
текста.
Определение
минимального
количества предложений и опорных слов для их написания.
6. Повторный сжатый устный пересказ текста по плану. (Этот шаг особенно
необходим на начальных этапах обучения написанию сжатых изложений или в
классах с низким уровнем речевого развития учащихся).
После указанной подготовительной работы учащиеся самостоятельно производят
запись
текста
изложения. Недостатком
сжатых
изложений
является
то,
что
сокращение
неизбежно
обедняет
художественный
текст,
часто
изложение
превращается
в
сухое
перечисление
фактов.
Поэтому
лучше
для
сжатого
изложения использовать деловую статью или научно-популярное произведение.
Методика работы над выборочным изложением
Выборочные изложения предполагают письменный пересказ определенной части
текста:
конкретного
эпизода,
отрывка,
который
соответствует
заявленному
вопросу
или
более
узкой
теме
(например,
описать,
как
выглядит
персонаж;
изложить только ту часть текста, в которой рассказывается о встречи друзей … и
т.д.). Следовательно, ученику прежде всего необходимо осмыслить текст с точки
зрения содержания, жанра, языковых особенностей и пересказать тем или иным
способом
(подробно
или
кратко,
художественно
или
по-деловому).
Именно
поэтому выборочное изложение является связующим звеном между изложением и
сочинением. На первом этапе обучения необходимо, чтобы текст воспринимался
не только на слух, но и зрительно. Выборочное изложение предлагается после
проведения специальных уроков, связанных с выработкой умения раскрывать
тему,
реализовывать
основную
мысль
высказывания.
Тексты
следует
брать
небольшие, чтобы они позволяли сосредоточивать внимание обучающихся на
различного рода описаниях: цветка, дерева, животного… Одновременно на уроках
чтения дети делают небольшие устные выборочные пересказы по прочитанным
произведениям. Выборочный пересказ позволяет продолжить работу над умением
собирать и систематизировать материал.
Методика работы над изложением с творческим заданием
Яковлева В.И. считает, что творческие изложения способны «вызвать у учеников
эмоциональный отклик на произведение, усилить воздействие образной системы
на читателя, т.е. осуществить те задачи, во имя которых литература создаётся».
Важнейшая дидактическая задача изложения с творческим заданием - приблизить
максимально
учащихся
к
решению
задач,
направленных
на
самостоятельное
составление
текста. Творческие изложения предполагают повышенный уровень
собственного вклада ученика в создание текста: помимо передачи содержания
образцового текста от учащихся требуется его перестройка в определенном плане,
которая заключается в задании дополнить текст или внести в него изменения
(например, изменить лицо рассказчика). Такие изложения развивают воображение
учащихся,
повышают
интерес
к
чтению
произведений
художественной
литературы,
способствуют
глубокому
пониманию
их
идейного
смысла,
композиции,
дают
широкий
про стор
для
проявления
т в о рч е с ко й
индивидуальности детей.
Хотя в любом письменном изложении могут быть творческие элементы, но в
методике выделяют следующие виды творческих изложений:
1.
Изложения с изменением лица рассказчика.
2.
Изложения от лица одного из персонажей.
3.
Творческое дополнение текста.
4.
Словесное рисование.