Автор: Шпранова Ольга Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Волгодонский педагогичсекий колледж"
Населённый пункт: г.Волгодонск
Наименование материала: статья
Тема: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Шапранова О.А.
Преподаватель высшей категории
ГБПОУ РО «ВПК»
Обучение детей музыкальному искусству приобретает важное значение
как
одно
из
средств
приобщения
образования
заключается
в
выявлении
творческого потенциала и создании условий для его раскрытия. «Начиная
музыкальное
воспитание
ребенка,
мы
должны
помнить,
что
мир
музыкальных звуков – это та особая стихия, в которую погружать ребенка
надо незаметно и радостно…».
Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности.
Первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не
решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие
учащегося. Задача начального обучения - введение ребенка в мир музыки, ее
выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и
увлекательной для ребенка форме.
Обучение игре на фортепиано, предполагает не только приобретение
практических,
теоретических,
интеллектуальных
знаний,
но
и
развитие
музыкальных способностей - музыкальности у учащихся. Музыкальность
определяется, как комплекс способностей, позволяющий учащимся активно
проявлять
себя
в
различных
видах
музыкальной
деятельности.
Умение
понимать
музыку,
умение
выразительно
петь
и
двигаться,
заниматься
музыкальным
творчеством.
Музыкальные
способности
в
сочетании
с
умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность.
Актуальность
данной
темы
заключается
в
том,
что
музыкальное
развитие
детей
стало
острой
проблемой,
много
времени
дети
уделяют
компьютерным
играм,
становятся
замкнутыми.
А
развитие
музыкальных
способностей
оказывает
влияние
на
общее,
интеллектуально е,
эмоциональное развитие учащихся.
Значение
музыкального
образования
в
духовном
становлении
и
развитии
личности
ребенка
трудно
переоценить.
Главная
задача
современного
музыкального
образования
–
воспитание
слуховой
и
слушательской
культуры,
развитие
музыкального
вкуса,
формирование
способности воспринимать и понимать прекрасное, воспитание гармонично
развитой личности. Чтобы реализовать эту задачу, важно как можно раньше
начинать музыкально-эстетическое образование детей. Об этом говорят все
ведущие педагоги-музыканты, справедливо считая, что именно в дошкольном
возрасте легче всего приобщить ребенка к миру музыки, чтобы музыка стала
близкой и понятной ему на всю жизнь.
Следует отметить, что музыке можно и нужно учить в раннем возрасте
всех
детей,
независимо
от
того,
откроется
ли
в
ребенке
к
4-5
годам
музыкальная одаренность.
Практика показывает, что те дошкольники, которые обучаются игре на
фортепиано, в дальнейшем учатся более успешно и в общеобразовательной
школе, эти дети более коммуникабельны и отзывчивы.
К тому же обучение игре на фортепиано имеет свои особенности.
Объяснение,
овладение
теоретическими
знаниями
не
может
являться
основной частью педагогического процесса. Характерна следующая форма
работы: сначала практическая деятельность, а потом – теоретическая, которая
способствует всестороннему развитию учащихся.
Развитие
музыкальных
способностей
–
одна
из
главных
задач
музыкального
воспитания
детей.
Кардинальным
для
педагогики
является
вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой
врождённые свойства человека или развиваются в результате воздействия
окружающей среды, воспитания и обучения.
Другим
важным
теоретическим
аспектом
проблемы,
от
которого
существенно
зависит
практика
музыкального
воспитания,
является
определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность,
музыкальная одарённость. От того, что принимается за основу содержания
этих понятий, в большей степени зависят и направление педагогических
воздействий, диагностика музыкальных способностей и т. д.
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии
и педагогики (зарубежной и отечественной), а также и в настоящее время в
разработке
теоретических,
а,
следовательно,
и
практических
аспектов
проблемы
развития
музыкальных
способностей
существуют
различные
подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий.
Б.
М.
Теплов
в
своих
работах
дал
глубокий,
всесторонний
анализ
проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения
психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и
излагал свой взгляд на проблему.
Б. М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врождённости
музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И.
П. Павлова, он признавал врождёнными свойства нервной системы человека,
но не рассматривал их как наследственные (ведь они могут формироваться в
период
внутриутробного
развития
ребёнка
и
в
течение
ряда
лет
после
рождения). Врождённые свойства нервной системы Б. М. Теплов отделяет от
психических свойств человека. Он подчеркивает, что врождёнными могут
быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые
лежат в основе развития способностей.
Способности
Б.
М.
Теплов
определяет,
как
индивидуально-
психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности
выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к
наличию
навыков,
умений
или
знаний,
но
могут
объяснить
лёгкость
и
быстроту их приобретения.
Музыкальные
спо собно сти,
необходимые
для
у с пе шно го
осуществления
музыкальной
деятельности,
объединяются
в
понятие
музыкальность.
