Напоминание

"СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ-ОСНОВНОЙ СПОСОБ СОБИРАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ"

Автор: Александрова Надежда Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Юридический колледж
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Тема: "СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ-ОСНОВНОЙ СПОСОБ СОБИРАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Александрова Надежда Владимировна

преподаватель Государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения Юридический колледж

город Москва

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.08 УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

НА ТЕМУ: «СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ-ОСНОВНОЙ СПОСОБ СОБИРАНИЯ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 40.02.02.

«ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Комбинированный

урок

с

включением

метапредметных

связей

Правоохранительные

органы

РФ,

Криминалистика,

Деятельность

ОВД

при

раскрытии

и

расследовании

преступлений,

а

также

использованием

коммуникативных (объяснение, рассуждение), объяснительно-иллюстративных,

игровых, поисково-исследовательских методов, с решением практических задач

и проблемных ситуаций.

Время – 90 минут

Место проведения – учебный кабинет Уголовный Процесс

Информационно-справочное оснащение:

-

Основная литература (у каждого обучающегося):

Конституция

Российской

Федерации

(принята

всенародным

голосованием

12.12.1993)

учетом

поправок,

внесенных

Законами

РФ

о

поправках

к

Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014

№ 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ);

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-

ФЗ (действующая редакция от 12.11.2018) Главы XXIV-XXVII;

ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, глава 5, ст.ст.19, 20.

ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ, ст.6

-

Бланки протокола осмотра места происшествия.

-

Раздаточный материал с задачами для решения.

Методы проведения урока : повторение опорных знаний- устный опрос;

беседа; самостоятельная работа, коллективная работа-решение практических

задач;

обсуждение-

по

видеофрагменту;

письменный

опрос-

юридический

диктант с проведением самооценки.

Основные знания и умения:

-

Знать основную терминологию данной темы;

-

Уметь применять полученные знания при решении практических задач;

-

Уметь работать с текстом УПК РФ, решать практические задачи, грамотно

обосновывать свои ответы.

Метапредметные

связи:

П р а в о ох р а н и т е л ь н ы е

о р г а н ы

Р Ф ,

Криминалистика,

Деятельность

ОВД

при

раскрытии

и

расследовании

преступлений.

Цель

занятия (формулировка совместно с обучающимися): усвоение и

закрепление

теоретических

знаний

обучающих

по

вопросам,

касающихся

проведения таких следственных действий как осмотр и освидетельствование.

Задачи занятия:

Обучающая:

выработать

у

обучающихся

практические

навыки

в

определении

оснований

производства

следственных

действий,

научить

принимать законные и обоснованные решения по уголовному делу.

Воспитательная:

формировать

у

обучающихся

чувства

аккуратности,

ответственности,

добросовестности

при

принятии

решений.

Формировать

правосознание

обучающихся,

прививая

уважение

к

основным

институтам

современного демократического государства, правам и свободам человека.

Развивающая:

способствовать

развитию

логического

мышления,

развивать

умение

анализировать.

Вырабатывать

навыки

работы

с

текстом

Уголовно-Процессуального

Кодекса

РФ.

Развивать

познавательный

интерес

обучающихся,

внимательность,

логическое

мышление,

умение

выделять

главное в тексте; развивать умение самостоятельно конструировать свои знания,

интеллектуальные способности, продолжать формировать навыки и умения,

применять знания в жизненных ситуациях при решении практических задач.

Продолжать учить правильно говорить, используя юридическую терминологию.

Ход занятия:

I.

Подготовительная часть:

-

проверка наличия личного состава;

-

заполнение учебной документации;

-

объявление

цели

занятия,

порядка

проведения,

темы

занятия-

в

виде

диалога с обучающимися.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Какую тему мы продолжаем изучать? Какую цель

мы ставим с вами на сегодняшнем занятии?

ОТВЕТЫ:

«Следственные

действия»,

закрепление

теоретических

знаний по изученным вопросам…

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Как мы хотим этого достичь?

ОТВЕТЫ: вырабатывать практические навыки…

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Решение образовательной задачи невозможно без

воспитательных задач, которые заключаются в формировании нравственных

качеств, необходимых в вашей будущей профессии, ведь вы учитесь по

специальности

«Правоохранительная

деятельность»-

ответственного

отношения к порученному делу, соблюдения норм и законов государства,

уважения

к

закону,

формирование

профессионального

достоинства

и

ответственности за свои действия и решения. От этого будут зависеть судьбы

не только потерпевшего, подозреваемого, но и ваша судьба.

