Напоминание

Литературная гостиная по творчеству Н.Носова

Авторы: Кирчанова Олеся Петровна, Ежова Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №47 "Зелёный огонёк"
Населённый пункт: г. Северодвинск
Наименование материала: сценарий
Тема: Литературная гостиная по творчеству Н.Носова







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Литературная гостиная

«Творчество Н.Н.Носова»

Цели:

-Знакомство с творчеством детского писателя Н.Н. Носова.

- Развитие творческого воображения.

Задачи:

-Познакомить детей с произведениями детского писателя Н.Н. Носова.

-Воспитывать личностные качества: дружелюбие, отзывчивость, уважительное отношение

к старшим, любовь к животным.

-Развивать познавательную активность, коммуникабельность, творчество, воображение,

мышление, активизировать словарь.

-Формировать у дошкольников чувство коллективизма, внимания и чуткости друг к другу и

окружающим людям

Ход мероприятия:

(звучит музыка, на сцене ведущие, на экране портрет Н.Н. Носова)

Ведущий: Здравствуйте, наши юные друзья и уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами

познакомимся

с

биографией

и

творчеством

замечательного

детского

писателя

Н.Н.

Носова и полистаем страницы его книг. В этом году Н.Н.Носову исполняется 110 лет со

дня рождения.

Н.Н. Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве. В семь лет поступил

учиться в гимназию и через 7 лет закончил её. В 1929 году начал учёбу в Киевском

художественном институте, а в 1929 году перевёлся в Московский кинематографический

институт,

после

окончания

которого

стал

кинорежиссёром,

поставил

очень

много

мультфильмов. А писать начал неожиданно. Он всегда любил наблюдать за детьми, что

помогло ему впоследствии стать детским писателем. Первые свои сказки он сочинял для

своего сынишки. Свои рассказы и повести Носов пишет для детей младшего и среднего

школьного возраста. Первый рассказ появился в 1936 году в журнале «Мурзилка», а в 1945

году была издана первая книга рассказов «Тук-тук-тук». А потом друг за другом появились

«Весёлые

рассказы»,

«Весёлая

семейка»,

«Дневник

Коли

Синицына»,

и,

конечно

же,

замечательные сказки о Незнайке и его друзьях.

Н.

Носов

главными

действующими

лицами

своих

рассказов

сделал

детей.

Мы

прочитали много книг этого автора. Назовите, какими были дети в рассказах Носова, как

про них можно сказать?

ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВЕЧКО»

Ведущий:

Носов – детских книг творец.

Вот какой он молодец!

Много книг смешных, чудесных

Написать он нам успел.

- Итак, ребята, мы с вами отправляемся в литературное путешествие по произведениям

Носова.

Внимательно ли вы читали (слушали) книги Н. Носова? Я опишу героя одной из книг Н.

Носова, а вы постарайтесь угадать, о ком идет речь. Он «...носил яркую голубую шляпу,

желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил

яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу... У него

был друг по имени Гунька, который жил на улице Маргариток и с которым он по

двадцать раз на день ссорился и мирился...».

Дети - Незнайка!

(Открывается дверь, входит Незнайка.)

Незнайка: А, что вы тут делаете, а?

Ведущий: Ну, во-первых, воспитанный человек, входя в дом, обязательно здоровается,

а потом уже задаёт вопросы

Незнайка: Подумаешь… Ну, здравствуйте. А что вы тут делаете?

Ведущий: Мы в нашей литературной гостиной будем говорить о творчестве и книгах Н.

Носова.

Незнайка: О! Здорово! Да это же мой литературный папа! Вы разве не знаете? Можно и я

послушаю, о чём вы будете говорить? Да, и у меня тоже книжка есть (показывает

большую потрёпанную книгу).

Ведущий: Кто из вас знает, сколько всего книг о Незнайке написал Николай Носов?

-В сказочной трилогии о Незнайке писатель ведет читателя к знаниям, далеко выходящим

за пределы его житейского опыта: он пишет о воздухоплавании, ракетостроении, о

сложнейшей технике будущего.

В основе каждой из сказок трилогии - история путешествия. Путешествуя на воздушном

шаре, его герои буквально сваливаются с неба в Зеленый город, где обитают одни малышки

(«Приключения Незнайки и его друзей»); на волшебном автомобиле катят они в край

благоденствия и фантастической техники («Незнайка в Солнечном городе»); наконец, на

космическом корабле навещают лунных жителей («Незнайка на Луне»).

Ведущий: Ну, что же, Незнайка, приглашаем тебя принять участие в нашем празднике.

Будешь нашим помощником.

Незнайка: Сегодня мы разделимся на 2 команды: Команда родителей и Команда детей.

Помните, как я летал на воздушном шаре? У каждой команды тоже будет свой шар. Шар

будет подниматься выше с каждым правильно выполненным заданием. Чем больше очков

наберет команда, тем выше поднимется её шар.

Ведущий: Ребята, а какие произведения Н.Н. Носова вы знаете? (ответы детей)

Незнайка: Одно из произведений – «Живая шляпа». И я предлагаю поиграть в игру с этим

предметом.

Игра «Попади в шляпу» (картошкой попасть в шляпу)

Викторина по рассказам Н.Н. Носова.

Ведущий: Назовите произведение и его героев.

1.

Один раз взял Павлик с собой Котьку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло:

рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород...

(Мальчиков звали- Павлик и Котька. "Огурцы").

2.

"Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток". (Виталик и

Сережа. "Карасик").

3.

"Он взял блюдо с киселём, поставил на пол, а сам полез на верхнюю полку за

пирогом. Взял его, стал вниз спускаться и попал лапой в кисель. Поскользнувшись,

он шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него размазался по спине". (Бобик в

гостях у Барбоса).

4.

"Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" " Я говорю:

""Ира!" Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье."("Фантазеры", Мишутка,

Стасик, Ира, Игорь)

5.

"Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё." ("На горке", Котька Чижов).

6.

"Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату."

(Живая шляпа, Котенок Васька, Вова, Вадик).

7.

"Сумел порвать сумей и зашить." ("Заплатка", Бобка).

8.

"Мы стащили одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а

там темно-темно! ("Затейники", Петя, Валя).

(Вбегает доктор Пилюлькин в белом халате с большим градусником.)

Пилюлькин: Где, где этот больной?

Ведущий: Что случилось? Кого вы ищете? И кто вы такой? (Незнайка прячется под парту)

Пилюлькин: Я – доктор Пилюлькин из Цветочного города. Я лечу коротышек от всех

болезней. Коротышка Незнайка сбежал из больницы, он очень болен, ему необходимо

срочно поставить градусник и дать касторки.

Ведущий: А почему вы решили, что он болен?

Пилюлькин: Потому что он заявил астроному Стекляшкину, что от солнца оторвался

кусок и ударил его по голове! Такого же быть не может! Значит, у коротышки Незнайки

большая температура.

Ведущий: Да разве вы не знаете, уважаемый доктор, что Незнайка – большой выдумщик и

фантазёр? Он всё это выдумал!

Пилюлькин: Да? Ну, тогда другое дело…(уходит).

Незнайка (вылезает из-под парты и говорит) Ой, спасибо, братцы, выручили. Повели

себя как настоящие друзья!

Ведущий: У Н. Носова много рассказов о том, как дети дружат. Я знаю, что вы знакомы с

пословицами о дружбе.

Игра «Закончите пословицы»

-Человек без друзей, что дерево без корней.

-Сам погибай, а товарища выручай.

-Друг за друга держаться, никого не бояться.

-Без друга - на сердце вьюга.

-Друзья познаются в беде.

-Дружба дороже всякого богатства.

-Нет друга - ищи, а нашел - береги.

-Не мил и свет, когда друга нет.

-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

Ведущий: Ребята, а кто такие фантазеры?

Дети: Люди, которые фантазируют, придумывают разные истории.

Сценка «Фантазёры»

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали

не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли

на спор, кто кого переврет.

- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

- Девяносто пять. А тебе?

- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя

Боря, а потом сделался маленький.

- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова

стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь - море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац

кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

- Врешь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шел без головы?

- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла.

- Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

- Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.

- Вовсе нет.

- Почему же ты теперь живой?

- Так он же меня потом выплюнул.

Незнайка: У меня есть друг Цветик. Он так здорово стихи сочиняет. Я тоже хочу стать

поэтом, научите меня сочинять стихи.

Ведущий: Ты знаешь, что такое рифма?

Незнайка: Рифма? Нет, не знаю.

Ведущий: Для хорошей рифмы надо, чтобы слова были похожи. Например:

печка - свечка, птица – спица, тучка – кучка - авторучка. Понял?

Незнайка: Понял, понял! Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил про своих друзей-

коротышек.

Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Ведущий: Одну минуточку, Незнайка, когда это Знайка прыгал через овечку?

Незнайка:

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

Ведущий: Что он про Торопыжку сочиняет? Никакого холодного утюга Торопыжка не

глотал.

Незнайка: У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка.

Ведущий: Никакой ватрушки там не было! Довольно! Мы не хотим больше слушать! Это

не стихи, а какие-то дразнилки.

Незнайка: Может быть среди ребят есть поэты?

Конкурс «Поэтический - рифма»

- подушка — ……….кормушка, погремушка;

- речка — …………печка, свечка;

- шишка — ………...мишка, мартышка;

- кошка — ………...картошка, ладошка;

- бочка — …………..точка;

- огурцы ………….вы большие молодцы.

Незнайка: А теперь я предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот».

Игра «Скажи наоборот»

Скажу тебе я далеко, а ты ответишь (близко).

Скажу тебе я глубоко, а ты ответишь (мелко).

Скажу тебе я хорошо, а ты ответишь (плохо).

Скажу тебе я высоко, а ты ответишь (низко).

Скажу тебе я быстро, а ты ответишь(медленно).

Скажу тебе темно, ответишь мне (светло).

Игра «Бюро находок»

Ведущий: Определите, из каких произведений Н.Носова потерялись предметы.

Шляпа- «Живая шляпа»

Нитки, иголка, ткань? - «Заплатка»

Воздушный шар? - «Приключения Незнайки и его друзей»

Лопата, песок - «На горке»

Кастрюля с кашей? – «Мишкина каша»

Огурцы? - «Огурцы»

Незнайка: Как герои рассказа «Огурцы» предлагаю вам отправиться на рыбалку.

Игра «Рыболов»

Незнайка: Вы все такие умные!

Ведущий: Незнайка, ребята хотят рассказать тебе как нужно обращаться с книгами.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С КНИГОЙ

Незнайка: Спасибо большое, но мне пора возвращаться в Цветочный город.

Ведущий: Спасибо Незнайка, что ты зашел к нам в гости