Автор: Воробьева Вера Александровна
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 22 "Светлячок"
Населённый пункт: Кемеровская область город Мыски
Наименование материала: Разработка
Тема: "Игра как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3
ГЛАВА
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ....................................................................... 7
1.1
Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного
возраста................................................................................................................. 7
1.2
Игра
как
средство
развития
музыкальных
способностей
старших
дошкольников..................................................................................................... 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
РАЗВИТИЮ
М У З Ы К А Л Ь Н Ы Х
С П О С О Б Н О С Т Е Й
Д Е Т Е Й
С Т А Р Ш Е Г О
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ...............................................................24
2.1. Изучение уровня развития музыкальных способностей детей старшего
дошкольного возраста........................................................................................ 24
2.2 Апробация комплекса музыкально-дидактических игр, направленного
на развитие музыкальности старших дошкольников......................................30
2.3 Анализ и выводы по результатам исследования......................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..............45
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................... 47
2
ВВЕДЕНИЕ
Музыка
–
могучее
средство
всестороннего
развития
ребенка,
формирования ее духовного мира. Она расширяет ее кругозор, знакомит с
разнообразными
явлениями,
обогащает
чувствами,
вызывает
радостные
переживания,
способствует
воспитанию
правильного
отношения
к
окружающему миру.
Актуальность
данной
темы
и
приоритетность
идей
гуманизации
в
образовании обращает внимание педагогов на те виды занятий, содержание
которых связано с миром эмоциональных, духовных ценностей человека.
Важное место среди них принадлежит занятиям, связанным с музыкальным
искусством.
Музыкальное
искусство
активно
помогает
решать
задачи
духовного,
нравственно-эстетического
воспитания,
поскольку
оно
всегда
служило
символом
добра,
красоты,
гармонии
человеческих
чувств,
переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет
совершенно особую роль в художественно – эстетическом развитии ребенка.
Известно, что дошкольное детство - период, на протяжении которого
ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера,
а
музыка
–
искусство,
эмоциональное
по
самому
своему
содержанию.
Исследования
Б.
В.
Асафьева,
Л.
С.
Выготского,
Б.
М.
Теплова,
Е.
В.
Назайкинского
и
др.
показали,
что
музыкальное
искусство
представляет
неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального
опыта,
в
нем
кристаллизуется
богатство
интонаций,
выражающих
разнообразные оттенки чувств и переживаний.
Ребенок-дошкольник приобщается к искусству исходя из своих личных
особенностей, своих чувств, своего творчества, эмоционального контакта с
произведением искусства.
Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных
задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений.
Б.
М.
Теплов,
рассматривая
понятие
«способность»,
выделяет
три
основных признака.
3
Во-первых,
под
способностями
разумеются
индивидуально-
психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых,
спо собно стями
называют
не
всякие
во о б щ е
индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к
успешности
выполнения
какой-либо
деятельности
или
многих
деятельностей.
В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и
умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Развитие
музыкальных
способностей
позволяет
дошкольникам
успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и
обеспечивает
осознание
особенностей
музыкального
языка,
что
является
основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей
детей.
Изучение
и
решение
проблемы
развития
основных
музыкальных
способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности
может способствовать решению задач музыкального воспитания в детском
дошкольном учреждении.
В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения
Картавцевой М. Т., которая считает, что музыкальные способности начинают
формироваться в дошкольном возрасте и включают в себя ряд компонентов:
музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный, музыкальную
память
(кратковременную
и
долговременную,
чувство
метроритма,
воображение (воссоздающее и творческое).
Развитие
музыкальных
способностей
–
одна
из
главных
задач
музыкального воспитания детей. Для развития музыкальности используются
разнообразные педагогические методы, которые предполагают убеждение и
систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности.
Чаще всего развитие музыкальных способностей происходит в момент
игровой деятельности детей.
Таким
образом
актуальность
проблемы
на
современном
этапе
определили
цель,
задачи
и
объектно-предметную
область
настоящей
исследовательской работы.
4
Цель
исследования: теоретически
обосновать
и
экспериментально
апробировать
комплекс
игр,
направленных
на
развитие
музыкальных
способностей детей старшего возраста.
Объект:
музыкальные
способности
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Предмет: игра как средство развития музыкальных способностей детей
старшего дошкольного возраста.
Гипотезой
исследования
послужило
предположение
о
том,
что
процесс развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного
возраста, будет более эффективным, если:
-
созданы
условия,
способствующие
развитию
музыкальных
способностей;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе и с
применением игровой деятельности.
Цель потребовала последовательной реализации ряда теоретических и
экспериментальных задач.
1.
Осуществить
теоретический
анализ
научной
литературы
по
проблеме развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного
возраста.
2.
Изучить
уровень
развития
музыкальных
способностей
детей
старшего дошкольного возраста
3.
Апробировать
комплекс
музыкально-дидактических
игр,
направленного на развитие музыкальности старших дошкольников
4.
Обобщить и представить результаты исследования.
Методы и методики исследования:
- методы теоретического анализа научной литературы;
-
диагностическая
методы
исследования:
беседа,
наблюдение,
диагностический лист;
- методы качественного и количественного анализа экспериментальных
данных – статистическая обработка полученных в ходе диагностики данных.
5
Основным
методом
экспериментального
этапа
исследования
стал
констатирующий эксперимент.
Экспериментальная
база
исследования: Муниципальное
бюджетное
дошкольное образовательное учреждение № 22 «Светлячок».
Экспериментальная
выборка. В
эксперименте
приняли
участие
15
детей старшей группы «Кораблик» в возрасте от 5 до 6 лет, из них 7 девочек и
8 мальчиков.
6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
1.1 Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного
возраста
Развитие
музыкальных
способностей
-
одна
из
главных
задач
музыкального
воспитания
детей.
Кардинальным
для
педагогики
является
вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой
врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия
окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным теоретическим
аспектом
проблемы,
от
которого
существенно
зависит
практика
музыкального
воспитания,
является
определение
содержания
понятий
музыкальные
способности,
музыкальность,
музыкальная
одаренность.
От
того,
что
принимается
за
основу
содержания
этих
понятий,
в
большой
степени
зависят
и
направление
педагогических
воздействий,
диагностика
музыкальных способностей и т. д.
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии
и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в настоящее время в
разработке
теоретических,
а,
следовательно,
и
практических
аспектов
проблемы
развития
музыкальных
способностей
существуют
различные
подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий. Б.М.
Теплов
в
своих
работах
дал
глубокий,
всесторонний
анализ
проблемы
развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов,
представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой
взгляд на проблему.
Б.М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности
музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога
7
И.П.
Павлова,
он
признавал
врожденными
свойства
нервной
системы
человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут
формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда
лет после рождения). Врожденные свойства нервной системы Б.М. Теплов
отделяет
от
психических
свойств
человека.
Он
подчеркивает,
что
врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е.
задатки, которые лежат в основе развития способностей.
Способности
Б.М.
Теплов
определяет,
как
индивидуально-
психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности
выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к
наличию
навыков,
умений
или
знаний,
но
могут
объяснить
легкость
и
быстроту их приобретения. Музыкальные способности, необходимые для
успешного
осуществления
музыкальной
деятельности,
объединяются
в
понятие «музыкальность». Музыкальность, как пишет Б.М. Теплов, - это
комплекс
способностей,
требующихся
для
занятий
именно
музыкальной
деятельностью в отличие от всякой другой, но, в то же время связанных с
любым видом музыкальной деятельности.
Кроме
музыкальности,
включающей
в
себя
комплекс
специальных,
именно музыкальных способностей, Б.М. Теплов указывает на наличие у
человека общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности
(но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение,
творческая воля, чувство природы и т. д. Качественное сочетание общих и
специальных
способностей
образует
более
широкое
по
сравнению
с
музыкальностью
понятие
«музыкальная
одаренность».
Б.М.Теплов
подчеркивает,
что
каждый
человек
обладает
своеобразным
сочетанием
способностей
-
общих
и
специальных.
Особенности
психики
человека
предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими.
Поэтому
музыкальность
не
сводится
к
одной
способности:
«Каждая
способность
изменяется,
приобретает
качественно
иной
характер
в
зависимости от наличия и степени развития других способностей» [2, c. 54].
8
У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей,
определяющее
успех
протекания
той
или
иной
деятельности.
«Проблема
музыкальности, - подчеркивает Б.М. Теплов, - это проблема, прежде всего
качественная, а не количественная». У всякого нормального человека есть
некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не
вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том,
какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее
развития.
