Напоминание

Подготовка современного урока

Автор: Лаптева Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45
Населённый пункт: города Новосибирска, Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка современного урока







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Подготовка современного урока

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее добывать»

А. Дистервег

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и

учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество

подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его

атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы

преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным

произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению

искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал

учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все,

что происходит на уроке, вызывало у обучающихся искренний интерес, подлинную

увлеченность, формировало их творческое сознание?

Типы уроков

Типология уроков представляет собой классификацию уроков на типы и виды

(составляющие соответствующего типа уроков) по различным основаниям. В

традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по

внешним основаниям:

1.

Классификация уроков по дидактическим целям:

- комбинированный урок;

-урок совершенствования знаний, умений, навыков;

-урок изучения нового материала;

- урок контроля;

- урок обобщающего повторения;

2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:

- вводный урок;

- тренировочный урок;

- итоговый урок.

3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного

интереса и познавательной деятельности:

- урок-практикум;

- урок-семинар;

- урок-лекция;

- урок-зачет;

- урок-игра;

- урок-конференция;

- урок-экскурсия и др.

4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-

воспитательного процесса:

- урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;

- урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;

- урок работы в малых группах;

- урок коллективного способа обучения.

5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

- информирующий урок;

- проблемный урок;

- исследовательский урок;

- эвристический урок.

6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:

- интегрированный урок;

- библиотечный урок;

- клубный урок;

- медиаурок.

Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную

технологию обучения. На основе названных типов уроков могут составляться и

комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных уроков включает в себя

неограниченный набор вариантов их построения.

Планирование урока

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется

на известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор

содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм

организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся;

определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки

деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь

преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов

работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная

особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на

уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что

преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия,

т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность

обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и

регулятивной.

Наибольшие затруднения у преподавателя вызывает формулировка целей урока на задачи

этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности,

обучающихся на каждом этапе. В помощь преподавателю можно предложить следующие

возможные формулировки деятельности:

Табл.1 Формулировки деятельности преподавателя и обучающихся

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных

целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным

материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

индивидуальный контроль;

выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

комментарий к домашнему заданию;

задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

взаимопроверку;

коллективную проверку;

беседу по уточнению и конкретизации

первичных знаний;

оценочные высказывания обучающихся;

обсуждение способов решения;

поисковую работу обучающихся

(постановка цели и план действий);

самостоятельную работу с учебником;

беседу, связывая результаты урока с его

целями.

По очереди комментируют…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Работают с научным текстом…

Составляют схемы

Отвечают на вопросы преподавателя.

Выполняют задания по карточкам.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Работают с учебником.

Составляют опорные конспекты.

Разрабатывают мысле – карты.

Слушают доклад, делятся впечатлениями

о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

самооценку;

самопроверку;

взаимопроверку;

предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей

работы на уроке.

Называют основные позиции нового

материала и как они их усвоили (что

получилось, что не получилось и почему)

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить

причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию

учащихся на творчество одногруппников.

Акцентирует внимание на конечных результатах

учебной деятельности обучающихся на уроке

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия

(УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности»,

«надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа

формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия

являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного

стандарта. Представлены четыре вида УУД:

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Табл 2

Этапы

учебного

занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся на данном этапе

1. Оргмомент 1. Организовать

актуализацию требований к

учащимся со стороны

учебной деятельности.

2. Создать условия для

возникновения внутренней

потребности, включения в

учебную деятельность.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен

посмотреть…)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с

преподавателем и со сверстниками.

2. Проверка

домашнего

задания.

Подготовка к

работе на

основном

этапе.

1. Организовать

актуализацию изученных

способов действий,

достаточных для построения

новых знаний.

2. Зафиксировать

актуализированные способы

действия в речи (повторение

правил).

3. Зафиксировать актуальные

способы действия в знаках

(эталоны, схемы, опора по

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать

знания, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при

анализе учебного действия).

правилам).

4. Организовать обобщение

актуализир. способов

действий. Мотивировать

учащихся к учебному

действию.

5. Организовать выполнение

учащимися учебного

действия.

6. Зафиксировать учебные

затруднения (групповое или

индивидуальное)

3. Усвоение

новых

знаний и

способов

действия

Организовать

построениепроекта изучени

я нового знания:

1. учащиеся ставят цель

проекта (что является целью

- тема).

2. учащиеся определяют

средства (алгоритмы,

модели, справочники,

Интернет...)

3. учащиеся формулируют

шага, которые необходимо

сделать для реализации

поставленной цели.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной

задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания,

постановка и формулировка проблемы,

умение осознанно и произвольно строить

речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов

решения задач.

