Автор: Дудинова Виктория Анатольевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 11" ИГОСК
Населённый пункт: п. Рыздвяный
Наименование материала: учебнометодический
Тема: "Моделирование и формализация"
Конспект открытого урока
Решение задач при изучении темы
«Моделирование и формализация»
Информатика 9 класс
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,
самостоятельная, групповая.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – знание основных понятий темы «Моделирование и формализация»;
умение приводить примеры табличных информационных моделей, графов, натурных
моделей; применять знания по разделу для построения графических и табличных
информационных моделей; решать задачи на логическое мышление с помощью
графов и табличных информационных моделей.
- метапредметные – владение информационным моделированием как основным
методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной
формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать
форму представления
информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования;
- личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных
информационных технологий; способность увязать учебное содержание с
собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов
подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества.
Решаемые учебные задачи:
Развивающие:
1) способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать
выводы.
2) обобщение и систематизация представлений учащихся о моделировании и
информационных моделях;
3) решение задач с применением различных видов информационных моделей;
2) проверка знаний учащихся по теме «Моделирование и формализация».
Воспитательные: побуждать учеников к само- и взаимоконтролю, точности
ответов; воспитать ответственное отношение к качеству выполняемой работы,
аккуратность и бережливость при работе на компьютере.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
- модель;
- моделирование;
- информационная модель;
- формализация;
- граф;
- дерево;
- таблица;
- информационная система;
- база данных;
- СУБД;
- элементы множества;
- множество.
Задачи урока:
-
создать адекватный эмоциональный фон общения;
-
применить полученные теоретические знания при решении задач;
-
продемонстрировать навыки построения графов;
-
повторить основные термины по теме раздела;
-
подготовка учащихся к ГИА.
Оборудование: ПК, ПО, маршрутные листы с заданиями, презентации, проектор,
учебники, конспекты, дополнительный материал на бумажном носителе
Электронные образовательные ресурсы:
- интерактивный итоговый тест к главе 2 «Моделирование и формализация»;
- ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) тренировочный тест к главе 3 "Хранение и обработка информации в базах
данных".
План урока:
1.
Организация начала занятия.
2.
Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на
основном этапе занятия.
3.
Просмотр видеороликов. Анализ. Формулирование темы и целей урока.
4.
Работа уч-ся в маршрутных листах.
5.
Выполнение задания № 1 по определению видов моделей и целей
моделирования с последующей проверкой.
6.
Задание № 2. Решение задач. Определение видов моделей и цели
моделирования. Работа в группах. Представление решения у доски.
Индивидуальная работа в маршрутных листах.
7.
Проверка выполненных работ, пояснение и исправление учащимися их
ошибок (по ходу урока).
8.
Выполнение задания № 3. Работа на компьютерах в приложении «Логика».
9.
Обобщение и систематизация представлений учащихся о моделировании и
информационных моделях.
10. Рефлексия деятельности и поведения.
11. Информация о домашнем задании.
12. Подведение итогов урока.
Приложение 1
Задание 2. Решение задач
№ 1. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в
километрах) приведена в таблице.
A
B
C
D
E
A
2
5
B
2
1
C
5
1
3
2
D
3
E
2
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е. Передвигаться можно только по
дорогам, указанным в таблице.
1) 4
2) 5
3) 6
4) 7
№ 2.
Пользователь работал с каталогом Участники. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем
спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он
оказался в каталоге C:\Конференция\Секции\Информатика. Запишите полный путь каталога, с
которым пользователь начинал работу.
1)C:\Конференция\Регионы\Списки\Участники
2)C:\Конференция\Участники
3)C:\Конференция\Регионы\Участники
4) C:\Регионы\Списки\Участники
№ 3. Приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке
возрастания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу. Для
обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической
операции «И» — «&»:
Поставить соответствие.
Ко
д
Запрос
А
барокко | (классицизм & ампир)
Б
барокко | классицизм
В
(классицизм & ампир) | (барокко & модерн)
Г
барокко | ампир | классицизм
Укажите схему, соответствующую таблице.
