Автор: Быстрова Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Репьёвская СШ"
Населённый пункт: Ульяновская область Новоспасский район с. Репьевка
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Увлекательный мир русского языка"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Увлекательный мир русского языка»
общеинтеллектуальное направление
Программа рассчитана на 1 год обучения
Количество часов-34 часа
Возраст обучающихся 8-9 лет
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство
прекрасного
–
умение
чувствовать
красоту
и
выразительность
речи,
стремиться
к
совершенствованию
собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
2
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, проект);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные:
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
3
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
От «А» до «Я» (6 часов)
Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков: различение гласных и согласных звуков, нахождение в
слове ударных и безударных гласных звуков, различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и
непарных
по
твердости-мягкости
согласных
звуков,
различение
звонких
и
глухих
звуков,
определение
парных
и
непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Транскрипция. Деление слов на слоги. Ударение, произношение
звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Рассказы и стихи
детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги.
«Секреты» словообразования» (7 часов) расширяет представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их
грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова.
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью
суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.
Орфография (7 часов)
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил
правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
4
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
правописание гласных и согласных в корне слова;
разделительные Ь и Ъ
Пунктуация. В мире знаков. (2 часа) Данный раздел вводит уч-ся в мир пунктуационных знаков. В стихотворной
форме знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на
постановку знаков препинания применяют полученные знания.
«Тайны» слова (9 часов) Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых
требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.
«Уроки речевого творчества» (2 часа) Рисование и составление рассказа на тему Моя любимая игрушка (Разговор с
детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Сочинение и рисование на тему «Мой друг»
(Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-
миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).
Экскурсии (1 час) Посещение библиотеки с целью привлечения учащихся к чтению с целью успешного изучения
учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей. Воспитать любовь к книге и
сформировать культуру чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
Повторение изученного за год (1 ч)
5
Тематическое планирование
№
дата
Тема урока
Количество часов
Раздел От «А» до «Я».
1
Введение. Игровое занятие. Удивительный мир фонетики
2
Удивительные невидимки. Звуки.
3
Поговорим о гласных и согласных звуках.
Обиженные гласные. Мы идем по адресу:
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е.
4
Буквы в слове переставим – много новых слов составим
5-6
Звуки и буквы (Работа над проектом. Презентация проекта).
Раздел «Секреты» словообразования»
7-8
Корень- родоначальник, или что такое словообразование?
9-10
Как разобрать и «собрать»слово?
11
Рисуем однокоренные слова
12-13
Однокоренные слова (Работа над проектом. Презентация проекта)
Раздел Орфография
14-15
Зоркий глаз. Орфограммы в словах
16-17
В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.
6
18-19
Эти интересные сочетания
чк, чн, чт, щн
20
Ъ и Ь – помощники в словах
Раздел Пунктуация. В мире знаков
21
О пользе знаков препинания.
С.Я. Маршак. Знаки препинания.
22
Рисуем знаки препинания
Раздел «Тайны» слова
23-24
В стране синонимов. Игра «Лишнее слово»
25-26
К тайнам слова. Антонимы.
«Составь словечко»
27
Рисуем антонимы
28-29
Слова-друзья. Слова-спорщики.(Работа над проектом. Презентация проекта)
30-31
Словари и их роль в жизни человека. Работа со словарём.
Раздел «Уроки речевого творчества»
32
Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка
33
Сочинение и рисование на тему: «Мой друг»
Раздел Экскурсии
34
Экскурсия в библиотеку«Калейдоскоп сказок»
35
Итоговое занятие.
Игра-викторина «Знаешь ли ты русский язык?»
7
8