Таким
образом,
Б.М.
Теплов
признает
врожденными
некоторые
особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности
всегда
являются
результатом
развития.
Способность
по
самому
своему
существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении,
только
в
развитии.
Способности
зависят
от
врожденных
задатков,
но
развиваются в процессе воспитания и обучения.
Музыкальность определяется как комплекс способностей, развиваемых
на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых
для
успешного
ее
осуществления,
выделяют
три
основные
музыкальные
способности,
составляющие
ядро
музыкальности:
ладовое
чувство,
музыкально-слуховые представления и чувство ритма [9]. Раскроем каждую
музыкальную способность более подробно.
Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые
функции
звуков
мелодии,
или,
что-то
же,
чувствовать
эмоциональную
выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать
иначе
эмоциональным,
или
перцептивным,
компонентом
музыкального
слуха.
Ладовое
чувство
образует
неразрывное
единство
с
ощущением
музыкальной
высоты.
Ладовое
чувство
непосредственно
проявляется
в
восприятии
мелодии,
в
узнавании
её,
в
чувствительности
к
точности
интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной
отзывчивости на музыку. В детском возрасте характерным проявлением его
является любовь и интерес к слушанию музыки.
9
Следующей
способностью,
относящейся
к
основным,
является
способность
к
музыкально-слуховому
представлению.
Эту
способность
можно
иначе
назвать
слуховым,
или
репродуктивным,
компонентом
музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по
слуху мелодии, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством
она
лежит
в
основе
гармонического
слуха.
На
более
высоких
ступенях
развития она образует то, что обычно называют «внутренним слухом» [14].
Она
образует
основное
ядро
музыкальной
памяти
и
музыкального
воображения.
Также
одной
из
самых
значимых
является
такая
способность
как
музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно)
переживать
музыку,
чувствовать
эмоциональную
выразительность
музыкального ритма и точно воспроизводить последний. В раннем возрасте
музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки
совершенно
непосредственно
сопровождается
теми
или
другими
двигательными
реакциями,
более
или
менее
точно
передающими
ритм
музыки. Оно лежит в основе всех трех проявлений музыкальности, которые
связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального
движения. Наряду с ладовым чувством, оно образует основу эмоциональной
отзывчивости на музыку.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У
кого-то
уже
на
первом
году
жизни
все
три
основные
способности
проявляются
достаточно
ярко,
развиваются
быстро
и
легко,
что
свидетельствует
о
музыкальности
детей,
у
других
же
способности
обнаруживаются позже, развиваются труднее.
Наиболее
сложно
развиваются
у
детей
музыкально-слуховые
представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее
интонируя,
или
подбирать
ее
по
слуху
на
музыкальном
инструменте.
У
большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам.
10
Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем
слабости или тем более отсутствия способностей
Большое
значение
имеет
то
окружение,
в
котором
растет
ребенок
(особенно
в
первые
годы
жизни).
Раннее
проявление
музыкальных
способностей
наблюдается,
как
правило,
именно
у
детей,
получающих
достаточно богатые музыкальные впечатления.
Однако, чтобы превратиться в способности любые задатки должны
пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей, в
том числе и музыкальных, это развитие начинается с первых дней жизни.
Поскольку
деятельность
регулируется
совокупностью
психических
процессов,
образований
и
состояний,
формирование
способностей
определяется
общим
уровнем
психического
развития
и
является
частью
становления
личности
в
целом,
во
многом
зависящим
от
характера
деятельности.
Если
человек
будет
продолжать
заниматься
теми
видами
деятельности,
которые
стимулируют
развитие
соответствующих
способностей, то этот процесс не прекратится до конца. Способности, как
правило,
развиваются
постепенно.
Развитие
конкретных
способностей
начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов,
т.
е.
заинтересованности
содержанием
какой-либо
области
знаний
или
деятельности.
В
дальнейшем
интересы
переходят
в
склонность
к
определенным
занятиям,
наконец,
в
насущную
потребность
в
соответствующей
деятельности.
Пробудить
потребность
-
это
значит
«завести» механизм формирования способностей.
Лейтес Н. С. отмечает, что, чем сильнее привлекает ребенка какая-
нибудь
деятельность,
тем
больше
он
занимается
ею,
а
это,
несомненно,
способствует
развитию
у
него
нужных
способностей.
В
свою
очередь,
склонность к той или иной деятельности поддерживается успешностью ее
выполнения;
большее
удовлетворение
дает
та
деятельность,
к
которой
ребенок
более
способен.
Итак,
способности
обнаруживаются
в
процессе
овладения
деятельностью,
в
бездействии
же
способности
утрачиваются.
11
Психолог Юркевич В. С., посвятивший много лет работе с одаренными
детьми,
опираясь
на
собственный
опыт,
используя
отечественную
и
зарубежную литературу, указывает, что не любая деятельность развивает
способности,
а
только
та
деятельность,
в
процессе
которой
возникают
положительные
эмоции,
которые
вызывают
собственную
познавательную
потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от
работы.
Есть
радость
от
работы
-
задатки
развиваются,
нет
радости
-
способностей не будет.
Итак, каждая способность в большей или меньшей степени развивается
в различных видах музыкальной деятельности.
Музыкальная
деятельность
–
это
различные
способы,
средства
познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни,
и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее
развитие. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и
общие
способности:
мышление,
эмоции,
творческое
воображение,
укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою
очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.
Таким
образом,
музыкальные
способности
развиваются
в
соответствующих видах музыкальной деятельности. И первая задача педагога
в
процессе
развития
музыкальных
способностей
состоит
в
том,
чтобы
вызвать у дошкольника интерес, а далее и пробудить потребность к занятию
музыкальной деятельностью.
Развитие музыкальных способностей происходит следующим образом:
-
в
области
эмоций
-
от
импульсивных
откликов
на
простейшие
музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным
реакциям;
- в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений
музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию
музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
12
- в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к
более
устойчивым
интересам,
потребностям,
к
первым
проявлениям
музыкального вкуса;
- в области исполнительской деятельности – от действий по показу,
подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в
пении и музыкально – ритмическом движении.
Для более успешного развития музыкальности у детей дошкольного
возраста
в
процессе
музыкального
воспитания
необходимо
решать
следующие задачи:
- воспитывать любовь и интерес к музыке;
- обогащать музыкальные впечатления детей;
- знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать
навыки в области слушания музыки, пения, музыкально – ритмического
движения, игры на музыкальных инструментах;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и
ладовысотный
слух,
чувство
ритма,
формировать
певческий
голос
и
выразительность движений;
-
содействовать
возникновению
и
первоначальному
проявлению
музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о
музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к
музыкальным произведениям;
- развивать творческую активность во всех доступных детям видах
музыкальной деятельности.
Исходя из специфики перечисленных задач в педагогической практике,
используется ряд педагогических методов и приемов, которые определяются
как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные
на развитие музыкальных способностей.
Выделяют
–
наглядный,
словесный
и
практический
методы
с
нарастанием
проблемности:
от
прямого
воздействия
(объяснительно
–
иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и
13
творческие,
создание
поисковых
ситуаций
(показ
вариантов
выполнения
задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск
детьми способов деятельности).
Ветлугина
Н.
А.
описывает
ряд
методов
обучения
для
развития
музыкальных способностей.
1 Ладовысотный слух
Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных
звуков,
движения
мелодии;
ознакомление
с
графическим
изображением
мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений;
пение без сопровождения после настройки в данной тональности.
2 Музыкально ритмическое чувство
Упражнения
в
исполнении
метро-ритмических
заданий
в
процессе
движения;
упражнения
в
определении
различных
ритмических
рисунков;
ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые)
3 Музыкально - творческие способности
Упражнения, по приобретению навыков самостоятельной действий в
музыкальной деятельности; упражнения в самостоятельном придумывании
вариантов
игр,
хороводов,
танцев;
обучение
поисковым
действиям
в
упражнениях по развитию сенсорных способностей; задания на развитие
песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества.
Так
как
игра
основной
вид
деятельности
дошкольника,
то
и
для
развития
музыкальных
способностей
используются
музыкально
–
дидактические игры.
Проведя исследование развития музыкальных способностей у детей
старшего дошкольного возраста, мы планомерно подошли к вопросу влияния
игры на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Так, более подробно рассмотрим игру как средство развития музыкальных
способностей старших дошкольников.
