Автор: Некрасова Наталия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия им. И. М. Макаренкова" с. Ольговка
Населённый пункт: ж.д. ст. Плавица
Наименование материала: адаптированная рабочая программа
Тема: Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" предметная область "Язык и речевая практика" 2 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Гимназия имени Героя Советского Союза Ивана Михайловича Макаренкова»
с.Ольговка Добринского муниципального района Липецкой области
Утверждена в составе АООП образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
приказом
№ ______ от ________.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Русский язык»
Предметная область
«Язык и речевая практика»
2 класс
2018 – 2019 уч.г.
Составлена:
учителем высшей категории
Некрасовой Н.Н.
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
составлена
на
основе
следующих
нормативных
документов и методических рекомендаций:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N
99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью;
Приказа МО и Н РФ от 19 декабря 2014 года «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Примерной адаптированной основной образовательной программы
общего
образования,
разработанной
на
основе
ФГОС
для
обучающихся
с
умственной отсталостью;
Приказа
Минобрнауки
России
от
31.03.2014
года
N
253
«Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования»;
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям
и
организации
обучения
и
воспитания
в
организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным
программам
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья».
1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель учебного
предмета
-
развитие
устной
и
письменной
речи,
формирование практически значимых орфографических и пунктуационных
навыков, воспитание интереса к родному языку, владение языком в разных
1
сферах речевого общения.
Задачи:
обучать навыкам грамотного письма и культуры речи;
заложить основы для овладения устной и письменной речи;
формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;
развивать познавательную деятельность школьников, способствовать
коррекции мышления, их умственному и речевому развитию;
воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое
отношение к языку и речи.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Русский язык» занимает центральное место в системе
предметов
начального
образования
умственно
отсталых
школьников,
поскольку от уровня овладения письменной речью (чтением и письмом),
устными коммуникативно-речевыми умениями зависят успехи учащихся по
другим предметам.
Отличительной особенностью данного предмета является коммуникативно-
познавательная
основа.
Содержание
предмета
имеет
ярко
выраженную
коммуникативно-речевую,
познавательную
и
ко р р е к ц и о н н у ю
направленность,
что
обеспечивает
реализацию
системно-деятельностного
подхода в обучении.
Программа обеспечивает целостное изучение предмета «Русский язык» в
начальной школе за счёт реализации четырёх принципов:
коммуникативного;
познавательного;
принципа
личностной
направленности
обучения
и
творческой
активности учащихся;
коррекционно-развивающего.
Коммуникативный принцип предусматривает:
осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством
общения, развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать
цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать
свою речь в зависимости от ситуации общения);
2
знакомство
с
различными
системами
общения
(устными
и
письменными, речевыми и неречевыми);
формирование
представления
о
тексте
как
результате
(продукте)
речевой деятельности;
организацию
учебного
(делового)
общения
(общение
как
диалог
учителя
с
детьми
и
друг
с
другом)
с
использованием
формул
речевого
этикета, имеющего духовно-нравственную направленность и основанного на
уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
усвоение
языка
как
важнейшего
инструмента
познавательной
деятельности человека и как средства познания мира через слово;
развитие мышления младших школьников с умственной отсталостью с
опорой
на
«два
крыла
познания»:
абстрактно-логическое
(понятийное)
и
образное мышление, развитие воображения и интуиции;
поэтапное
усвоение
важнейших
понятий
предмета
от
наглядно-
практического
и
наглядно-образного
уровня
до
усвоения
понятий
в
абстрактно-логической, понятийной форме.
Принцип
личностной
направленности
обучения
и
творческой
активности
обеспечивает:
пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
развитие интереса к изучению предмета и творческой активности за
счёт логики его усвоения;
знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях
отечественной
культуры
и
обеспечивающих
учащимся
духовно-
нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
развитие
коммуникативного
стиля
мышления,
который
не
только
направляет внимание ребенка на осмысление собственных высказываний, но
и формирует умение понимать других людей.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не
только
«инструментальную
основу
компетентности
учащихся»
(систему
знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности,
обретение социального опыта.
Изучение
предмета
«Русский
язык»
в
начальной
школе
на
основе
этих
принципов
создаёт
реальные
условия
для
реализации
системно-
деятельностного
подхода,
благодаря
которому
предметное
содержание
становится доступным и интересным для учащихся.
3
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и
речевая
практика» учебного
плана МБОУ «Гимназия им.И.М.Макаренкова»
с.Ольговка.
