Автор: Андреева Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОБУ "СОШ "Муринский центр образования №2"
Населённый пункт: пос.Муриино, Ленинградская обл
Наименование материала: статья
Тема: "Пластилинография – как средство развития художественно — творческих способностей у детей дошкольного возраста"
«Пластилинография – как средство развития художественно — творческих способностей у детей
дошкольного возраста»
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует
эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что
рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином.
Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой
живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а
инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка.
Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в
дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные
резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие
художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира
детьми дошкольного возраста. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к
сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в
будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность
любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество и развитие
творческих способностей – одно из главных задач дошкольного воспитания. Большой потенциал
для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы и др. В программе
большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования, и недостаточно,
на мой взгляд, место отводится нетрадиционной технике рисования. Работая с детьми с
дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, старательно овладевают навыками
работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают приемы и
способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные
навыки остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания,
штампами. Нет «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход. Таким образом,
возникла необходимость создать такую систему занятий по нетрадиционной технике рисования –
рисования пластилином, которая стимулирует творческий потенциал детей, развивает их
художественно-творческие способности. Данная техника хороша тем, что она доступна детям,
позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность
детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Техника рисования пластилином проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и
не перегружает детей ни умственно, ни физически. Дети очень быстро усваивают новые приемы,
быстро достигают хорошего качества работ и занимаются с удовольствием. Детям очень нравится
смешивать цвета для получения нужного оттенка. Этот процесс особенно привлекает детей, так
как они очень любят экспериментировать. Пластилин – материал волшебный и любую ошибку
можно исправить. Неудачное изображение просто счищается стекой, потом снова добавляется
фон. Возможность легко исправить ошибку, особенно привлекательна для детей. Необходимо,
чтобы ребенок радовался полноценному творческому процессу, чтобы ему было психологически
комфортно во время занятия.
Формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной
личности, развитии способностей ребенка — дошкольника, его потребностей и мотивов
поведения.
Творчество в своей развитой форме у взрослого человека имеет существенные качественные и
количественные отличия от творчества ребенка, которое, хотя и выступает еще в неразвитой
форме, уже содержит в себе важные свойства, дающие полное право говорить о подлинном
творчестве. Дело в том, что дети в своем творчестве выходят за пределы известных им знаний и
умений, создают новый продукт – рисунок, постройку, сказку и т д. И хотя результат работы
ребенка значим для него самого, так как данные идеи были уже воплощены в прошлом, но для
него процесс создания нового продукта происходит впервые. Взрослый человек и ребенок по-
разному приступают к процессу создания чего-то нового. Взрослый обдумывает образ, старается
предварительно логически выстроить свои действия, ребенок же легко начинает работу, он
настроен на самом процессе выполнения, а не на конечный результат. Нужно сказать, что дети,
даже имея предварительный замысел вначале создания продукта, могут переключиться на другой
образ. Взрослый же человек старается провести первоначальную идею до конца, контролирует
свои действия в процессе развития замысла.
Вышеперечисленные отличия помогают определить открытия ребенка, применительно к
изобразительной деятельности, как «детское изобразительное творчество». Одним из важных,
недостаточно раскрытых вопросов в области развития детского творчества является поиск новых
продуктивных средств, позволяющих сделать этот процесс более эффективным и
целенаправленным.
Проблема развития творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник
определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и
зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками
изображения. В исследованиях Е.А. Флериной, Н.П. Саккулиной, Т. С. Комаровой, Р. Г. Казаковой, Т.
Г. Казаковой вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании
рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и
изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках: карандашами в
деревянной оправе и без (уголь, сангина и др.), красками, гуашью и акварелью.
До настоящего времени обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми
реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только
в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений. При
этом многообразие графических, в том числе печатных техник, не изучалось, не исследовалось на
предметах их использования в детском рисовании как средств повышения развития творческих
способностей, выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что послужило
основанием называть эти техники «нетрадиционными» для дошкольного возраста. Термин
«нетрадиционный» (от лат. Tradition – привычный) подразумевает использование материалов,
инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными,
широко известными.
Т. С. Комарова считает, что определение художественной техники, которое принято в
изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Следовательно,
понимать художественную технику и в детском творчестве следует широко, включая сюда технику
исполнения, манеру ведения работы, способы использования тех или иных материалов (бумаги,
холста, дерево, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши, масляных красок и др.) в соответствии
их свойствами и изобразительными возможностями.
Делая в своих работах акцент на формирование двигательных умений и навыков, необходимых
для рисования, Т. С. Комарова в то же время рекомендует включать в детское творчество
различные художественные материалы и техники, обучать способам работы с ними, пониманию
выразительных свойств.
Эту же позицию разделяет И. Л. Голованова, результаты исследования показали, что
использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников
изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей.
Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено
более 30 различных нетрадиционных техник, ранее не используемых в работе с детьми и
предложено педагогам использовать их в детских студиях. Другой видный деятель Н. В Шайдурова
говорит о необходимости сочетания разных материалов в изобразительной деятельности и
большое значение в этом играет создание развивающей среды. У детей должны быть бумага
разного цвета, фактуры, формата, а также материал и оборудование, позволяющие детям
использовать в своих работах смешанные техники. Давыдова Г. Н. пишет, что детское художество
сводится и к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных
детей более чем достаточно. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными
по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные техники. Никитина А.В. также
подчеркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи,
развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.