Сегодня на занятии мы продолжим развивать умение анализировать,

вырабатывать навыки работы с текстом Уголовно-Процессуального Кодекса

РФ.

Развивать

внимательность,

логическое

мышление,

умение

выделять

главное в тексте, продолжать формировать навыки и умения, применять

знания в жизненных ситуациях при решении практических задач.

II.

Основная часть:

Вступительное слово преподавателя. Актуализация знаний.

Мы говорили с вами о том, что тема «Следственные действия» одна из

наиболее значимых в системе курса Уголовного процесса и непосредственно

связана

с

темой

«Доказательства

и

доказывание

в

уголовном

процессе»,

поскольку при производстве следственных действий обязательно должны быть

учтены

требования,

которые

закон

предъявляет

к

содержанию

источников

доказательств. Данные, полученные не из источников, перечисленных в ч. 2 ст.

74 УПК, недопустимы в качестве доказательств. Это первое.

Второе – «собирание доказательств осуществляется путем производства

следственных и иных процессуальных действий». На предыдущих занятиях мы

выяснили

с

вами,

что

такое

следственные

действия,

сравнили

их

с

процессуальными.

Знание

порядка

производства

следственных

действий

в

одинаковой

степени важно как для следователей, дознавателей, кем в большинстве вы

будете работать, так и для оперативных работников. Следственные действия

являются

основным

способом

собирания

доказательств

и

уже

поэтому

заслуживают пристального внимания. Необоснованное их проведение должно

быть абсолютно исключено.

Давайте вспомним о движении нашего уголовного дела.

ОТВЕТЫ: после принятия заявления о преступлении, его регистрации,

проведения проверки, следователь возбудил уголовное дело. Это была первая

стадия

уголовного

процесса.

После

этого

началось

предварительное

расследование- 2 стадия.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Какие ключевые слова мы запомнили в определении

содержания предварительное расследование?

ОТВЕТЫ: собирание, проверка и оценка доказательств.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Собирание

доказательств,

как

мы

уже

сказали,

осуществляется

путем

производства

следственных

действий.

В

рамках

предварительного расследования, при достаточном количестве доказательств,

следователь будет привлекать лицо в качестве обвиняемого. Обвиняемый будет

выдвигать

свои

версии

в

защиту,

дача

показаний

для

него

право,

а

не

обязанность, он может отказаться от дачи показаний.

Следователь

будет

продолжать

проводить

следственные

действия,

устанавливая

все

обстоятельства, подлежащие доказыванию, завершит расследование уголовного

дела, направит его в суд, который на основе собранных доказательств будет

рассматривать данное уголовное дело и принимать решение о виновности или

невиновности

лица,

совершившего

преступление.

В

этом

значение

данной

темы.

Рефлексия по ранее пройденному материалу учебного курса.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: назовите понятие следственных действий и чем они

отличаются от процессуальных?

ОТВЕТЫ:

это

процессуальные

действия,

при

помощи

которых

обнаруживаются, проверяются и закрепляются доказательства, т.е. действия,

направленные на получение доказательств.

Отличие следственных действий от процессуальных заключается в том

что проведение следственных действий направлено на получение доказательств,

а

процессуальные

действия

(примеры-

вынесение

постановления

о

возбуждении уголовного дела, применение мер пресечения, привлечение лица в

качестве обвиняемого) – на принятие решения.

Следственные действия являются частью процессуальных действий.

Преподаватель вызывает к доске двух обучающихся и ставит им задачу-

распределить

на

две

группы

(следственные

действия

и

процессуальные

действия) записанные заранее преподавателем действия: задержание, обыск,

возбуждение уголовного дела, допрос,

получение объяснения, прекращение

уголовного

дела,

следственный

эксперимент,

назначение

и

производство

экспертизы, приостановление уголовного дела, контроль и запись переговоров,

привлечение лица в качестве обвиняемого, проверочная закупка, очная ставка,

прослушивание телефонных переговоров, заключение под стражу, эксгумация).

В

это

время

с

остальными

обучающимися

повторяются

условия

производства следственных действий и их виды.

Повторение

изученного,

тренинг

понятий,

блиц-опрос

по

изученному материалу по вопросам:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Каковы

условия

производства

следственных

действий?

ОТВЕТЫ:

1)

наличие

возбужденного

уголовного

дела

(обучающие ся

перечисляют исключения- осмотр места происшествия, документов, предметов,

трупа, освидетельствование, назначение экспертизы).