14
1.2 Игра как средство развития музыкальных способностей старших
дошкольников
Огромная
роль
в
изучении
проблемы
детской
музыкальной
игры
принадлежит
научным
исследованиям
А.
В.
Кенеман.
В
1955
году
она
опубликовала результаты своих исследований, в основу которых были взяты
следующие положения:
-
музыкальная
игра
может
быть
одним
из
средств
эффективного
музыкального
развития
детей
при
условии
разработки
системы
игр
и
методики музыкального воспитания и обучения детей в процессе игр;
- восприятие музыки ребенком и его движение в согласованности с
музыкой в процессе игры должны способствовать развитию его музыкальных
способностей.
Музыкальная
игра
исследовалась
А.
В.
Кенеман
как
одно
из
активнейших
средств
для
развития
ладового
и
музыкально-ритмического
чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости
на музыку.
К
музыкальным
играм
А.
В.
Кенеман
предъявляла
следующие
требования:
- музыкальная игра – это художественное музыкальное произведение
для детей в единстве его содержания и формы
- тематика и содержания музыкальных игр должны отражать знакомую
детям окружающую действительность, воспитывать мысли и волю
- основной формой отражения деятельности в игре должен служить
художественный
музыкальный
образ–эмоционально-конкретный,
выраженный в простой, доступной художественно-музыкальной теме.
Актуальность научных работ А. В. Кенеман подтверждается работами
ученых последующих поколений: Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной, М. Л.
Палавандишвили и др. Большую роль игровой деятельности в музыкальном
развитии детей отводит О. П. Радынова (автор программы «Музыкальные
15
шедевры»). К. В. Тарасова (руководитель авторского коллектива программы
«Гармония»)
большое
внимание
уделяет
играм-драматизациям.
Л.
Е.
Щелокова (преподаватель факультета дошкольной педагогики и методики
МИОО)
активно
пропагандирует
среди
молодых
специалистов
систему
музыкальных
игр.
Лучшие
педагоги
используют
музыкальные
игры
как
средство развития музыкальных способностей и творческого начала у детей и
создают
новые
игры.
Р.С.Папкова
систематизировала
и
активно
пропагандировала
среди
слушателей
курсов
повышения
квалификации
музыкальных
руководителей
музыкально-дидактические
игры.
Нельзя
не
отметить заслуги В. А. Петровой (автор программы «Малыш») в разработке
музыкальных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста. И
учёные, и практики отмечают, что музыка в музыкальных играх усиливает
эмоциональную окрашенность переживаний детей. Дошкольники с большим
желанием включаются в передачу музыкально-игровых образов, привыкают
не только слышать, но и слушать музыку, осознанно реагируя на особенности
её формы, жанра, средств музыкальной выразительности.
Рассмотрим классификацию музыкальных игр.
1
Игры
под
инструментальную
музыку
- сюжетные,
несюжетные,
инсценировки.
2 Игры с пением – хороводы, инсценированные, песен, народные игры
с пением.
3 Музыкально-дидактические игры - на развитие звуковысотного слуха,
чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти,
на развитие ладотонального и гармонического слуха.
4 Ритмические игры со словом - на развитие чувства ритма, на развитие
ориентировки в пространстве.
5 Игры спектакли - музыкально-драматические, ритмопластические, на
обрядовой основе, на основе певческих импровизаций.
16
Изучение
научных
источников
позволяет
удостовериться,
что
музыкальные
игры
являются
ценностным
и
активным
средством
музыкального развития детей.
Выявленные
проблемы
в
педагогической
работе
позволяют
понять
значимость двигательной активности в образовательной деятельности и в
дальнейшей работе сделать акцент на применение музыкальных игр для
развития ритмических способностей, слухового внимания, дикции детей.
Одним
из
условий
успешного
решения
задач
является
создание
и
подбор музыкально-дидактического материала, системы игр (ритмические,
коммуникативные,
речевые),
обеспечивающих
развитие
музыкальных
способностей детей в условиях совместной образовательной деятельности:
-
музыкально-дидактические
игры,
такие
как
«Веселые
подружки»
«Теремок», «Три медведя» и другие –игры направлены на развитие чувства
ритма; «Музыкальные птенчики», «Воздушные шары» - игры на закрепление
высоты звука; «Вот так зайцы» - на усвоение характера музыки.
-мультимедийные игры, которые способствуют внедрению инновации в
содержание игровой деятельности, наполняя её «музыкой ритма», «музыкой
слова»,
«музыкой
жеста
и
движения».
Для
разнообразия,
обогащения
содержания
ритмических
игр
могут
быть
использованы
раздаточно
-
дидактическое
оборудование
(ритмические
палочки,
деревянные
ложки,
колокольчики, маракасы, металлофоны);
-
музыкальный
репертуар
и
систематизировала
его
на
электронном
носителе для использования в игровой деятельности, подобрала и оформила
картотеку по артикуляционной гимнастике, фонопедическим упражнениям,
дыхательной гимнастике, логоритмике.
Совершенствуя
систему
педагогической
работы,
необходимо
организовать
совместную
образовательную
деятельность
таким
образом,
чтобы новое ребенком постигалось деятельно и всегда в поле обозрения того,
что
ими
уже
усвоено
на
основе
зрительного,
тактильного
и
17
коммуникативного
игрового
опыта.
Этому
способствует
использование
в
работе подобранная система музыкально-игровой технологии.
Координационно-подвижные игры – это жанр детского фольклора. В
зависимости от цели игры, содержание игрового процесса включает в себя
пропевание,
отстукивание,
прохлапывание,
проговаривание
в
ритме,
тем
самым развивая у детей музыкальный слух и ритмизированную речь (игры
«Барашеньки», «Я на коврике сидел», «Зимушка» и др.).
В системе работы над развитием ритмичности, ритмизированной речи,
выразительностью исполнения мною применяется такая музыкально-игровая
технология,
как подговорки – малый фольклорный жанр. В подговорках в
стихотворной
форме
помогаю
детям
освоить
ритмические
танцевальные
движения.
Например,
при
освоении
детьми
шага
польки
используем
ритмизированный стих (Все девчонки и мальчишки очень рады поплясать,
скок-пробежка,
скок-пробежка,
будем
польку
танцевать),
который
в
непринужденной
игровой
форме
способствует
лучшему
усвоению
и
запоминанию танцевального материала.
Для
развития
сенсорной
основы
музыки
активно
применяю
музыкально-дидактические
игры,
которы е
я вля ют с я
о бу ч а ю щ и м
воздействием на ребенка. В доступной игровой наглядной форме дети лучше
осваивают соотношение звуков по высоте; понимают тембровую окраску
звука, динамику; развивают чувства ритма.
Чтобы
ускорить
процесс
усвоения
ритмической
структуры
музыки
вобразовательную
деятельность
включаю игры
с
ритмом
(ритмические
палочки,
ритмические
карточки,
ритмы
в
стихах).
Ритмизируя
детское
стихотворение, дети палочками отстукивают ритм стихотворения, делают
несложные фигуры из палочек и передают их по кругу, с последующим
ускорением. Работая с карточками, дети наглядно видят ритмическую основу
попевок и из картинок выкладывают ритм на фланелеграфе. Всё это помогает
детям координировать свои движения с движениями товарищей, заставляет
их думать, способствует раскрепощению, избавляет от комплексов. Все игры
18
с
ритмом
теснейшим
образом
связаны
с
моторикой
и
мышечной
активностью.
Нервная
система,
как
и
мускулатура,
поддаётся
развитию,
поэтому ребёнок, владеющий чувством ритма, лучше поёт, танцует и играет.
Игровые
упражнения
применяю
во
всех
видах
музыкальной
деятельности:
слушая
музыкальные
произведения,
использую
метод
образного игрового восприятия и метод двигательного моделирования, т.е.
создается
игровая
ситуация,
в
которой
дети
проявляют
свою
фантазию,
воображение
(например,
слушая
«Марш
деревянных
солдатиков»
П.
И.Чайковского, дети руками по коленкам отстукивают метроритм в 1 и 3
части, а во 2 части сгибая руки маршируют, как солдатики; в произведении Р.
Шумана «Смелый наездник» дети изображают пульсацию скачущей лошади);
в
пении
для
активизации
детей,
использую пластическое
игровое
интонирование – это исполнительское участие рук, корпуса, наклонов головы
при
воссоздании
пульса
музыкального
произведения,
его
темпа,
ритма.
Широко
должны
быть
использованы
образные
танцевально-двигательные
движения: если музыка громкая – размах движений крупный, если музыка
затихает – появляется мелкая амплитуда движений. Таким образом, дети
ощущают
музыку
в
движении,
побуждаю
их
активно
проникать
в
исполнительские возможности.
