Напоминание

"Профориентационная работа с детьми с ОВЗ"

Автор: Панусенко Светлана Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ОГБУ РЦ "Сосновая горка"
Населённый пункт: с.Самара Зиминский р-он Иркутская обл
Наименование материала: статья
Тема: "Профориентационная работа с детьми с ОВЗ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Профориентационная работа с дети с ОВЗ

Мы от рождения умеем делать простые выборы: поиграть или отдохнуть,

подчиниться или взбунтоваться, съесть или выплюнуть, рассмеяться или

заплакать и т.д. Но сложные выборы, например выбор профессии, природа

нас делать не научила. Этому приходится учиться дополнительно.

Важно понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого понимания

сделать выбор профессии. Существует такое мнение, что, выбирая

профессию, человек выбирает себе еще и образ жизни. Знают ли ваши

воспитанники, что всю жизнь, свою судьбу они выстраивают сами? Кто-то

уверен, что знает, ибо мы, взрослые, часто говорим им об этом.

Действительно говорим, но что и как делаем, чтобы каждый день, каждый

миг они воспринимали и переживали как жизненную перспективу, как

сегодняшний ориентир в будущее?

А известны ли вам, профессиональным педагогам, «зарубки», «отметины»

детской жизни наших детей? Умеем ли мы актуализировать эти детские

впечатления и работать с ними? Актуализировать, чтобы помочь школьнику

освободиться от комплексов и страхов, вошедших в подсознание через

переживания тревожных детских впечатлений, или из светлых воспоминаний

черпать силы для настоящих и будущих дел. Деятельность педагога в этом

смысле обретает характер психотерапевтической помощи, требующей

серьезной психологической, педагогической и философской подготовки.

Здесь нельзя идти путем проб и ошибок.

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая

деятельность различных государственных и общественных организаций,

а также семьи, направленная на совершенствование процесса

профессионального и социального самоопределения школьников в интересах

личности и общества.

Общая цель системы профориентационной работы – подготовить

учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как

личные интересы, так и общественные потребности. В систему

профориентации входят следующие основные компоненты: цели и задачи,

основные направления, а также формы и методы профориентационной

работы с учащимися.

В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов

профориентационной работы – это рассказ о профессиях, беседы, экскурсии

на предприятия, приглашение мастера-профессионала в какой-либо области,

конкурсы и т.д.

Ознакомление учащихся с профессиями можно проводить по плану:

1. Общие сведения о профессиях, краткая характеристика профессии, ее

история, основные специальности.

2. Производственное содержание профессии. Место и роль профессии в

научно-техническом прогрессе, ее перспективность.

3. Условия работы и требования профессии к человеку. Санитарно-

гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью, степень

ответственности, влияние профессии на образ работника и его быт,

экономические условия.

4. Система подготовки к профессии. Путь получения профессии, связь

подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе, уровень и объем

знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии.

Предметная цель для школьников – строительство своей дороги жизни.

Можно предложить такие проекты, как: «Дорога жизни, по которой я иду к

судьбе», «Мой путь к карьере», «Дорога, которая ведет к успеху и

счастью». Важное условие: в ней не должно быть наблюдателей. Все

строят свою дорогу, и педагоги тоже.

Работа над проектом «Дорога жизни» начинается, как и всякая иная, с

мотивации.

Для чего это нужно людям, мне? Какой личностный смысл это может иметь?

Зачем я живу? В чем моя миссия на Земле? Каково мое предназначение? На

этапе мотивации очень важен художественный, образный материал:

обращение к произведениям искусства, биографиям выдающихся людей,

родителям.

Мы намеренно выбираем позицию «втайне от других». Каждый наш

воспитанник будет строить свою дорогу жизни и мысленно пойдет по ней.

Для растущего человека очень важно осознание, что ему никто не навязывает

свой жизненный выбор, он делает его сам. Нам же, педагогам, следует

позаботиться о том, чтобы было из чего выбирать.

Для этого сделаем новый шаг по «Дороге жизни». Вместе с ребятами

наполним смыслом ценности, которыми вымостим свою дорогу. Это

ценности, о которых дети узнают от педагога, и те, которые высвечиваются в

коллективной работе, а также ценности, которые путем напряжения

внутренней работы каждый определяет сам. Основные из этих ценностей:

доверие, надежда, благодарность, терпимость, совесть, любовь, семья,

гражданственность, патриотизм и т.д.

С выбором жизненных ценностей всегда связан выбор стиля жизни, стиля

отношений с людьми и с миром. Человек – хозяин, распорядитель своей

биографии. Диалог с прошлым, настоящим и будущим – это та духовная

канва, на которой создаются счастье и благополучие.

Все невзгоды, беды, обиды, неудачи можно расположить по одну

сторону дороги.

Другую сторону можно сделать радостной, солнечной, счастливой.

Интересной и полезной бывает организованная саморефлексия, когда

школьники вспоминают факты и события прожитой жизни с целью ее

анализа с позиции «если бы прошлое можно было изменить, я изменил

бы...», «жизнь сложна уже тем, что в ней не бывает черновиков: все прожитое

– окончательный вариант».

Осталось вымостить дорогу ценностями. И чем больше присвоенных,

принятых ценностей и адекватных личностных смыслов, вносимых в

ценности, тем вернее, интереснее, значимее дорога, ведущая к цели. О цели

жизни, которая бывает недостижима, как горизонт, тоже необходимо думать и

говорить.