2)

наличие

специального

основания

достаточных

сведений

о

целесообразности проведения данного действия.

3)

производство

следственных

действий

надлежащим

субъектом

(обучающиеся дают определение, приводят примеры- следователь в составе

следственной группы; когда дознаватель выполняет следственное действие по

отдельным

поручением

следователя

(т.е.

при

наличие

соответствующего

оформления).

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: подводит итог обсуждаемому вопросу- нарушение

даже

одного

из

условий

влечет

признание

полученных

таким

образом

доказательств недопустимыми.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Перечислите виды следственных действий.

ОТВЕТЫ:

Осмотр,

Освидетельствование,

Следственный

эксперимент,

Обыск,

Выемка,

Наложение

ареста

на

почтово-телеграфные

отправления,

Контроль и запись переговоров, Получение информации о соединениях между

абонентами

и

(или)

абонентскими

устройствами),

Допрос,

Очная

ставка,

Предъявление для опознания, Проверка показаний на месте, Назначение и

производство экспертизы.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Перечислите

общие

правила

производства

следственных действий:

ОТВЕТЫ:

Первое правило о порядке принятия решения о производстве следственных

действий.

-на

основании

постановления

следователя

(обучающиеся

приводят

примеры-эксгумация, освидетельствование, выемка);

-на основании судебного решения (обучающиеся приводят примеры -

обыск, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и

запись

теле фонных

переговоров,

выемка

п оч т о в о - т е л е г р а ф н о й

корреспонденции,

документов,

содержащих

государственную

тайну

и

информацию о вкладах);

-по

волеизъявлению

следователя

(обучающиеся

приводят

примеры-

допрос, очная ставка, осмотр).

Второе

правило

охраняющее

интересы

участников

следственных

действий, обеспечивающее их безопасность.

-недопустимо проводить в ночное время (с 22часов до 6), кроме случаев,

не терпящих отлагательства;

-недопустимость применения насилия, угроз;

-недопустимость создания опасности для жизни и здоровья участвующих

в действиях лиц.

Третье

правило

устанавливает

порядок

привлечения

и

участию

в

следственных действиях участников уголовного судопроизводства:

а)

понятые

(обучающиеся

приводят

примеры-

осмотр,

эксгумация,

следственный эксперимент, обыск, выемка, опознание, проверка показаний на

месте, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления);

б) защитник;

в) специалист.

Привлекая к участию в следственных действиях участников, следователь

должен: удостовериться в личности; разъяснить права, ответственность.

Четвертое

правило

надлежащий

порядок

оформления

следственных

действий, протоколирование; применение технических средств.

Обсуждение ответов обучающихся у доски. Обсуждение дискуссионного

вопроса об эксгумации.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

как

вы

считаете,

является

ли

эксгумация

следственным действием?

ОТВЕТЫ:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Подведение

итогов

работы

у

доски.

Анализ

допущенных ошибок.

II. Закрепление теоретического материала. Решение практических

задач с обсуждением, оценка и разрешение проблемных ситуаций.

Задача № 1 Решение:

-

Заявление

судебного

медика

о

том,

что

смерть

могла

наступить

от

асфиксии

4-6

часов

назад

в

протокол

осмотра

не

заносится,

т.к.

предположения в протоколе не фиксируются.

-

предположения эксперта ЭКО – не вносятся в протокол.

-

запись понятого о том, что оторван воротник – подлежит занесению в

протокол – описываются в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в

момент осмотра (ст.180 УПК РФ).

Задача№ 2 Решение :

В

соответствии

с

ч.5

ст.165

УПК

в

исключительных

случаях,

когда

производство

осмотра

жилища…..

не

терпит

отлагательства,

указанные

следственные действия могут быть произведены на основании постановления

следователя или дознавателя без получения судебного решения. В этом случае

следователь или дознаватель в течение 24 часов с момента начала производства

следственного

действия

уведомляет

судью

и

прокурора

о

производстве

следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о

производстве следственного действия и протокола следственного действия для

проверки

законности

решения

о

его

производстве.

Получив

указанное

уведомление, судья в срок, предусмотренный ч.2 ст.165- 24 часа, проверяет

законность произведенного следственного действия и выносит постановление о

его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное

следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе

такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со

ст.75 УПК.

Задача № 3 Решение:

На

основании

ч.2

ст.170

УПК понятые

принимают

участие

в

следственных

действиях

по

усмотрению

следователя-

при

производстве

осмотра.

