Автор: Кораблева Надежда Борисовна
Должность: методист имо
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга "Академический"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формы работы с родителями в отделе технического творчества
Формы работы с родителями в отделе технического творчества
Одной из основных задач работы педагога дополнительного образования является
вовлечение
родителей
в
образовательный
процесс
и
выстраивания
партнёрских
отношений в воспитании детей и повышение педагогической культуры родителей. Это
регламентировано федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. (статьи 44 и 45). Занятость современных родителей, а порой и отсутствие
интереса к дополнительным занятиям ребенка приводят к тому, что педагог вынужден
искать самостоятельно различные подходы взаимодействия с семьей. И роль педагога в
решении этой проблемы неоценима.
Цель моей статьи - поделиться с педагогами дополнительного образования опытом
работы в нашем коллективе, представив те формы работы, которые помогают нашим
педагогам
целенаправленно
и
качественно
вовлекать
родителей
в
образовательный
и
воспитательный процессы.
В отделе технического творчества Центра внешкольной работы с детьми и
молодежью Калининского района Санкт-Петербурга «Академический» создана система
взаимодействия
с
родителями,
которая
помогает
педагогам
достичь
более
высоких
результатов в своей деятельности.
Тесная связь установлена с педагогом-психологом, когда по какой-то причине педагог
самостоятельно не может решить проблемы, которые возникают с детским коллективом
или определенным ребенком. Педагог – психолог проводит наблюдение и тестирование
детей и родителей на предмет удовлетворенности качеством реализации образовательных
программ.
Регулярно в начале и конце года педагогами проводятся родительские собрания с
использованием компьютерных презентаций,
на которых осуществляется знакомство с
программой и результативностью детского творческого коллектива – демонстрируются
работы и награды, полученные за участие в выставках и конкурсах.
Для родителей педагоги проводят просветительские беседы. Например: «Роль
ручного
труда
в
общем
развитии
ребёнка»,
«Влияние
традиционных
ремёсел
на
эстетическое развитие детей», «Соблюдение режима дня школьника», «Ведем здоровый
образ жизни», «Экологическое воспитание в семье», «Формирование личности ребенка в
семье», «Лекарственные растения ценнейшее природное богатство».
Ежегодно планируются открытые занятия для родителей 1-3 годов обучения, где
педагогом наглядно демонстрируется уровень освоения программы каждым ребёнком, но
родители не сторонние наблюдатели этого процесса, а активные его участники. Для них
тоже заготовлены задания, которые они выполняют рядом со своими детьми. Получается
своеобразный мастер-класс для родителей «Создаём вместе», он помогает родителям
лучше понять увлечение ребёнка и активно участвовать в процессе обучения и радоваться
его успехам.
Работы детей участвуют в выставках и конкурсах технического и прикладного
творчества, которые проходятся на различных площадках района и
города, которые
совместно
с
педагогами
посещаются
детьми
и
их
родителями.
Присутствуя
на
награждении
детей,
за
высокое
качество
выполненных
изделий,
они
очень
гордятся
своими детьми.
Творческое объединение начального технического моделирования уже 7-ой год
участвует в межмузейном конкурсе «Большая регата» и регулярно занимают призовые
места. Значительная роль родителей заключается в творческом оформлении вахтенного
журнала и помощь в выполнении сложных домашних заданий, а особенно при ответе на
непростые
вопросы
виртуальных
музеев.
Родители
всегда
переживают,
когда
дети
отвечают на вопросы в музеях и радуются их успехам.
Совместное посещение музеев и выезды за город сплачивают детские коллективы и их
родителей. В связи с занятостью родителям проблемно выбраться с детьми в музей или на
выставку и очень благодарны педагогам, которые заказывают экскурсии в музеи города.
Побывав на экскурсии родители впервые чувствуют радость и удовлетворение, во первых
от общения с ребенком, во вторых от того что сами узнали много нового и интересного.
Выезды с родителями в зубропитомник запоминается надолго. Обилие впечатлений от
природы, птиц и животных, встретившихся во время поездки, остаются ярким пятном в
памяти ребенка.
В Центре внешкольной работы «Академический» ежегодно проводятся праздники:
- «День рождения ЦВР», на котором происходит посвящение в студийцы детей первого
года обучения, вручение им специальных значков и подарков от старших товарищей;
-
«Новогодние
представления»
для
детей
всех
творческих
объединений,
в
которых
активное участие принимают педагоги, дети и их родители;
- «День семейного отдыха», проходящий в первое воскресенье марта, на котором педагоги
проводят мастерские по различным прикладным и техническим направлениям, оригами,
квиллингу, начальному техническому моделированию. С большим удовольствием дети и
родители принимают участие в изготовлении различных сувениров;
- «Творческий портрет педагога» - педагоги знакомят со своим творчеством, показывают
работы,
выполненные
своими
руками,
рассказывают
об
участии
в
педагогических
конкурсах и персональных выставках.
В конце января во время празднования снятия блокады Ленинграда в творческих
объединениях проводятся воспитательные мероприятия с использованием компьютерной
презентацией педагогами и детьми на тему блокады, проходят встречи с ветеранами ВОВ
и с теми, кто пережил блокаду Ленинграда. Дедушки и бабушки рассказывают детям о
том какая сложная в те дни была обстановка в городе: о голоде, холоде и бомбёжках, с
каким напряжением ждали писем с фронта. К этим дням готовятся и дети, выполняя
сувениры-подарки ветеранам.
Регулярно проводятся акции «Подарок маме своими руками» к Дню матери,
Международному женскому Дню 8 марта.
Ко Дню защитника Отечества 23 февраля, помимо подарков папам, проводится «День
мужества», на котором педагог художественной обработки древесины, в прошлом военный
летчик рассказывает о возникновении этого праздника о непростой жизни военных –
защищающих наши рубежи.
С появлением ИНТЕРНЕТА информация для родителей находится на сайте
учреждения: сведения о творческих объединениях, образовательные программы, условия
приема
в
коллективы,
фотографии
готовых
изделий
и
педагогов.
Педагоги
создают
индивидуальные сайты своих творческих объединений и странички в ВК, где дается
информация
о
проводимых
и
предстоящих
мероприятиях,
и
посредством
которых
осуществляется связь педагога с родителями и детьми.
Педагоги отдела со своими коллективами детей и родителей активно взаимодействуют
с Центральной детской библиотекой Калининского района. Договор и план работы на год
позволяет спланировать заранее поход в библиотеку. На базе библиотеки проводятся:
выставки детских творческих работ всех коллективов отдела; встречи с писателями и
художниками;
проходят
показы
спектаклей;
виртуальные
экскурсии
и
рассказы
о
достопримечательностях городов и музеев России и зарубежных стран. Интерактивные
экскурсии по городу нравятся и взрослым, и детям, потому что они получают знания о
музеях, достопримечательностях, памятниках культуры родного города и всего мира. В
мастерских выполняются разнообразные поделки к новогодним и другим праздникам.
Родители, вовлекаемые во все эти мероприятия, становятся ближе к ребёнку и их
интересам.
И
теперь
они
совершенно
по
иному
рассматривают
дополнительное
образование не только как организацию досуга, а заинтересованы в образовательных
результатах
и
развитии
ребенка.
Создается
атмосфера
общности
интересов,
сотрудничества, поддержки, взаимопомощи, взаимодействия и доверия.
Привлечение родителей помогает педагогам создать более благоприятные условия для
воспитания и развития ребёнка, ведь без совместных усилий этого добиться гораздо
сложнее.
Методист Кораблёва Надежда Борисовна