Напоминание

Сюжетно-ролевая игра, как способ формирования у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств

Автор: Рудакова Лидия Серафимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Евдская школа" СП Детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: д.Ершевская
Наименование материала: Статья
Тема: Сюжетно-ролевая игра, как способ формирования у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕ-

ТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ

КАЧЕСТВ

Воспитатель: Рудакова

Лидия Серафимовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

1. Понятие Сюжетно – ролевой игры в младшем дошкольном возрасте

4

1.1. Характеристика сюжетно – ролевой игры

4

1.2. Сюжетно – ролевая игра в младшем дошкольном возраста

6

1.3. Этапы и структура сюжетно – ролевой игры

9

1.4. Руководство сюжетно – ролевыми играми младших дошкольников

12

2.Сюжетно – ролевая игра, как способ формирования у детей младшего

дошкольного возраста нравственных качеств

15

2.1. Понятие нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте

15

2.2. Формирование нравственных качеств детей младшего возраста

через сюжетно – ролевую игру

18

Заключение

21

Литература

23

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – короткий, но важный период становления личности. В

эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей

жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к

труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения,

складывается характер.

Развитие ребёнка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в

игре. Уже у младших дошкольников в играх необходимо формировать навыки

вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками,

бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимися в общем

пользовании. Воспитательные воздействия педагогов и родителей на

малышей должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень

важен наглядный показ и пояснения действий, способов поведения в

интересной для ребенка форме. Повседневное общение и игры с детьми

строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей

эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие

другие, базирующиеся на основе, чувства – жизнерадостность,

привязанность к родным, вежливость.

В сюжетно–ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления

реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым

содержанием, оставляет след на долгие годы.

В последнее время педагоги и родители всё чаще отмечают, что многие

дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками,

это, как правило, выражается в неумении находить подход к одному партнёру

по общению, поддерживать и развивать установленный контакт,

согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно

реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку, отмечаются

сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого

человека - всё это приводит к различному рода конфликтам и непониманию

собеседников друг друга.

В связи с вышеизложенным определило тему нашего исследования

«Сюжетно – ролевая игра, как способ формирования у детей младшего

дошкольного возраста нравственных качеств».

Актуальность проблемы определяет объект исследования и предмет

исследования

Объект исследования: Сюжетно – ролевая игра.

Предмет исследования: Сюжетно – ролевая игра, как способ формирования

детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств.

Объект и предмет формулируют цель.

Цель: Изучение сюжетно – ролевой игры, как способа формирования у детей

младшего дошкольного возраста нравственных качеств.

Достижение цели осуществляется решение соответствующих задач.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику и понятие сюжетно – ролевой игры в дошкольном

возрасте.

2. Изучить сюжетно – ролевую игру, как способ формирования нравственных

качеств у детей младшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать особенности сюжетно – ролевой игры в младшем

дошкольном возрасте.

4. Рассмотреть руководство сюжетно – ролевыми играми младших

дошкольников.

В работе были использованы следующие методы:

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,

сравнение и обобщение, апробация игр и упражнений, наблюдение.

1.

ПОНЯТИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В МЛАДШЕМ

ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1

Характеристика сюжетно – ролевой игры

Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного

возраста. На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и

развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра

остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности

сюжетно – ролевой игры раскрыты в работах психологов (Д.С. Выготский,

Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И. Жуковская, Д.В.

Менджерицкая, А.П.Усова, Н.Я. Михайленко). Основной сюжетно – ролевой

игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в

том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им

игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно – ролевой игре –

одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют

линии ее развития, решают, как станут развивать роли, где развернут игру.

Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом

нечего невозможного: можно, сев в кресло «ракету», очутиться на Луне, при

помощи палочки – «скальпеля» сделать операцию. Такая свобода в

реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику

самостоятельно включается в те сферы человеческой деятельности, которые в

реальной жизни еще долго будут ему не доступны. Интерес к ролевым играм

развивается у детей трех – четырех лет. К этому времени у ребенка

появляется новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с

сознанием своих отношений с взрослыми. У ребенка появляется желание

активно участвовать в общественной жизни.

А.К. Бондаренко указывает на то, что общение дошкольника со

сверстниками разворачивается главным образом также в процессе

совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и

действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и

реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние

на развитие нравственного общения детей в этот период. Дети проявляют

большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для

игры, помогающие полнее реализовывать замысел, лучше справиться с

ролью. Игра одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива.

Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный

мир. Игровые цели достигаются только в совместной коллективной

деятельности. Выполняемая каждым роль имеет смысл при условии, если

соответственно выполняют свою роль все участники игры.

Эта роль

вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность, терпение, выдержку,

великодушие. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных

поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих

оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных

нормах.

Сюжетно – ролевые игры в комплексе с другими воспитательными

средствами представляют собой основу формирования гармонически

развитой активной личности, способной находить выход из критического

положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те

качества, которые необходимы в будущей жизни.

Таким образом, сюжетно – ролевая игра имеет чрезвычайно большое

значение для умственного и нравственного развития ребенка, для

формирования его способностей и становления личности в целом. Для

ребенка роль- это его игровая позиция: отожествляет себя, с каким либо

персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном

персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком

из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Как

всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально

насыщенна и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим

своим процессом.

1.2

Сюжетно – ролевая игра в младшем дошкольном возрасте

В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста

Щербакова Е.И. отмечает: в играх детей наблюдается несложный сюжет, в

котором прослеживается логическая последовательность действий.

Разыгрывая тот или иной сюжет игры, ребенок берет на себя

определенную роль – мамы, врача, летчика и другие. Как правило, в играх

бывает не одна, а две или больше ролей. Иначе не возможно передать даже

несложный сюжет – нельзя изображать маму, если у нее нет дочки, или

доктора, если ему некого лечить. Когда ребенок играет один, он берет на себя

одну роль, а другие роли раздает игрушкам – куклам, игрушечным

животным. В совместной игре, имеющей нескольких участников, роли

распределяются между детьми. Они делятся главные и второстепенные.

Главная роль – роль человека, который по сюжету игры руководит другими.

Это роль мамы (или папы) в семье, доктор в поликлинике, капитан на

корабле. Н.П.Аникеева указывает на то, что роль – это главное, что

привлекает ребенка в игре. Обычно игра и начинается с того, что ребенок

берет на себя роль, а потом уже, исходя из нее, начинает придумывать сюжет

игры. В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание.

Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность,

впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение

детей новыми знаниями и представление должно проходить живо и

занимательно, чтобы вызвать у ребенка интерес, желание подражать. Темы их

игр обычно берутся из впечатлений собственной жизни, из

непосредственного окружения.

По мнению Л.А.Венгер, особенность игр младших дошкольников

состоит в том, что среди игровых действий преобладает внешние действия

изображаемых людей. Так, играя в «доктора» после того, как в детском саду

побывал, врачи сделал детям прививки, младшие дошкольники стараются

точно повторять внешние действия врача: как протирает руку ребенка

спиртом, как делает укол, как после этого снова протирает место укола. В

более длительном общении дети начинают вступать по мере развития

игровых умений и более детального знакомства с жизнью взрослых людей.

Глубже проникая в жизнь взрослых, дети обнаруживают, что она постоянно

протекает в общении с другими. Мама беседует с папой, подает семье обед,

следит за тем, как дети ведут себя за столом. Продавец разговаривает с

покупателями, парикмахер с клиентами. Стремление воспроизвести в игре не

только действия взрослых с вещами, но и их взаимоотношения приводит к

тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе

с ним. Возникает необходимость организовывать игру, включающую

несколько ролей, договориться с другими детьми. В этом возрасте у ребенка

возникает интерес к игре сверстников.

Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется

тематика детских игр и усложняются их сюжеты. В играх исчезают

многократное повторение одних и тех же действий. А сами эти действия

совершаются для того, чтобы выразить отношение к другому человеку в

соответствии со взятой ролью. Дети стараются вести игру так, чтобы

соблюдались известные им правила поведения людей в той ситуации,

которую отражает сюжет игры.

К четырем годам у ребенка повышается интерес к взаимоотношений

людей в труде. Дети начинают понимать, что совместном коллективном труде

необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у

них возникают представления о дружбе, товариществе. Эти представления

находят отражение в игре. Дети этого возраста любят совместные игры,

объединяясь в небольшие по 6-7 человек группы на основе личных

симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх наблюдаются

некоторые противоречия. С одной стороны, накопленный запас знаний и

желание использовать их в играх, поделиться ими со сверстниками

способствуют зарождению увлекательных игровых замыслов, реализация

которых требует в большинстве случаев определенного количества

участников. С другой стороны, возможности для проявления чуткости,

доброты, отзывчивости, для согласованности игровых действий у детей 4-5

лет еще невелики. Такое расхождение между желанием развернуть

коллективную игровую деятельность и практическим его осуществлением

связано с недостаточным уровнем развития нравственных чувств. Знания,

представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, что включает в себя

понятия "зло", "добро", почему необходимо оказывать друг другу помощь и т.

