Автор: Ярушина Марина Ивановна
Должность: преподаватель инженерной графики
Учебное заведение: Пермский институт железнодорожного транспорта
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Кейс-технология в учебном процессе
Ярушина Марина Ивановна
преподаватель высшей категории
Пермский институт железнодорожного транспорта
г. Пермь, РФ
Кейс-технология в учебном процессе.
Аннотация:
применение кейс - технологии способствует развитию у студента
умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать
оптимальный вариант и планировать его осуществление.
Ключевые слова:
кейс-технология,
кейсы,
производственные ситуации,
профессиональные компетенции.
В
связи
с
реформами
образования
в
нашей
стране,
происходит
постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так
называемые кейс-технологии.
В
кейс-технологии
производится
анализ
реальной
ситуации
(каких-то
вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-
либо
практическую
проблему,
но
и
актуализирует
определенный
комплекс
знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Кейсы
наиболее
широко
используются
в
обучении
экономических
и
гуманитарных дисциплин. Изучив данную методику, я решила использовать его
на технической дисциплине – «Основы геодезии». Из опыта работы можно
сказать, что внедрение кейс-метода при обучении
позволяет на практике
реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему
предмета, обогащает содержание дисциплины. Данная технология помогает
повысить мотивацию студентов к изучаемой дисциплине, развивает у них такие
качества,
как
инициативность,
способность
анализировать
и
брать
ответственность на себя за принятое решение. Чтобы развить такие качества я
разработала
кейсы,
которые
представляют
собой
описание
конкретной
реальной
производственной
ситуации,
подготовленное
по
определенному
формату
и
предназначенное
для
обучения
студентов
анализу
ее
решения,
навыкам
формулирования
проблемы
и
выработки
возможных
вариантов
ее
решения в соответствии с поставленной задачей.
Студенты должны разрешить поставленную проблему через анализ своих
решений
и
взять
ответственность
за
выбор
решения,
подтвержденного
расчетами.
Студент
должен
понимать
с
самого
начала,
что
риск
принятия
решений лежит на нем, преподаватель только поясняет последствия принятия
необдуманных решений. Роль преподавателя состоит в направлении решения
производственной ситуации с помощью алгоритма действия, в побуждении у
студентов отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении их в процесс
анализа кейса. [1, с89]
Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа
конкретной ситуации:
закрепление
знаний,
полученных
на
предыдущих
занятиях
(после
теоретического курса);
ознакомление
студентов
со
схемами
анализа
практических
ситуаций;
отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
экспертиза знаний, полученных студентами в ходе теоретического курса.
Кейс
-
технология
способствует
развитию
умения
анализировать
ситуации,
оценивать
альтернативы,
выбирать
оптимальный
вариант
и
планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход
применяется многократно, то у студентов вырабатывается устойчивый навык
решения практических задач, развиваются такие качества, как инициативность,
способность анализировать и
брать ответственность на себя за принятое
решение.[2, с6]
В
своей
педагогической
деятельности
я
применяю
кейсы,
которые
разработаны на основе технической документации предприятий. Например: по
теме «Нивелирование площадки» после расчетов и составления картограммы
земляных работ студенты определяют организацию работы землеройных машин
при проектировании планировки площадоки. В начале занятия преподаватель
дает
рекомендации,
что
наиболее
целесообразно
проектировать
планировку
площадки
так,
чтобы
соблюдался
нулевой
баланс
земляных
масс,
тогда
планировка
производится
перераспределением
земляных
масс
на
самой
площадке, без завоза недостающего или вывоза лишнего грунта за ее пределы
(экономия
денежных
средств)
[3,
с146].
Каждой
бригаде
выдается
кейс
с
необходимой
информацией.
По
окончанию
занятия
каждая
бригада
представляет свой графический документ с указанием производства земляных
работ.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает
две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по
созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами
аудитории
и
включает
в
себя
научно-исследовательскую,
методическую
и
конструирующую деятельность преподавателя. Вторая фаза включает в себя
деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и
заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает
деловой настрой в аудитории, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.
Требования
к
оцениванию
уровня
сформированности
общих
и
профессиональных компетенций, которые развиваются в режиме кейс-
метода
.
Компетентности
Их характеристика
Способность принимать
решения
Умение вырабатывать и принимать модель конкретных
действий.
Способность к обучению
Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками
самоорганизации
Системное мышление
Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её
системный анализ
Самостоятельность и
инициативность
Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности
Способность работать с
информацией
Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её
из одной формы представления в другую
Проблемность мышления
Умение вырабатывать модели решения проблем
Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических
материалов
разработанных
на
основе
производственных
ситуаций,
формирующих
у
обучающихся
навыки
самостоятельного
конструирования
алгоритмов решения производственных задач.
Хороший кейс должен максимально достоверно описывать практическую
сторону
предмета
обучения.
В
рамках
одного
образовательного
курса
целесообразно использовать несколько кейсов, разделяя курс на относительно
независимые блоки, каждый из которых сопровождается своим кейсом.
Итак, хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
соответствовать чётко поставленной цели создания;
иметь уровень трудности в соответствии с возможностями студентов;
Сложной
задачей
для
преподавателя
является
разработка
кейса,
т.е.
подбора
соответствующего
реального
материала,
в
котором
моделируется
проблемная производственная ситуация и отражается комплекс знаний, умений
и
навыков,
которыми
студенту
нужно
овладеть.
Метод
кейсов
включает
одновременно
и
особый
вид
учебного
материала,
и
особые
способы
использования этого материала в учебном процессе.
Из всего вышесказанного я делаю вывод о том, что кейс-технология – это
интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных
производственных ситуаций, направленная на освоение знаний и формирование
у студентов новых качеств и умений, таких как анализировать и на основе
своего анализа принимать решение, т.е. брать ответственность за свои действия.
Такой подход к организации учебного процесса позволит не только дать
обучающимся теоретические основы образования, но и практические знания,
которые и определяют востребованность специалистов на рынке труда.
Список используемой литературы
1.
Бершадский,
М.Е.
Консультации:
Целеполагание
и
компетентностный
подход
в
учебном
процессе
/
М.Е.
Бершадский
//
Педагогические
технологии. – 2009. – №4. – С. 128.
2.
Земскова, А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе /
А.С. Земскова // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 54.
3.
Матвеев С.И. Инженерная геодезия : Учебник для колледжей ж.-
д.транспорта/ С.И.Матвеев, В.А.Коугия, В.Д.Власов и др.; Под ред.
С.И.Матвеева. - М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию
на железнодорожном транспорте», 2007. – С. 313