Напоминание

"Чувства, которые нам дарит море"

Автор: Щербань Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №128"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Тематическое занятие по обогащению детей сенсорным опытом и развитию чувств
Тема: "Чувства, которые нам дарит море"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Чувства, которые нам дарит море»

Тематическое занятие по обогащению детей сенсорным опытом

и развитию чувств

Цель

обогащение

сенсорных

представлений

детей

о

море

через

морские объекты.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

-формировать представление детей о пяти основных органов чувств человека;

-закреплять навыки культурного поведения: здороваться, прощаться;

познавательное развитие:

-учить различать рыбы по признакам (цвет, форма, размер);

-учить различать предметы на ощупь, на слух, по запаху и составлять рассказ о

них;

-совершенствовать знания о море и морских предметах;

-развивать образное мышление, внимание, память, коммуникативные навыки;

-вызвать интерес к исследовательской деятельности;

-обогащение чувственного опыта детей;

речевое развитие:

-способствовать активной речи;

-вовлекать в разные формы речевого общения;

художественно-эстетическое развитие:

-формирование самостоятельной творческой деятельности детей;

-воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу;

физическое развитие:

- формировать чувство коллективизма;

-выполнять задания в соответствии с текстом.

Рекомендовано к проведению для детей от 5 лет.

Занятие проводится с подгруппами детей по 10 – 12 человек.

Материалы и оборудование: представлено в музее детского сада.

В

основе

данного

методического

и

дидактического

материала

лежат

собранные и разработанные педагогами компоненты, разработанные по теме

«Музей моря».

Дополнительно

необходимо

подготовить:

канат,

сантиметр,

платки

на

глаза по количеству детей, бутыль с морской водой и водорослями, аромо-масло

сосны,

пипетка,

морская

вода

(йодированная

вода),

магнитофон;

запись

спокойной музыки с шумом волн и музыки шторма.

Ход занятия.

1.

Вводная часть.

1

Занятие начинается в группе.

Ведущий: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Ведущий: Сегодня нас ждет путешествие к морю. Кто из вас был на море?

Дети отвечают на данный вопрос.

Ведущий: Море - это очень, очень далеко, и нам понадобится проводник,

я буду вашим капитаном. Для того, чтобы путешествие прошло гладко, вы

должны меня слушаться.

В начале, перед нашим путешествием я вам расскажу одну историю.

Вы знаете, что у человека 5 чувств. За каждое отвечает свой орган. Глаза

за отвечают за …?

Дети: Зрение.

Ведущий: Уши отвечают за ….?

Дети: Слух.

Ведущий: Кончики пальцев и кожа за вся в целом за …?

Дети: Осязание.

Ведущий: Нос за…?

Дети: Обоняние.

Ведущий: Язык за …?

Дети: Вкус.

Ведущий: Все верно!

Сейчас я вам расскажу одну историю про все эти пять чувств. А это

случилось давным - давно.

Поспорили

органы

чувств

между

собой:

кто

важнее

из

них?

Зрение заявило сразу: - Кто из вас может за десяток километров прочувствовать

движение живого существа? Кто из вас может отличить малейшие оттенки

изменения погоды в море? О чём можно спорить?

Слух тут же возразил: - За десяток километров, говоришь?! Это в очень

хорошую

погоду,

а

в

плохую?

Да

ночью

ты

в

двух

шагах

ничего

не

почувствуешь, в то время, как я слышу малейший шорох!... Самые главные

слова в своей жизни –слова о любви- он именно говорит!

-Извините,-

вмешалось

Обоняние,-

слова

бывают

и

не

нужны,

когда

мимолетный запах детства вдруг разбуди т спящие воспоминания! А как нам

дорог запах любимой мамы?

-Чутьё-чутьём, но запахом пищи сыт не будешь!- не спеша, выслушав

почти всех, обстоятельно заявил о себе Вкус. Сколько бы вы тешили человека

на его голодный желудок, а? Неделю, две?..

-Ну, теперь, кажется, все высказались…- вопросил, наконец, последний из

пятёрки органов чувств Осязание.- Каждый из вас нужен человеку только для

того, чтобы он, в конце концов, не взял это что-то в руки и не осязал его.

Так долго они спорили и порешили все вместе служить созиданию, а не

разрушению. И все вместе они стали называться человеческими чувствами. И

нет среди них главного!

Вот эти чувства сегодня вам и будут рассказывать о море!

2

Готовы?

Дети: да!

Ведущий: Тогда в путь! Сейчас мы с вами возьмемся за канат и по нему

попадем в наш музей, где наши человеческие чувства расскажут нас историю

моря!

Детей выстраиваем и они берутся за канат, идем в музей.

2. Основная часть.

Ведущий: Вот мы с вами и попали в морской музей, где мы с вами будем

чувствами познавать море.

Задание 1. Зрение. Проверяем глазомер.

Начнем мы пожалуй с самого простого – со зрения. Какой орган дарит

нам это чувство?

Дети: Глаза.

Ведущий: Сейчас мы посмотрим, что могут вам подарить ваши глазки.

Смотрите, видите на стене большая картина. На ней изображены морские

обитатели, давайте назовем их (если затрудняются – подсказываем.).

Дети: Дельфин, тунец, зубатка, лосось, дорадо, скумбрия, рыба-попугай.

