Автор: Геращенко Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №103 "Чебурашка"
Населённый пункт: г. Минеральные Воды Ставропольского края
Наименование материала: статью
Тема: ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Речь
—
это
вид
деятельности
человека,
реализация
мышления
на
основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.).
Речь
выполняет
функции
общения
и
сообщения,
эмоционального
самовыражения и воздействия на других людей.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной
деятельности
человека
в
современном
обществе,
а
для
дошкольника
-
средством успешного общения. С одной стороны, богатство речи в большой
степени
зависит
от
обогащения
ребёнка
новыми
представлениями
и
понятиями; с другой
- речь способствует познанию сложных связей в
природе и обществе. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся
в дальнейшем .
Психологи
выделяют
следующие
периоды
речевого
развития
человека:
младенческий возраст - до 1 года - гуление, лепет;
ранний возраст - от 1 года до 3 лет - овладение слоговым и
звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь
диалогическая, ситуативная:
дошкольный возраст - от 3 до 6 лет - появление монологической,
контекстной речи, появление форм внутренней речи;
младший школьный возраст - от 6 до 10 лет - осознание форм
речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение
письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное
развитие монолога;
средний
школьный
возраст
-
от
10
до
15
лет
-
овладение
литературной
нормой,
функциональными
стилями
речи,
начало
формирования индивидуального стиля речи;
старший школьный возраст - от 15 до 17 лет - совершенствование
культуры
речи,
овладение
профессиональными
особенностями
языка,
становление индивидуального стиля[1, с.23].
Ученые отмечают несколько условий, без соблюдения которых речевая
деятельность невозможна, а значит, невозможно и успешное развитие речи:
1.
Первым
условием
возникновения
и
развития
речи
человека
является потребность в
высказываниях. Без потребности выразить свои
стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребёнок, ни
человечество в своём историческом развитии. Следовательно, методическим
условием развития
речи
является создание ситуаций, вызывающих у
дошкольников потребность в высказываниях, желание и необходимость что-
то высказать.
2.
Второе условие любого речевого высказывания - это наличие
содержания, материала, т.е. того, о чём нужно сказать. Чем этот материал
полнее,
богаче,
ценнее,
тем
содержательнее
высказывание.
Чёткость,
логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен
материал. Следовательно, методическим условием развития речи является
тщательная
подготовка
материала
для
речевых
упражнений
(рассказов,
сказок, малых фольклорных жанров), забота о том, чтобы речь детей была
по-настоящему содержательной.
3.
Выражение мысли и общение между людьми возможно только с
помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний,
различных
оборотов
речи.
Поэтому
третье
условие
успешного
речевого
развития - это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы
языка, создать для них хорошую речевую среду.
В
результате
слушания
речи
и
использования
её
в
собственной
практике
у
ребёнка
формируется
подсознательное
«чувство
языка»,
на
которое и опирается методика обучения [2, с.115].
Н.И. Жинкин раскрыл механизм практического формирования этого
явления; он писал: «При передаче сообщения вводится два вида информации:
о предмете и явлениях действительности
о правилах языка, на котором подается сообщение.
Последний
вид
информации
вводится
в
неявной
форме,
так
как
правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится...
Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребёнка языка в неявном
виде, т.е. через речь» [3, с.23].
Следовательно, безусловным методическим условием развития речи
дошкольников является создание широкой системы речевой деятельности: с
одной
стороны,
восприятие
хороших
образцов
речи,
достаточно
разнообразных и содержащих необходимый языковый материал, с другой —
создание
условий
для
собственных
речевых
высказываний,
в
которых
дошкольник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен
овладеть.
Связная речь рассматривается в методике как «…процесс, речевая
деятельность или определенный результат акта коммуникации: развернутый
ответ, подробный пересказ текста, описание, рассуждение, т.е. определенное
речевое произведение» [3, с.23].
Разработка вопросов развития связной речи опирается на достижения
лингвистики, психологии речи (общения), психолингвистики. Большую роль
в восприятии и порождении речи играет речевой опыт дошкольников.
Цель работы по развитию связной речи - подготовить дошкольников к
речевому общению. Эта готовность определяется следующими факторами:
во-первых, знаниями об окружающей действительности;
во-вторых, владением речеведческими понятиями;
в-третьих, умениями и навыками, обеспечивающими адекватное
восприятие речи и создание собственных высказываний.
Сущность
развития
речи
состоит
не
в
механическом
заучивании
правил, а в формировании умений осознанного и правильного использования
единиц языка в речи. Формирование данных умений - это целенаправленное
управление
процессом
речевого
развития
дошкольников,
развитие
их
способности активно и уместно использовать в практике речевого общения
языковые средства, осознавать действующие в языке правила, регулирующие
построение связной речи.
Задачи речевого развития соответствуют
направлениям
работы
по
развитию речи, указанным в Федеральном государственном образовательном
стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО):
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества;
развитие
звуковой
и
интонационной
культуры
р еч и ,
фонематического слуха;
понимание
на
слух
текстов
различных
жанров
детской
литературы;
формирование
звуковой
анаплитико-синтетической
активности
как предпосылки обучения грамоте.
