Напоминание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "Музыка" 1 класс

Автор: Епонешникова Алена Игоревна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Часцовская СОШ
Населённый пункт: п. Часцы
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "Музыка" 1 класс







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/

______________/

Протокол ШМО

№ 1 от « 30» августа 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________________/ Булгакова

Е.А./

Протокол педагогического

совета

№ 1 от «30» августа 2018 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ Часцовской

СОШ

_______________/ Куницын

А.П./

Приказ

№____ от «31» августа 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «музыка»

В 1 «А», 1 «Б» , 1 «В», 1 «Г» КЛАССАХ

Разработчик:

учитель музыки Епонешникова А

2018-2019 учебный год

п. Часцы

Пояснительная записка

2018- 2019 гг

Исходными документами для составления программы явились:

Документы федерального уровня –

Конституция РФ;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25.11.2013);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.

2010 г.

№189

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.2.2821-10

"Санитарно-эпидемиологические

требования к усовиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 189 (в

действующей редакции от 25.12.2013 № 3);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об

утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам

образовательным

программам

начального

общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный

стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте

России 02.02.2016 № 40936).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный

стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте

России 02.02.2016 № 40937).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный

стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России

09.02.2016 № 41020).

Приказ Минобрнауки России от 18.07.2016 № 870 «Об утверждении Порядка формирования

федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного

общего, среднего общего образования»

Документы регионального уровня –

Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 г. № 17\59-П;

Закон Московской области № 154/2016-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных

общеобразовательных

программ

в

муниципальных

общеобразовательных

организациях

в

Московской

области,

обеспечении

дополнительного

образования

детей

в

муниципальных

общеобразовательных

организациях

в

Московской

области

за

счет

средств

бюджета

Московской области в 2017 году»

Приказ министра образования Московской области от 24.05.2017 № 1597 «Об утверждении

Регионального базисного учебного плана для государственных

образовательных

организаций

Московской

области,

муниципальных

и

частных

образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного

общего и среднего общего образования на 2017-2018 учебный год».

Документы школьного уровня –

Положение «О рабочей программе педагога»;

Образовательная программа ФГОС ООО;

Учебный план МБОУ Часцовской СОШ на 2017/2018 уч. год

♦ объем программы:

Количество

часов на год

Количество часов по триместрам

1

2

3

Общая трудоемкость

33

11 недель

11 недель

11 недель

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих

освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально - образного

восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение

различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на

дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и

понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

Воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной

культуры.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.

Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего

народа и достижениям мировой культуры.

Освоение знаний о музыкальном искусстве.

Овладение практическими умениями и навыками художественно - творческой

деятельности.

Задачи:

Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса,

чувства музыки как музыкальной грамотности, интереса к народным традициям, культурным

ценностям родного края.

Развитие активного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной

культуры прошлого и настоящего, накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений,

интонационно – образного словаря, первоначальных знаний о музыке.

Развитие желания и умения воплощать в творческом движении настроение, характер и

процесс развития музыкального образа.

Поощрение желания детей передавать в рисунке настроение музыкального произведения.

Формирование опыта игры на музыкальных инструментах.

Обучение хоровому исполнительству.

Общая характеристика учебного процесса

Отличительная особенность программы и всего учебно – методического комплекса:

включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы и изобразительного

искусства.

Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально – эстетического фона, усиливающего

понимание детьми содержания музыкального произведения.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

приобретение знаний и умений;

овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии,

нравственно – эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших

школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку.

Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и

мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность

сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении

значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками

и взрослыми.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны

и направлены на реализацию принципов развивающего обучения.

Это хоровое и ансамблевое пение, пластическое и музыкально – ритмические движения,

игра на музыкальных инструментах, инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок,

музыкальных пьес программного характера, освоение музыкальной грамоты как средства

фиксации музыкальной речи.

Помимо этого дети учатся размышлять о музыке, импровизировать – (речевая, вокальная,

ритмическая, пластическая импровизация), составлять домашнюю фонотеку, создавать

рисованные мультфильмы, озвучивать их знакомой музыкой, писать небольшие литературные

сочинения о музыке, музыкальных инструментах и музыкантах и др. В процессе обучения они

рисуют на темы полюбившихся музыкальных произведений, выполняют эскизы костюмов и

декораций к операм, балетам и музыкальным спектаклям, составляют художественные коллажи,

поэтические дневники, программы концертов.

