Автор: Щербань Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №128"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Тематическое занятие по обогащению детей сенсорным опытом и развитию чувств
Тема: "Чувства, которые нам дарит море"
«Чувства, которые нам дарит море»
Тематическое занятие по обогащению детей сенсорным опытом
и развитию чувств
Цель
–
обогащение
сенсорных
представлений
детей
о
море
через
морские объекты.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
-формировать представление детей о пяти основных органов чувств человека;
-закреплять навыки культурного поведения: здороваться, прощаться;
познавательное развитие:
-учить различать рыбы по признакам (цвет, форма, размер);
-учить различать предметы на ощупь, на слух, по запаху и составлять рассказ о
них;
-совершенствовать знания о море и морских предметах;
-развивать образное мышление, внимание, память, коммуникативные навыки;
-вызвать интерес к исследовательской деятельности;
-обогащение чувственного опыта детей;
речевое развитие:
-способствовать активной речи;
-вовлекать в разные формы речевого общения;
художественно-эстетическое развитие:
-формирование самостоятельной творческой деятельности детей;
-воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу;
физическое развитие:
- формировать чувство коллективизма;
-выполнять задания в соответствии с текстом.
Рекомендовано к проведению для детей от 5 лет.
Занятие проводится с подгруппами детей по 10 – 12 человек.
Материалы и оборудование: представлено в музее детского сада.
В
основе
данного
методического
и
дидактического
материала
лежат
собранные и разработанные педагогами компоненты, разработанные по теме
«Музей моря».
Дополнительно
необходимо
подготовить:
канат,
сантиметр,
платки
на
глаза по количеству детей, бутыль с морской водой и водорослями, аромо-масло
сосны,
пипетка,
морская
вода
(йодированная
вода),
магнитофон;
запись
спокойной музыки с шумом волн и музыки шторма.
Ход занятия.
1.
Вводная часть.
1
Занятие начинается в группе.
Ведущий: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Ведущий: Сегодня нас ждет путешествие к морю. Кто из вас был на море?
Дети отвечают на данный вопрос.
Ведущий: Море - это очень, очень далеко, и нам понадобится проводник,
я буду вашим капитаном. Для того, чтобы путешествие прошло гладко, вы
должны меня слушаться.
В начале, перед нашим путешествием я вам расскажу одну историю.
Вы знаете, что у человека 5 чувств. За каждое отвечает свой орган. Глаза
за отвечают за …?
Дети: Зрение.
Ведущий: Уши отвечают за ….?
Дети: Слух.
Ведущий: Кончики пальцев и кожа за вся в целом за …?
Дети: Осязание.
Ведущий: Нос за…?
Дети: Обоняние.
Ведущий: Язык за …?
Дети: Вкус.
Ведущий: Все верно!
Сейчас я вам расскажу одну историю про все эти пять чувств. А это
случилось давным - давно.
Поспорили
органы
чувств
между
собой:
кто
важнее
из
них?
Зрение заявило сразу: - Кто из вас может за десяток километров прочувствовать
движение живого существа? Кто из вас может отличить малейшие оттенки
изменения погоды в море? О чём можно спорить?
Слух тут же возразил: - За десяток километров, говоришь?! Это в очень
хорошую
погоду,
а
в
плохую?
Да
ночью
ты
в
двух
шагах
ничего
не
почувствуешь, в то время, как я слышу малейший шорох!... Самые главные
слова в своей жизни –слова о любви- он именно говорит!
-Извините,-
вмешалось
Обоняние,-
слова
бывают
и
не
нужны,
когда
мимолетный запах детства вдруг разбуди т спящие воспоминания! А как нам
дорог запах любимой мамы?
-Чутьё-чутьём, но запахом пищи сыт не будешь!- не спеша, выслушав
почти всех, обстоятельно заявил о себе Вкус. Сколько бы вы тешили человека
на его голодный желудок, а? Неделю, две?..
-Ну, теперь, кажется, все высказались…- вопросил, наконец, последний из
пятёрки органов чувств Осязание.- Каждый из вас нужен человеку только для
того, чтобы он, в конце концов, не взял это что-то в руки и не осязал его.
Так долго они спорили и порешили все вместе служить созиданию, а не
разрушению. И все вместе они стали называться человеческими чувствами. И
нет среди них главного!
Вот эти чувства сегодня вам и будут рассказывать о море!
2
Готовы?
Дети: да!
Ведущий: Тогда в путь! Сейчас мы с вами возьмемся за канат и по нему
попадем в наш музей, где наши человеческие чувства расскажут нас историю
моря!
Детей выстраиваем и они берутся за канат, идем в музей.
2. Основная часть.
Ведущий: Вот мы с вами и попали в морской музей, где мы с вами будем
чувствами познавать море.
Задание 1. Зрение. Проверяем глазомер.
Начнем мы пожалуй с самого простого – со зрения. Какой орган дарит
нам это чувство?
Дети: Глаза.
Ведущий: Сейчас мы посмотрим, что могут вам подарить ваши глазки.
Смотрите, видите на стене большая картина. На ней изображены морские
обитатели, давайте назовем их (если затрудняются – подсказываем.).
Дети: Дельфин, тунец, зубатка, лосось, дорадо, скумбрия, рыба-попугай.