На изучение предмета «Русский язык» отводится: 170 часов (5 часов в
неделю).
4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
расширение представлений о многообразии окружающего мира;
доброжелательное
отношение
к
одноклассникам,
сочувствие,
сопереживание, отзывчивость и др.;
развитие
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
понимать знаки, символы, схемы, приведённые в прописях, учебных
пособиях, учебных материалах;
работать
с
информацией,
представленной
в
разных
формах
(текст,
рисунок, таблица, схема);
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять
свои
мысли
в
устной
форме
на
уровне
предложения
(нескольких предложений);
принимать участие в диалоге;
оценивать
собственное
поведение
и
поведение
окружающих,
использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
Планируемые
предметные
результаты
предусматривают
овладение
обучающимися знаниями и умениями и представлены дифференцированно
по двум уровням: достаточному и минимальному.
4
Минимальный уровень:
различать сходные по начертанию буквы;
называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
составлять предложение по действию или по картинке с помощью
учителя;
списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов;
составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила;
делить слова на слоги;
писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание
которых не расходится с произношением (6 слов).
Достаточный уровень:
дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, [р] -
[л].
свистящие
и
шипящие,
твёрдые
и
мягкие
согласные;
правильно
обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции);
определять значение слов, соотнося их с картинками;
делить слова на слоги;
группировать слова-названия предметов и названия действий;
приводить в качестве примеров слова этих категорий:
списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
грамотно писать по памяти словарные слова;
писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых
не расходится с произношением (8-10 слов).
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык»
Повторение.
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы,
сходные по начертанию, их различение.
5
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством
звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из
двух-трех слов.
Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах.
Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и
шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание
слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении.
Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными
ь и ъ.
Слово.
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол —
столы; рама — рамы);
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул —
спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства
(стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям
(игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
группировка действий по признаку их однородности (кто как голос
подает, кто как передвигается);
6
различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами,
обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное
написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством
учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из
словаря учебника.
Предложение.
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную
учителем;
заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце
предложения.
Кроме того, программа предусматривает работу над связной письменной и
устной речью учащихся.
Связная письменная речь.
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном
порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Устная речь.
Повторение пройденного за год.
Составление простых распространенных предложений по вопросам
учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным
картинкам, на предложенную тему.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и
составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых
наречий.
Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4
пункта).
7
Правильное использование личных местоимений вместо имени
существительного.
Кроме того, программа предусматривает работу над совершенствованием
техники письма.
Письмо и чистописание.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в
соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов
путем орфографического проговаривания.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из
слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов
со вставкой пропущенных букв.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по
картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного
слога и т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов —
подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись
предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи
с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Русский язык»
№
Раздел
программы
Темы раздела.
Основные виды
деятельности.
8
1
Повторение.
Предложение.
Предложение и его схема.
Распространение
предложений.
Слово. Составление
предложений с данным
словом.
Звуки и буквы.
Контрольное списывание
по теме «Повторение».
Оформлять начало и
конец предложения:
писать прописную букву в
начале предложения и
ставить точку в конце
предложения.
Группировать слова по
первому звуку (по
последнему звуку), по
наличию близких в
акустико-
артикуляционном
отношении звуков (н-м, р-
л, с-ш).
Подбирать слова с
заданными звуками.
Характеризовать звуки
(гласные ударные –
безударные; согласные
твёрдые – мягкие, звонкие
– глухие).
2
Звуки и
буквы.
Гласные звуки и буквы.
Р.р. Составление
предложений с данными
словами.
Согласные звуки и буквы.
Слова, которые
различаются одним
звуком.
Слова, которые
различаются количеством
звуков. Слова, которые
различаются
последовательностью
звуков.
Ударение в словах.
Выделение ударного
гласного в слове
Контрольное списывание
по теме «Звуки и буквы».
Сравнивать: соотносить
звук и соответствующую
ему букву.
Характеризовать
функцию букв,
обозначающих гласные
звуки в открытом слоге:
буквы гласных как
показатель твердости –
мягкости
предшествующих
согласных звуков.
Дифференцировать
буквы, обозначающие
близкие по акустико-
артикуляционным
признакам.
Объяснять функцию букв
ъ и ь.
Воспроизводить заданный
9
учителем образец
интонационного
выделения звука в слове.
