Напоминание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лидер" Развитие лидерских качеств детей в условиях кружковой деятельности

Автор: Николаева Алена Геннадиевна
Должность: педагог до, руководитель объединения "лидер".
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Тускул"
Населённый пункт: Верхневилюйский улус РСЯ.
Наименование материала: образовательная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лидер" Развитие лидерских качеств детей в условиях кружковой деятельности







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества «Тускул»

МР «Верхневилюйский улус (район)»

Согласовано:

«__» __________ 2017 г.

на педагогическом совете:

№ протокола _________

Методист _________ Андреева В.А

Утвержден:

«__» __________ 2017 г.

Директор МБУ ДО ЦДТ «Тускул»

____________ Алексеев.А.И

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Лидер»

(Развитие лидерских качеств детей в условиях кружковой деятельности)

Возраст обучаемых-с 11 до 18лет

Срок реализации-1 год

Разработчик: Николаева Алена Геннадиевна

Педагог дополнительного образования

с. Верхневилюйск

Содержание программы:

1. Пояснительная записка;

2. Новизна, актуальность;

3. Цель и задачи;

4. Форма и режим занятий;

5. Ожидаемые результаты;

6. Формы подведения итогов;

7. Учебно- тематический план;

8. Содержание программы;

9. Методическое обеспечение;

10. Материальная база;

11. Список использованной литературы.

Пояснительная записка

В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников.

Решение

задач

воспитания

и

социализации

школьников,

в

контексте

национального

воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации

воспитательной

(внеурочной)

деятельности,

особенно,

в

условиях

системы

основного

общего

образования.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и

коммуникативных качеств. Необходимость научить подростков самостоятельно думать, решать,

действовать и чувствовать ответственность за себя и других является частью социального заказа в

области

воспитания.

Другими

словами,

следует

говорить

о

развитии

у

детей

способности

к

лидерству.

Как инициативная группа

активистов, лидеры

разрабатывают собственные проекты,

механизмы их реализации, планируют и проводят социально-значимые мероприятия.

Это особая социальная группа детей и подростков, совместно реализующих конкретную

цель, имеющая четкую организационную структуру, способствующая личностной ориентации

ребенка. Детская организация является особым типом общественного объединения и отвечает

следующим признакам:

-наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная

деятельность детей и взрослых;

-добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее;

фиксированное членство;

-организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество;

- четко выраженная структура, определяющая положение в организации каждого;

- установленные для всех нормы и правила;

- гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности

(право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности).

Программа обучения актива кружка «Сомо5о» нацелена на освоение учащимися основ

управления коллективом, этапов проектирования работы организации, формирование умений и

навыков организаторской деятельности, отработку моделей эффективного общения и поведения в

различных жизненных ситуациях.

По характеру содержания и структуре образовательная программа «Лидер» - обучающее -

воспитательная.

Воспитание

бережного,

внимательного

отношения

к

окружающей

среде,

расширение знаний и навыков, необходимых для ее охраны и улучшения, становятся в настоящее

время неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования.

Еще

одно

воспитательное

направление

работы

кружка

«Сомо5о»

является

гражданственность. Пробуждение патриотических чувств у детей и подростков. Закладывание в

юных якутян с ранних лет повсеместно установки на служение и преданность своей стране и

республике, на хорошую учебу и честный труд, на нетерпимость к алкоголизму и наркомании, на

заботу о близких, на уважение всех народов и национальностей.

Новизна данной программы заключается в использовании проблемнодиалогического подхода в

обучении. Особую роль в творческом освоении знаний учащимися имеют проблемные вопросы,

являющиеся необходимым структурным элементом каждого занятия. Их постановка позволяет

включить

учащихся

в

обсуждение,

побудить

высказать

свою

точку

зрения,

задуматься

о

неожиданных аспектах привычных событий или отношений. Выслушивая разные мнения, педагог

должен поощрять активность учащихся, удерживаясь от критических замечаний и категоричных

оценок.

Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному “открытию”

различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиций,

мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия,

преимуществ

конструктивных

взаимоотношений

с

людьми

для

достижения

собственных

жизненных

целей.

При

проведении

практической

части

занятий

педагог

чаще

выступает

как

фасилитатор, организующий конструктивное общение участников, что предполагает применение

навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Актуальность. Лидер – лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции

совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. Наше

время

и

наша

страна

остро

нуждаются

в

новом

поколении

лидеров

со

стратегическим

мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе.

Лидер

должен

соответствовать

требованиям

времени.

Именно

активность,

способность

брать на себя ответственность, ставить перед собой задачи и находить самостоятельные пути их

достижения, считать себя не “песчинкой”, которую несет по воле волн, а субъектом собственной

жизни, ответственным за свои поступки, жизнь и общество, дает возможность адаптироваться к

современным условиям и эффективно функционировать в социуме.

Педагогическая

целесообразность.

Воспитание

лидера

и

его

самово спитание

предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой

основе

организовывать

управление.

Лидера

отличают

не

честолюбие,

желание

или

умение

выделиться

и

реальное

превосходство,

а

подлинное,

естественное

право

сильной,

волевой

и

одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей. Воспитание элиты – важная

общественная

задача.