д., ребенок имеет, но у него мал жизненный опыт, нет устойчивости в

проявлении нравственных чувств, недостаточно развито умение поступаться

своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности

сверстника, оценивать его положительные качества. Отсюда вытекает

неумение детей согласовывать свои замыслы. Одному кажется, что

интереснее его выдумка, другому - что увлекательнее его предложение.

Часто неумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры,

разрушению дружеских контактов. Данную особенность следует учитывать

при руководстве игрой. Необходимо помогать детям из многих предложений

выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере

возможности и другие, воспитывая тем самым умения уважать замыслы друг

друга, быть внимательными, поступаться личными желаниями. Такие

приёмы, как раскрытие перед детьми лучших, положительных качеств

каждого ребенка, поддержка его предложений, а также создание

практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство

ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость,

знание нравственных норм поведения.

В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли

с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга эффективны. В

выборе темы игры, развитии ее содержания. Дети ставятся перед

необходимостью сговариваться между собой, спокойно выслушивать мнение

друг друга и выбирать наиболее интересное, увлекательное. У них

воспитывается способность самостоятельно продумывать дальнейший ход

игры, планировать, что нужно сделать, какие игрушки им необходимы, как

использовать строительный материал.

Педагог, участвуя в играх, может брать на себя главную, ведущую роль или

быть одним из рядовых участников, но в любом случае он должен руководить

игрой, направлять инициативу и творчество детей.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни

человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что

не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Таким образом, игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его

внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это

практически единственная область, где он может проявить инициативу и

творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится

контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится

действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий

превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение

осознанным и произвольным.

1.3

Структура и этапы сюжетно – ролевой игры

Сюжетно – ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому

ребенку радость и удовольствие уже самим процессом. Сюжетно – ролевая

игра имеет структурные компоненты: игровой замысел, сюжет, содержание,

роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми

в совместной деятельности со взрослыми и другими детьми образуют

многообразные сюжетно-ролевые игры, занимающие значительное место в

жизни детей на всех этапах дошкольного детства.

Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут

играть дети: в магазин, в детский сад и т. д.

Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится

детьми. Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных

действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

Сюжеты игр разнообразны: бытовые игры в семью, детский сад,

производственные, отражающие профессиональный труд людей, игры в

больницу, магазин и т. д., общественные игры в празднование дня рождения

города и т. п.

В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение

ребенка в деятельность взрослых; оно может отражать лишь внешнюю

сторону человеческой деятельности - только то, с чем действует человек, или

отношение человека к своей деятельности и другим людям или, наконец,

общественный смысл человеческой деятельности.

Игровые действия – те действия, в которых реализуется роль. Действия,

совершаемые детьми в игре, подчинены разыгрываемому сюжету и роли. Их

выполнение само по себе не является целью, они имеют всегда служебное

значение, лишь реализуя роль. Дошкольники постепенно переходят от

разыгрывания отдельных действий с игрушками к воспроизведению целой

цепочки действий (чтобы покормить куклу, надо сначала купить продукты,

приготовить обед, накрыть на стол).

Правила в процессе игры устанавливаются самими детьми, а в

некоторых играх – взрослыми, они призваны определять и регулировать

поведение и взаимоотношения играющих. Они придают игре

организованность, устойчивость, закрепляют содержание и определяют

дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Сюжетно – ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни

ребенка на основе предметных игр. Основные этапы ее развития была

выделена Д.Б. Элькониным:

1.

Ознакомительная игра.

По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она

представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание

составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе

обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё

содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета

- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

2. Отобразительная игра, в которой отдельные предметно-

специфические операции переходят в ранг действий, направленных на

выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью

данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент

развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он

создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей

предметной деятельности.

3. Собственно - ролевая игра, в которой играющие моделируют знакомые

им трудовые и общественные отношения людей.

Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности

даёт возможность выработать более чёткий, систематизированные

рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных

возрастных группах.

Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают

благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который

необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою

очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к

воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её

формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное

развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень

важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе

игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В

противном случае обучение игре становится механическим.

Итак, игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка,

а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это

связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды

деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески,

произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание

питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся

жизненный опыт детей.

1.4. Руководство сюжетно-ролевыми играми младших

дошкольников

Овладение игрой на уровне самодеятельности открывает воспитанникам

возможность играть и рядом, не мешая друг другу (в младших группах), и

коллективно, начиная с совместного определения замысла. Мастерство

воспитателя – в том, что он и творец, и организатор детской игры.

Следовательно, главная задача педагога – овладеть правильной организацией

игры как самодеятельности ребенка:

- во-первых, ее нужно организовывать так, чтобы в игре

предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий

общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена

воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже и

не подозревает ее как свою цель;

- во-вторых, педагог должен содействовать обогащению и

самостоятельному накоплению ребенком представлений об образцах для

подражания (героям, на которых он хотел бы быть похожим). Создание в

воображении этого образа и станет содержанием его игры (люди разных

профессий и отношения между ними, литературные герои и их

взаимоотношения и т.д.).

- в-третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль,

атрибуты, игровое пространство). Если материал детской игры будет

негибким, жестоким в своем механическом постоянстве, то игра будет только

забавой, время провождением, но не образовательной деятельностью.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап

развития, необходимо её грамотно организовать. Воспитатель должен знать

особенности организации игры в детском коллективе. Термин «руководство

игрой» обозначает в педагогической литературе совокупность методов и

приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение

ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей

дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение

тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми

ролевым поведением.

Советы и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре,

помогают довести ее до конца. Это важно для воспитания у дошкольников

настойчивости, целенаправленности. Особенно нуждаются в такой

поддержке дети с неустойчивыми интересами, нетерпеливые, слишком

подвижные. Нужно стараться внушить им, что трудности преодолимы,

стараться поднять их веру в свои силы.

Влияя на содержание игры, воспитатель тем самым влияет и на

отношения между детьми. Но даже при сильном увлечении игрой ребенок не

утрачивает реальных связей с окружающими людьми. Поэтому возможно и

нужно устанавливать некоторые правила, поведение в творческой игре,

воспитывать у детей чувство ответственности перед товарищами за

выполнение роли, за свои поступки. Дети стремятся в игре к жизненной

правде и в то же время нарушают эту правду, по-своему изменяют события

жизни. Ребенок, любящий и умеющий играть в коллективе, иногда в игре

уединяется.

В игре всегда видны результаты педагогической работы. Отражение

жизни в игре становится все более полным, реалистическим, действия

ребенка, выражаемые им чувства делаются более осознанными, отношение к

изображаемому более определенным. Воображение приобретает все более

творческий характер, направляется на достижение поставленной цели, на

выбор наилучших средств для этого.

Такого уровня игрового творчества дети достигают только благодаря

воспитанию, благодаря систематическому, обдуманному руководству играми

со стороны воспитателя.

С усложнением содержания игры возникает необходимость наметить,

хотя бы в общих чертах, что будет делать каждый. Вначале детям трудно

решать это самостоятельно, у каждого есть свой замысел, но согласовать его

с другими они еще не умеют. Тут особенно нужна помощь воспитателя.

Влияя на распределение ролей, составление некоторого плана действий,

воспитатель выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и

способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских

чувств.

Особенно сложна роль воспитателя в ходе развития сюжета игры. Во

время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет

игры еще только начинается, воспитатель с уважением относится к замыслу

участников, может давать им советы, руководить их поведением, как

взрослый детьми.

Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно

развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их

непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует

исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка,

не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие

интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения.

Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать

ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в

игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе.

Игра – самая любимая и естественная деятельность младших

дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы делать игру

содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Таким образом, при обучении детей сюжетно-ролевой игре перед

воспитателем стоят задачи:

постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка;

помогать открывать новые возможности игрового отражения мира;

пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому

общению со сверстниками.

Путь развития игры - это совместная игра воспитателя с детьми,

создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному

игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками,

предметами, предметами-заместителями и воспитании доброго отношения

детей друг к другу.