Группировать слова по
первому звуку (по
последнему звуку), по
наличию близких в
акустико-
артикуляционном
отношении звуков (н-м, р-
л, с-ш).
Подбирать слова с
заданными звуками.
Характеризовать звуки
(гласные ударные –
безударные; согласные
твёрдые – мягкие, звонкие
– глухие).
Анализировать:
определять звук по его
характеристике.
Соотносить звук (выбирая
из ряда предложенных) и
его качественную
характеристику;
приводить примеры
гласных звуков, согласных
твёрдых – мягких,
звонких – глухих.
Наблюдать: выбирать
необходимый звук из ряда
предложенных, давать его
качественную
характеристику.
Оценивать правильность
проведения
фонетического анализа
слов, проводить
фонетический анализ
самостоятельно по
предложенному
алгоритму.
10
3
Слог.
Слог.
Деление слов на слоги.
Р.р. Составление
предложений к рисунку.
Гласные в образовании
слогов. Перенос слов по
слогам.
Деление слов со звуками
и-й на слоги. Различие
звуков Л-Р.
Контрольный диктант по
теме «Слог».
Анализировать: делить
слова на слоги,
определять количество
слогов в слове.
Подбирать слова с
заданным количеством
слогов.
Контролировать: находить
и исправлять ошибки,
допущенные при делении
слов на слоги, в
определении ударного
звука.
Переносить слова с одной
строки на другую.
Применять изученные
правила при списывании
и записи под диктовку.
4
Парные
звонкие и
глухие
согласные.
Парные звонкие и глухие
согласные.
Различие звуков Б-П.
Р.р. Составление
предложений из данных
слов.
Различие звуков В-Ф.
Различие звуков Г-К.
Р.р. Заголовок. Различие
звуков Д-Т.
Р.р. Письмо по памяти.
Различие звуков Ж-Ш.
Р.р. Составление рассказа
по картинкам. Различие
звуков З-С.
Контрольное списывание
по теме «Парные звонкие
и глухие согласные».
Применять изученные
правила при списывании
и записи под диктовку.
Записывать под диктовку
отдельные слова и
предложения, состоящие
из трёх-пяти слов со
звуками в сильной
позиции.
Списывать слова,
предложения в
соответствии с заданным
алгоритмом,
контролировать этапы
своей работы. Различать
парные звонкие и глухие
согласные звуки.
Правильно писать слова с
парными согласными на
конце слова, подбирать
проверочные слова.
11
5
Шипящие и
свистящие
согласные.
Шипящие согласные.
Свистящие согласные
Различие шипящих и
свистящих согласных.
Группировать слова,
сходные по значению и
звучанию.
Анализировать текст:
находить слова с
буквосочетаниями жи-ши,
ча-ща, чу-щу.
Различать шипящие и
свистящие согласные.
6
Гласные
буквы е, ё,
ю, я в
начале слова
или слога.
Буква е в начале слова
или слога. Буква ё в
начале слова или слога.
Р.р. Соотношение
предложений с
картинками. Буква ю в
начале слова или слога.
Буква я в начале слова
или слога.
Контрольный диктант по
теме «Гласные буквы е, ё,
ю, я в начале слова или
слога».
Наблюдать различные
способы обозначения на
письме мягкости
согласных звуков (буквы
е, ё, и, ю, я, ь).
Контролировать этапы
своей работы, оценивать
процесс и результат
выполнения задания.
Объяснять пояснять
работу (функцию) гласной
буквы как показателя
твердости или мягкости
предшествующего
согласного.
7
Твёрдые и
мягкие
согласные.
Твердые и мягкие
согласные.
Гласные ы-и после
твердых и мягких
согласных.
Р.р. Составление рассказа
по картинке.
Р. р. Письменные ответы
на вопросы. Гласные о-ё
после твердых и мягких
согласных.
Гласные у-ю после
твердых и мягких
согласных. Гласные а-я
после твердых и мягких
согласных.
Контрольное списывание
по теме «Твердые и
мягкие согласные».
Списывать слова,
предложения в
соответствии с заданным
алгоритмом,
контролировать этапы
своей работы.
Правильно писать
сочетания жи-ши, ча-ща,
чу-щу.
Группировать слова,
сходные по значению и
звучанию.
Анализировать текст:
находить слова с
буквосочетаниями жи-ши,
ча-ща, чу-щу.
12
8
Мягкий знак
на конце
слова.
Буква ь для обозначения
мягкости согласных на
конце слова.