Ведущий: Смотрите на них, чем рыбы отличны?

Дети: Формой. Цветом. Размером.

Ведущий: Вы много назвали, но в общем каждая рыба здесь – своего

размера. Сейчас м с вами проверим ваш «глазомер». Попытайтесь сопоставить,

к какому размеру близок рост мой?

Дети выбирают ту рыбу, к какой мой рост ближе как им кажется.

Далее выбираются несколько детей из группы (желательно разного роста) и

дети

сопоставляют

их

рост.

Проверяем

их

предположения

сантиметром.

Выясняем, чей глазомер более точен. Делаем вывод.

Задание 2. Осязание.

Ведущий: В данном задании нам нужно будет отдаться осязанию. Какие

органы нам его дарят?

Дети: Кожа, пальчики, все тело.

Ведущий: Давайте мы с вами завяжем глазки и на ощупь в данном тазу

(емкости, пиратском сундуке…) найдем то, что принесло нам море – ракушки,

камни, …. Ну-ка проверим, что нашли нам пальчики?

Дети отвечают. Это ракушка. Это камень. Это не морское – это кукла. И

т.д.

Ведущий: Что вы чувствовали, когда ваши глаза были завязаны?

Дети: Форму предметов. Какие они на ощупь (текстуру).

Ведущий: Какие дары моря на ощупь в основном? Давайте их погладим,

какие они?

Дети: Гладкие.

3

Ведущий:

Все

верно,

вода

их

сделала

обтекаемыми.

Даже

острый

камушек, попадая в море, обтачивается и лишается острых граней.

Задание 3. Обоняние.

Ведущий: Следующее наше чувство – обоняние. Какой орган дарит нам

это чувство?

Дети: Нос!

Ведущий:

Давайте снова оденем наши платочки. Сейчас мы в вами

почувствуем запах, я поднесу вам к носику каждому.

Подношу бутылку с йодированной морской водой, если нет – можно

заменить водорослями.

Ведущий: Что вы чувствуете?

Дети: Запах.

Ведущий: На что это похоже? Представили?

Дети отвечают.

Ведущий: Чем пахнет море?

Дети отвечают. Скорее всего оно будет пахнуть водорослями, рыбой.

Ведущий: А еще давайте представим, что на берегу моря растет большое

дерево? Оно очень особенно пахнет. Угадаете его?

Открываю масло с запахом сосны, пихты, можжевельника.

Дети отгадывают запах, он им знаком.

Задание 4. Вкус.

Ведущий: А теперь мы познакомимся с дарами еще одного чувства –

вкуса. Какой орган нам в этом поможет?

Дети: Язык.

Ведущий: Сейчас мы с вами познакомимся со вкусом моря. Открывайте

ротики.

Капаю пипеткой детям по капле морской воды в ротик.

Ведущий: Что вы чувствуете? Какое море на вкус?

Дети: Соленое! На вкус как рыба, водоросли, горьковатое.

Задание 5. Слух.

Ведущий: Давайте останемся в наших платочках на глазах и послушаем

шум моря. (Включаем запись № 1, в которой спокойно слышится шум волн,

чаек). Что вы в нем слышите?

Дети: Шум волн, крики чаек, плеск воды.

Ведущий: Какое море – спокойное или шумное?

Дети: Спокойное.

Ставим запись № 2 (там записан звук шторма).

Ведущий: А сейчас, какое оно стало?

Дети: Шумное, не спокойное, оно волнуется.

Далее мы постепенно убавляем громкость и делаем звук тише.

4

Ведущий: Вот и море схлынуло, укатилось волной. Давайте снимем наши

повязки. И на берегу остались – камни.

Ведущий:

Некоторые люди всерьез говорят что есть еще и чувство

равновесия.

Задание дополнительное 6. Равновесие.

Давайте проверим, есть ли оно у вас?

Сейчас

по

очереди

вы

будете

выбирать

камень

и

класть

его

на

предыдущий. Если у нас получится построить башню – значит оно у нас и

вправду есть!

Дети играют в игру «Каменная дженга».

Получается построить башню и делается ввод.

Ведущий: Ну вот у нас все получилось! Все задания пройдены успешно.

3. Завершающий этап.

Ведущий:

А теперь давайте с вами проверим нашу дружбу, давайте

сделаем огромного многорукого осьминога.

Дети кладут по одной своей руке на мою, вторая смотрит из круга.

Ведущий:

Теперь

наш

осьминог

поплавает.

Попрыгает.

Потанцует.

Теперь помашет морю – «До свидания»!

Ведущий: Давайте возьмемся за канат и отправимся обратно в группу!

Рефлексия занятия проводится уже в группе.

Ведущий: Давайте вспомним, какие чувства сегодня с нами работали?

Дети: Вкус, обоняние, осязание, зрение, слух.

Ведущий: Сколько их всего?

Дети: Пять!

Ведущий: Какое задание вам больше всего понравилось?

Дети отвечают по очереди.

Ведущий: Почему?

Дети отвечают.

Ведущий: А есть ли главное чувство?

Дети: Нет, все чувства важны! Все они работают для человека!

Ведущий: Ну что же, вот мы и закончили наше путешествие. Давайте

прощаться! До свидания, до встречи!

Дети: До свидания!

Конец.

5