2.СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ

КАЧЕСТВ

2.1. Понятие нравственных качеств младшего дошкольного возраста

Нравственность – это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая

добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов

поведения. Она находит выражение отношение к Родине, обществу,

коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатом труда.

Необходимо отметить, что важнейшим первоначальным этапом

становления нравственности как характеристики личности человека учёные

считают дошкольный возраст. Доказательством этому является достаточно

большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей

(Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова,

В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.И. Липкина, С.В. Петерина, Т.О. Понома-

ренко, С.Е. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н.

Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Э.В. Штиммер,

Е.К. Ягловская и др.).

Нравственность как свойство личности не является врожденным, её

становление начинается в детстве, в условиях специально организованного

развития. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные

условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и

перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и

сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со

сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру

взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми.

Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет это важный период

в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей

активно формируются первый элементарные представления о хорошем и

плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым

и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного

педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства,

представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте,

тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их

дальнейшего нравственного развития.

Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего

дошкольного возраста является формирование самостоятельности

в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать

самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая

самостоятельность, ребенок уже не только может обслужить себя (умываться,

раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и получает

возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на

место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е.

управлять своим поведением.

Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность,

педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства,

вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим

(к воспитателю, няне). Так, у малышей третьего года жизни взрослый

воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться

с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь

чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет

с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытирать ноги,

убирать на место игрушки.

В младшем возрасте воспитатель закрепляет умение приветливо

обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим

небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги,

учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх:

спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если

это ожидание не длительно). Ребят привлекают к приготовлению

стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и

животными.

У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена

потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними.

Эта социальная потребность является предпосылкой развития

дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную

задачу. В три года стремление к общению с другими детьми становится

особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия

и речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре,

занятии. В обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с

желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Овладение

правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает

детям сдерживать импульсивные проявления, побуждает

поступать соответственно усвоенным правилам, обеспечивает развитие начал

целеустремленности.

Поскольку дети четырех лет оказываются способными

выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов),

руководствоваться в своем поведении правилами: Так можно, а так нельзя,

они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости:

сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает

педагога организовывать любую деятельность детей и их поведение таким

образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу,

желания заслужить одобрение окружающих, формировать и нравственные

мотивы — быть нужными другим (сверстникам, взрослым).

Дети усваивают, что все люди работают: строят дома, делают машины,

выращивают хлеб, овощи и т. д., помогают друг другу. Дети понимают,

что заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам - это хорошо. У

детей формируются представления о правдивости: надо говорить правду,

все рассказывать родным, близким, воспитателю.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется

тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он

начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое

отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в

реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем

протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении

нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании

дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень

быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве

общепринятой нормы.

2.2 Формирование нравственных качеств детей младшего возраста через

сюжетно – ролевую игру

Игра в жизни ребенка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его

стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений

окружающей жизни. Хорошо развивающий ребенок много и увлеченно

играет. Недаром игру называют одной из форм организации детской жизни.

Они наполняют жизнь ребенка интересный содержанием, организует и

регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют,

меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Под

влиянием увлекательной игры ребенок преображается: молчаливый

становится разговорчивым, замкнутый – общительным, дерзкий –

вежливым, непоседа – усидчивым.

Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений,

нравственных поступков и культуры поведения.

Трудно переоценить сюжетно – ролевую игру. Ценность ее как способа и

действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта

деятельность дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно

устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В

ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки

нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами

поведения. Копируя, жизнь взрослых ребенок проникается их заботами и

делами, усваивает моральные нормы нашего общества. И исполнение ролей

взрослых – мамы, бабушки, учительницы – содействует развитию

положительных форм поведения детей: в коллективной игре надо выполнять

хорошо и работу учительницы, мамы, бабушки – содействует развитию

положительных форм поведения детей: в коллективной игре надо выполнять

хорошо и работу учителя, быть заботливой бабушкой.

Сюжетно – ролевые игры «Парикмахерская», «Стройка», «Больница»,

«Семья» и т.д. при правильной их организации помогают воспитывать

уважение к взрослым, интерес к этим профессиям. Приложение.

Во многих ролевых играх детей необходимым атрибутом является кукла.