В соответствии с ч.3 ст.170 УПК в труднодоступной местности, при

отсутствии

надлежащих

средств

сообщения,

а

также

в

случаях,

если

производство

следственного

действия

связано

с

опасностью

для

жизни

и

здоровья людей, следственные действия, предусмотренные ч.1 ст.170, могут

производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия

делается соответствующая запись.

Дополнительный теоретический вопрос: Должны ли участвующие в

осмотре лица знать о применении технических средств?

ОТВЕТЫ: В случае производства следственного действия без участия

понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов.

Следователь предупреждает участников о применении технических средств.

Если

в

ходе

следственного

действия

применение

технических

средств

невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

Задача № 4 Решение:

Действия дежурного дежурной части отдела полиции неправомерны. Он

не имел права составлять протокол освидетельствования, так как не является

надлежащим субъектом. Освидетельствование имел право проводить только

следователь, принявший уголовное дело к своему производству. Дежурный мог

право

направить

лицо

на

медицинское

освидетельствование.

Следователь

должен

был

вынести

постановление

об

освидетельствовании.

Это

постановление является обязательным для освидетельствуемого лица.

Данное

освидетельствование

проводится

следователем.

При

необходимости

следователь

привлекает

к

участию

в

производстве

освидетельствования врача (ст. 179 УПК РФ).

Преподаватель

создает

проблемную

ситуацию-

проведение

освидетельствования,

когда

освидетельствуемое

лицо

отказывается

от

участия.

Обучающиеся должны принять решение о применении физической силы

и обосновать его необходимыми ссылками на закон (ст.20 ФЗ «О полиции» от

07.02.2011 № 3-ФЗ, глава 5, ст.19- обязан сообщить лицу, дать время для

выполнения законного требования, п.3 ч.1 ст.20- Сотрудник полиции имеет

право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую

силу,

в

том

числе

боевые

приемы

борьбы,

если

несиловые

способы

не

обеспечивают

выполнения

возложенных

на

полицию

обязанностей,

в

следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или

подразделения

полиции,

в

помещение

муниципального

органа,

в

иное

служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные

правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника

полиции.

Задача № 5 Решение:

В

данной

задаче

речь

вообще

не

идет

об

освидетельствовании,

как

следственном действии, а о медицинском обследовании. Исходя из реальности -

при отказе обследоваться - у следователя не будет основания для возбуждения

уголовного дела.

Если

потерпевший

приходит

с

заявлением,

ей

нужно

разъяснить

необходимость сразу обратиться врачу (для выявления следов спермы- или

факта полового сношения).

Освидетельствование

(ст.

179)

проводится

для

обнаружения

на

теле

следов преступления, т.е. то, что видно наружно. Должно быть проведено в

медицинском учреждении, требуется исследование врачом.

Преподаватель

создает

проблемную

ситуацию-

как

проводить

освидетельствование

связанное

с

обнажением,

если

потерпевшая

«не

возражает» против его проведения следователем-мужчиной.

ОТВЕТЫ:

недопустимо.

УПК

не

предусматривает

такого

«согласия»

потерпевшего.

Преподаватель объясняет, в чем отличие освидетельствования от осмотра-

в возможности применения мер принуждения (постановление обязательно для

лица); отличие от личного обыска- в вероятном изъятии при личном обыске

каких-либо вещей.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Может ли следователь, который имеет медицинское

образование,

определить

степень

тяжести

нанесенных

повреждений? Как

понимают обучающиеся понятие обнажение?

ОТВЕТЫ:

Далее все обучающиеся знакомятся с бланками протокола осмотра места

происшествия.

Преподаватель

объясняет

порядок

заполнения,

демонстрируя

заполненные протоколы.

В

завершении

основной

части

с

целью

проверки

знаний

проводится

юридический диктант по вопросам с проведением самооценки по вариантам.

Ответы записываются в тетрадях для практических работ.

1.

В каком документе фиксируются ход и результаты следственных действий

(в протоколе).

2.

Перечислите

виды

осмотра?-

помещения,

места

происшествия,

транспорта, жилища…

3.

Цели осмотра места происшествия – изучение обстановки преступления,

обнаружение

следов

преступления,

установление

обстоятельств

совершенного преступления.

4.

Для чего проводится освидетельствование – для обнаружения на теле

человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений,

состояния опьянения.