Музыкальных игр много, одни используются больше, другие меньше.
Подбирая
их,
необходимо
учитывать
возрастные
особенности
детей,
как
можно усложнить содержание игровой деятельности, какое развитие игры
оказывают
на
детей.
И
если
дети
от
музыкально-двигательных
игр,
упражнений получают удовольствие и радость, есть результаты- то цель
формирования чувства ритма, музыкальных способностей успешно решена.
В результате применения музыкальных игр в процессе наблюдения
было выявлено, что у детей слуховое внимание стало более организованнее;
появилась быстрая и четкая реакция; ритм, передаваемый детьми, стал более
точным
(хлопки,
звучащие
жесты,
игра
на
инструментах,
ритмические
палочки,
установилась
связь
между
прошлым
опытом
детей
и
новыми
19
знаниями;
в
доступной
игровой
форме
дети
легче
стали
воспринимать
соотношение звуков по высоте, динамике, ритму.
Информационно-коммуникационные
технологии
помогают
решить
задачи по развитию музыкальных способностей детей:
Во-первых, это дополнительная информация.
Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, при
подборе наглядных пособий.
В-третьих, это способ распространения новых методических идей
(мультимедийные игры)
Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательную
деятельность для дошкольников зрелищной и комфортной.
В музыкальной работе с детьми требуется разнообразный репертуар:
упражнения,
игры,
этюды,
танцы,
сюжетные
пляски.
Среди
всего
этого
материала
коммуникативные
танцы-игры,
пальчиковые
и г р ы ,
артикуляционные упражнения и логоритмика в работе с детьми занимают
особое место.
Коммуникативные танцы–игры помимо музыкальности (чувства ритма,
слухового внимания, крупной моторики) у детей развивается позитивное
самоощущение
(раскрепощенность,
уверенность
в
себе,
эмоциональное
благополучие),
выразительность
невербальных
средств
общения,
инициативность, готовность к общению.
Пальчиковые
игры,
артикуляционные
упражнения
используются
систематически, на каждом занятии. По своей сути эти игры оригинальны и
вызывают
у
детей
особый
интерес
тем,
что
представляют
собой
миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык.
Артикуляционная гимнастика включает в себя несложные статические
и
динамические
упражнения
для
языка
и
губ:
«Улыбка»,
«Хоботок»,
«Заборчик»,
«Кролик»,
«Птенчики»,
«Лопаточка»,
«Иголочка»
и
др.,
ритмичное
исполнение
стихотворного
текста
с
музыка льным
сопровождением.
20
Логоритмика
-
одно
из
звеньев
коррекционной
педагогики.
Она
связывает
воедино
слово
(звук),
музыку
и
движения.
Систематическое
выполнение различных по своему характеру логоритмических упражнений
(утренняя
дыхательно-голосовая
зарядка
с
движением,
упражнения
на
расслабление, пение гласных звуков с движением, ритмические упражнения и
т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных
логоритмических упражнений в организме у детей происходит перестройка
различных
систем,
например,
дыхательной,
речедвигательной,
познавательной и др.
Таким
образом,
в
процессе
музыкально-коррекционной
работы
с
детьми
дошкольного
возраста
наблюдается
повышение
позитивного
отношения
к
окружающему
миру,
к
сверстникам,
к
самому
себе;
инициативности в общении, познавательной активности; ребенок способен
выбрать себе участника по совместной деятельности.
Сегодня
можно
констатировать
сужение
понятия
"здоровье".
Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в
виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической.
А
в
Уставе
Всемирной
организации
здравоохранения:
здоровье
-
это
состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не
только
отсутствие
болезней
и
физических
дефектов.
Таким
образом,
становится
ясно,
что
использование здоровьесберегающих
технологий
в
работе
музыкального
руководителя
выступает
как
необходимое
условие
полноценного развития детей. В соответствии с этим одной из приоритетных
задач
педагогической
деятельности
музыкального
руководителя
является
сохранение и укрепление здоровья детей во взаимодействии трех факторов:
физического, психического и социального.
Вокалотерапия, фонопедические упражнения – одно из эффективных
средств здоровьесберегающей технологии.
Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса -
хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств.
21
Звук
«А-А-А»
-
стимулирует
работу
легких,
трахеи,
гортани,
оздоравливает
руки
и
ноги.
Звук
«И-И-И»
-
активизирует
деятельность
щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и
слух.
Звук «У-У-У» - усиливает функцию дыхательных центров мозга и
центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов
слуха,
Звук
«М-М-М»
-
с
закрытым
ртом
снимает
психическую
утомляемость,
улучшает
память
и
сообразительность.
Использую
такие
пропевания в музыкальной образовательной деятельности как сигнал перед
изменением
вида
деятельности,
это
способствует
сосредоточенности
внимания.
В своей работе с детьми возможно использование фонопедических
упражнений
В.
Емельянова,
в
которые
входят
голосовые
игры.
Фонопедические
игры
–
это
выработка
качественных,
полноценных
движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению
фонем.
На первых порах для детей это забава, но позднее – более серьезная
работа. Эти упражнения не только развивают певческий голос (укрепляют
горло,
снимают
зажатость
голосового
аппарата),
но
и
способствуют
его
охране, укрепляют здоровье ребенка.
Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации
движений
возмодно
использование психогимнастики
Чистякова
М.
И.
Упражнения
сопровождаются
текстом,
музыкой,
помогая
детям
лучше
представить
тот
или
иной
образ
и
войти
в
него,
тем
самым
создается
положительный
эмоциональный
настрой,
устраняется
замкнутость,
снимается усталость. Психогимнастический этюд можно проводить 1-2 раза в
неделю, начиная со среднего возраста по 3 мин, в зависимости от содержания
занятия.
22
Повышение эмоционального и выразительного песенного исполнения
детей
позволяет
сделать
выводы
о
благоприятном
в л и я н и и
здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания.
Музыкальные
занятия
в
детском
саду
–
это
основная
форма
организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных
занятий должен участвовать музыкальный руководитель с воспитателем. Эти
занятия могут начинаться в группе, где происходит что-то интересное для
детей.
Например,
дети
обнаружили,
что
пропали
некоторые
игрушки,
и
отправляются
их
искать.
Они
приходят
в
зал…
и
начинается
игровое
музыкальное занятие. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к
музыкальной деятельности.
На
музыкальных
занятиях
развиваются,
совершенствуются
и
закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного
произношения
слов.
Эмоциональная
основа
музыкальных
занятий
способствует
более
качественному
усвоению
различных
навыков.
Воспитатель,
присутствуя
на
таких
занятиях,
обогащает
методику
своей
работы по развитию речи детей и приближает её к методике музыкального
руководителя.
23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ
2.1. Изучение уровня развития музыкальных способностей детей
старшего дошкольного возраста
Экспериментальной
базой
исследования
послужило
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 22 «Светлячок». В
эксперименте приняли участие 15 детей старшей группы «Кораблик» (список
детей, принявших участие в эксперименте отразим в приложении А).
Диагностика музыкальных способностей ребенка должна основываться
не столько на их однократной оценке, сколько на выявлении их изменений по
сравнению с прошлым и соответственно готовности к совершенствованию в
будущем.
Предметом обследования для нас стало музыкальное развитие детей в
целом, которое включает в себя:
а) развитие музыкальных способностей;
б) оценку знаний, умений и навыков в области восприятия музыки и
исполнительской музыкальной деятельности;
в) развитие творческих способностей.
Объектом исследования стали дети старшего дошкольного возраста.
Обоснованность
и
достоверность
результатов
проведенной
диагностики
до стигало сь
путем
применения
инструментальных
п од ход о в ,
соответствующих
целям
и
задачам
исследования.
Из
всей
современной
методической литературы по музыкальному воспитанию детей мы выбрали
удобную для себя форму и способы фиксации диагностических результатов.
Они
подходят
нам
тем,
что
они
оперативны
и
легки
в
использовании,
24
учитывают
наши
индивидуальные
особенности
и
профессиональные
возможности.
Для выявления уровней музыкального развития детей мы составили
диагностические
карты
(бланк
диагностической
карты
представлен
в
приложении
Б)
и
разработали
диагностические
задания
–
по
одному
на
каждый
показатель
музыкального
развития
(диагностические
задания
представлены
в
приложении
В).