Ведущий: Смотрите на них, чем рыбы отличны?
Дети: Формой. Цветом. Размером.
Ведущий: Вы много назвали, но в общем каждая рыба здесь – своего
размера. Сейчас м с вами проверим ваш «глазомер». Попытайтесь сопоставить,
к какому размеру близок рост мой?
Дети выбирают ту рыбу, к какой мой рост ближе как им кажется.
Далее выбираются несколько детей из группы (желательно разного роста) и
дети
сопоставляют
их
рост.
Проверяем
их
предположения
сантиметром.
Выясняем, чей глазомер более точен. Делаем вывод.
Задание 2. Осязание.
Ведущий: В данном задании нам нужно будет отдаться осязанию. Какие
органы нам его дарят?
Дети: Кожа, пальчики, все тело.
Ведущий: Давайте мы с вами завяжем глазки и на ощупь в данном тазу
(емкости, пиратском сундуке…) найдем то, что принесло нам море – ракушки,
камни, …. Ну-ка проверим, что нашли нам пальчики?
Дети отвечают. Это ракушка. Это камень. Это не морское – это кукла. И
т.д.
Ведущий: Что вы чувствовали, когда ваши глаза были завязаны?
Дети: Форму предметов. Какие они на ощупь (текстуру).
Ведущий: Какие дары моря на ощупь в основном? Давайте их погладим,
какие они?
Дети: Гладкие.
3
Ведущий:
Все
верно,
вода
их
сделала
обтекаемыми.
Даже
острый
камушек, попадая в море, обтачивается и лишается острых граней.
Задание 3. Обоняние.
Ведущий: Следующее наше чувство – обоняние. Какой орган дарит нам
это чувство?
Дети: Нос!
Ведущий:
Давайте снова оденем наши платочки. Сейчас мы в вами
почувствуем запах, я поднесу вам к носику каждому.
Подношу бутылку с йодированной морской водой, если нет – можно
заменить водорослями.
Ведущий: Что вы чувствуете?
Дети: Запах.
Ведущий: На что это похоже? Представили?
Дети отвечают.
Ведущий: Чем пахнет море?
Дети отвечают. Скорее всего оно будет пахнуть водорослями, рыбой.
Ведущий: А еще давайте представим, что на берегу моря растет большое
дерево? Оно очень особенно пахнет. Угадаете его?
Открываю масло с запахом сосны, пихты, можжевельника.
Дети отгадывают запах, он им знаком.
Задание 4. Вкус.
Ведущий: А теперь мы познакомимся с дарами еще одного чувства –
вкуса. Какой орган нам в этом поможет?
Дети: Язык.
Ведущий: Сейчас мы с вами познакомимся со вкусом моря. Открывайте
ротики.
Капаю пипеткой детям по капле морской воды в ротик.
Ведущий: Что вы чувствуете? Какое море на вкус?
Дети: Соленое! На вкус как рыба, водоросли, горьковатое.
Задание 5. Слух.
Ведущий: Давайте останемся в наших платочках на глазах и послушаем
шум моря. (Включаем запись № 1, в которой спокойно слышится шум волн,
чаек). Что вы в нем слышите?
Дети: Шум волн, крики чаек, плеск воды.
Ведущий: Какое море – спокойное или шумное?
Дети: Спокойное.
Ставим запись № 2 (там записан звук шторма).
Ведущий: А сейчас, какое оно стало?
Дети: Шумное, не спокойное, оно волнуется.
Далее мы постепенно убавляем громкость и делаем звук тише.
4
Ведущий: Вот и море схлынуло, укатилось волной. Давайте снимем наши
повязки. И на берегу остались – камни.
Ведущий:
Некоторые люди всерьез говорят что есть еще и чувство
равновесия.
Задание дополнительное 6. Равновесие.
Давайте проверим, есть ли оно у вас?
Сейчас
по
очереди
вы
будете
выбирать
камень
и
класть
его
на
предыдущий. Если у нас получится построить башню – значит оно у нас и
вправду есть!
Дети играют в игру «Каменная дженга».
Получается построить башню и делается ввод.
Ведущий: Ну вот у нас все получилось! Все задания пройдены успешно.
3. Завершающий этап.
Ведущий:
А теперь давайте с вами проверим нашу дружбу, давайте
сделаем огромного многорукого осьминога.
Дети кладут по одной своей руке на мою, вторая смотрит из круга.
Ведущий:
Теперь
наш
осьминог
поплавает.
Попрыгает.
Потанцует.
Теперь помашет морю – «До свидания»!
Ведущий: Давайте возьмемся за канат и отправимся обратно в группу!
Рефлексия занятия проводится уже в группе.
Ведущий: Давайте вспомним, какие чувства сегодня с нами работали?
Дети: Вкус, обоняние, осязание, зрение, слух.
Ведущий: Сколько их всего?
Дети: Пять!
Ведущий: Какое задание вам больше всего понравилось?
Дети отвечают по очереди.
Ведущий: Почему?
Дети отвечают.
Ведущий: А есть ли главное чувство?
Дети: Нет, все чувства важны! Все они работают для человека!
Ведущий: Ну что же, вот мы и закончили наше путешествие. Давайте
прощаться! До свидания, до встречи!
Дети: До свидания!
Конец.
5