Напоминание

"Увлекательный мир русского языка"

Автор: Быстрова Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Репьёвская СШ"
Населённый пункт: Ульяновская область Новоспасский район с. Репьевка
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Увлекательный мир русского языка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Увлекательный мир русского языка»

общеинтеллектуальное направление

Программа рассчитана на 1 год обучения

Количество часов-34 часа

Возраст обучающихся 8-9 лет

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

Личностные результаты

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-чувство

прекрасного

умение

чувствовать

красоту

и

выразительность

речи,

стремиться

к

совершенствованию

собственной речи;

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в

соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

2

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, проект);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и

диалогической формами речи.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметные:

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические и пунктуационные правила;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

3

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

От «А» до «Я» (6 часов)

Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков: различение гласных и согласных звуков, нахождение в

слове ударных и безударных гласных звуков, различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и

непарных

по

твердости-мягкости

согласных

звуков,

различение

звонких

и

глухих

звуков,

определение

парных

и

непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Транскрипция. Деление слов на слоги. Ударение, произношение

звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Рассказы и стихи

детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги.

«Секреты» словообразования» (7 часов) расширяет представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их

грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова.

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью

суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.

Орфография (7 часов)

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил

правописания:

сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

4

сочетания чк-чн, чт, щн;

перенос слов;

правописание гласных и согласных в корне слова;

разделительные Ь и Ъ

Пунктуация. В мире знаков. (2 часа) Данный раздел вводит уч-ся в мир пунктуационных знаков. В стихотворной

форме знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на

постановку знаков препинания применяют полученные знания.

«Тайны» слова (9 часов) Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых

требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.

«Уроки речевого творчества» (2 часа) Рисование и составление рассказа на тему Моя любимая игрушка (Разговор с

детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Сочинение и рисование на тему «Мой друг»

(Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-

миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).

Экскурсии (1 час) Посещение библиотеки с целью привлечения учащихся к чтению с целью успешного изучения

учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей. Воспитать любовь к книге и

сформировать культуру чтения, бережного отношения к печатным изданиям;

Повторение изученного за год (1 ч)

5

Тематическое планирование

дата

Тема урока

Количество часов

Раздел От «А» до «Я».

1

Введение. Игровое занятие. Удивительный мир фонетики

2

Удивительные невидимки. Звуки.

3

Поговорим о гласных и согласных звуках.

Обиженные гласные. Мы идем по адресу:

Ушаков Д. Н., Крючков С. Е.

4

Буквы в слове переставим – много новых слов составим

5-6

Звуки и буквы (Работа над проектом. Презентация проекта).

Раздел «Секреты» словообразования»

7-8

Корень- родоначальник, или что такое словообразование?

9-10

Как разобрать и «собрать»слово?

11

Рисуем однокоренные слова

12-13

Однокоренные слова (Работа над проектом. Презентация проекта)

Раздел Орфография

14-15

Зоркий глаз. Орфограммы в словах

16-17

В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

6

18-19

Эти интересные сочетания

чк, чн, чт, щн

20

Ъ и Ь – помощники в словах

Раздел Пунктуация. В мире знаков

21

О пользе знаков препинания.

С.Я. Маршак. Знаки препинания.

22

Рисуем знаки препинания

Раздел «Тайны» слова

23-24

В стране синонимов. Игра «Лишнее слово»

25-26

К тайнам слова. Антонимы.

«Составь словечко»

27

Рисуем антонимы

28-29

Слова-друзья. Слова-спорщики.(Работа над проектом. Презентация проекта)

30-31

Словари и их роль в жизни человека. Работа со словарём.

Раздел «Уроки речевого творчества»

32

Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка

33

Сочинение и рисование на тему: «Мой друг»

Раздел Экскурсии

34

Экскурсия в библиотеку«Калейдоскоп сказок»

35

Итоговое занятие.

Игра-викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

7

8