Игры с куклой способствуют тому, что дети становятся сговорчивей,

уступчивей, появляются теплые слова, интонации, доброжелательность в

отношениях. Игра в куклы часто становится богатой, длительной: надо

приготовить пищу кукле, накормить, погулять, или чему – нибудь научить.

Игры в куклы часто становятся своеобразной формой организации духовной

жизни, воспитание при этом «будет осуществляться планомерно и

организованно, не в виде внушение детям требований быть правдивым,

делиться с другими и т.д., а в самой форме организации их игровой

деятельности». Например, в играх с куклой «День рождение куклы»

эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности.

Воспитание нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым

способствуют игры «Кукла болеет» рождается сочувствие к больному,

готовность ему помочь.

Большое значение для воспитания патриотических чувств имеют игры в

военных. Эти игры воспитывают взаимопомощь, взаимовыручку,

дисциплинированность, умение подчинять свои интересы общим интересам,

уважение к родной армии.

Чувство патриотизма – это и любовь к родным местам, гордость за свой

народ. Трудно переоценить значение ролевых игр – путешествий, в которых

главную роль на себя берет педагог, так как такие игры требуют большего

знаний, чем, как правило, имеют дети.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это

окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней

воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и

ролей. Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при

этом им придается воображаемое, игровое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные

отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то

же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые

отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и

т. д.).

Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют

общественную жизнь взрослых. Участвуя в различных играх, ребенок

выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют

его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится

фактором социального развития личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст это возраст игры. Дошкольники много и с

удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет

игровую форму. Ролевая игра дошкольника – своеобразная форма участия их

в жизни взрослых. Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят

дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям

взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда,

усваивает законы общества, в котором он живет. Сюжеты игр чрезвычайно

разнообразны. Они зависят от эпохи, в которой живут дети, быта семьи,

географических и производственных условий, их окружающих.

Игра самым различным образом влияет на воспитание ребенка в

зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей

отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что

впоследствии появится в его собственном поведении - доброжелательное

отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к

старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в

правильно организованной игре.

В младшем дошкольном возрасте ребенок воспроизводит действия

взрослых с предметами, затем отношения между людьми. Наконец, ребенок

старшего дошкольного возраста в игре “схватывает” общественную сущность

деятельности взрослых. В этом выражается все более глубокое знакомство с

жизнью окружающих его взрослых людей. Игра через свое содержание

выводит ребенка за пределы узко семейного круга.

Подражая взрослым, ребенок практически воспроизводит те

отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим, он сам проникается

соответствующим отношением к другим людям. Если ребенок в игре жестоко

обращается со своей куклой, грубо разговаривает с “пассажирами”, которых

он “перевозит”, не согласует своих действий с другими играющими, не

уступает другим детям игрушку, небрежно относится к своим игрушкам, то у

ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются

отрицательные черты характера: эгоизм, неряшливость, упрямство.

Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива.

Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный

мир. В творческой игре каждая роль раскрывает определенные правила

общественного поведения. Игровые цели достигаются только в совместной

коллективной деятельности. Выполняемая каждым роль имеет смысл при

условии, если соответственно выполняют свою роль все участники игры. Эта

роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность, выдержку,

терпение, великодушие. Обсуждение с детьми положительных и

отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает

формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных

поступках и нравственных нормах.

Сюжетно – ролевые игры в комплексе с другими воспитательными

средствами представляют собой основу формирования гармонически

развитой активной личности, способной находить выход из критического

положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те

качества, которые необходимы в будущей жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Аникеева Н.В. Воспитание игрой / Н.В. Аникеева. – М.: Просвещение,

2001. – 144с.

2.

Баринова Н.С. Ребёнок развивается в игре / Н.С. Баринова // Ребенок в

детском саду. – 2010. - №6. – С. 67-69.

3.

Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях /

М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 2006. – 190с.

4.

Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение,

2009. – 336с.

5.

Выготский Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика,

2006. – 118с.

6.

Жуковская Р.И. Воспитание детей игрой / Р.И. Жуковская. – М.:

Просвещение, 2003. – 68с.

7.

Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. –

М.: Академия, 2001. – 416с.

8.

Короткова. Н.П. Формы игры в образовательном процессе детского сада /

Н.П. Короткова // Ребенок в детском саду.- 2010. - №4.- С. 96.

9.

Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного

возраста / Н.В. Краснощекова. – Феникс, 2010. – 201с.