Это

и

передача

знаний,

опыта

анализировать

ситуации,

и

развитие

управленческих качеств и навыков, и воспитание ответственности, и обучение различным стилям

управления,

общения

с

людьми,

умению

изменять

стиль

и

приемы

руководства.

Лидер

(или

будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций

либо,

напротив,

создавать

неизбежную,

но

выгодную

совокупность

обстоятельств.

Лидеры-

новаторы призваны, эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами.

Цель программы: Создание условий для формирования теоретических и практических знаний,

умений

и

навыков,

необходимых

для

социальной

адаптации

и

успешной

самореализации

в

обществе.

Задачи:

– Развитие адекватного понимания самого себя и осуществить коррекцию самооценки.

-Формировать у воспитанников лидерские и коммуникативные качества;

– Развитие творческих и организаторских способностей учащихся.

– Развитие навыков работы в группе, в команде.

Развитие

умений

ориентироваться

в

мире

взрослых,

занимать

активную

жизненную

позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

– Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях.

– Развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к

ним.

Отличительные

особенности^

Методической

особенностью

программы

является

использование групповых методов работы с учащимися, эффективность которых основана на том,

что оказавшись в тренинговой группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны,

другие

люди

переживают

сходные

чувства.

Для

многих

подобное

открытие

само

по

себе

оказывается мощным стимулирующим к позитивному восприятию жизни фактором. Одним из

главных преимуществ групповой работы является то, что, группа способна отразить общество в

миниатюре, а значит, проявляет такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное

влияние

и

конформизм.

Происходит

моделирование

системы

взаимоотношений

взаимосвязей,

характерных для реальной жизни, а это дает возможность участникам увидеть и проанализировать в

безопасных

условиях

психологические

закономерности

общения

и

поведения,

неочевидные

в

житейских ситуациях. Программа “Я – лидер!” представляет собой систему взаимосвязанных

творческих заданий и деловых игр, в ходе которых учащиеся будут анализировать и моделировать

ситуации, идентифицировать и классифицировать вопросы и проблемы, рассматривать различные

варианты,

высказывать

и

защищать

различные

точки

зрения,

участвовать

в

дискуссиях

и

обсуждениях, делать выводы и принимать решения. Обучение по программе дает возможность к

саморазвитию как непрерывному процессу, в рамках которого человек приобретает способность

управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми,

последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе

занятий учащиеся смогут выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности,

которые помогут им стать грамотными специалистами достойными членами общества, определить

природу лидерства, изучить стратегии и методы управления. В основе программы нет типовой

программы. Останавливаясь на этом возрастном этапе мы исходим из того, что имеем дело уже

почти со взрослым человеком, который усвоил определенную совокупность знаний, ценностей,

ответственности, способы деятельности и поведение, имеет сложившиеся или складывающиеся

отношения к миру, людям, событиям, задачам, к самому себе, жизни в целом.

Данная программа рассчитана на группу детей среднего и старшего школьного возраста (11

– 18 лет). Срок реализации - 3 года.

Занятия проводятся по .

Планируемые результаты:

Программа «Лидер» позволяет добиться следующих результатов.

Целостный,

социально

ориентированный

взгляд

на

мир

в

его

органичном

единстве

и

разнообразии;

Уважительное

отношение

к

иному

мнению,

готовность

и

способность

вести

диалог

с

другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувств других людей и

сопереживания им;

Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное

отношение к собственным поступкам;

Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками,

старшими

и

младшими

школьниками:

определять

цели,

распределять

функции

и

роли

участников, взаимодействовать и работать в группе;

Развитие качеств, присущим лидерам;

Качество реализации программы «Лидер» состоит из 3-х уровней: высокого (80-100%),

среднего (50-79%) и низкого (0-49%).

Высокий уровень (80-100%): умение бесконфликтно общаться со сверстниками и взрослыми

людьми; организация и проведение социально значимых акций (мероприятий) для школьников.

Разработка и реализация досуговых программ.

Средний

уровень

(50-79%):

участие

в

проектной

деятельности;

участие

в

реализации

досуговых

программ;

участие

в

социально

значимых

акциях

(мероприятиях)

для

младших

школьников; знание правил бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Низкий уровень (0-49%): участие в мероприятиях школ.

В результате работы по программе внеурочной деятельности воспитанник научится:

Организаторским способностям, лидерским качествам.

Использовать теоретические знания для анализа и решения проблем в коллективе;

Сотрудничать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками;

Самостоятельно организовывать творческую деятельность в рамках КТД;

Проявлять качества лидера в различных жизненных ситуациях.

Выявление и направление будущей профессии.

По окончании обучения учащиеся будут знать:

1. методику коллективной творческой деятельности;

2. приемы и методы реализации коллективного дела;

3. правила ведения дискуссии.

уметь:

1. публично выступать, корректно отстаивать свою точку зрения;

2.

организовать

работу

творческой

группы

по

подготовке

и

проведению

мероприятий

различной направленности.

Для

отслеживания

результативности

образовательного

процесса

используются

следующие виды контроля:

1.

начальный

контроль

(сентябрь).

В

ходе

дискуссии

по

теме:

«Качества

лидера»

определяются знания подростков по вопросу и умение публично выступать;

2.

текущий

контроль

течение

всего

учебного

года).

