Автор: Ольская Оксана Семёновна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ № 7 "Ауринко"
Населённый пункт: Республика Карелия. Город Петрозаводск
Наименование материала: статья
Тема: "Пальчиковый теневой театр"
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами ходит…
Тень – это очень интересное и непонятное детям явление. Дети склонны к пространственному
любованию: выключается свет и за освещённым экраном плавно начинают двигаться ожившие силуэты
любимых сказочных героев (фигур). В театральной мастерской малыш смастерит сказку и своими
ручками покажет театр теней, сыграет в нем настоящие роли! Следить за красивой игрой света и тени,
несомненно, понравится не только детям, но и взрослым! Театр теней - очень удивительный и
зрелищный вид театрального искусства. На мой взгляд, несправедливо забытый.
Пальчиковый театр теней в развитии детей
Пальчиковый театр теней - это эффективное средство развития ребёнка. В отличие от телевидения, в
театре теней не предлагаются готовые, законченные изображения. Это даёт возможность развиваться
фантазии ребёнка, «дорисовать» силуэт в воображении. Один из самых простых способов организовать
представление – это воспользоваться собственными руками, заменив ими сказочных героев.
Пальчиковый теневой театр - это уникальная возможность сделать сказку пальчиками ребёнка, в
которой он сможет занять, роль любого героя. Руки – это самые верные помощники во время
представления: собака с открытой пастью, дерево, смешной человечек или птица – проявите фантазию и
у вас все получится! Пальчиковый театр теней - это прекрасный материал (способ) для развития у
детей воображения, мышления и речи. Такой театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр
дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается
ловкость, переключаемость с одной пальчиковой позы на другую, гибкость пальчиков, умение
управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковый
театр теней положительно влияет не только на развитие мелкой моторики, но и на развитие сенсорной
сферы ребёнка, его зрительное восприятие. А также одновременно он способствует развитию:
• активности — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
• самостоятельности — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к
поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
• творчества — от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению
словесных описаний;
• эмоциональности — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в
действии, ритме и слове;
• произвольности — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных
выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
• связной речи — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях,
пантомимических этюдах, сказочных образах.
Как наиболее распространенный вид детского творчества,
именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно
и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Выгодский Л.С.).
Цель работы: Коррекция и развитие речи детей с ТНР средствами театрального искусства.
Задачи:
1. Развивать связную речь детей.
2. Подводить к умению:
•
выразительно интонировать голоса героев сказки;
•
использовать образные выражения при пересказе сказки;
•
выразительно передавать в движении рук состояние героев сказок.
3. Совершенствовать:
•
лексико-грамматические средства языка;
•
звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
•
интонационную выразительность речи.
•
умение связно и выразительно пересказывать речевой материал (сказки, рассказы, стихи)
4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и
друг с другом.
5. Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с
речевой неполноценностью.
6. Вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад».
7. Повысить культурный уровень дошкольников.
8. П
риобщить к духовным ценностям.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1 этап: тренировочный
-развитие мелкой пальцевой моторики рук с помощь пальчиковых гимнастик различной сложности, но
соответствующие возрасту.
-выполнение пальчиками различных силуэтов и «оживших» силуэтов.
(Ребёнок внимательно рассматривает рисунок силуэта, затем тренируется так сложить пальцы, чтобы
получился нужный силуэт, а если пошевелить пальцами, то силуэт «оживет»
-обучение детей массажу/самомассажу пальчиков и кистей рук.
2 этап: пальчиково - теневые схемы
-изучение и выполнение пальчиково – теневых схем
Это предпостановка сказок с помощью элементов пальчикового теневого театра с речевым
сопровождением и без речевого сопровождения. Проводятся интересные, весёлые игры.
Например: «Отгадайте, ребята, кто это?»
3 этап: «Театр одного актера»
-выполнение пальчиковых схем с коротким речевым сопровождением (показ схемы и проговаривания
четверостишья)
4 этап: постановочный
-выбор произведения (обсуждение);
-распределение ролей;
-репетиции после того, как выбрана для инсценировки сказка, дети начинают осваивать текст (диалог,
монолог) учат наизусть текст и тщательными репетициями добиваются полного совпадения речи и
движения пальчиковых силуэтов. Ребенку необходимо правильно и четко произносить текст, соблюдая
интонационную и эмоциональную окраску героя, стараться связывать движения пальцев, добиваясь
совпадения с текстом и музыкой:
- подготовка афиш, билетов;
-изготовление декораций.
5 этап заключительный: показ спектакля.
- создание игровой ситуации;
-создание яркой праздничной атмосферы.
6 этап: аналитический.
-обсуждение педагогами результатов работы с детьми по постановке спектакля
-обсуждение с детьми результатов спектакля.
Вопросы:
-Понравился ли тебе спектакль?
-Что тебе больше всего запомнилось, понравилось?
-Тебе понравилась твоя роль?
- Какую роль ты бы еще хотел сыграть?
-Ты не боялся?
-Тебе трудно было играть свою роль?
-Ты хотел бы еще сыграть в других спектаклях?
-Кого бы ты еще хотел изобразить: доброго или злого героя?
-Кто тебе помог стать артистом?
-Хотел бы ты играть в театре и дальше?
Театр и родители.