Музыкальность, как пишет Б. М. Теплов, это комплекс способностей,
требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие то
всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной
деятельности .
Кроме
музыкальности,
включающей
в
себя
комплекс
специальных,
именно музыкальных способностей, Б. М. Теплов указывает на наличие у
человека
более
общих
способностей,
проявляющихся
в
музыкальной
деятельности (но не только в ней).
Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля,
чувство
природы
и
т.
д.
Качественное
сочетание
общих
и
специальных
способностей
образует
более
широкое
по
сравнению
с
музыкальностью
понятие музыкальная одарённость.
Б. М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным
сочетанием способностей – общих и специальных. Особенности психики
человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств
другими. Поэтому музыкальность не сводится к одной способности: «Каждая
способность
изменяется,
приобретает
качественно
иной
характер
в
зависимости от наличия и степени развития других способностей».
У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей,
определяющее успех протекания той или иной деятельности.
«Проблема
музыкальности,
-
подчеркивает
Б.
М.
Теплов,
-
это
проблема,
прежде
всего
качественная,
а
не
количественная».
У
всякого
нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно
интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой
ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно,
должны быть пути её развития.
Таким
образом,
Б.
М.
Теплов
признаёт
врождёнными
некоторые
особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности
всегда
являются
результатом
развития.
Способность
по
самому
своему
существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении,
только
в
развитии.
Способности
зависят
от
врождённых
задатков,
но
развиваются в процессе воспитания и обучения.
Важным выводом, сделанным Б. М. Тепловым, является признание
динамичности, развиваемости способностей. «Не в том дело,- пишет ученый,
- что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в
этой деятельности».
Поэтому
при
диагностике
способностей
бессмысленны
какие-либо
испытания, тесты, не зависящие от практики, обученности, развития.
Таким
образом,
музыкальные
способности
ребёнка
развиваются
успешно при восприятии им музыки как вокальной, так и инструментальной.
Дети
проявляют
к
ней
искренний
интерес,
способны
самостоятельно
находить
звучащий
источник¸
садиться
рядом
с
ним
и
с
удовольствием
слушать музыку.
Музыкальные
и
творческие
способности
есть
целостный
и
взаимозависимый комплекс совершенствующегося музыкального сознания
детей,
что
убеждает
нас
в
правильно
избранном
пути
формирования
музыкальных
способностей
–
через
элементы
творческих
проявлений,
мысленное музыкальное осознание ритмомелодических моделей.
Музыкальные способности – многоплановое явление, включающее в
себя
широкий
спектр
развивающих
музыкальных
данных
детей.
Тех,
в
первую
очередь,
детей,
которые
на
первоначальном
этапе
музыкального
обучения
и
воспитания
не
воспринимают
эмоционально
музыку
как
отражение жизни, не могут точно интонировать разучиваемые песни и для
которых
игра
на
музыкальном
инструменте
становится
средством
активизации их музыкального развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1
Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой. [Текст, ноты]: для
фортепиано / А.Д. Артоболевская. - М., Советский композитор, 1989. - 103 с.
2
Баренбойм,
Л.А.
Путь
к
музыке.
Беседы
с
учеником.
[Текст,
ноты]: для фортепиано / Л.А.Баренбойм, Н.Н.Перунова. – Л., Советский
композитор. 1988. – 168с.
3
Гогоберидзе,
А.Г.,
Дергунская,
В.А.
Теория
и
методика
музыкального
воспитания
детей
дошкольного
возраста
/А.Г.
Гогоберидзе,
В.А. Дергунская. - М., 2005. – 317 с.
4
Гогоберидзе,
А.Г.,
Деркунская,
В.А.
Образовательная
область
«Музыка».
Как
работать
по
программе
«Детство»:
Учебно-методическое
пособие
/
науч.ред.
Гогоберидзе
А.Г.
–
СПб.:
ООО
«Издательство
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 256 с.
5
Гончарова,
О.В.,
Богачинская,
Ю.С.
Теория
и
методика
музыкального воспитания: учебник. / О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. -
М.: Академия, 2013 г – 255с.
6
Курнавина,
О.А.
О
первоначальном
музыкальном
воспитании.
Мысли педагога-практика. / О.А.Курнавина.- М., - 2010. - 40с.
7
Радынова, О.П. Слушаем музыку [Текст]/ О.П. Радынова.- М.:
Просвещение, 1990.-160с.
8
Руденко, В.И. Вопросы музыкальной педагогики [Текст]/ В.И.
Руденко; под ред. В.И. Руденко.-Вып 7. Сб. статей.- М.: Музыка, 1986.- 160с.
9
Теплов,
Б.М.
«Психология
музыкальных
способностей»
-
М.,
1978.