С

помощью

взаимозачета

и

самоанализа

ребята

определяют

уровень

овладения

программой

и

координируют

дальнейшие

действия по приобретению знаний, умений, навыков;

3. промежуточный контроль (декабрь). Оцениваются ораторские и организаторские знания и

умения

в

ходе

реализации

практической

деятельности

(организация

игр

и

других

массовых

мероприятий);

4.

итоговый контроль (май). Взаимозачет в рамках защиты социальных проектов позволяет

оценить

знания,

умения

и

навыки,

приобретенные

в

ходе

обучения

по

данной

программе,

и

проследить положительную динамику развития каждого обучающегося.

Итогом

усвоения

программы

является

совместная

работа

учащихся

над

проектом

социального характера. Обучение завершается мероприятием, связанное с презентацией проекта.

Результаты образовательного процесса, способы их отслеживания и фиксации.

Сроки

Личностные

компетенции

Метапредметные

компетенции

Предметные

компетенции

Формы

контроля и

оценки

результат

Первый

год

обучения

проявление

способности к

саморазвитию;

-управление своим

эмоциональным

состоянием;

- стремление к

конечному

результату;

-способность к

самоконтролю и

рефлексии;

-способность

проявлять эмпатию,

чувствительность к

эмоциональному

состоянию

собеседников;

-способность

высказывать свое

мнение

-

умение

успешно

выполнять

задания;

-

умение

делать

простые

выводы и

обобщени

я в

результате

совместно

й работы

группы;

-проявление

организаторских

способностей;

-способность

адекватно вести

себя в различных

социальных

ситуациях;

обучающиеся

знают:

-

лидерскую

терминоло

гию,

-

основы

психологи

и общения;

толерантно

е общение;

-

основные

качества

лидера;

-

игры

различной

направлен

ности;

-

как

устанавлив

ать контакт

с

аудиторией

в

игровой

деятельнос

ти;

-

проводить

различные

игры,

игровые

программы

на базе

объединен

ия, отдела.

Беседы, игры,

конкурсы,

упражнения,

тренинги,

тестирование,

самостоятельна

я

работа,

круглые столы.

Второй

год

обучения

-

способность

работать

в

группе;

-

стремление

к

конечному

результату;

-

проявление

уверенность

в своих

силах;

-

умение

сконцентрир

оваться,

мобилизоват

ься;

-

умение

публично

выступать;

-активно

участвовать в

мероприятиях;

-умение слушать

собеседника и

вести

диалог;

-проявление

организаторских

способностей;

-способность

адекватно вести

себя в различных

социальных

ситуациях;

-умение

договариваться в

конфликтной

ситуации;

-проявление

толерантности,

обучающиеся

знают:

-

способы

коммуника

тивного

общения

(дружелюб

ие,

отзывчиво

сть);

-

основные

качества

лидера;

-

основные

правила

составлени

я проекта;

-

как

проводить

различные

игры,

Беседы,

конкурсы,

дебаты,

упражнения,

тренинги, игры,

тестирование,

социальный

проект,

КТД,.

тактичности.

игровые

программы

на базе

отдела и

Центра;

-

планирова

ть вместе с

командой

общий

проект,

акцию

-

как

проводить

волонтёрск

ую акцию

Третий

год

обучения

-способность

побуждать других

людей работать

сообща ради

достижения

поставленной цели;

- стремление к

конечному

результату;

-понимание

ценности своей

активности;

-умение

сконцентрироваться,

-активно

участвовать в

мероприятиях;

-применение

организаторских

способностей;

-способность

адекватно вести

себя в различных

социальных

ситуациях;

-умение

договариваться в

обучающиеся

знают: - основы

психологии

общения; -

-

основные

качества

лидера; -

основные

правила

составлени

я проекта;

-

как

организов

ывать КТД

на уровне

объединен

ия, отдела,

Центра

-

специфику

и

особеннос

ти

работы

в

Беседы,

конкурсы,

дебаты,

упражнения,

тренинги, игры,

тестирование,

самостоятельна

я

Диагностика сформированное компетенцией обучающихся

мобилизоваться;

конфликтной

ситуации;

лагере в качестве

вожатых;

работа,

-проявление

гибкости,

-проявление

толерантности,

способы

организаторской

творческие

адекватно менять

свое поведение в

зависимости от

ситуации;

-умение публично

выступать;

готовность

старшеклассника

к

реализации

себя

в

качестве

лидера,

-

понимание

тактичности.

деятельности;

- как правильно

организовать

работу в отряде,

лагере.

проекты

(игровые и

конкурсные

программы,

социальные

проекты). Зачет

с вручением

свидетельства

об окончании

курса.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Лидер»

является совместная работа обучающихся над проектом социального характера, который актуален

и для учреждения, поселения.Аттестационным материалом является спланированное,

организованное и проведенное мероприятие и презентация проекта на ученической конференции

Учебно- тематический план

№ Название раздела

Часы

Количество по годам обучения

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

Вводное занятие

4

4

Игра-иструмент лидера

60

Структура, функции и средства

общения

75

55

Лидерство

85

152

100

Условия и технологии эффективной

коммуникации.

