Напоминание

УЧЕБНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Автор: Плотникова Мария Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №3
Населённый пункт: с. Каново Курского муниципального района Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: УЧЕБНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УЧЕБНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Новые

требования

общества

к

уровню

образованности привели

к

необходимости изменения технологий обучения.

Актуальными

являются

технологии, позволяющие организовать учебный процесс с ориентацией на

личность,

ее

интересы,

склонности

и

способности.

Опыт

использования

инновационных технологий в процессе подготовки обучающихся доказывает

их

преимущества:

они

помогают

сформировать

школьников

навыки

самостоятельного

получения

новых

знаний;

стимулируют

творческие

способности каждого. С этой точки зрения особый интерес представляет

технология

учебного

комментирования

художественного

текст а

произведения.

Это связано с тем, что

основной

задачей литературного

образования

является

качественное

совершенствование

читательского

восприятия

школьников.

Первичное

чтение

художественного

текста

не

может

обеспечить

полноценного

восприятия

учащимися

идейно-

тематического

содержания

произведения

и

должного

нравственного,

эстетического

воздействия

на

обучающихся.

Учебное

комментирование

-следующая ступень в восприятии произведения, это аналитическое чтение.

Таким образом технология учебного комментирования текста содержит в себе

установку на понимание

всей глубины художественного произведения. В

процессе комментирования школьник учится

внимательно читать текст,

понимать подтекст произведения.

Комментированием является истолкование

произведения,

следовательно, это

не

комментарий

к

художественному

произведению,

а

уточнения

смысла

текста,

мысли

автора,

их

интерпритация[3,

с.

7].

С.И.

Ожегов

дает

следующее

определение

комментария:

«1.

Разъяснительные

примечания

к

какому-нибудь

тексту.

Сочинения Пушкина с комментариями. 2. Рассуждения, пояснительные и

критические замечания о чем-нибудь. Комментарии к печати. Комментарии

излишни»

[4,

с.

288].

Комментирование,

как

правило,

используется

в

качестве

одного

из

методов

анализа

художественного

произведения .

Аналитическое,

комментированное

чтение

сопровождается

вопросами.

Уточняющими

прочитанное.

В

результате

метод

чтения

в

ходе

разбора

произведения уже не применяется сам по себе, а взаимодействует с другими

методами

обучения.

В

методике

работы

с

текстом

художественного

произведения приняты следующие виды учебного комментирования текста

художественного произведения:

1.

Истолкование

значения

слова,

т.е.

лексическое

комментирование:

раскрытие семантики и этимологии слова.

2.

Истолкование

значения

образных

средств

в

тексте

произведения,

комментирование , т.е. уточнение их роли в раскрытии идеи произведения.

2.

Комментирование

исторических

и

социально-бытовых

фактов,

заключающееся

в

толковании

исторических

событий,

имен,

названий,

бытовых и этнографических деталей.

3.

Литературоведческое

комментирование,

связанное

с

характеристикой

эпохи

и

литературных

течений,

с

разъяснением

литературоведческих

терминов.

4.

Идейно-стилевое

комментирование,

в

процессе

которого

делаются

наблюдения над образной и идейно-тематической стороной произведения.

В последние годы в связи с появлением новых технологий обучения

заговорили об обновленной технологии комментирования художественного

текста произведения. Правда, в школе она используются крайне редко. На

наш взгляд, нельзя отрицать, что комментирование позволяет решить две

важнейшие

задачи:

технология

художественного

комментирования

художественного текса произведения (дальше - учебное комментирование)

позволяет

углубить

восприятие

и

понимание

художественного

текста

учащимися, а также выступает

как способ контроля глубины понимания

текста школьниками.

Термин «комментированное чтение» вошел в литературу вначале как

определение

приема

обучения

и

получил

более

широкое

истолкование

несколько позже, когда некоторые авторы (Г.И. Беленький, М.А. Шнеерсон и

др.) рассмотрели его в своих исследованиях, указав его существенную

роль в проведении целостного анализа художественного произведения.

Широко пропагандировала в своих работах комментированное чтение М.Д.

Кочерина: «Небольшие по объему произведения мы читаем в классе целиком

и

комментируем,

а

из

больших

произведений

выбираем

наиболее

яркие

отрывки,

имеющие

важное

значение

для

выяснения

идейного

смысла

произведения»

[2,с.

54].