Выполнение
детьми
диагностических
заданий оцениваем по трехбалльной системе, опираясь на критерии качества
освоения ребенком той или иной способности, то есть:
-
высокий уровень – 3 балла;
-
средний уровень – 2 балла;
-
низкий уровень – 1 балл.
Для фиксации результатов наблюдения используем таблицу. Поскольку
в диагностике не один, а несколько разделов, мы решили сделать таблицу
разделенную на разделы:
1.
Диагностика музыкальных способностей
2.
Диагностика обученности детей
3.
Диагностика творческих способностей
Все результаты по выполнению заданий заносим в сводную таблицу,
суммируем и выводим уровень развития.
Исходя из результатов диагностики делаем выводы, как развивается
каждый
ребенок,
на
кого
направить
особое
внимание.
Если
у
ребенка
заметны успехи, то их надо развивать до полного их раскрытия. Если же
наоборот,
ребенок
в
чем
–
то
затрудняется
–
помочь
ему,
подобрав
правильные методы и приемы по развитию его способностей.
Организация диагностической процедуры:
- во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию
развития
ребенка,
уточнить
условия,
в
которых
существует
ребенок,
его
индивидуальные особенности;
25
- во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка
обстановке.
Педагогу
важно
быть
доброжелательным
в
общении
с
дошкольником,
помогать
ему
сориентироваться
в
заданиях
посредством
простых и понятных вопросов.
Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не
поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать
наглядный материал.
Наличие
такой
диагностики
позволит
музыкальным
руководителям
организовать целостный педагогический процесс в детском саду, в котором
будут
созданы
педагогические
условия,
позволяющие
каждому
ребенку
максимально самопроявиться, раскрыться, а значит развиться в разных видах
детской музыкальной деятельности и общении.
Результаты полученные в ходе исследования обобщим и занесем в
таблицы.
Таблица 1 - Уровень развития музыкальных способностей детей.
№ п/п
ФИО
Уровень развития
музыкальных
способностей
1
Саша А.
низкий
2
Жасмин А.
средний
3
Сережа Б.
высокий
4
Аня Д.
средний
5
Павел Е.
низкий
6
Оля К.
низкий
7
Наталья Л.
средний
8
Оля О.
низкий
9
Тихон П.
высокий
10
Степан П.
низкий
11
Таня Р.
средний
12
Матвей С.
низкий
26
окончание таблицы 1
№ п/п
ФИО
Уровень развития
музыкальных
способностей
13
Оля Т.
средний
14
Сережа Т.
низкий
15
Таня У.
высокий
Результаты
диагностики развития
музыкальных
способностей
детей
были представлены графически (см. рис. 1 на стр. 15)
Рисунок 1 – Результаты диагностики уровня музыкальных способностей
детей
Таким образом нами выявлено что у большинства детей (7 человек),
что составляет 46,7 % низкий уровень музыкальных способностей – это
выражено в том, что ребята не могут определить уровень развития ладового
чувства, выявить уровень развития музыкально-слуховых представлений и
выявить уровень развития чувства ритма, у оставшихся детей средний и
высокий
уровень,
а
именно
у
5
человек,
что
составляет
33,3%
средний
уровень музыкальных способностей, а у 3 ребят, что составляет 20% высокий
уровень развития.
27
Таблица 2 - Оценка знаний, умений и навыков в области восприятия
музыки и исполнительской музыкальной деятельности детей.
№ п/п
ФИО
Уровень знаний, умений и
навыков в области восприятия
музыки и исполнительской
музыкальной деятельности детей
1
Саша А.
средний
2
Жасмин А.
низкий
3
Сережа С.
средний
4
Аня Д.
низкий
5
Павел Е.
низкий
6
Оля К.
низкий
7
Настя Л.
высокий
8
Оля О.
низкий
9
Тихон П.
средний
10
Степан П.
низкий
11
Таня Р.
низкий
12
Матвей С.
низкий
13
Оля Т.
средний
14
Сережа Т.
низкий
15
Таня У.
средний
Результаты диагностики оценки знаний, умений и навыков в области
восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности детей (см.
рис. 2 на стр. 16)
Рисунок 2 – Результаты оценки знаний, умений и навыков в области
восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности детей
28
Таким образом нами выявлено что у большинства детей (9 человек),
что составляет 60 % низкий уровень знаний, умений и навыков в области
восприятия
музыки
и
исполнительской
музыкальной
деятельности,
у
5
человек, что составляет 33,3% средний уровень знаний, умений и навыков в
области восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности, а
у 1 ребенка, что составляет 6,7% высокий уровень.
Таблица 3 – Уровень развития творческих способностей.
№ п/п
ФИО
Уровень развития творческих
способностей
1
Саша А.
высокий
2
Жасмин А.
низкий
3
Сережа С.
низкий
4
Аня Д.
низкий
5
Павел Е.
средний
6
Оля К.
низкий
7
Настя Л.
высокий
8
Оля О.
средний
9
Тихон П.
низкий
10
Степан П.
низкий
11
Таня Р.
низкий
12
Матвей С.
низкий
13
Оля Т.
средний
14
Сережа Т.
низкий
15
Таня У.
высокий
Результаты диагностики развития творческих способностей детей были
представлены графически (см. рис. 3 на стр. 18)
29
Рисунок 3 – Результаты диагностики уровня развития творческих
способностей
Таким образом нами выявлено что у большинства детей (9 человек),
что составляет 60 % низкий уровень развития творческих способностей, у 3
человек,
что
составляет
20%
средний
уровень
развития
творческих
способностей, а у 3 детей, что составляет 20% высокий уровень развития
творческих способностей.
Итак, в результате исследования ребята показали плохой результат. У
большинства детей низкий уровень развития музыкальных способностей.
Для того чтобы стабилизировать ситуацию и повысить уровень музыкальных
способностей нами разработаны и проведено мероприятие в игровой форме
направленное на развитие музыкальных способностей.
2.2 Апробация комплекса музыкально-дидактических игр,
направленного на развитие музыкальности старших дошкольников
Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-
дидактических игр
Цель:
Совершенствовать
профессиональное
мастерство
педагогов
в
вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
30
1.
Познакомить
участников
с
основными
музыкальными
способностями,
составляющими
ядро
музыкальности:
ладовым
чувством,
музыкально-слуховыми представлениями и чувством ритма.
2.
Совершенствовать
приемы
проведения
м у з ы ка л ь н о -
дидактических
игр
и
последующего
применения
в
практической
деятельности.
3.
Развивать коммуникативные качества, навыки сотрудничества в
коллективной деятельности.
Оборудование:
магнитофон;
аудиозаписи
подвижных
игр:
«Сороконожка»,
«У
оленя
дом
большой»;
музыкально-дидактическое пособие «Телевизор»;
3 куклы - матрешки;
2 куклы - марионетки (курица, цыпленок);
музыкально-дидактическое пособие «Ромашка»;
кукла «с живой рукой» Гном;
плоскостные
ромашки
с
серединами
трех
цветов
(красный,
желтый, синий);
три коробки разных цветов (красный, желтый, синий);
нетрадиционные
музыкальные
инструменты
(колпачки,
погремушки, карандаши);
ободок для музыкально-дидактической игры «Сороконожка»;
мягкая игрушка «Заяц»;
плоскостная ромашка для проведения рефлексии.
Ход мероприятия.
Педагог приглашает участников мастер – класса.
-Добрый день, уважаемые коллеги!
Вашему
вниманию
предлагается
мастер-класс
на
тему
«Развитие
музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».
31
Развитие
музыкальных
способностей
—
одна
из
главных
задач
музыкального воспитания детей.
Музыкальные
спо собно сти,
необходимые
для
у с пе шно го
осуществления
музыкальной
деятельности,
объединяются
в
понятие
«музыкальность».
Можно
выделить
три
основные
музыкальные
способности,
составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления и чувство ритма.
Взаимосвязь
методов
и
приемов
музыкального
воспитания
прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр.
Овладение игровыми приемами работы значительно сокращает время
обучения
и
одновременно
решает
задачи,
направленные
на
развитие
основных
музыкальных
способностей.
Именно
поэтому,
сегодня
мне
бы
хотелось посвятить свой мастер-класс этой проблеме.
Игровые приемы могут использоваться во всех видах музыкальной
деятельности: восприятии, исполнительстве и творчестве.
В процессе восприятия музыкальных произведений можно предложить
детям узнать знакомую музыкальную пьесу, охарактеризовать её, назвать
композитора. А можно и по-другому: педагог внесет на музыкальное занятие
макет телевизора и скажет: «Мой волшебный телевизор сломался. В нем на
экране
появляется
не
то,
что
звучит.