Поскольку развитие пальчикового театра теней в ДОУ и накопление эмоционально-
чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие
родителей. Для них я проводила консультации, давала советы и рекомендации.
Рекомендации родителям:
1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи,
мимики, жестов.
5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
6. Посещение театров.
Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по
содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома.
Важно участие родителей в пальчиковом театре теней в качестве: исполнителей роли, авторов текста,
изготовителей декораций и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей
способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Необходимо
участие родителей в развитии пальчикового театр теней. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет
чувства гордости за родителей, которые участвуют в постановках пальчикового театра теней. Так же
организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи,
интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Для родителей были организованы
тематические вечера, мастер-классы.
В пальчиковом театре теней существуют особенности в выборе репертуара. В нем, например,
невозможно показать массовое действие, нельзя располагать пальчиковые силуэты один за другим
-получится бесформенная тень. Надо, чтобы на экране одновременно действовали только два-три
пальчиковых силуэта. Поэтому при подборе репертуара я учитывала специфику пальчикового теневого
театра. Теневые пальчиковые схемы можно легко увеличивать или уменьшать, превращаться,
совершать многие действия, а не только перемещаться в пространстве.
Важный момент для театра теней — установка света. Музыка – основной элемент всех
постановок пальчикового теневого театра: она украшает спектакль. Пальчиковый театр теней можно
сделать быстро, и при этом он вполне может сравниться по красоте со многими другими зрелищами.
Оборудование такого театра, лёгкое, компактное, не требующее особых затрат. Для начала необходимо
сделать экран, на котором будет показываться теневая сказка. Совершенно не обязательно замыкаться
при этом на какой-то стандартной форме (прямоугольник) — можно сделать арку, овал или более
конкретную и сложную форму, например, абрис дворца, и эта форма тоже «сыграет» в вашем спектакле.
Дети очень любят пальчиковый театр теней и быстро начинают придумывать свои спектакли.
Стоит вам один раз сделать теневой театр, и он будет помогать все время.
Я считаю, что театр теней незаменим для работы с детьми , особенно для детей с ТНР.
Пальчиковый театр теней позволяет стимулировать речевую активность, так как вся теплота,
самобытность, яркость, вложенная автором в пальчиковую схему, вовлекает ребёнка в сказочный мир.
Игра является для ребёнка естественным средством самовыражения.
Пальчиковый театр теней можно использовать, как в домашних постановках, так и в детском
саду. Смотреть короткие сценки театра теней дети могут с 2-3 лет. В качестве актёров с 5 лет, хотя и в
этом возрасте им ещё трудно говорить за персонажа, а еще труднее совмещать оречевление движений
пальцев рук и показ фигуры из пальчиков. Для театральных постановок отбираются доступные по
содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность «театрального действа» составляет 5-7 минут
Особенно хорошо получаются весёлые пьесы, а также те, где действующими лицами являются
звери.
Результативность работы заключается в том , что:
• Дети успешно овладели грамотной и связной речью.
• Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.
• Передают движениями эмоциональное состояние героев сказок.
• Правильно употребляют лексико-грамматические категории.
• Улучшилось звукопроизношение.
• Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
• Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».
• Повысился культурный уровень дошкольников.
Итак, театр играет большую роль для всестороннего развития и воспитания детей, что в свою
очередь и побудило меня пересмотреть, изменить систему работы по развитию творческих
способностей дошкольников. Считаю, что современному педагогу следует знать и помнить, что
"образование XXI века - это образование через ощущения; игра - метод развития ассоциативного
мышления, при этом чувства становятся инструментом фантазии, а если ребенок не может ни с кем
поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри него, зачахнет".
Используемая литература:
1.
Башинская Л.А. Обогащение художественного языка русского театра кукол под влиянием театра
теней / Л.А. Башинская // Научно-публицистический журнал "Регионология", № 3. Саранск: Тип.
"Красный октябрь", 2010. С. 281-288.
2.
Башинская Л.А. К истокам появления театра теней в России // Панегирические действа и
спектакли школьного театра при Московской славяно-греко-латинской Академии / Л.А.
Башинская //Социально-политические, историко-правовые и экономические проблемы России в
условиях современной глобализации // Сборник трудов Международной научно-практической
конференции. Книга 3. М., Изд-во МГОУ, 2011. С.5-12.
3.
Башинская Л.А. Театр теней. К вопросу о терминологии / Л. А. Башинская // Вестн. Челяб. гос.
акад. культуры и искусств. 1 (25). 2011. С.80-85.
4.
«Театр сказок» Л. Поляк, «Детство-Пресс», г. Санкт – Петербург, 2008 г.
5.
«Веселый театр» А.П. Розанова, «Детгиз», 1960 г.
6.
«Теремок» М.А. Кац, М. – 1984 г.
7.
«Организация театральной деятельности детей дошкольного возраста» М.В. Кратова, Н.Б.
Дубинина, г. Тамбов, 1995 г.
8.
«Секреты кукольного театра» Н.А. Ян, ТОИПКРО, г. Тамбов, 2004
9.
Додокина Н.В., Евдакимова Е.С. «Семейный театр в детском саду: совместная деятельность
педагогов, родителей и детей», М.: Мозайка-Синтез, 2008 г.
10. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
.