Развитие
речи дошкольников имеет набор методических средств:
речевые упражнения; наиболее важные из них — это упражнения в связной
речи (рассказы, пересказы, составление собственных связных высказываний).
Они
представляют
собой
высшую
ступень
в
сложной
системе
речевых
упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области
словаря,
и
на
уровне
синтаксическом,
умение
накапливать
материал,
логические, композиционные умения и т.п.
Систематичность
в
развитии
речи
обеспечивается
четырьмя
условиями:
последовательностью
упражнений,
их
перспективностью,
разнообразием упражнений (и пониманием конкретной, узкой цели каждого
типа упражнений) и умением подчинить разнообразные виды упражнений
общей
цели.
Каждое
новое
упражнение,
как
бы
ни
было
оно
мало,
связывается с предыдущими и готовит дошкольников к последующим, в то
же время, подчиняясь общей далёкой цели, вносит что-то новое или элемент
нового, обеспечивающее движение вперед [3; с.24].
В современном образовательном процессе дошкольного учреждения
развитие речи рассматривается как главная задача: элементы развития речи
включаются в структуру каждого занятия ( например, трудовая деятельность,
изобразительная деятельность, режимные моменты, праздники.
Проблемы
развития
речи,
речевого
развития
всегда
привлекали
внимание лингвистов. Впервые о них заговорил М. В. Ломоносов, когда
анализировал явления языка с точки зрения стилистической дифференци-
ации. М. В. Ломоносов выделил три рода правил (первое — как изобретать,
второе — что говорить, третье — как располагать), он считал обязательным
использование этих правил в речи.
Основы методики развития речи, на которые опирается современная
наука, были заложены в трудах Ф. И. Буслаева, И. И. Срезневского, К. Д.
Ушинского, Н.Ф. Бунакова, В.П. Шереметевского и др.
Ф.И.
Буслаев
определил
место
речи
в
системе
образования
и
воспитания. Ученый считал, что в основе обучения речи должно лежать
наблюдение
над
живым
словом,
которое
необходимо
проводить
на
образцовых художественных текстах. Ребенок, по его мнению, на практике
должен познакомиться со всеми формами речи, которые необходимо довести
до его сознания путем разбора (анализа) текста.
Определив
роль
грамматики
в
процессе
обучения
как
«разумное
начало» в развитии речи, как средство сознательного усвоения языкового
материала,
Ф.И.
Буслаев
рекомендовал
использование
разнообразных
упражнений,
постепенно усложняющихся, наметил основы
упражнений,
которые
открывающих
«неизвестное
посредством
известного».
Речевое
упражнение
должно
предшествовать
рассуждению
и
осознанию
явлений.
«сначала упражнение, потом возведение форм к ясному сознанию, сначала
упражнение в языке, потом упражнения над языком, сначала практика, потом
теория, и к тому же аналитическим путем».
Как
представитель
логико-грамматического
направления,
Ф.И.
Буслаев
считал,
что
развитие
речи
неразрывно
связано
с
раз витием
мышления. Дети должны выполнять упражнения, основанные на анализе и
синтезе. Причем формы речи должны рассматриваться в органической связи
с мыслью, им выражаемой. Развитие речи ученый понимал как продукт
сложного общественного формирования психических процессов у ребенка,
как сложные системные понятия, появившиеся в результате развития его
деятельности в процессе общения. Ребенок, слушая окружающую его речь,
запоминает
слова
в
виде
естественного
знака,
связанного
с
каким-либо
образом,
затем
воспроизводит
их.
Важную
роль
Ф.И.
Буслаев
отводил
стилистическим упражнениям, которые предлагал выполнять одновременно с
изучением грамматики, в процессе чтения и анализа текстов-образцов [3;
с.24].
Вслед
за
Буслаевым,
определившим
«общие
начала
в
общении»,
большое внимание развитию в детях «врожденного дара слова» уделял И. И.
Срезневский.
Он
также
предлагал
развивать
речь
детей
в
процессе
выполнения специальных упражнений.
Продолжая
идеи
Буслаева
и
Срезневского,
К.Д.
Ушинский
тоже
придавал огромное значение развитию речи, которое должно начинаться с
осознанного понимания смысла слова. Он утверждал: «Дитя, которое не
привыкло вникать в смысл слова... не получило навыка распоряжаться им
свободно
в
изустной
речи,
всегда
будет
страдать
от
этого
коренного
недостатка при изучении всякого другого предмета».
Н.Ф. Бунаков, рассматривая расширение словарного запаса как одну
из важнейших задач развития речи, предлагал решать ее в процессе обучения
грамматике
параллельно
со
стилистикой.
По
его
словам,
«весь
процесс
мышления совершается в словах, и нельзя представить себе мышления без
слов, без речи, так что на деле развитие мышления совмещается с развитием
дара слова».