58

86

100

Психология малых групп и

коллективов

106

Я-лидер

74

Полемическое мастерство

66

Саморазвитие личности

70

85

Проектная деятельность

Со 2 г.о

102

122

Волонтерская деятельность

Со 2 г.о

118

138

Вожатское мастерство

С 3-го г.о

С 3-го г.о

140

Итоговое занятие

4

2

2

ИТОГО:

602

602

602

Учебно-тематический план 1 года обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

всего

теори

я

Прак

тика

Вводное занятие.

Ознакомление с программой ЕДД РС(Я).

Законы и правилы кружка. ТБ ПБ

4

4

Инструктаж, диагностика

I

Игра - инструмент лидера

60

12

48

Проведение игр

1

Игры на знакомство. Игры на

взаимодействие.

11

3

8

Проведение игр

2

Виды, типы игр и их значение.

11

3

8

Проведение игр

3

Методика проведения игровых программ.

9

3

6

Проведение игр

4

Отработка социальных навыков в игре.

8

8

Проведение игр

5

Методика проведения различных видов игр.

11

3

8

Проведение игр

6

Практикум «Игры, в которые мы играем»

10

10

Проведение игр

II

Структура, функции средства общения

75

20

55

1

Общение как одна из основных ценностей

человека Понятие «общение»,

«собеседник». Общение и его слагаемые.

9

4

5

2

Виды и функции общения. Конфликты и

пути их разрешения.

8

4

4

3

Вербальное и невербальное общение.

6

2

4

4

Условия эффективности разговора.

8

2

6

Собеседование

5

Бытовое общение. Деловое общение. Этика

и культура делового общения

12

4

8

6

Способы эффективного общения

8

2

6

7

Общение в группе. Коммуникативные

умения и навыки.

24

2

22

Г рупповая

III

Лидерство

85

42

43

1

Понятие «Лидер», «лидерство», «команда»,

качества.

16

8

8

2

Человек. Гражданин. Лидер

16

8

8

3

Лидер и его команда. Взаимодействие в

команде

16

8

8

Экшн - тренинг

4

Типы лидеров. Стили управления

12

6

6

5

У пражнение “ Предвыборная программа”.

17

8

9

6

Рисование лидера. Творческая работа “Кто

такие лидеры?”

8

4

4

педагогическое

наблюдение

IV

Условия и технологии эффективной

коммуникации.

58

18

40

1

Понятие «стиль работы лидера», его виды.

Принципы организаторской деятельности

9

4

5

Выступления перед

обучающимися

2

Организаторская техника как форма

организации поведения лидера, средство

его успешной деятельности, совокупность

способов достижения цели

7

2

5

Деловая игра «Выборы», Тест

по выявлению

организаторских

способностей.

3

Готовность стать лидером. Правила

руководства.

8

2

6

4

Коллективное творческое дело (КТД)

20

4

16

Организация КТД

5

Квест игра

8

8

6

Познавательная программа

6

2

4

7

Деление на команды.

8

2

6

V Психология малых групп и коллективов.

106

48

58

1

Психологические свойства и состояния

личности.

36

20

16

2

Выявление коммуникативных способностей

30

15

15

3

«

Путь к гармонии».Преодоление страхов,

стрессов, напряжения, тревожности

(тренинги,дебаты, ток-шоу).

40

14

26

VI

Я-лидер

74

22

52

Проведение конкурсов

Школа ведущих». Основные навыки

выступления .Ораторское мастерство..

7

26

. «Школа ведущих». Работа над

дикцией.

7

13

. «Школа ведущих». Тренинг «Как вести

себя в аудитории».

8

13

VII

Полемическое мастерство

66

22

44

Понятие «Полемическое мастерство».

20

6

14

Конкурс дебатов

Спор. Виды спора. · История искусства

14

6

8

Логические законы необходимые

полемисту.

16

6

10

Основные полемические приемы.

16

4

12

VIII

Саморазвитие личности

70

30

40

Групповые

Социальная зрелость. Свобода и

ответственность (правовые основы)

20

10

10

Профессиональное самоопределение

18

8

10

Профориентационная работа

30

12

18

Итоговое занятие

4

4

4

Итого:

602

218

384

Учебно-тематический план 2 года обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

всего

теор

ИЯ

прак

тика

Вводное занятие

4

2

2

I

Школа общения

55

20

35

1

Невербальные средства общения

2

2

2

Речевые средства общения

8

2

6

3

Активное и пассивное слушание

10

4

6

Тренинг

4

Приемы расположения к себе. Знаки

внимания. Комплменты.

12

4

8

Собеседование

5

Самопрезентация. Как правильно делать

комплименты. Похвала и поддержка

12

4

8

6

Самоподача привлекательности и

демонстрация отношения.

11

4

7

Самопрезентация

II

Лидерство

152

54

98

1

Основы публичного выступления,

ораторское искусство, культура речи.

Качества лидера. Лидер и его команда.

Стили управления.

24

8

16

2

Основы публичного выступления,

ораторское искусство, культура речи.

31

8

23

3

Подготовка к выступлению, подбор

интонации, публичное выступление на

заданную тему.

16

8

8

Публичное выступление на

заданную тему

4

Самовоспитание и достижение жизненных

целей

19

9

10

5

Творческая работа “Составление

путеводителя жизни”. Тест “Я - лидер”

33

13

20

6

Подготовка к выступлению, подбор

интонации Внешний вид

29

8

21

Мини-конференция

Ш

Условия и технологии эффективной

коммуникации.