Комментарии,

сопровождающие

чтение,

по

её

мнению, должны

носить, как правило,

идейно-стилистический характер,

который

направлен на выяснение идейного содержания произведения и

способов его выражения в языке. В последующих работах М. Д. Кочерина

учебное комментирование предлагает использовать шире. По ее мнению,

учебное комментирование позволяет наиболее эффективно произвести не

только стилистический анализ, но и рассмотреть

способы

раскрытия

замысла автора (портретные характеристики, пейзажные описания и др.).

Кроме

того,

она

уточняет

цели

классного

чтения,

показывает

роль

комментированного

чтения

в

формировании

нравственных

норм

и

эстетического вкуса школьников.

М.Д. Кочерина предлагает использовать комментированное чтение для

изучения произведения на двух этапах: при первичном знакомстве с текстом

посредством

чтения

с

комментариями,

а

также

после

осмысления

композиции произведения для обобщения и выводов в последовательности,

соответствующей композиции произведения.

Л.К.

Богомолова,

рассуждая

о

комментированном

чтении,

подчеркивает

необходимость первоначального

самостоятельного чтения

учащихся с

художественным текстом, т.е. знания текста произведения.

Е.В.

Квятковский

затрагивает

ту

же

проблему,

он

подчеркивает

необходимость

знания

учащимися

текста

произведения

до

начала

комментированного прочтения. Он особо обращает наше внимание на тот

факт,

что

«на

пути

учащихся

к

пониманию

художественного

текста,

к

восприятию идейно-образного богатства литературного произведения стоит

большое число препятствий: малый жизненный опыт, небольшая общая и

речевая

культура,

неумение

мыслить

отвлеченно,

в

единичном

различать

проявление

общего,

недостаточная

подготовленность

к

образному

восприятию

действительности…» [1,

с.4].

Е.В.

Квятковский

считает

необходимым готовить учащихся к первому чтению и большую роль отводит

чтению

с

комментариями:

учитель

читает

и

комментирует

текст;

самостоятельное чтение учащихся чередуется с комментированным чтением

учителя;

комментарий

учителя

следует

после

выразительного

чтения

им

текста.

Таким

образом,

все

методисты

сходятся

во

мнении,

что

комментирование

художественного

произведения

-

это

такой

способ

изучения

текста

на

уроках

литературы,

который,

не

уничтожая

эмоционального восприятия

художественного произведения, обеспечивает

активное развитие творческого мышления обучающихся. Также большинство

методистов

отмечает,

комментированное

прочтение

текста

требует

интенсивной и глубокой подготовки

и от учителя. В младших классах в

задачу учителя входит только комментирование значения незнакомых для

школьников слов, учитель старших классов должен быть готов глубокому

комментарию: лексическому,

лингво-культурологическому,

с

элементами

сведений по истории, философии, мировоззренческому и др. Кругозор и

словарный запас многих школьников узки, недостаточны знания истории,

поэтому едва ли можно найти в школьной программе такое произведение,

основной

материал

которого

был

бы

понятен

учащимся

без

пояснений

учителя. Зачастую учащиеся, изучив произведение, поверхностно знают его

содержание, определяют (повторяя учебник и учителя) его идейное значение,

дают

оценку

поступкам

героев,

но

не

понимают

смысла

ряда

слов,

выражений, а, следовательно, и самого текста. Например, дети без помощи

учителя

никогда

не

смогут

объяснить

иносказательный

смысл

разговора

«вожатого» с хозяином постоялого двора (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»,

глава 2).

Обращая

внимание

учащихся

на

художественные

детали,

на

пейзаж, на портреты героев, на особенности языка, на мысли писателя, на

подтекст

произведения,

учитель

формирует

навыки

вдумчивому

чтения.

Обучающиеся

учатся

высказывать

собственные

суждения,

приобретают

способность

критически

оценить

любое

литературное

произведение,

самостоятельно

мыслить

и

понимать

произведения

искусства,

развивают

художественный вкус и языковое чутье.

Таким

образом,

метод

комментированного

чтения

текста

помогает

глубже

понять

изучаемое

произведение,

решить

проблему

углубленного

изучения

художественного

текста,

заинтересовать

учащихся

процессом

постижения произведения позволяют.

Список литературы

1.

Квятковский Е.В. Первоначальное ознакомление учащихся вечерней

школы с текстами худ. произвед. – М.: Просвещение, 1964.

2.

Кочерина

М.Д.

Работа

над

текстом

романа

Пушкина

«Евгений

Онегин»// Литература в школе. – 1953. — № 5. – С.54 – 60.

3.

Низовская

И.А.

Словарь

по

методике

преподавания

литературы.

Бишкек, 1993.

4.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю.

Шведовой. – 23-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1990.