Автор: Шамсудинов Василий Габдулгафурович
Должность: преподаватель инженерной графики
Учебное заведение: Пермский институт железнодорожного транспорта
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Применение компьютерных технологий при преподавании инженерной графики
Шамсудинов Василий Габдулгафурович
преподаватель высшей категории
Пермский институт железнодорожного транспорта
г. Пермь, РФ
Применение компьютерных технологий при преподавании
инженерной графики
Аннотация: интерактивное обучение являются важным условием и
результатом комплексного подхода в графическом обучении.
Ключевые слова:
инженерная и компьютерная графика, учебный процесс,
интерактивное обучение, графическая деятельность, дисциплина, графическое
образование, персональный компьютер, пространственное мышление.
Формирование и развитие конкурентоспособной личности, владеющей
современными
информационными
и
коммуникационными
технологиями,
несомненно,
является
необходимой
компонентой
в
подготовке
к
профессиональной деятельности, в том числе и будущего инженера транспорта.
Решение этих проблем зависит от содержания и технологии обучения будущих
специалистов в системе среднего специального образования, а в частности
системы
преподавания
общеобразовательной
дисциплины
“Инженерная
графика”.
Одним из важнейших условий успешного освоения, быстрого внедрения
и
рационального
использования
современной
техники
является
умение
специалистов
выполнять
и
читать
чертежи,
эскизы,
схемы
и
другую
техническую
документацию.
Поскольку
графический
язык
общепризнан
международным
языком
общения,
изучение
дисциплины
«Инженерная
графика»
является
необходимым.
Это
требует
рассматривать
графическое
образование
как
важную
составляющую
содержания
общего
образования.
Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты,
способные
быстро
адаптироваться
в
новых
динамичных
социально-
экономических условиях. Работодатели все чаще заинтересованы не столько в
квалификации
сотрудников,
сколько
в
их
компетентности,
способности
работать в группе, инициативности, умении успешно справляться с различными
жизненными
и
профессиональными
ситуациями.
Компетентностный
подход
предъявляет
свои
требования
и
к
другим
компонентам
образовательного
процесса — содержанию, методам, педагогическим технологиям, организации
педагогического процесса. В условиях модульно-компетентностного подхода в
пределах отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и
знаний в рамках формирования конкретной компетенции.
Совершенствование методики обучения в инженерной графике связано с
отбором наиболее эффективных методов и приемов обучения, поиском новых
средств,
способствующих
развитию
творческого
мышления
обучаемых,
формированию и развитию у обучающихся графической культуры.
Использование САПР КОМПАС расширяет возможности формирования,
углубления и расширения теоретических знаний обучающихся, делает учебный
процесс
более
результативным.
Программное
обеспечение
позволяет
преподавателю в полной мере реализовать такие общедидактические принципы,
как
сознательное
выполнение
учебных
заданий,
наглядность,
доступность,
последовательность, дифференциация и индивидуализация учебного процесса.
Наиболее эффективная организация учебного процесса, на мой взгляд,
предполагает выполнение чертежей и схем вначале «в карандаше», а потом с
помощью
«электронного»
кульмана.
Это
позволяет
реализовать
такие
познавательные
процессы,
как
ощущение,
восприятие,
представление,
аналитическое
мышление.
Развитие
пространственного
мышления
имеет
особую значимость, так как развитие мышления, а в особенности наглядно-
образного и пространственного тесно связано с интеллектом человека. Как
правило,
даже
слабоуспевающие
обучаемые
на
занятиях
по
компьютерной
графике
работают
с
большим
интересом,
выполняя,
например,
задания
по
отработке
основных
приемов
работы
в
графическом
редакторе
КОМПАС-
График [1, с. 40–41]. В конечном итоге компьютер для студента должен стать
таким
же
инструментом,
что
карандаш
и
линейка.
При
этом
студенты
в
инженерной графике осваивают способы и правила построения изображений с
помощью
карандаша,
а
в
компьютерной
графике
одновременно
осваивают
базовые приемы и интерфейс программы, а именно: настройка рабочей среды,
определение формата чертежа, работа с примитивами, редактирование чертежа,
объектные привязки, работа с блоками, слоями, текстом и др. При этом на
любом этапе создания чертежа студент может видеть наглядное изображение
изделия, что весьма важно в процессе обучения.
При
использовании
информационных
технологий
в
образовательном
процессе
традиционные
задания
инженерной
графики
получают
новое
наполнение
и
реализацию.
Например,
легко
построить
из
объемного
и з о б р а ж е н и я
д е т а л и
« О с ь »
е е
и з о б р а ж е н и е
в
2 d .
Реализация
поставленной
задачи
потребовало
создания
соответствующих
методических
указаний
с
пошаговыми
действиями
и
разъяснениями.
В
процессе
разработки
находится
сборник
методических
указаний
по
выполнению графических заданий для выполнения чертежей на компьютере.