Р.р. Составление рассказа
по картинке
Р.р. Соотношение
предложений с
картинками. Письмо слов
с мягкими согласными на
конце.
Р.р. Соотношение
предложений с
картинками. Различие
твердых и мягких
согласных на конце.
Контрольный диктант по
теме «Мягкий знак на
конце слова».
Составлять текст по серии
сюжетных картинок.
Описывать случаи из
собственной жизни, свои
наблюдения и
переживания.
Пересказывать
содержание текста с
опорой на вопросы
учителя.
Объяснять функцию букв
ъ и ь.
Называть слова с мягким
знаком на конце слова.
13
9
Слово.
Название предметов.
Предмет и его название.
Название предметов,
отвечающих на вопрос
что?
Р.р. Диалог. Названия
частей предмета.
Различие сходных
предметов и их названия.
Названия предметов,
отвечающие на вопрос
кто?
Р.р. Составление
рассказа по серии
картинок. Большая буква
в именах людей
Р.р. Составление
предложений к рисунку.
Большая буква в именах и
фамилиях людей.
Большая буква в кличках
животных.
Названия действий.
Действие и его название.
Названия действий,
отвечающие на вопрос
что делает?
Различие названия
предметов и названия
действий по вопросам.
Предлоги.
Предлог как отдельное
слово. Употребление
предлогов в
предложении.
Выделение «трудной»
гласной в словах.
Написание гласных в
словах-родственниках.
Классифицировать слова
в соответствии с их
значением (слова,
называющие предметы,
слова, называющие
признаки, слова,
называющие действия).
Группировать слова,
сходные по значению и
звучанию.
Подбирать слова, которые
пишутся с заглавной
буквы.
Объяснять правила
написания слов с
заглавной буквы;
подбирать слова, которые
пишутся с заглавной
буквы; подбирать и
записывать имена
собственные на заданную
букву. Объяснять значение
слова.
Составлять текст по серии
сюжетных картинок.
Называть предлоги,
правильно употреблять их
в речи. Правильно писать
безударную гласную в
корне слова, подбирать
проверочные слова.
14
10
Предложени
е.
Выделение предложения
из текста. Правила записи
предложения.
Р.р. Составление
рассказа по картинке.
Предложение и его схема.
Различие набора слов и
предложения. Порядок
слов в предложении.
Р.р. Составление
продолжения рассказа по
картинке. Завершение
начатого предложения
Контрольное списывание
по теме «Предложение».
Предложения – вопросы
и предложения – ответы.
Наблюдать: определять
количество слов в
предложении.
Списывать
деформированный текст с
его параллельной
корректировкой.
Придумывать
предложения с заданным
словом с последующим
распространением
предложений.
Оформлять начало и
конец предложения.
Применять изученные
правила при списывании
и записи под диктовку.
Различать слово и
предложение.
Анализировать
предложение: обозначать
каждое слово
предложения полоской.
Оформлять начало и
конец предложения:
писать прописную букву в
начале предложения и
ставить точку в конце
предложения.
Подбирать слова, которые
пишутся с заглавной
буквы.
Подбирать и записывать
имена собственные на
заданную букву.
15
11
Повторение.
Звонкие и глухие
согласные. Мягкий знак
на конце слов. Твердые и
мягкие согласные.
Р.р. Составление
продолжения рассказа по
картинке.
Названия предметов.
Большая буква в именах и
фамилиях людей, кличках
животных. Контрольное
списывание.
Названия действий.
Контрольный диктант за
год.
Составлять текст по серии
сюжетных картинок.
Описывать случаи из
собственной жизни, свои
наблюдения и
переживания.
Участвовать в учебном
диалоге, оценивать
процесс и результат
решения
коммуникативной задачи.
Включаться в групповую
работу, связанную с
общением.
Пересказывать
содержание текста с
опорой на вопросы
учителя.
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема урока
Коммента
рии
учителя
По
плану
По
факту
1. Повторение (11ч.).
1
Звуки и буквы.
2
Выделение звука и буквы в слове.
3
Слово.
4
Предмет и слово, называющее предмет.
5
Предложение.
6
Правило записи предложения.
7
Письмо по памяти.
8
Предложение и его схема.
9
Распространение предложений.
10
Контрольное списывание по теме
«Повторение».
11
Составление предложения с данным
словом.
2. Звуки и буквы (17ч).
16
12
Гласные звуки и буквы.
13
Картинный диктант.
14
Р.р. Составление предложений с
данными словами.