86

8

78

1

Игры для детей разного возраста

12

2

10

2

Семинар - практикум «игры-инструмент

лидера»

11

1

10

тезисы

3

Подготовка и проведение мероприятий,

праздников

13

1

12

Зачет

по

теме

-

«Игровая

п р о г р а м м а

д л я

д е т е й

младшего школьного возраста

4

Составление сценариев общих дел,

оформление их документально

9

1

8

5

Составление лидерской копилки (ЛиК)

7

1

6

6

Игры на взаимодействие на слет, фестиваль

детских организаций

25

1

24

игровой мастер-класс

7

Деловая игра «Как организовать работу»

9

1

8

Проведение игротек

IV

Саморазвитие личности

85

28

57

Социальная зрелость. Свобода и

ответственность (правовые основы)

22

10

12

Профессиональное самоопределение

28

9

19

Профориентационная работа

35

9

26

V

Проектная деятельность

102

40

62

1

Социальное проектирование, специфика,

основные правила

16

8

8

составления проектов, оформление работы

2

Технология социального проектирования.

12

6

3

Разработка проекта.

22

6

16

краткая структура проекта

4

Умение планировать и реализовывать

вместе с командой общий проект. Работа в

группах.

13

6

7

механизм реализации проекта

5

Ошибки, допускаемые при создании

проекта.

8

2

4

упражнение «Вопрос- ответ»

6

Защита. .Искусство самопрезентации.

10

4

6

Защита проектов

VI

Волонтёрская деятельность

118

48

70

1

Обзорная лекция - практикум: знакомство с

представителями различных детских

общественных организаций

16

8

8

2

Изучение программ деятельности

общественных организаций, анализ целей и

задач

18

8

10

3

История становления и развития

волонтёрского движения: содержание и

направления деятельности

16

8

8

4

Идеи для разработки программы

деятельности, выезды

18

8

10

Мозговой штурм

5

Волонтёрское движение в РС(Я),

Верхневилюйском улусе.

30

20

Творческий отчёт

6

Проведение волонтёрских акций,

конкурсов.

26

8

18

Фотоотчёт, статья

Итоговое занятие

2

Итого

602

202

400

Учебно тематический план 3 года обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

всего

теор

ИЯ

прак

тика

Вводное занятие

II

Лидерство

100

45

55

1

Отличительные черты лидера от

руководителя.

12

6

6

2

Развитие лидерских качеств.

Командообразование.

18

8

10

3

Этика и культура взаимоотношений лидера

и команды

15

6

9

4

Формирование команды. Лидер и его

команда. Как вести за собой?

22

12

10

5

Уровни

развития

коллектива.

Группы

и

коллективы.

16

6

10

6

Формальная

и

неформальная

структуры

коллектива, их взаимодействие.

17

7

10

Тест

II

Условия

и

технологии

эффективной

коммуникации.

100

30

70

1

Участие в конкусах, достижения.

6

20

2

Самоорганизация - это когда САМ ищешь

дело и САМ берёшь ответственность за это

дело.

2

6

Практическая работа

«Самостоятельная

разработка игровых

программ»

3

Гражданское самосознание.

6

10

4

Деловая

игра

«Дела

-

ответственные

-

результат - анализ».

4

10

5

Коллективно-творческое дело.

8

6

Практикум

«Ст ратегия,

т актика

и

технология КТД».

8

Практическая работа:

Разработка сценария КТД

7

Методика организации и проведения КТД:

предварительная

работа,

коллективное

планирование,

коллективная

подготовка

дела,

проведение

дела,

коллективное

п о д в е д е н и е

и т о г о в ,

в а ж н е й ш е е

последствие.

8

Формы коллективной

рефлексивной

деятельности.

8

КТД «Разведка интересных дел».

8

п р о в е д е н и е

К Т Д

в

объединении отдела Центра

IV Проектная деятельность

122

26

82

1

Творческий проект.

32

8

24

Защита проекта

2

Исследовательский проект.

35

8

27

Защита проекта

3

Социальный проект.

55

10

45

Индивидуальная социальная

проба

V Волонтерская деятельность

138

1

Организация

и

проведение

волонтёрских

акций

Творческий отчёт

2

У ч а с т и е

в

р а й о н н ы х ,

о к р у ж н ы й ,

вс еро ссийских

акциях,

ко н к у р с а х ,

Фотоотчёт

VI Вожатское мастерство

140

1

Характеристика

личностных

каче ств

вожатого.

проведение игровой

программы для начальных

2

Изучение периодов смены

Тест

3

Понятие

детского

коллектива.

Этапы

4

Основы

организаторской

деятельности

в

лагере

план - сетка лагерной смены

5

Работа в летнем лагере «Школа лидеров» в

качестве

вожатых.

Игры

в

различные

периоды смены.

зачёт «Игровой экспресс»

Итоговое занятие

Итого

Модуль первый «Лидерский»

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Беседа о

детском объединении «Сомо5о». Игры на знакомство

«Знакомьтесь – это мы».

Знакомство с программой ЕДД РС(Я)

Блок 1. «Познай себя».

1.1.

Восхождение к себе (самопознание).

1.2.

Я – глазами других.

1.3.

Тренинг личностного роста.

Блок 2. «В мире чувств и эмоций»

2.1.Закон

три

«С»

(сотрудничество,

сочувствие,

сорадость)

2.2. .Ситуация успеха.