5.

Когда

освидетельствование

проводится

врачом?

(если

связано

с

обнажением лица противоположного пола)

Обучающимся предлагается поменяться тетрадями и провести оценку

ответов своего товарища. Тетради сдаются преподавателю.

III. Заключительная часть

1.

Подведение итогов занятия.

2.

Выставление и комментарий оценок.

3.

Задание на самоподготовку: сделать конспект по допросу и очной

ставке (ст.187-192 УПК), исходя из условий и правил производства этих

следственных действий.

Используемая литература:

1.

Уголовный

процесс:

Учебник

для

учреждений

сред.проф.образования

Н.С. Манова, Ю.В. Францифоров, М., Издательство «Юстиция», 2018.

2.

Уголовный процесс: Учебник /Под ред. В.П. Божьева. – 3-е изд., испр. и

доп. – М.: Изд-во Юрайт, глава 10. 2016.

3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001

№ 174-ФЗ (ред. от 12.11.2018).

ТЕКСТЫ ЗАДАЧ

Задача 1. На месте обнаружения трупа Цветковой, изнасилованной и

убитой

преступниками,

выехали

следователь,

судебно-медицинский

эксперт,

эксперта ЭКО и группа сотрудников уголовно розыска, а также двое понятых.

Судебный медик при осмотре трупа заявил, что судя по трупным пятнам и

иным трупным явлениям, смерть могла наступить от асфиксии 4 - 6 часов назад.

Эксперт

ЭКО

в

ходе

осмотра

обнаруженной

на

месте

происшествия

«дорожки следов», высказал предположение, что один из преступников хромал

на левую ногу.

При составлении протокола один из понятых попросил записать в нем,

что правая часть воротника убитой оторвана.

Все

вышеизложенные

заявления

судебно-медицинского

эксперта

и

эксперта

ЭКО,

а

также

замечания

понятого

были

внесены

следователем

в

протокол осмотра.

Вопрос:

Отвечает

ли

требованиям

уголовно-процессуального

закона

запись в протокол заявлений указанных лиц.

Задача

2. Сизов, Каменев и Хромов на квартире у Седых распивали

спиртные

напитки

со

случайными

девушками,

с

которыми

познакомились

вечером

в

кафе.

В

тот

же

вечер

с

целью

ограбления

указанными

лицами

девушки

были

убиты.

Трое

преступников

оставили

их

трупы

в

квартире,

подожгли ее и после этого покинули город. Соседи, обеспокоенные запахом

дыма, вызвали пожарных и полицию. Огонь был вовремя потушен.

Вопрос:

Требуется

ли

в

данной

ситуации

судебное

решение

для

производства осмотра места происшествия в жилище?

Задача 3. При производстве по уголовному делу возникла необходимость

производства

осмотра

в

труднодоступной

горной

местности.

Следователь

произвел его без участия понятых, но с фиксацией хода и результатов осмотра

не только в протоколе, но и с помощью видеокамеры.

Оцените действия следователя.

Задача

4. Ионов подал заявление в отделение полиции о том, что его

избил Патрускин, причинив ему телесные повреждения - разбил лицо и выбил

два

зуба.

Дежурный

по

отделению

лейтенант

полиции

Митрин

принял

заявление Ионова, а затем составил протокол освидетельствования Ионова, где

отразил факт причинения ему телесных повреждений, подробно описал их и

классифицировал как побои, не повлекшие расстройство здоровья.

Оцените действия лейтенанта полиции Митрина.

Задача 5. По заявлению гражданки Ю. об изнасиловании ее гражданином

З. следователь возбудил уголовное дело. Допросив Ю., следователь предложил

ей явиться на следующий день на освидетельствование. Однако Ю. не явилась.

Следователь направил к Ю. нарочного с повесткой, но потерпевшая отказалась

принять повестку, заявив, что не желает подвергаться освидетельствованию,

которое считает для себя унизительным.

По постановлению следователя Ю. была подвергнута приводу, а затем на

основании

постановления

об

освидетельствовании

-

освидетельствована.

Освидетельствование произвел врач в присутствии двух понятых - женщин.

Следователь

составил

протокол

освидетельствования

под

диктовку

врача.

Протокол

был

подписан

следователем,

врачом

и

понятыми,

причем

в

нем

отмечено, что потерпевшая подверглась осмотру вопреки ее воле и подписать

протокол отказалась.

Оцените правильность действий следователя.

@Александрова Н.В.