Все эти задания выполняются также как и в ручном черчении, – линия за
линией,
при
этом
отрабатывается
техника
черчения,
способы
компоновки
чертежа на формате, учитывается правила выполнения детали в масштабе. При
этом всегда можно проверить правильность выполнения графического объекта
и вовремя скорректировать чертеж. Этот же прием использует и преподаватель,
создавая геометрическую модель детали, заданной в условии задачи, а затем
автоматически
по
трёхмерной
модели
строя
её
ортогональные
проекции.
Студент, сопоставив своё решение задачи, может самостоятельно выявить свои
ошибки и проанализировать правильность решения. Ошибки, которые студенты
допускают при выполнении этих задач, связаны со слабым представлением
формы модели и в этом может помочь решение графических задач инженерной
графики. Такие упражнения являются подготовительным этапом к решению
проекционных задач. Также они помогают преподавателю обнаружить, какая
часть учебного материала не усвоена студентами, и своевременно устранить
затруднения в понимании формы объекта [2, с. 434].
Будущий техник должен одинаково хорошо владеть как компьютерной
техникой выполнения чертежей, так и ручной. Тем более, что пространственное
воображение,
безусловно,
необходимое
в
конструкторской
и
проектной
деятельности, а также при чтении чертежей на производстве в большей мере
развивается при работе с плоскими изображениями на листе бумаги. Человек,
не умеющий грамотно читать и выполнять чертежи на бумаге, не сможет
осмысленно
сделать
это
и
на
компьютере.
Базовые
знания
должны
закладываться
с
использованием
карандаша,
натурных
образцов,
макетов
и
моделей.
Введение
компьютерных
технологий
должно
быть
в
разумных
пределах. Нельзя смещать приоритеты. Компьютерная графика должна быть
направлена на изучения правил и приемов решения графических задач, а не на
изучение свойств и возможностей компьютера.
Одновременно
с
этим
внедрение
на
уроках
инженерной
графики
компьютерных
технологий
позволили
мне
реализовать
идею
развивающего
обучения,
повысить
темп
урока,
сократить
потери
рабочего
времени
до
минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при
подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
Работа с компьютерными программами развивает конструкторское и творческое
мышление,
пространственное
воображение,
способствует
формированию
умений
и
навыков
работы
с
графическими
редакторами,
осмысленного
владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что,
использование компьютерной графики повышает качество и эффективность
обучения, развивает учебную деятельность. Для меня компьютер на уроке - это
инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно
изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие
урок,
повторить
бесконечное
количество
раз
необходимые
построения,
разработать
графические
задания
и
тесты
для
обучающихся.
Применение
компьютерных
технологий
при
преподавании
инженерной
графики
делают
возможным удовлетворить множество познавательных потребностей студентов.
Для решения конкретных задач можно использовать информационные
ресурсы из внутреннего информационного пространства (Интернет). Например,
при изучении курса инженерной графики рассматриваются различные виды
конструкторской документации, изучаются правила составления и оформления
чертежей некоторых соединений и деталей в соответствии с действующими
стандартами
Единой
системы
конструкторской
документации
(ЕСКД).
При
выполнении
графических
работ
обучающиеся
приобретают
навыки
пользования справочно-технической литературой [3, с. 15-17].
В таком учебном процессе обучаемый перестает быть только объектом
преподавательского воздействия - он становится субъектом интерактивного,
коммуникативного взаимодействия с преподавателем и коллегами-студентами.
Такие и аналогичные им взаимосвязи можно и нужно реализовывать. Это
позволит
существенно
повысить
уровень
понимания,
глубину
изучения
содержания
учебных
дисциплин:
инженерная
графика,
информатика,
техническая механика, математика, а также ряда дисциплин профессионального
цикла.
Внедряя технические средства в процесс обучения инженерной графики,
прежде всего, реализуется принцип наглядности обучения, обеспечивающий
усвоение знаний студентами.
Как показывают результаты итогового контроля, введение компьютерных
технологий
и
методов
организации
учебно-познавательной
деятельности
студентов стимулируют развитие их творческой активности, познавательных
интересов и способностей. В результате наблюдается осознание обучающими
большого
значения
графической
подготовки
в
будущей
профессиональной
деятельности и отмечается их тенденция к самосовершенствованию знаний и
саморазвитию умений и навыков.
Список используемой литературы
1.
Корчагина Л. Н. Подходы к преподаванию дисциплины «Инженерная и
компьютерная графика» с учетом современных тенденций развития
образования / Рязань: РВВДКУ, журнал «Научный резерв», № 13, 2014,
С.40–41.
2.
Чекмарев А. А. Инженерная графика: учебное пособие / А. А. Чекмарев,
В. К. Осипов. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016, С. 434с.
3.
Ярошевич О.В. Проблемы информатизации графической подготовки/
О.В.Ярошевич, Н.А.Амельченко, Н.Ф.Кулащик // Формирование
творческой личности инженера в процессе графической подготовки:
материалы респ. науч.-метод. конф., Витебск, 5 декабря 2008 г. – Витебск:
УО «ВГТУ», 2008, С. 15-17