15
Согласные звуки и буквы.
16
Согласные звуки и буквы.
17
Слова, которые различаются одним
звуком.
18
Слова, которые различаются одним
звуком.
19
Слова, которые различаются
количеством звуков.
20
Слова, которые различаются
количеством звуков.
21
Слова, которые различаются
последовательностью звуков.
22
Слова, которые различаются
последовательностью звуков.
23
Ударение в словах.
24
Ударение в словах.
25
Выделение ударного гласного в слове.
26
Выделение ударного гласного в слове.
27
Контрольное списывание по теме
«Звуки и буквы».
28
Повторение по теме «Звуки и буквы».
3. Слог (11ч.).
29
Слог.
30
Деление слов на слоги.
31
Деление слов на слоги.
32
Р.р. Составление предложений к
рисунку.
33
Гласные в образовании слогов.
34
Перенос слов по слогам.
35
Деление слов со звуками и-й на слоги.
36
Различие звуков Л-Р.
37
Повторение по теме «Слог».
38
Контрольный диктант по теме «Слог».
39
Работа над ошибками. Повторение по
теме «Слог».
4. Парные звонкие и глухие согласные (20ч.).
40
Парные звонкие и глухие согласные.
41
Парные звонкие и глухие согласные.
17
42
Различие звуков Б-П.
43
Различие звуков Б-П.
44
Р.р. Составление предложений из
данных слов.
45
Различие звуков В-Ф.
46
Различие звуков В-Ф.
47
Различие звуков Г-К.
48
Различие звуков Г-К.
49
Р.р. Заголовок.
50
Различие звуков Д-Т.
51
Различие звуков Д-Т.
52
Р.р. Письмо по памяти.
53
Различие звуков Ж-Ш.
54
Различие звуков Ж-Ш.
55
Р.р. Составление рассказа по картинкам.
56
Различие звуков З-С.
57
Различие звуков З-С.
58
Контрольное списывание по теме
«Парные звонкие и глухие согласные».
59
Повторение по теме «Парные звонкие и
глухие согласные».
5. Шипящие и свистящие согласные (7ч.).
60
Шипящие согласные.
61
Шипящие согласные.
62
Свистящие согласные.
63
Свистящие согласные.
64
Различие шипящих и свистящих
согласных.
65
Различие шипящих и свистящих
согласных.
66
Повторение по теме «Шипящие и
свистящие согласные».
6. Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога (13 ч.).
67
Буква е в начале слова или слога.
68
Буква е в начале слова или слога.
69
Буква ё в начале слова или слога.
70
Буква ё в начале слова или слога.
71
Р.р. Соотношение предложений с
картинками.
72
Р.р. Соотношение предложений с
картинками.
73
Буква ю в начале слова или слога.
18
74
Буква ю в начале слова или слога.
75
Буква я в начале слова или слога.
76
Буква я в начале слова или слога.
77
Повторение по теме «Гласные буквы е,
ё, ю, я в начале слова или слога».
78
Контрольный диктант по теме «Гласные
буквы е, ё, ю, я в начале слова или
слога».
79
Работа над ошибками. Повторение по
теме «Гласные буквы е, ё, ю, я в начале
слова или слога».
7. Твёрдые и мягкие согласные (14 ч.).
80
Твердые и мягкие согласные.
81
Твердые и мягкие согласные.
82
Гласные ы-и после твердых и мягких
согласных.
83
Гласные ы-и после твердых и мягких
согласных.
84
Р.р. Составление рассказа по картинке.
85
Р. р. Письменные ответы на вопросы.
86
Гласные о-ё после твердых и мягких
согласных.
87
Гласные о-ё после твердых и мягких
согласных.
88
Гласные у-ю после твердых и мягких
согласных.
89
Гласные у-ю после твердых и мягких
согласных.
90
Гласные а-я после твердых и мягких
согласных.
91
Гласные а-я после твердых и мягких
согласных.
92
Повторение по теме «Твердые и мягкие
согласные».
93
Контрольное списывание по теме
«Твердые и мягкие согласные».
8. Мягкий знак на конце слова (12 ч.).
94
Буква ь для обозначения мягкости
согласных на конце слова.
95
Буква ь для обозначения мягкости
согласных на конце слова.
96
Р.р. Составление рассказа по картинке.
19
97
Р.р. Соотношение предложений с
картинками.
98
Письмо слов с мягкими согласными на
конце.
99
Письмо слов с мягкими согласными на
конце.