2.3. Закон трёх «П» (понять, принять и поддержать)

Блок 3. Я – лидер

3.1 Школа ведущих». Основные навыки

выступления .Ораторское мастерство..

3.2. «Школа ведущих». Работа над дикцией,

разучивание скороговорок

3.3. «Школа ведущих». Тренинг «Как вести себя в

аудитории».

Блок 4. «Найди себя».

4.1. Школа выживания:

4.2.ЗОЖ .Навыки работы в экстремальных ситуациях

(техническая, тактическая подготовка),

4.3. решение социальных задач.

Блок5. «Управляй собой».

5.1.Выявление организаторских способностей,

лидерских качеств

5.2. Подготовка к мероприятиям.

Блок 6. «Путь к гармонии»

6.1. Преодоление страхов, стрессов, напряжения,

тревожности (тренинги,дебаты, ток-шоу).

6.2.Потребности человека. Жизненная карьера.

Блок 7. «Реализуй себя»

4

10

15

15

10

20

15

16

2

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

5

5

3

3

2

3

1

3

4

3

2

3

3

3

2

1

1

5

5

5

4

7.1. Социальная зрелость. Свобода и ответственность

(правовые основы).

7.2. Правила делового общения.

7.3. Профессиональное самоопределение

7.4 Профориентационная работа

Модуль второй. Реализация и внедрение программы

ЕДД.

Модуль третий «Диагностический»

Блок 1.Психологические свойства и состояния

личности.

Выявление коммуникативных способностей.

Блок 2. Уровень сформированности самооценки.

Заключительное занятие.

27

10

2

3

3

3

3

10

2

2

1

1

1

1

1

17

3

3

1

ВСЕГО

144 часа

66

78

Содержание программы

«Развитие лидерских качеств детей в условиях кружковой деятельности» состоит из 3

модулей.

В первый модуль входит 7 блоков, во второй – 1 блок, в третий – 2 блока.

Модуль

первый

-

«Лидерский»

- направлен на развитие организаторских и

лидерских способностей (дисциплина, инициатива, умение общаться, уметь свою точку

зрения и аргументировать ее, высокое чувство ответственности, эмпатии, толерантности).

Модуль

второй

«Общественно-полезная

деятельность

в

социуме»

-

направлен на формирование активной жизненной позиции, нравственных и гражданских

качеств у старшеклассников, умения планировать свою деятельность и реализовывать

проекты.

Модуль третий - «Психолого-диагностическое сопровождение» - направлен на

диагностику

психических

процессов

ребенка,

отслеживание

результатов

динамики

развития, анализ и сравнение. Планирование коррекционной психолого-педагогической

деятельности

с

воспитанниками,

использование

игр-релаксаций,

тренингов,

способствующих успокоению и налаживанию психологического климата в группе.

Модуль первый «Лидерский»

Вводное занятие. Знакомство. Правила поведения в ЦДТ «Тускул», Инструктаж по ТБ.

Беседа о детском объединении «Сомо5о». Игры на знакомство «Знакомьтесь – это мы».

Знакомство с программой ЕДД РС(Я)

Блок 1. Кто такой лидер? Какими качествами он должен обладать? Шкала самооценки.

Автопортрет. Как стать лидером? Нужно ли быть лидером? Тренинг личностного роста.

Блок 2. Законы работы в группе. Знакомство. Участие в мероприятиях Единого детского

движения

РС

(Я)

(подготовка

концертных

номеров,

выступление

с

концертными

номерами, подготовка подарков для младших детей, проведение для них какой-либо игры).

Знакомство с детскими организациями в других районов (городов) республики.

Блок 3. Темы занятий: «Мой лидерский потенциал». Упражнения, мини-лекции, ролевые

игры, тренинги. Ораторские выступления.

Блок 4. Самоорганизация. Как осуществить задуманное дело? Единство своих «хочу»,

«могу» и « буду делать». Решение интеллектуальных и социальных задач и проблем.

Наработка навыков ориентироваться в определённой ситуации. Поиск пути для каждой

индивидуальности. Создание и защита творческих проектов. Упражнения на выработку

навыков работы, поведения в экстремальных ситуациях: «Одновременно», «Внимание»,

«Шерлок Холмс» и др.

Первая доврачебная помощь при потере сознания, солнечном ударе, обморожении, при

кровотечении,

пищевом

отравлении,

ожоге,

переломе

конечностей,

при

остановке

дыхания, переноска пострадавшего.

Блок

5. Выявление организаторских способностей и лидерских качеств. Подготовка к

мероприятиям.(подготовка концертных номеров, выступление с концертными номерами,

знакомства

с

детскими

организпцияи

других

наслегов.

Помощь

пожилым

людям

и

инвалидам.Разработка и реализация собственных проектов. Индивидуальные , звеньевые,

отрядные занятия. Викторины, конкурсы, турниры.

Блок

6. Тренинги

на

преодоление

страхов,

стрессов,

напряжения.

Развитие

умения

раскрепощаться,

свободно

выражать

свои

мысли.

Работа

над

пластикой,

мимикой,

сценической речью. Тест «Что вы за птица?». Потребности человека.

Как сделать

жизненную

карьеру.

Упражнения

на

релаксацию,

аутотренинг.