4.

Реализация

построенног

о проекта и

закрепление

изученных

способ

действий.

1. Организовать реализацию

построенного проекта в

соответствии с планом.

2. Организовать фиксацию

нового способа действия в

речи.

3. Организовать фиксацию

нового действия в знаках.

4. Обсуждение возможности

применения нового способа

действий для решения всех

заданий данного типа.

5. Организовать усвоение

учащимися нового способа

действий во внешней речи

( в парах или группах,

1)

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой

информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

фронтально)

5. Контроль и

самооценка

знаний и

способов

действия

1. Организовать

самостоятельное выполнение

учащимися типовых заданий

на новый способ действия.

2. Организовать

сопоставление работы с

эталоном для самопроверки.

3. По результатам

выполнения

самостоятельной

организовать рефлексию

деятельности по

применению нового способа

деятельности.

1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения

способа действия и его результата с

заданным эталоном.

2) Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить

высказывания.

6. Коррекция

знаний и

способов

действий

1. Организовать выявление

типов заданий, где

используется новый способ

действия.

2. Организовать повторение

учебного содержания

необходимого для

обеспечения содержательной

непрерывности.

1) Регулятивные:

прогнозирование

7.

Подведение

итогов

занятия,

информация

о домашнем

задании.

1. Организовать фиксацию

нового содержания

изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию

неразрешенных затруднений

на уроке как направлений

будущей учебной

деятельности.

3. Организовать обсуждение

и запись домашнего задания.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов

деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё

подлежит усвоению

8. Рефлексия

1. Организовать рефлексию

учащихся по поводу своего

психоэмоционального

состояния, мотивации, своей

деятельности,

взаимодействия с

преподавателем и

одногруппниками.

1)

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей

учебной деятельности

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС

Первое:

четко определить и сформулировать для себя тему урока;

определить место темы в учебном курсе;

определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря,

посмотреть на урок ретроспективно;

и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет

использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму

перспективы своей деятельности.

Второе:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку

урока - зачем он вообще нужен?

Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к

образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных

(принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов

деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по

данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели:

что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они

определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть

проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и

недостатки в собственной деятельности. В традиционном подходе цели урока

формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который

излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет. Наглядное представление о

принципиальной разнице между двумя группами формулировок дает следующая таблица:

Табл.3 Слова-ориентиры для определения целей урока

Традиционный подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цели

Знать (сформировать знание о…)

Сформировать потребность в

знаниях (видеть проблемы)

Научить работать с различными

источниками знаний

Научить выбирать источники

знаний

Систематизировать

Научить систематизировать

Обобщать

Научить выявлять общее и

особенное

Научить выполнять определенные действия

(сформировать умения) при решении

задачи

Научить выбирать способы

решения задачи

Оценить

Сформировать критерии оценки,

способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать,

перегруппировать,

научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения

Сформировать способность к

учащихся)

самооценке

Третье:

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

o

узнавание нового материала;

o

воспроизведение;

o

применение знаний в новой ситуации;

o

применение знаний в незнакомой ситуации;

o

творческий подход к знаниям.-

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.Составить три набора заданий:

задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;

задания, способствующие осмыслению материала учащимся;

задания, способствующие закреплению материала учащимся.

Четвертое:

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать

учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия

формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности

учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные,

общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач –

регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока

формируются какие метапредметные результаты.

Табл.4 Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление

темы урока

Формулируют сами учащиеся

(преподаватель подводит учащихся к

осознанию темы)

Познавательные общеучебные,

коммуникативные

Сообщение

целей и задач

Формулируют сами учащиеся,

определив границы знания и

незнания (преподаватель подводит

учащихся к осознанию целей и

задач)

Регулятивные целеполагания,

коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов

достижения намеченной цели

(преподаватель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая

деятельность

учащихся

Учащиеся осуществляют учебные

действия по намеченному плану

(применяется групповой,

индивидуальный методы)

(преподаватель консультирует)

Познавательные, регулятивные,

коммуникативные

Осуществление

контроля

Учащиеся осуществляют контроль

(применяются формы самоконтроля,

взаимоконтроля)

(преподаватель консультирует)

Регулятивные контроля

(самоконтроля), коммуникативные

Осуществление

коррекции

Учащиеся формулируют

затруднения и осуществляют

коррекцию самостоятельно

(преподаватель консультирует,

советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные

коррекции

Оценивание

учащихся

Учащиеся дают оценку

деятельности по её результатам

(самооценивание, оценивание

результатов деятельности

товарищей)

(преподаватель консультирует)

Регулятивные оценивания

(самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции,

коммуникативные

Домашнее

задание

Учащиеся могут выбирать задание

из предложенных преподавателем с

учётом индивидуальных

возможностей

Познавательные, регулятивные,

коммуникативные

Пятое:

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет

удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда

все забудут.