100
Р.р. Соотношение предложений с
картинками.
101
Различие твердых и мягких согласных
на конце.
102
Различие твердых и мягких согласных
на конце.
103
Повторение по теме « Мягкий знак на
конце слова».
104
Контрольный диктант по теме
«Мягкий знак на конце слова».
105
Работа над ошибками. Повторение по
теме « Мягкий знак на конце слова».
9. Слово (36 ч.).
106
Название предметов.
107
Предмет и его название.
108
Название предметов, отвечающих на
вопрос что?
109
Название предметов, отвечающих на
вопрос что?
110
Название предметов, отвечающих на
вопрос что?
111
Р.р. Диалог.
112
Названия частей предмета.
113
Названия частей предмета.
114
Различие сходных предметов и их
названия.
115
Различие сходных предметов и их
названия.
116
Названия предметов, отвечающие на
вопрос кто?
117
Названия предметов, отвечающие на
вопрос кто?
118
Названия предметов, отвечающие на
вопрос кто?
119
Р.р. Составление рассказа по серии
картинок.
120
Большая буква в именах людей.
20
121
Большая буква в именах людей.
122
Р.р. Составление предложений к
рисунку.
123
Большая буква в именах и фамилиях
людей.
124
Большая буква в именах и фамилиях
людей.
125
Большая буква в кличках животных.
126
Большая буква в кличках животных.
127
Названия действий.
128
Действие и его название.
129
Названия действий, отвечающие на
вопрос что делает?
130
Названия действий, отвечающие на
вопрос что делает?
131
Различие названия предметов и
названия действий по вопросам.
132
Различие названия предметов и
названия действий по вопросам.
133
Предлоги.
134
Предлог как отдельное слово.
135
Употребление предлогов в
предложении.
136
Употребление предлогов в
предложении.
137
Выделение «трудной» гласной в словах.
138
Выделение «трудной» гласной в словах.
139
Выделение «трудной» гласной в словах.
140
Написание гласных в словах-
родственниках.
141
Повторение по теме « Слово».
10. Предложение (18 ч).
142
Р.р. Составление рассказа по картинке.
143
Предложение и его схема.
144
Предложение и его схема.
145
Различие набора слов и предложения.
146
Различие набора слов и предложения.
147
Порядок слов в предложении.
148
Порядок слов в предложении.
21
149
Правила записи предложения.
150
Правила записи предложения.
151
Правила записи предложения.
152
Р.р. Составление продолжения рассказа
по картинке.
153
Завершение начатого предложения.
154
Завершение начатого предложения.
155
Контрольное списывание по теме
«Предложение».
156
Предложения – вопросы и предложения
– ответы.
157
Предложения – вопросы и предложения
– ответы.
158
Р.р. Составление рассказа по картинке.
159
Повторение по теме « Предложение».
11. Повторение (11 ч.).
160
Предложение.
161
Слово.
162
Звуки и буквы.
163
Звонкие и глухие согласные.
164
Твердые и мягкие согласные.
165
Слоги.
166
Р.р. Составление продолжения
рассказа по картинке.
167
Названия предметов.
168
Большая буква в именах и фамилиях
людей.
169
Большая буква в кличках животных.
170
Контрольный диктант за год.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебного предмета «Русский язык» включает:
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках
русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение,
1991г.;
Волина В.В. «Великая грамматика», М., 1994г.;
Воронкова В.В. Обучение грамоте учащихся младших классов
вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1981г.;
22
Дмитриева
О.И.,
Казакова
О.В.
«Поурочные
разработки
по
русскому языку». М.; Вако, 2007г.;
Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по
русскому языку. М., 1987г.;
Львов
М.Р.
Правописание
в
начальных
классах.
–
М.:
Просвещение, 1990г.;
Обучение
учащихся I
– IV
классов
вспомогательной
школы:
Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М:
Просвещение, 1982г.;
Пикунова
Л.
И.
Русский
язык:
Материалы
для
проведения
контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001г.;
Якубовская Э.В. Сборник диктантов. – М.: Просвещение, 1980г.;
печатные пособия:
наборы картинной азбуки;
наборы предметных картинок;
картинное лото;
наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
различные виды словарей;
репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
учебно-практическое оборудование:
опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
схемы (звукобуквенного разбора слова; разбора слов по составу);
дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам;
наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.).
технические средства обучения:
классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;
компьютер с программным обеспечением;
мультимедиапроектор;
магнитная доска;
экран.
23