Дальнейшую разработку вопросы речевого развития дошкольников
получили в трудах ученых XX в. В этот период большое внимание уделяется
вопросу
формирования
коммуникативных
умений
и
навыков.
Роль
грамматики в развитии речи рассматривали такие ученые, как А.Н. Гвоздев,
С.И. Абакумов, К.Б. Бархин, В.А. Добромыслов и др.
Так, А.Н. Гвоздев отмечал, что показателем сознательного усвоения
речи является естественное умение выбирать для высказывания нужную,
подходящую
форму,
необходимую
с
точки
зрения
целесообразности
и
коммуникативной установки.
С.И.
Абакумов
придавал
большое
значение
слушанию
и
чтению,
рассматривая их как средство, способствующее развитию образности речи.
М.А. Рыбниковав своих трудах доказывала необходимость уделять
внимание выразительному чтению на всех занятиях, чтобы
дети могли
увидеть функционирование единиц языка в тексте. Опираясь на методическое
наследие прошлого, Рыбникова создала систему работы над развитием речи в
связи
с
изучением
художественных
текстов,
с
учетом
возрастных
особенностей учащихся. Выделяя в качестве единиц для анализа слово и
предложение,
она
предложила
различные
приемы
работы
над
данными
единицами,
в
том
числе
специальные
упражнения,
способствующие
развитию речи учащихся [2, с.118].
А.М. Пешковский считал, очень важно развивать умение говорить,
чтобы «быть понятым».
Он считал, что одним из эффективных речевых
упражнений является анализ текста. В конце 60-х годов XX в. возрос интерес
ученых-методистов
к
вопросам
синтаксической
организации
речи.
Значимыми
в
методике
развития
речи
являются
исследования
по
формированию
грамматического
строя
речи
дошкольников,
являющегося
основой,
на
которой
строится
акт
коммуникации
(исследования
А.Н.
Гвоздева, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичевой и др.).
Большое значение в разработке вопросов развития речи
имеют
исследования Л.П. Федоренко по выявлению общих условий ( речевая среда)
речевой
деятельности.
Лидия
Прокофьевна
Федоренко
выделяет
естественную речевую среду и искусственную речевую среду.
Естественная
речевая
среда
–
стихийно-речевая
среда,
в
которой
воспитывается
ребенок.
Она
может
быть
благоприятной
для
речевого
и
общего
психического
развития
–
если
с
ребенком
общаются
люди
с
правильной речью, если реагируют на речь ребенка, отвечают на их вопросы.
И может быть неблагоприятной, в том случае, если взрослые не реагируют на
речь
ребенка,
не
разговаривают,
у
них
наблюдаются
дефекты
в
речи
(картавость,
шепелявость).
К
естественной
речевой
среде
относят
речь
педагога и окружающих ребёнка людей, свободное речевое общение детей со
сверстниками и взрослыми.
Искусственная речевая среда – специально организованная среда с
помощью методических средств. При организации такой среды необходимо
чтобы ее развивающий потенциал был высоким, оптимальным для каждой
возрастной ступени.
К методическим средствам речевого развития Л.П. Федоренко относит:
1. Обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный
процесс,
при
котором
под
руководством
воспитателя
дети
овладевают
определенным кругом речевых навыков и умений. Оно осуществляется через
организацию
разных
форм
занятий,
бесед,
чтения
художественной
литературы,
ознакомления
с
книжной
иллюстрацией,
праздников
и
развлечений.
2.
Центр
речевой
деятельности.
Является
одним
из
важных
компонентов
речевой
среды.
Он
может
включать
в
себя
следующие
составляющие:
книжный уголок;
дидактический, наглядный материал;
разные виды театров [2, С.56-58].
В последние годы ведущим в методике развития речи становится
коммуникативное направление, в основе которого лежит изучение
единиц
речи
как
текстообразующих,
участвующих
в
формиров а н и и
и
формулировании
речи.
Коммуникативный
подход
связан
с
обучением
дошкольников правильному использованию языковых средств в соответствии
с
нормами
литературного
языка
во
всех
видах
речевой
деятельности:
рецептивной (слушание), продуктивной (говорение); в определенной речевой
ситуации.
Такая
работа
по
развитию
речи
дошкольников
способствует
сознательному отношению к выбору нужной речевой единицы, позволяет
наиболее
эффективно
проводить
работу
над
всеми
видами
речевой
деятельности в соответствии с возрастными этапами речевого развития [2,
С.43-47].
Таким
образом,
в
современном
образовательном
процессе
дошкольного учреждения
развитие
речи
рассматривается как главная
задача. Безусловным методическим условием развития речи дошкольников
является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны,
восприятие
хороших
образцов
речи,
достаточно
разнообразных
и
содержащих необходимый языковый материал, с другой — создание условий
для
собственных
речевых
высказываний,
в
которых
дошкольник
мог
бы
использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.
Список литературы:
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. -
3-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 400 с.
2.
Гербова
В.
Занятия
по
развитию
речи
в
средней
группе//
Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80.
3.
Грецик
Т.
Взаимодействие
детского
сада
и
семьи
по
развитию
речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – с. 54-56.