Можно проводить профессиональную консультацию учащихся.

Человечество мчится вперед. Обществу нужен профессионал, знающий свое

дело, способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них,

за себя, за других, за страну, умеющий рисковать, искать, творить, создавать. А для

того чтобы стать профессио-

налом, многим молодым людям на стадии выбора профессии нужна помощь. Все

сказанное позволяет сделать вывод об актуальности специальной работы по

программе профессионального самоопределения подрастающего поколения.

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ТИПА

ЛИЧНОСТИ

Назначение и содержание. Психогеометрия как система сложилась в США, ее

автор СтюзенДеллингер - специалист по социально-психологической подготовке

управленческих кадров Предлагаемый вам тест - это попытка построения

отечественной психогеометрии в адаптации А. А. Алексеевой и Л. А. Громовой.

Психогеометрия - уникальная практическая система анализа личности, которая

позволяет:

1) мгновенно определить форму или тип (хотя здесь есть различия) личности

интересующего вас человека и, естественно, вашу собственную форму;

2) дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения

любого человека на обыденном, понятном каждому языке;

3) составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных

ситуациях.

Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85 %!

Инструкция: «Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник,

круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении

которой вы можете сказать: «Это-Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму.

Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой

привлекла вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся

четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под

соответствующими номерами».

Стимульный материал

Обработка и интерпретация результатов. Какую бы фигуру вы не поместили на

первое место, это ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает

возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и

особенности поведения. Остальные четыре фигуры-это своеобразные модуляторы,

которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя

фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет

представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна

фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух

или даже трех форм.

Краткая психологическая характеристика основных форм личности

Квадрат

Если вашей основной формой оказался Квадрат, то вы - неутомимый труженик!

Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем,

прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и

методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей

области. Этому способствует неутолимая потребность в информации. Квадраты -

коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы,

разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию

моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в

своей области.

Мыслительный анализ - сильная сторона Квадрата. Если вы твердо выбрали для

себя Квадрат - фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к

«левополушарным» мыслителям, т.е. к тем, кто перерабатывает данные, говоря

языком информатики, в последовательном формате: а-б-в-г и т.д. Квадраты скорее

«вычисляют» результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно

внимательны к деталям, подробностям.

Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата -

распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и

изменения привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организует

людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся!)

отличными администраторами, исполнителями, но... увы, редко бывают хорошими

распорядителями, менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в

дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишают

Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий

могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать

решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты

вольно или невольно затягивают его принятие.

Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают

Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат

неэффективно действует в аморфной ситуации.

Треугольник

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом

свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника -

способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные,

неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило,

достигают их!

Они, как и их родственники - Квадраты, относятся к линейным формам и в

тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными

глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность

Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредотачиваются на

главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет

мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного (и часто

эффективного) в данных условиях решения проблемы.

Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во

всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не

только за себя, но и, по возможности, задругих делает Треугольника личностью,

постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка

в любом деле - это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает

нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии

решений.Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим

трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть,

поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают

возражений и в большинстве случаев поступят по-своему. Однако они весьма

успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способс-

твует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.

Треугольники - честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является

достижение высшего качества выполняемой работы, то треугольник стремится

достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать

карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник

сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: «А что я буду с этого

иметь?». Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом

«высоком» уровне управления. Они прекрасно умеют представить вышестоящему

руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за

версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут «столкнуть лбами» своих

противников. Главное отрицательное качество «треугольной» формы: сильный

эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не

проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к

своей цели по головам других. Это характерно для «зарвавшихся» Треугольников,

которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех

вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма

личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые

фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем

образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего

положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными,

но объединяет их одно - значимость изменений для определенного

человека.Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или

менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и

неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

Наиболее характерные черты Прямоугольников - непоследовательность и

непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники

могут сильно меняться изо дня вдень и даже в пределах одного дня! Они имеют,

как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые

методы работы, стиля жизни. Если внимательно присмотреться к поведению

Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода

одежду других форм: «треугольную», «круглую» и т.д. Молниеносные, крутые и

непредсказуемые изменения в поведении. Прямоугольники обычно смущают и

настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с

«человеком без стержня». Прямоугольникам общение с другими людьми просто

необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.Тем не

менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные

качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, -

любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и...

смелость! Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали;

задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. В данный период они

открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко

усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная

доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко

манипулировать. «Прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдет!

Круг

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне

заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для

Круга - люди, их благополучие. Круг - самый доброжелательный из пяти форм. Он

чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью,

т.е. стабилизирует группу.

Круги - самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому,

что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой

эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться

на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует

чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кругам.

Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать

притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив и высокопопулярны

среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и

руководители в сфере бизнеса.

Во-первых, Круги, в силу их направленности скорее на людей, чем надело,

слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради

этого иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные

решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный

конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у

Круга возникает оживает и начинает выполнять свое основное назначение -

генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаги никогда не довольствуются

способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в

прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью,

чем действительностью. Мир идей для них также реален, как мир вещей для

остальных. Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и

берут начало такие их черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность.

Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у

него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру!

Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех

вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень

экспрессивны («режут правду в глаза»), что наряду с их эксцентричностью часто

мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они не сильны в проработке

конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком

настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и

интерес к идее).