Шестое:

Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала

имеет следующие этапы:

мотивационно-целевой;

процессуальный;

рефлексивно-оценочный

Седьмое:

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и

результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

что контролировать;

как контролировать;

как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд

вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В

чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие

возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое:

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных

продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к

домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе

урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по

своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления

результатов.

Девятое:

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных

пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Анализ урока – быстро и эффективно

Этапы урока

Критерии оценки эффективности урока

Оценка

Этап актуализации

обращение к индивидуальному опыту

обучающихся, связанному с темой урока (ЗУНы по

данному предмету, знания и умения из других

предметных областей, обобщенные способы

деятельности, личный жизненный опыт);

оригинальность используемых педагогом приемов

актуализации;

активность позиции учащихся (связана с формой

организации деятельности: фронтальная +

индивидуальный опрос, коллективная дискуссия,

работа в малых группах и т.п.).

10бал.

Этап проблематизации

наличие конструктивного конфликта

(представленность разных точек зрения, разных

взглядов, позиций относительно темы урока);

четкость обозначения обучающимися границы

своего «знания» - «незнания»;

активность позиции учащихся.

10бал.

Этап целеполагания и

планирования

инициативность обучающихся в формулировании

цели предстоящей деятельности (постановка

учебной задачи);

четкость построения ориентировочной основы

деятельности участников учебно-воспитательного

процесса (план урока);

наличие прогностической модели ожидаемого

10бал.

результата урока

партнерство как ведущий способ взаимодействия

участников УВП.

Этап концептуализации

наличие анализа реального контекста

существования изучаемого объекта урока и его

проявлений в окружающем мире

организация коллективно-распределительной

деятельности в малых группах

способность вести дискуссию на разных уровнях

умение аргументировать, выдвигать гипотезы,

ставить вопросы на понимание

10 бал.

Этап моделирования

обоснованность выбора модели для фиксации

найденных существенных характеристик объекта

урока;

понимание учащимися смысла созданной модели

как ООД решения определенного класса учебных

задач;

полнота преобразования модели и четкость

формулирования объективных закономерностей,

характеризующих способы решения учебно-

познавательных и учебно-практических задач,

связанных с объектом урока.

10бал.

Этап конструирования

полнота охвата построенной системы конкретно-

практических задач границ применимости

сформулированной объективной закономерности;

«интересность» заданий, наличие «ловушек» и

приемов «провокаций» для объективации

открытого на предыдущем этапе способа решения

учебно-познавательных и учебно-практических

задач по теме;

многоуровневость взаимодействия: «ученик-

ученик», «ученик-учитель», «ученик-группа»

10бал.

Этап рефлексии

целесообразность выбранного способа контроля;

уровень самостоятельности обучающихся в

контроле хода решения учебной задачи урока;

понимание обучающимися критериальной базы

оценки личностных, метапредметных и

предметных результатов урока;

наличие потребности у учащихся в оценке своих

действий;

наличие самооценки, степень самостоятельности

учащихся в оценивании качества своей учебной

работы;

учет позиций обучающихся и понимание

субкультуры класса;

системность и цикличность организации действия

оценки;

10 бал.

вариативность средств и форм оценивания

35- 45 баллов – урок ориентирован на предметный результат, личностные и

метапредметные результаты появляются случайным образом.

46-60 баллов – урок ориентирован на комплексное достижение результатов

образования требуемых ФГОС.

61- 70 баллов - урок ориентирован на комплексное достижение результатов

образования требуемых ФГОС, и учитель использует интересные методические

приемы формирования УУД.

Список использованной литературы

1.

Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость.

Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.

2.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.:

Народное образование, 2010 г.

3.

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./

М.: Народное образование, 2011 г.

4.

Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М., 2010 г.

5.

Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны

/Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010 г. - № 2.

6.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к

мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. :

Просвещение, 2010 г.

7.

Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.

8.

Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориетированный урок: конструирование и

диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. – М.:

Центр педагогический поиск, 2009 г.

9.

Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. /Минск: Белорусский верасень,

2009 г.

10. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе / М.:

Чистые пруды, 2010 г.

11. Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность /

М.: Чистые пруды, 2010 г.

12. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение,

2012 г.

13. Чернобай.С.В. Технология подготовки урока в современной информационной

образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам") (ФГОС)/ М.:

Просвещение, 2012 г.