Основные виды учебной деятельности школьников:

Слушание музыки. Опыт эмоционально – образного восприятия музыки, различной по

содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально -

слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов и

жанров.

Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при

разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально – хоровых умений и навыков для

передачи музыкально – исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных

музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт

индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально – пластическое движение. Общее представление о пластических

средствах выразительности. Индивидуально – личностное выражение образного содержания

музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально –

пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театральные формы музыкально –

творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры –

драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью

выразительности различных искусств.

Методы музыкального воспитания:

Художественное, нравственно – эстетическое познание музыки.

Интонационно – стилевое постижение музыки.

Эмоциональная драматургия.

Концентричность организации музыкального материала.

«Забегание вперёд» и возвращение к пройденному.

Создание «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.).

Игры.

Художественный контекст (выход за пределы музыки).

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке является

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные

формы проведения уроков: уроки – путешествия, уроки – игры,

урок – экскурсия, уроки – концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий,

тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса,

самостоятельной работы, тестирования. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с

требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых

тестов в конце каждого раздела.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные

содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются

выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, триместров года.

Место предмета в учебном плане:

В соответствии с учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа

(из расчета – 1 час в неделю).

Личностные результаты:

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей

этнической и национальной принадлежности

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, культур, народов и религий

уважительное отношение к культуре других народов:

эстетические потребности, ценности и чувства

развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки

сотрудничества с учителем и сверстниками.

развиты

этические

чувства

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее

осуществления.

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной

задачей

и

условием

ее

реализации;

определять

наиболее

эффективные

способы достижения результата.

освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии

с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами

коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления

аналогий

умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с

использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут

сформированы:

основы

музыкальной

культуры

через

эмоциональное

активное

восприятие,

развитый

художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

воспитаны

нравственные

и

эстетические

чувства:

любовь

к

Родине,

гордость

за

достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и

духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная

память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах

музыкальной деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу первого класса учащиеся должны знать:

- Какова роль музыки в повседневной жизни человека.

- Основные понятия и музыкальные термины, виды музыкальной деятельности,

принципы развития музыки, формы музыкальных сочинений, виды театров,

жанры музыки.

- Музыкальные произведения, называть их авторов.

К концу первого класса учащиеся должны уметь:

- Эмоционально откликаться на музыку разных жанров.

- Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко

выраженным жизненным содержанием.

- Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных

музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.

- Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового,

инструментального) воплощения различных художественных образов.

- Продемонстрировать понимание интонационно - образной природы

музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности

в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений

разных видов искусства.

- Выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике.

К концу первого класса учащиеся должны владеть:

- Певческими навыками, выразительным исполнением песен.

- Навыками элементарного музицирования на простейших инструментах.

- Элементами музыкальной грамоты.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- Ценностно – смысловая ориентация учащихся.

- Действие смыслообразования.

- Нравственно – этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

- Умение выражать свои мысли.

- Разрешение конфликтов. Постановка вопросов.

- Управление поведением партнёра: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

- Целеполагание

- Волевая саморегуляция.

- Коррекция.

- Оценка качества и уровня усвоения.

Общеучебные УУД:

- Умение структурировать знания.

- Смысловое чтение.

- Знаково – символическое моделирование.

- Выделение и формулирование учебной цели.

- Планирование деятельности для достижения результата.

Логические Д:

- Анализ объектов.

- Синтез, как составление целого из частей.

- Классификация объектов.

- Доказательство.

- Выдвижение гипотез и их обоснование.

- Построение логической цепи рассуждении.

Содержание программы:

№№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Музыка вокруг нас.

16

2.

Музыка и ты.

17

ИТОГО

33

3. Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема урока

кол-

1 «А», «Б»

1 «В», «Г»

Примечания

дата

дата

во часов

проведения

проведения

план

факт

План,

факт

План,

факт

Музыка вокруг

нас.

16

1

«И Муза вечная

со мной!».

1

03.09

06.09

04.09

2

Хоровод муз.

1

10.09

13.09

11.09

3

«Повсюду музыка

слышна...».