Деловые

игры

как

«Дебаты»,ток-шоу, чат-конференции.

Блок 7. Знакомство с Федеральными документами: Конвенция о правах ребёнка,

Федеральные

законы,

проекты,

регламентирующие

жизнедеятельность

детей

и

подростков. Тренинг личностных качеств (Прутченков В.А.). Тесты «Будь готов»; «Мой

выбор».

Обсуждение

профессионального

выбора.

Составление

профессиограммы.

Экскурсии в учебные заведения, на предприятия.

Модуль

второй

«Общественно-полезная

деятельность

в

социуме».

«Дело

моего

круга».

Разработка

социальных

проектов

и

их

реализация.

Встречи

с

администрацией района, города. Организация лидерских сборов, творческих встреч с

интересными

людьми.

Участие

в

акциях:

«Сотвори

доброе

дело»,

«Чистый

город»,

«Зелёный город» и др

Обычаи

и

традиции

народа. Органы государственной власти и муниципального

управления Республики Саха (Якутия), ее флаг, герб и гимн. Рассказы, легенды, притчи о

своей местности, о земляках. Моя школа, мое село. (поселок, микрорайон), город, район,

республика. Подготовка в качестве экскурсовода по историческим местам города или

района, Достопримечательности своей местности. .

Профориентационная работа. Реализация и внедрение программы ЕДД РС(Я)

Модуль третий «Диагностический».

Психологическое

сопровождение.

Диагностика

психических

проце ссов

старшеклассников, отслеживание результатов динамики развития, анализ и сравнение.

Планирование

коррекционной

психолого-педагогической

деятельности

с

воспитанниками.

Игры-

релаксации,

способствующие

успокоению

и

организации,

тренинги по налаживанию психологического климата в группе

Методическое обеспечение программы:

В программе используются элементы образовательных технологий:

* игровые технологии (Селевка Г.К, Будакова О.В) включают в себя достаточнообширную

группу

методов

и

приемов

организации

образовательного

процесса

в

форме

различных

педагогических игр.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые

выступают

как

средство

побуждения,

стимулирования

детей

и

подростков

к

учебной

деятельности

технология

«диалог

культур»(Библер

Владимир

Соломонович,Курганов

Сергей

Юрьевич) основывается на создании ситуации диалога, которая предполагает следующие

элементы:

-диагностика готовности учащихся к диалогу (базовые знания, коммуникативный опыт,

восприятие точек зрения);

-поиск опорных мотивов (волнующих вопросов и проблем);

-переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач;

-продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога;

-проектирование способов взаимодействия участников дискуссий, диспутов и их ролей;

-выявление зон импровизации, то есть таких ситуаций, которые трудно предусмотреть.

Диалог, как двусторонняя смысловая связь, является важнейшей составляющей процесса

обучения и выделяет внутриличностный диалог (противоречия сознания и эмоций), диалог

как речевое общение людей (коммуникативность), диалог культурных смыслов.

технология

«педагогика

сотрудничества» включает в себя переход от педагогики

требований

к

педагогике

отношений

(Ш.А.

Амонашвили,

Е.Н.

Ильин).

Гуманно-

личностный

подход

к

ребенку,

единство

обучения

и

воспитания,

выстраивание

интегральных нравственных отношений, проявляющихся в следующем:

1.

гуманизм - в реальной помощи другому человеку;

2.

коллективизм - в общественной работе на благо коллектива;

3.

отношение к труду – добросовестное выполнение обязанностей;

4.

патриотизм – в общественно – полезной деятельности;

5.

достоинство – в культивировании положительных качеств своего «Я».

технология

развивающейся

кооперации

(автор

которой

Т.Ф.

Акбашев),

которая

предполагает

специально

построенную

процедуру

поисков

ответов

на

вопросы

системного анализа: Что это? Откуда возникло и почему? Как оно устроено и как это

можно доказать? Для чего это может быть использовано? Отвечая на эти вопросы,

учащиеся получают представление о содержании и объёме имеющихся у них знаний

по данному вопросу или данному предмету; обнаруживают ориентиры для поиска

недостаточных

знаний,

открывают

свои

неисчерпаемые

возможности;

обретают

способность к единению и согласию; становятся действительными творцами, открывая

в явлениях и предметах новое, неведомое никому: ни им самим, ни педагогу. Таким

образом, они идут по пути саморазвития.

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (Г.С. Альтшуллер)- это

формирование творческого мышления учащихся и воспитание творческой личности,

обладающей

развитым

воображением,

подготовленной

к

стабильному

(сильному)

решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ включает в

себя разделы, где изучаются законы развития технических систем, предлагаются пути

и способы развития творческого воображения, обосновывается жизненная стратегия

творческой

личности.

Курс

РТВ

является

особым

разделом

ТРИЗа,

где

на

нетехнических

задачах

отрабатывается

умение

применять

элементы

ТРИЗа,

расшатываются привычные представления об объектах, ломаются жесткие стереотипы.

Использование

элементов

вышеуказанных

педагогических

технологий

позволяет

формировать

у

старшеклассников

активную

жизненную

позицию,

организаторские и творческие способности, лидерские качества, благодаря чему, они

являются постоянными участниками многих мероприятий.

Технология коллективно-творческих дел (И.П. Иванов, А.С. Макаренко)- это поиск

путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи-дело.

