Напоминание

"Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш"

Автор: Боркунова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дюймовочка"
Населённый пункт: городской округ Большой Камень Приморский край
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект НОД «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж]-

[Ш]» в старшей группе «Солнышко» МБДОУ «Дюймовочка»

городского округа Большой Камень Приморского края. Воспитатель:

Боркунова Елена Васильевна.

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Цель: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать

фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в

умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова

со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать

речевое дыхание.

Задачи:

1. Образовательные:

- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными

суффиксами;

2. Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и

[ш];

-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;

-развивать мышление, память, связную речь;

3. Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

- воспитывать внимательное , уважительное отношение к окружающим людям,

стремление прийти на помощь в трудной ситуации

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным для ребенка

ситуациям

Методы и приёмы:

1. Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и

упражнения, воображаемая ситуация.

2. Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые

повторения, поощрение, д/игры с наглядным материалом.

3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.

4. Практические: подражательные упражнения, игры.

Оборудование и материалы: игрушки жук, змея; карточки с изображением жука и змеи, вата,

карточки с картинками, вазы (игра), кружки зелёного и красного цвета.

Ход НОД:

1 этап – мотивационно- ориентировочный(дети стоят в кругу на ковре)

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Всем нашлось и место, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

(Звучит шипение змеи и жжужание жука)

Воспитатель:

Ой, ребята! Что это за звуки? Кто это? Похоже, кто-то спорит, сердится.

Мне кажется, что нам помогут отгадать, кто это, загадки.

- Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (ЗМЕЯ) (выставляется игрушка)

Воспитатель:

-Молодцы, это змея.

А почему вы решили, что это змея? (похожа на веревку)

С кем же она спорит?

- Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)» (выставляется игрушка)

Воспитатель.

- Правильно ребята, это жук.

А можно ли ловить жуков? (Нет, они опыляют растения)

Как вы думаете, о чем они спорят? ( предположение детей)

Давайте с ними познакомимся и узнаем, о чем же они спорят. Это змея Шушу, а это жук Жужу.

2 этап – поисковый

Воспитатель. Ребята, мы с вами говорим, а что делает змея?( Шипит)

Пошипите, как змея. А что делает жук? (Жужжит)

Пожжужите, как жук.

- Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался, с какими звуками мы будем

играть сегодня? (Ж-Ш).

Жук Жужу: -Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и

её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать, чем шипеть.

Воспитатель:- Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском

языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что

и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи.

Присаживайтесь, ребята на свои места (дети садятся за столы)

3 этап – практический

Попросим змейку Шушу научить нас шипеть – правильно произносить ее звук.

Сначала надо сделать зарядку для языка и губ.

Губы: «Заборчик»

(

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.)

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы

Посчитаем наши зубы.

«Колечко»: (открыть рот, округлив губы рупором, и вытянуть их вперед - положение губ, как

при произнесений звука О. Удерживать губы в таком положении 2—5 секунд.)

Губки круглые сложи

и колечко покажи.

Язык: «Лопаточка» (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на

нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.)

Поперек улыбки лег –

Отдыхает язычок

.

«Чашечка» (Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края

языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать

нижние зубы. )

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

«Маляр»

(Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба).

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.

Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.

Сделано немало, кисточка устала.

(Для выработки сильной целенаправленной воздушной струи выполнить упражнение

«Ракета»)

«Ракета»: на нос положить кусочек ваты, сделать чашечку языком и подуть так, чтобы ватка

поднялась вертикально вверх, чем выше, тем лучше.

А теперь учимся произносить звук ш:

Сделать «лопаточку»

Лопаточку првратить в чашечкку

Чашечку заносми в полость рта за верхние зубы.

Смыкаем нижнюю и верхнюючелюсти так, чтобы между ними образовалась щель

Округляем губы и выдыхаем.

(сделать несколько раз)

Жужу мне сказал, чтобы произнести его звук – делаем то же самое, только добавляем голос,

чтобы его звук звучал звонче.

Положите ладошку на горлышко и пожжужите.

- Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)

А теперь произносим звук Ш.

- Что вы чувствуете, когда произносите э звук ш? (горлышко молчит)

Давайте потренируемся произносить эти звуки.

-Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки, научились произносить звуки, а

теперь давйте поиграем в игру со звуками «Ш-Ж»

1. Дидактическая игра «Поймай звук»

Воспитатель:- Возьмите карточки на который изображена змея и жук.

- Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж)

- Как шипит змея? (ш-ш-ш)

-Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте карточку с жуком, звук –

ш, поднимайте карточку со змеёй.

Слова:, пышка, плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок. шайба,

журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль,

дружный, школа, лимон, шмель, дожди.

Воспитатель:- Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.

2. «Добавь слово»

Воспитатель: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие

стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.

Жук упал, и встать не может,

Ждет он, кто ему… (поможет).

Бывает, что трудно подняться, если упал. Поэтому надо обязательно приходить на помощь

тому, кто попал в беду.

Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы запомните слова со звуком ж.

(жук, не может, ждет, поможет)

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на… (машине).

Можно ли так ехать как мишка? (нет, это опасно для жизни)

В каких словах вы услышали звук ш?

Воспитатель: -Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.

3. Игра «Четвертый лишний» (Презентация)

Воспитатель: - А сейчас давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый

лишний» Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж-

Ш»,которые прячутся в начале, в середине и конце слова, одна из картинок лишняя, вы должны

назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

1 слайд. Картинки:шкатулка, шарик, кошелёк, шоколад. Какая картинка лишняя,

почему? (кошелёк)

- Правильно ребята, в слове кошелёк звук «Ш» находится в середине слова, а в других словах

в начале

- Сейчас назовите следующую лишнюю картинку.

2 слайд. Картинки: малыш, шкаф, шуба, штаны. Какая картинка лишняя, почему? Малыш

лишняя, звук «Ш» находится в конце слова, а в других словах в начале.

3 слайд. Картинки: жираф, жвачка, жилет, мороженное. Какая картинка лишняя, почему? В

слове мороженное звук «Ж» находится середине слова, а в остальных в начале.

4 слайд. Картинки: Лосяш, душ, матрёшка, ландыш . Какая картинка лишняя, почему? В слове

матрёшка звук «Ш» находится середине слова, а в других в конце.

Воспитатель: -Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием, нашли все лишние

картинки.

4. Игра «Жук»

- А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть на лугу и поиграть в игру «Жук».Превращаемся в

жуков и летим на луг.

(Слайд Луг)

Посмотрите, как красиво, Вам хотелось бы, что бы вас кто-нибудь поймал? А хотелось бы

полететь на луг, где сорваны и вытоптаны цветы и разбросан мусор?

Значит, находясь в природе нельзя мусорить, ловить животных, нельзя рвать цветы.

Фонетическая ритмика

«Жук». Координация

речи с движением.

Дети становятся в круг. Выполняют движения.

На лужайке, на ромашке Кружение с поворотом

Жук сидел в цветной рубашке Приседание руки на пояс.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь, Движения по тексту.

Низко -низко наклоняюсь.

Присажаемся на наш чистый луг. (дети садятся на ковер)

5. «Замени

звук [Ш] на [Ж].

Вспомните, наши гости спорили – чей звук важнее. Но если заменить в слове звук ш на ж, то

одно слово превращается в другое и будет иметь другое значение. Сейчас мы проверим.

-Я буду вам читать слова со звуками «Ш», а вы должны будете звук «Ш» заменить

на звук «Ж»

Шар – жар, шить -, шаль -, шитье -, уши -, машет -, нашивка - …

Оба звука очень важны.

6. Игра

«Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

Воспитатель: -Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький.

Например: снег-снежок

Слова:

утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости

Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что

и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут ругаться и

спорить кто главнее.

Жужу и Шушу благодарят вас помощь. Давайте, проводим наших гостей и на прощание

подарим им букеты. Подойдите к своему столу и возимите кружок внимательно посмотрите,

можно произнести вслух, что там изображено и определите кому вы её подарите: если в этом

слове есть звук ш , то Шуше, если звук ж , то Жуже.

(дети прикрепляют на нужную вазу и садятся на место, если сделали ошибку – воспитатель

спрашивает чья это картинка и исправляет ошибку)

4 этап – рефлексивно- оценочный

Воспитатель:

- С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются? (губы и язычок

работают одинаково, когда произносим ж , то добавляем голос и горлышко дрожит)

Кто научился находить и произносить звуки ш и ж покажите зеленый сигнал, а кому ещё

трудно – красный.

Кто поднял красный сигнал, объясняет, что у него не получилось, какое задание было трудным

для него.