Вот
посмотрите:
Звучит
пьеса
«Лошадка»,
а
на
экране
–
изображение
петуха.
Помогите
мне
наладить
телевизор!»
Дети
с
удовольствием
прослушают
предложенные
произведения
и
подберут к ним картинки, соответствующие содержанию. А, если работа
проводится
со
старшими
дошкольниками,
то
они
смогут
подобрать
и
портреты композиторов. Подобные игры способствуют развитию у детей
ладового чувства.
32
Для
развития
у
детей
звуковысотного
слуха
в
процессе
слушания
можно использовать игру «Сколько нас поет?». Педагог вносит на занятие
трех матрешек, ставит их на стол и говорит:
Вот матрешки непростые,
Вот матрешки озорные,
Не хотят в шкафу сидеть,
А хотят они вам спеть.
(напевает)
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
Отставляет одну матрешку в сторону и говорит от её имени.
А теперь я одна спою! (напевает) Одна пою.
А
теперь
мы
вдвоем
споем!
(Подставляет
вторую
матрешку,
напевает, проигрывает два звука) Вдвоем поем.
Подставляет третью матрешку. Действует аналогично.
Втроем поем.
А теперь отгадайте,
Сколько нас поет, узнайте!»
Проигрывает поочередно в разной последовательности один, два и
три звука в аккорде или арпеджио.
Для
проведения
подобной
игры
вместо
фортепиано
можно
использовать
детские
музыкальные
инструменты:
аккордеон,
триолу,
синтезатор.
Для
развития
навыка
различения
высоких
и
низких
звуков
можно
провести с детьми игру «Курица и цыплята». Педагог вносит на занятие
кукол-марионеток (курицу и цыпленка), говорит от имени персонажей:
Курица:
Я
пою
всегда
низко
«ко-ко-ко»
(проигрывает
«до»
первой
октавы).
33
Цыпленок:
Я
пою
высоко
«пи-пи-пи»
(проигрывает
«до»
второй
октавы).
А давайте поиграем, кто сейчас поет, узнаем!
Проигрывает
высокий
или
низкий
звук.
При
правильном
ответе
персонажи машут крыльями и хвалят участников.
В этой игре тоже можно прибегнуть к помощи детских музыкальных
инструментов: аккордеона, триолы, синтезатора.
Даже
при
исполнении
песен
можно
использовать
различные
музыкально-дидактические игры, например, такую, как «Ромашка». Педагог
вносит цветок, сообщает о том, что эта ромашка – волшебная, она загадала
песни, которые нужно исполнить. Дети, вызванные по желанию, отрывают
лепестки, на изнаночной стороне рассматривают картинки, узнают знакомую
песню
и
исполняют
её
коллективно.
Можно
исполнить
песни
под
фортепианное сопровождение, а можно под фонограмму. Давайте побудем в
роли детей, выберите понравившийся лепесток.
Участники по желанию отрывают по одному лепестку, исполняют
знакомые песни.
Молодцы! Замечательно пели! Все заслужили в награду по вот такой
замечательной ромашке!
Педагог проносит поднос, на котором лежат плоскостные цветы с
серединой разного цвета, участники выбирают понравившуюся ромашку.
Если поставить перед собой задачу по развитию у детей чувства ритма,
то можно предложить детям повторить за педагогом ритмические рисунки с
помощью хлопков, притопов, а можно все обыграть:
К детям в гости приходит Гном.
Надевает куклу «с живой рукой».
Гном: «Тили-тили-тили бом!
К вам пришел веселый Гном.
Будем весело играть,
Будем ножками стучать.
34
Раз, два, три!(топает)
А ну-ка, повтори!(участники повторяют)
А если так?
А вот так?
День какой у нас хороший,
Будем хлопать мы в ладоши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!(хлопает)
А ну-ка, повтори! (участники повторяют)
А если так?
А вот так?
Молодцы!
Для
развития
чувства
ритма
можно
использовать
музыкально-
дидактические игры с детскими музыкальными инструментами. А сейчас
посмотрите на свои ромашки, вы обратили внимание на то, что у них разные
середины? Тех, у кого красные середины, попрошу взять два карандаша из
красной коробки. Тех, у кого – желтые, попрошу взять по два колпачка из
желтой коробки. А тех, у кого – синие, соответственно возьмут по одной
погремушки из синейкоробки.
Гном: Нам всем некогда скучать,
Будем с инструментами играть.
Показывает барабан.
Гном: Бум-бум, барабан.
Что за шум и тара-рам?
Бум-бум, барабан.
Просыпайтесь по утрам!
А теперь вместе со мной отбивайте ритм этой песенки.
Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Педагоги первой
группы с помощью карандашей отбивают ритмический рисунок.
Гном: Погремушки у ребят
Очень весело гремят. (2 раза)
35
А теперь вторая группа вместе со мной отбивайте ритм этой песенки.
Гном
повторяет
песню,
подыгрывает
на
фортепиано.
Педагоги
второй группы с помощью погремушек отмечают ритмический рисунок.
Гном: Тук, тук, туки ток,
Застучал мой каблучок…
Тук, тук, тук, туки,
Застучали каблуки…
А теперь вместе со мной поиграет третья группа!
Гном
повторяет
песню,
подыгрывает
на
фортепиано.
Педагоги
третьей группы с помощью колпачков отмечают ритмический рисунок.
Очень
много
подвижных
игр
предложено
авторами
Екатериной
и
Сергеем Железновыми. Все эти игры направлены на координацию движений
со
словами,
что
тоже
способствует
развитию
чувства
ритма.
Вашему
вниманию предлагаю игру «Сороконожка».
Позабавимся немножко
Станем все сороконожкой.
Предлагает желающим присоединиться к игре. Надевает ободок с
усиками,
включает
аудиозапись
С.
и
Е.
Железновых
«Сороконожка».
Участники мастер-класса выполняют движения в соответствии с текстом
игры.
Очень нравится детям игра «Дом оленя».
Предлагаю вам встать в круг. Педагог вносит зайца.
Заяц: Ой, беда, беда, за мною гонится охотник! Спасите, помогите!
Педагог, а в дальнейшем, и сами дети, предлагают спрятаться в доме у
оленя.
Включает
фонограмму.
Участники
выполняют
движения
в
соответствии с текстом песни.
Эта игра способствует развитию умения детей слышать изменения в
темпе музыки, умения соотносить движения со словами.
36
Сегодня вы познакомились с игровыми приемами в работе с детьми.
Мне
бы
хотелось
узнать
ваше
мнение
об
эффективности
использования
музыкально- дидактических игр в практической деятельности.
Педагог раскладывает внутри круга лепестки ромашки и предлагает
участникам
встать
напротив
того
лепестка,
высказывание
которого
соответствует их мнению
В конце нашей встречи мне бы хотелось прочитать стихотворение:
Играют дети во врачей,
В учителей и циркачей.
Играть они весь день готовы,
И будет так до самой школы.
Хотите к детству прикоснуться
И в мир чудесный окунуться?
Хотите детям ближе стать,
Хотите лучше их понять?
Тогда, детей не наставляйте,
А просто с ними поиграйте!
Спасибо за внимание!
2.3 Анализ результатов исследования
После
мероприятия
проведем
контрольный
этап
эксперимента
полученные данные занесем в таблицу.
Таблица 4 – Контрольная оценка уровня
развития музыкальных способностей
детей.
№ п/п
ФИО
Уровень развития
музыкальных
способностей
1
Саша А.
средний
2
Жасмин А.
высокий
3
Сережа Б.
высокий
37
окончание таблицы 4
№ п/п
ФИО
Уровень развития
музыкальных
способностей
4
Аня Д.
высокий
5
Павел Е.
средний
6
Оля К.
низкий
7
Наташа Л.
высокий
8
Оля О.
низкий
9
Тихон П.
высокий
10
Степа Т.
средний
11
Таня Р.
высокий
12
Матвей С.
низкий
13
Оля Т.
высокий
14
Сережа Т.
средний
15
Таня У.
высокий
Результаты
контрольной
диагностики развития
музыкальных
способностей детей были представлены графически (см. рис. 4 на стр. 19)
Рисунок 4 –Результаты контрольной диагностики уровня музыкальных
способностей детей
Таким образом нами выявлено что у 3 детей, что составляет 20%
сохранился
низкий
уровень,
у
4
человек,
что
составляет
26,7%
средний
уровень
музыкальных
способностей,
а
у
8
ребят,
что
составляет
53,3%
высокий уровень развития.
38
Таблица 5 – Контрольная оценка знаний, умений и навыков в области
восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности детей.