В

процессе

КТД

осуществляются

в

тесном

единстве

и

слиянии

следующие

воспитательные

задачи:

политического,

нравственного,

трудового,

умственного,

физического, эстетического. В процессе КТД развиваются три стороны личности:

познавательно-мировоззренческая

(знания,

взгляды,

убеждения,

идеалы);

эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), деятельностная

(умения, навыки, привычки, способности, черты характера)

Занятия в группах дают общие знания об истории родного края, оформительского

дела, учат работе в коллективе. Включает в себя формирование творческого объединения,

диагностику

личности

каждого

участника,

распределение

социальных

ролей

внутри

объединения. Воспитанники изучают себя, свои способности, вводятся психологические

тесты.

Погружение

в

разнообразную

деятельность,

направленную

на

достижение

поставленной цели и решения педагогических задач с опосредованным использованием

методов, форм, средств реализации образовательной программы. Анализ и самоанализ

проделанной работы.

Формы

проведения

учебных

занятий

подбираются

с

учетом

указанных

принципов,

поставленной цели, выделенных задач образовательной программы «Школа лидерства» и

возраста

воспитанников.

Деловые

и

ролевые

игры

(например,

деловая

игра

«Издательство»,

деловая

игра

«Выборы»,

ролевая

игра

«Остров»)

учат

обучающихся

анализировать

и

оценивать

человеческие

взаимоотношения,

в

разрешении

которых

существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д.

Опыт

проведения

ролевых

игр

показывает,

что

они

способствуют

расширению

поведенческого

диапазона

детей,

способствуют

развитию

уверенности

в

себе,

интеллектуальному

развитию.Между

практическими

блоками

организуется

беседа

и

дискуссия.

Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного

материала и перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде

введения в изучаемый вопрос (например, «Правила поведения во время экскурсий») или в

качестве

обобщающего

этапа

на

заключительных

занятиях

по

разделам

программы

(«Достоинства недостатки деятельности детской организации»). Наиболее продуктивными

являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и

практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.

Защита

творческих

заданий

проводится

с

целью

развития

коммуникативных

умений и навыков (выступать, мыслить быстро и аргументировано). Применяться данная

форма может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и

умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.

Проектирование

и

моделирование

реализуются

с

целью

создания

условий

воспитанникам

для

выдвижения,

развития

и

реализации

творческой

идеи.

Как

индивидуальной, так и групповой.

Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение

степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов.

Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др.

Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию «Я-образа» через

соперничество, самопознание себя путем сравнения себя и сверстника.

Результативность

участие

в

районных,

областных

и

всероссийских

конкурсах

позволяет реализовать «ситуацию успеха».

Коллективно-творческое

дело

(КТД)

основное

средство

сплочения

коллектива,

совместная

организаторская

и

творческая

деятельность

детей

и

взрослых.

КТД

ориентировано

на

развитие

фантазии

и

творческих

способностей

детей.

Кроме

уже

названных форм проведения учебных занятий целесообразно проводить упражнения на

взаимодействия в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.

Материально-техническая база учебного кабинета.

Учебное оборудование

Парты

Компьюте

рные

Стулья,

скамейки

Компьюте

р

Ноутбук

Принтер

Литерату

ра

Проектор.

Наглядные пособия-10

шт

Аудио,видео средства

1).Диск о деятельности

кружка «Сомо5о»-15 шт

2)Методические диски

для педагогов-10 шт

Альбом рапорт кружка

8

Компь

ютер-1

8

стульев,

2

скамейк

и

1

1

1

Для

педагога-

20 шт;

Для

школьнико

в-15 шт

«Сомо5о»-2 шт

Раздаточные

материалы: Футболки,

толстовки,

атрибутикаЕДД РС(Я),

блокнот, ручки, значки,

чащки,флаг, эмблема

ЕДД, кубки, бейджики,

сумочки с логотипом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-144

с.

2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития-3-е изд.-

Казань :Центр инновационных технологий, 2003-608с.

3. Акбашев Т.Ф. Педагогика жизни. Программа «Путь гармонии-путь здоровья» - Ростов-

на-Дону, 1994.

4. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьников и его воспитание. – М.:

Психическое развитие школьников и его воспитание. – М.: Знание. – 1979. – 96 с.

5. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный

центр «Педагогический поиск», 1999 – 144 с.

6. Горский В.А. Игра и деятельность. Дополнительное образование, 2000., №9, С 31-32.

7.

Евладова

Е.Б.,

Николаева

А.А.

Развитие

дополнительного

образования

в

образовательных учреждениях /методические рекомендации/ - М,1996.

8.

Журкина

А.Я.

Воспитательный

потенциал

дополнительного

образования.-

Дополнительное образование, 2000, №9, С.6-9.

9. Караковский

В.А., Новикова Л.И., Селеванова Н.Л. Воспитание? Воспитание……

Воспитание!. Теория и практика школьных воспитательных систем.-М: Новая школа,

1996.-160 с.

10. Лешер В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении

дополнительного образования: Автореферат дис., канд. пед. наук.-Оренбург, 2000.

11. Перусинский В.В. Игры, обучение, тренинг, досуг…..-М., 1994.

12. Рожков. М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора.

(Методическое пособие для организаторов детского движения). – М., 1996.- 111 с.