1

17.09

21.09

18.09

4

Душа музыки –

мелодия.

1

24.09

28.09

25.09

5

Музыка осени.

1

01.10

05.10

02.10

6

Сочини мелодию.

1

15.10

19.10

16.10

7

«Азбука, азбука

каждому

нужна!».

1

22.10

26.10

23.10

8

Музыкальная

азбука.

1

29.10

02.11

30.10

9

Музыкальные

инструменты

1

29.10

09.11

06.11

10

«Опера Н.A.

Римского –

Корсакова

«Садко»»

1

12.11

16.11

13.11

11

Музыкальные

инструменты.

1

26.11

27.11

12

Звучащие

картины.

1

03.12

14.12

13

Разыграй песню.

1

10.12

11.12

14

«Пришло Рож-

дество, начина-

ется торжество»

1

17.12

18.12

15

Родной обычай

старины.

1

24.12

25.12

16

Добрый праздник

среди зимы

1

14.01

15.01

Музыка и ты

17

17

Край, в котором

ты живешь

1

21.01

18

Художник, поэт,

композитор

1

28.01

19

Музыка утра

1

04.02

20

Музыка вечера

1

11.02

21

Музыкальные

портреты.

1

25.02

22

Разыграй сказку

1

04.03

23

У каждого свой

музыкальный

инструмент

1

11.03

24

Музы не молчали

1

18.03

25

Музыкальные

инструменты.

1

25.03

26

Мамин праздник

1

01.04

27

Музыкальные

инструменты

1

15.04

28

Чудесная лютня.

Звучащие

картины

1

22.04

29

Музыка в цирке

1

29.04

30

Дом, который

звучит

1

06.03

31

Опера - сказка

1

13.05

32

Ничего на свете

лучше нету…

1

20.05

33

Афиша.

Программа. Урок

– концерт.

1

27.05

Примечание: рабочая программа скорректирована в связи с государственными

праздниками.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.

Федеральный компонент государственного стандарта

Примерные программы для начальной школы. Дрофа. Москва. 2008 г.

2. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Уроки музыки» 1-4 кл. Москва «Просвещение»

2009 г.

3. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка» 4 кл. учебник Москва «

Просвещение» 2008 г.

4. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка» 4 кл. рабочая тетрадь Москва «

Просвещение» 2012 г.

5. Поурочные планы по музыке по программе Критской Е.Д. 4 кл.Корифей Волгоград 2008 г

6

Алиев

Ю.Б.

Настольная

книга

школьного

учителя-музыканта.-

М.:

Гуманит.изд.центр

ВЛАДОС, 2000.- 336 с.

7.Агапова

И.А.,

Давыдова

М.А.

30

музыкальных

занятий

для

начальной

школы.-

М.:

«АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ, 2002.- 240с.

8.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ

«ЛАДА», 2006.- 224с.

9.

Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для

учителя.-М.: Просвещение, 1985.- 140с.

10.

Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2008.- 288с.

11.

Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей 9-12 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 112с.

12.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы.

Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с.

13.

Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 кл.: Пособие для учителя. М.:

Просвещение, 2002.- 207с.

14.

Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы.- М.: ТЦ Сфера,

2005.- 64с.

15.

Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.- М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 2001.- 224с.

16.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для

родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 240с.

17.

Осеннева

М.С.,

Безбородова

Л.А.

Методика

музыкального

воспитания

младших

школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 368с.

18.

Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-

пресс, 2007.- 176с.

19.

Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Гуманит. изд.

центр ВЛАДОС, 2003.- 320с.

20.

Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль:

Академия развития, 2006.- 128с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1.

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка» 4 кл. рабочая тетрадь Москва «

Просвещение» 2012 г.

2.

Я познаю мир. Дет.энциклопедия: Музыка /Авт.А.С.Кленов. Под общ.ред.О.Г.Хинн. – М.:

ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464с.

3.

Ивановский Ю.А. Занимательная музыка.- Ростов н /Д.: «Феникс», 2002.- 128с.

4.

Королева

Е.А.

Музыка

в

сказках,

стихах

и

картинках:

Кн.

для

учащихся.-

М.:

Просвещение, 1994.- 79с.

5.

Ушакова О.Д. Великие композиторы: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом

«Литера», 2005.- 96 с.