№ п/п
ФИО
Уровень знаний, умений и
навыков в области восприятия
музыки и исполнительской
музыкальной деятельности детей
1
Саша А
высокий
2
Жасмин А.
средний
3
Сережа Б.
высокий
4
Аня Д.
средний
5
Павел Е.
средний
6
Оля К.
низкий
7
Наташа Л.
высокий
8
Оля О.
средний
9
Тихон П.
высокий
10
Степан П.
средний
11
Таня Р.
средний
12
Матвей С.
низкий
13
Оля Т.
высокий
14
Сережа Т.
средний
15
Таня У.
высокий
Результаты контрольной диагностики оценки знаний, умений и навыков
в области восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности
детей (см. рис. 5 на стр. 20)
Рисунок 5 – Результаты контрольной оценки знаний, умений и навыков в
области восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности
детей
39
Таким образом нами выявлено что у 2 детей, что составляет 13,3 %
низкий уровень знаний, умений и навыков в области восприятия музыки и
исполнительской музыкальной деятельности, у 7 человек, что составляет
46,7% средний уровень знаний, умений и навыков в области восприятия
музыки
и
исполнительской
музыкальной
деятельности,
а
у
6
детей,
что
составляет 40% высокий уровень.
Таблица
6
–
Контрольная
оценка
уровня
развития
творческих
способностей.
№ п/п
ФИО
Уровень знаний, умений и
навыков в области восприятия
музыки и исполнительской
музыкальной деятельности детей
1
Саша А.
высокий
2
Жасмин А.
средний
3
Сережа Б.
низкий
4
Аня Д.
средний
5
Павел Е.
высокий
6
Оля К.
средний
7
Наташа Л.
высокий
8
Оля О.
высокий
9
Тихон П.
средний
10
Степан П.
средний
11
Таня Р.
средний
12
Матвей С.
низкий
13
Оля Т.
высокий
14
Сережа Т.
средний
15
Таня У.
высокий
Результаты
контрольной
диагно стики развития
творческих
способностей детей были представлены графически (см. рис. 6 на стр. 22)
40
Рисунок 6 – Результаты контрольной диагностики уровня развития
творческих способностей
Таким образом нами выявлено что у 2 человек, что составляет 13,3 %
низкий
уровень
развития
творческих
способностей,
у
7
человек,
что
составляет 46,7% средний уровень развития творческих способностей, а у 6
детей,
что
составляет
40%
высокий
уровень
развития
творческих
способностей.
Итак, проведя контрольный этап нашего исследования нами выявлено,
что
мероприятие,
проведенное
в
виде
игры
направленное
на
развитие
музыкальных способностей старших дошкольников, повлияло на результат
контрольного исследования. Так большая часть детей уже имеет высокий и
средний уровень музыкальных способностей. Но в тоже время остались дети
с низким уровнем, что свидетельствует о том, что работу с детьми нужно
продолжать. Так как уровень музыкальных способностей значительно возрос,
рекомендуем выполнять данную работу именно в форме игры.
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие
музыкальных
способностей
-
одна
из
главных
задач
музыкального
воспитания
детей.
Кардинальным
для
педагогики
является
вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой
врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия
окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным теоретическим
аспектом
проблемы,
от
которого
существенно
зависит
практика
музыкального
воспитания,
является
определение
содержания
понятий
музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность.
Анализ
литературы
по
проблеме
особенностей
музыкального
воспитания
детей
старшего
дошкольного
возраста
позволил
выявить
специфические
возрастные
особенности
развития
музыкальных
способностей.
В возрасте от 5 до 7 лет ребёнок в игре начинает уже подражать
деятельности
взрослых,
а
игрушки
служат
ему
символами,
помогают
развивать
сюжеты
игр,
способствуют
формированию
начал
отвлеченного
мышления. В этом возрасте необходимы игры для ребенка со сверстниками
на темы, близкие их опыту и отражающие события общественной жизни.
Игры в это время служат средством формирования социального сознания
ребёнка, объединяют детей в коллектив, познания мира и его преобразования,
при
этом
создаются
условия
для
всех
видов
самостоятельной
детской
деятельности.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих
мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни
детей, средство всестороннего развития. В процессе игры дети познают себя,
окружающий
мир,
у
них
формируются
основные
понятия
человеческих
взаимоотношений.
42
Игра
постоянно
привлекательна
для
ребенка,
позволяет
ему
осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те
качества,
которые
не
были
раньше
заметны
ни
ему,
ни
окружающим,
открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех
или иных навыков.
Экспериментальной
базой
исследования
послужило
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому
направлению
развития
№
12
«Малыш».
В
эксперименте
приняли
участие
15
детей
старшей
группы
«Смешарики»
(список детей, принявших участие в эксперименте отразим в приложении А).
Предметом обследования для нас стало музыкальное развитие детей в
целом, которое включает в себя:
а) развитие музыкальных способностей;
б) оценку знаний, умений и навыков в области восприятия музыки и
исполнительской музыкальной деятельности;
в) развитие творческих способностей.
На
констатирующем
этапе
эксперимента
нами
выявлено,
что
в
результате исследования ребята показали плохой результат. У большинства
детей низкий уровень развития музыкальных способностей. Для того чтобы
стабилизировать ситуацию и повысить уровень музыкальных способностей
нами разработаны и проведено мероприятие в игровой форме направленное
на развитие музыкальных способностей.
Проведя контрольный этап нашего исследования нами выявлено, что
мероприятие,
проведенное
в
виде
игры
направленное
на
развитие
музыкальных способностей старших дошкольников, повлияло на результат
контрольного исследования. Так большая часть детей уже имеет высокий и
средний уровень музыкальных способностей. Но в тоже время остались дети
с низким уровнем, что свидетельствует о том, что работу с детьми нужно
43
продолжать. Так как уровень музыкальных способностей значительно возрос,
рекомендуем выполнять данную работу именно в форме игры.
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абдуллин
Э.Б.
Теория
и
практика
музыкального
обучения
в
общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. М.: 2013.
-112 с.
2.
Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе /
О.А. Апраксина. М.: 2013. - 224 с.
3.
Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в
детском саду: учеб. пособие для студ-ов пед ин-тов. М.: Просвещение, 2013.
255 с.
4.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
М.: Просвещение, 2014. 325 с.
5.
Деркунская
В.А.
Детство
с
музыкой.
С оврем ен н ы е
педагогические
технологии
музыкального
воспитания
и
развития
детей
раннего и дошкольного возраста. С-Пб.: Детство - Пресс, 2010. 650 с.
6.
Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под
ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 2013. 304 с.
7.
Кононова
Н.Г.
Музыкально
-
дидактические
игры
для
дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. М.: Просвещение, 2012.
96 с.
8.
Комиссарова
Л.Н.
Наглядные
средства
в
музыкальном
воспитании дошкольников: пособие для воспитателей и муз. руководителей
дет. садов. М. Просвещение, 2016. 144 с.
9.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика,
2011. 87 с.
10.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Изд.
Группа «Евразия», 2015. - 430 с.
11.
Никитин Б.П. Развивающие игры. М.: Педагогика, 2013. 24 с.
12.
Оуэн М. Теория игр. М.: Просвещение 2011. 94 с.
13.
Роот,
З.Я.
Музыкально-дидактические
игры
для
детей
дошкольного возраста: пособие для музыкальных руководителей / З.Я. Роот. -
М.: Айрис-Пресс, 2014. - 64с.
45
14.
Савенков
А.И.
Конкурс
интеллектуалов
для
старших
дошкольников // Детское творчество. 2014. с. 12-14.
15.
Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. М.: Педагогика. 2011. 34
с.
16.
Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат, 2015. 102 с.
17.
Турченко
В.И.
Педагогические
условия
и
средства
развития
предпосылок самостоятельной сюжетно-ролевой игры у детей третьего года
жизни: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2015. 18 с.
18.
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная
педагогика и психология» / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М.:
Просвещение, 2013. 56 с.
19.
Флерина
Е.А.
Эстетическое
воспитание
дошкольника.
М.:
Издательство Академии педагогических наук РСФСР. 2011. 333 с.
20.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 2011. 234 с.
46
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Список детей, принявших участие в эксперименте
№ п/п
ФИО
Возраст
1
Саша А.
6 лет
2
Жасмин А.
5 лет
3
Сережа Б.
5 лет
4
Аня Д.
6 лет
5
Павел Е.
5 лет
6
Оля К.
5 лет
7
Наташа Л.
5 лет
8
Оля О.