___
___
___
____
№ 4. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов
дальнего следования»:
Пункт назначения Категория поезда Время в пути
Вокзал
Адлер
фирменный
29:46
Казанский
Адлер
скорый
38:35
Курский
Адлер
фирменный
25:30
Казанский
Адлер
скорый
39:13
Курский
Алма-Ата
скорый
102:22
Павелецкий
Амстердам
скорый
36:40
Белорусский
Анапа
пассажирский
35:37
Белорусский
Архангельск
скорый
20:46
Ярославски
й
Архангельск
пассажирский
46:30
Ярославски
й
Архангельск
скорый
21:25
Белорусский
Астана
скорый
58:00
Казанский
Астрахань
скорый
27:56
Павелецкий
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию
(Категория поезда = «скорый») ИЛИ (Вокзал = «Казанский»)?
В ответе укажите одно число — искомое количество записей.
№ 5. Статья, набранная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 32 строки, в
каждой строке 30 символов. Определите информационный объём статьи в одной из
кодировок Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами.
1) 240 байт
2) 24 Кбайт
3) 480 байт
4) 30 Кбайт
№ 6. Для какого из приведённых чисел истинно высказывание:
НЕ (число > 10) И (число нечётное)?
1) 22
2) 13
3) 9
4) 6
Дополнительные задания.
№ 7. Дан фрагмент электронной таблицы:
A
B
C
D
1
3
4
2
5
2
=D1-
C1+1
=В1*4
=D1+A1
Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке B2, чтобы построенная
после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала
рисунку?
1) =D1−1
2) =В1+1
3) =C1*D1
4) =В1/С1
№ 8. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В,
Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в
одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует
различных путей из города А в город К?
№ 9. В таблице приведена стоимость перевозок между пятью железнодорожными станциями,
обозначенными буквами A, B, C, D и E. Укажите схему, соответствующую таблице.
№ 10. Перемещаясь из одного каталога в другой пользователь последовательно посетил каталоги
лето, 2014, фотоархив, F: /, Энциклопедия, Города
При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо
поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение
пользователь?
A
B
C
D
E
A
4
1
B
4
2
3
C
1
2
2
2
D
3
2
3
E
2
3
F:\Энциклопедия
F:\Фотоархив\2014\ Лето
F:\Энциклопедия\Фото\Архив
F:\Лето \2014\ Фотоархив
Приложение 2.
Маршрутный лист
Урока информатики «_________________________________________________________»
учащегося 9 __ класса.
Ф.И. ________________________________________________________________________
Задание №1
Просмотреть 4 видеоролика. Провести анализ видеоматериала.
Дать название видеоматериалам.__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответить на вопросы:
Что объединяет эти сюжеты?____________________________________________________
Каким общим понятием можно назвать?_________________________________________
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?_____________________________________
Формулировка темы урока_____________________________________________________
Постановка задач на предстоящий урок. Нужное подчеркнуть.
1. Узнать новое по теме.
2. Доказать свою точку зрения.
3. Научиться слушать и слышать.
4. Найти выход из проблемной ситуации.
5. Доказать истинность своего мнения.
6. Уточнить, дополнить высказывание товарищей.
7. Составить новую учебную задачу (учебное задание, учебный вопрос).
8. Изучить материал учебника, использовать справочный материал.
9. Проявить и развивать свои способности (перечислить…___________________________________________)
10. Отработать навыки решения задач.
11. Подготовиться к ОГЭ.
10. Свой вариант цели__________________________________________________________________________
Задание 2
Решение задач. Определить вид моделей, используемых в решении задачи. Определить цель
моделирования.
№ задачи
Вид моделей
Цели моделирования
Ответ
Самооценк
а
0-2 балла
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Построение информационных моделей к задачам:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 3
Компьютерный практикум.
Работа в приложении ЛОГИКА
Компьютерное моделирование. Игровая программа, предназначенная для отработки навыков
работы с логическими устройствами и схемами. Закрепление знаний логических операций.
Самооценка выполнения задания на компьютере:_______________________________________
1.
Как вы считаете, цели урока, озвученные в
начале, достигнуты?
2.
Как оцениваете свою работу
3.
Что скажете учителю?
4.
Были сложные или непонятные задания?
5.
Каково ваше настроение после урока?
Итого получено баллов:_________________________________________________________