6 лет
9
Тихон П.
5 лет
10
Степан П.
6 лет
11
Таня Р.
5 лет
12
Матвей С.
5 лет
13
Оля Т.
5 лет
14
Сережа Т.
6 лет
15
Таня У.
6 лет
47
Приложение Б
Диагностическая карта №1
по определению уровня музыкальных способностей детей
старшей группы.
Основные показатели
музыкального
развития ребенка
Задания
Предполагаемые действия
детей
Уровни
1.Ладовое чувство:
определяет
законченность мелодии
на тонике.
№1
Чувствует законченность
мелодии на тонике.
Не уверенно определяет
законченность мелодии на
тонике.
Не определяет
законченность мелодии на
тонике.
Высокий
Средний
Низкий
2.Музыкально-слуховое
представление:
подбирает мелодию или
попевку по слуху.
№2
Подбирает всю мелодию или
попевку.
Затрудняется в подборе
мелодии или попевки по
слуху.
Не способен подобрать по
слуху мелодию или попевку.
Высокий
Средний
Низкий
3.Чувство ритма:
повторяет ритмический
рисунок хорошо
знакомой попевки в
хлопках, притопах, на
ударных инструментах.
№3
Точное повторение
ритмического рисунка.
Повторение ритмического
рисунка с помощью
педагога.
Неверное повторение
ритмического рисунка.
Высокий
Средний
Низкий
48
Диагностическая карта №2
по оценке знаний умений и навыков, в области
музыкальной деятельности детей
старшей группы.
Основные показатели
музыкального
развития ребенка
Задания
Предполагаемые действия
детей
Уровни
1.Владение навыками
пения: точно
интонирует, вовремя
берет дыхание, четко
произносит текст
песни.
№4
Точно интонирует,
правильно берет дыхание,
четкая дикция.
Интонирует не очень точно,
не всегда вовремя берет
дыхание, нечетко
произносит текст.
Плохо владеет навыками
пения.
Высокий
Средний
Низкий
2.Умение петь
выразительно,
передавая характер
песни, темповые и
динамические
особенности.
№5
Поет выразительно,
используя нюансировку,
передает характер музыки.
Поет недостаточно
выразительно, без эмоций.
Поет плохо или
отказывается петь.
Высокий
Средний
Низкий
3.Чисто интонирует
песню или попевку с
музыкальным
сопровождением и без
него.
№6
Самостоятельно исполняет
песню или попевку с
сопровождением и без него.
Исполняет песню или
попевку с поддержкой
голоса педагога.
Не может петь без
поддержки педагога,
интонирует неверно.
Высокий
Средний
Низкий
49
Диагностическая карта №3
по определению уровня творческих способностей детей
старшей группы.
Основные показатели
музыкального
развития ребенка
Задания
Предполагаемые действия
детей
Уровни
1.Творчество в пении:
умеет дать
музыкальный ответ на
музыкальный вопрос.
№7
Уверенно воспроизводит
голосом
импровизированную
мелодию.
Исполняет певческие
импровизации при помощи
педагога.
Не проявляет интереса к
певческой импровизации.
Высокий
Средний
Низкий
2.Творчество в танце:
сочинение
танцевальных
композиций на основе
комбинирования
знакомых танцевальных
элементов.
№8
Подбирает движения к
танцевальной композиции.
Сочиняет танцевальную
композицию на основе 2-3
танцевальных элементов.
Затрудняется в сочинении
танцевальных композиций.
Высокий
Средний
Низкий
3.Творчество в муз. -
игр. деятельности:
проявляет творческое
воображение и
фантазию в передаче
игровых образов.
№9
Точно передает игровой
образ.
Недостаточно выразительно
передает игровой образ.
Плохо и неверно передает
игровой образ.
Высокий
Средний
Низкий
50
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Диагностические задания
Задание №1.
Цель: определить уровень развития ладового чувства.
Музыкальный руководитель исполняет попевку или знакомую песенку
на фортепиано или металлофоне. Сначала попевка исполняется полностью, а
во второй раз педагог просит услышать, что изменилось в его игре. Ребенок
должен определить закончилась ли мелодия или педагог не доиграл ее до
конца (до тоники).
Репертуар: р.н.п. «Жил-был у бабушки серенький козлик».
Задание №2.
Цель: выявить уровень развития музыкально-слуховых представлений.
Музыкальный
руководитель
играет
любую
несложную
попевку
на
фортепиано или металлофоне. Задача ребенка, подобрать ее по слуху, спеть
или сыграть на фортепиано или металлофоне.
Репертуар: р.н.м. «Андрей-воробей» или «Петушок».
Задание №3.
Цель: выявить уровень развития чувства ритма.
Музыкальный
руководитель
играет
попевку
на
металлофоне
или
фортепиано.
Задача
ребенка
повторить
ритмический
рисунок
попевки
в
хлопках, притопах или на ударных инструментах.
Репертуар: «Тук, тук, молотком», «Кап-кап» или «Тик-тик-так».
Задание №4.
51
Цель: выявить знания ребенка о музыкальных жанрах (песня, танец,
марш).
Игровой материал: карточки с изображением марширующих солдат,
поющих и танцующих детей. Фонограммы или исполнение на фортепиано
следующих произведений:
П.И.Чайковский «Марш оловянных солдатиков»;
П.И.Чайковский «Полька»;
Р.н.п. «Во поле береза стояла».
Ребенку раздаются карточки. Музыкальный руководитель исполняет на
фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих
содержанию рисунков на карточках. Ребенок должен узнать произведение по
жанру, поднять соответствующую карточку и ответить на вопросы педагога:
Произведение какого жанра прозвучало?
Что можно под него исполнять?
Характерные особенности.
Задание №5.
Цель: определить возможности ребенка в восприятии музыкального
произведения при помощи цветовых индикаторов эмоциональных состояний.
Игровой материал: карточки трех цветов (красный, синий, зеленый),
фонограммы или исполнение музыкальных произведений.
Исходным
для
построения
подобной
диагностики
является
установленное в психологии соответствие определенных цветовых оттенков
различным эмоциональным состояниям человека.
Ребенку предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка
из музыкального произведения выбрать карточку именно того цвета, каким
бы он нарисовал данную мелодию.
Задача
ребенка
создать
цветовой
образ
музыкальной
композиции
(веселый,
задорный
-
красный;
грустный,
печальный
–
синий;
светлый,
лирический - зеленый.)
52
По средством
введения
цветовой
символики
п р о в е р я е т с я
эмоциональная реакция на три разнохарактерных мелодии.
Репертуар:
«Камаринская»,
«Болезнь
куклы»
П.И.Чайковского,
«Сладкая греза» П.И.Чайковского.
Задание №6.
Цель: выявить способность ребенка определять форму музыкального
произведения (вступление, заключение, припев, запев в песне, 2-3 ч.ф.)
ребенку
предлагается
для
прослушивания
несколько
музыкальных
произведений разной формы. После исполнения ребенок определяет сколько
частей в произведении и по каким средствам выразительности он это понял.
В.Шаинский «Пусть бегут неуклюже»;
В.Салманов «Голодная кошка и сытый кот»
Д.Кабалевский «Клоуны».
Задание №7.
Цель: выявить уровень творческих проявлений детей в пении.
Музыкальный
руководитель
предлагает
ребенку
поговорить
с
ним,
только на музыкальном языке.
Ребенок и педагог ведут певческую перекличку:
Муз. рук.: Как тебя зовут?
Ребенок: Танечка, Вася, Никита и т.д.
Муз. рук.: Какое у тебя настроение?
Ребенок: Хорошее, грустное, веселое и т.д.
Затем очередность меняется, придумываются новые интонации.
Задание №8.
Цель: выявить способность детей импровизировать в свободном танце.
Музыкальный руководитель предлагает ребенку придумать танец под
не знакомую музыку. Сначала ребенок слушает произведение, затем выбирает
53
характер
движений
соответствующих
звучащей
музыке
и
исполняет
произвольную пляску.
Репертуар: р.н.м. «Перепляс», «Танец с листьями» (вальс), «Кошачий
танец» (рок-н-ролл).
Задание №9.
Цель: выявить у детей творческие способности при передаче игрового
образа.
Ребенку предлагается изобразить повадки зверей в движении, передать
характерный образ.
Например, Лиса любуется своим хвостом, Зайка – прыгает, Медведь –
ходит и т.д.
Материал:
шапочки-маски:
Лисы,
Зайки,
двух
Ежей,
двух
Блох,
Медведя и Козы.
Репертуар: игра «Плетень» музыка В.Калинникова.
54