Напоминание

Логоритмика как средство развития речи у детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте.

Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Логоритмика как средство развития речи у детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Логоритмика как средство развития у детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте.

Речь

маленьких

детей

в

период

ее

формирования

всегда

отличается

недостатками

звукопроизношения.

Причиной

может

являться

недостаточная

сформированность

речевого, или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно

дифференцировать все звуки речи. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая

среда была вполне полноценной. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста -

задача

большой

общественной

значимости,

и

серьезность

ее

должны

осознавать

и

родители, и педагоги.

У

большинства

детей

звукопроизношение

к

четырем-пяти

годам

достигает

языковой

нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей

развития

у

некоторых

детей

возрастные

несовершенства

произношения

звуков

не

исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. Музыкальное развитие детей с речевой

патологией специфично.

В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая

роль

музыки

имеет

решающее

значение.

Легкость,

с

которой

ребенок

воспринимает

музыку,

и

непосредственность

этих

восприятий,

а

также

способность

его

быстро

инстинктивно

познавать

содержание

ее,

и

простейшие

средства

выразительности

облегчают

задачу

исправления

речи.

На

занятиях

музыка

не

просто

сопровождает

движение и речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп

ее и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения

характера

и

темпа

движения,

особенно

нужного

детям,

страдающим

темповыми

расстройствами речи, сочетающимися часто с беспорядочным, беспокойным характером

движений.

Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста

подчеркивали многие исследователи. В.М.Бехтерев выделял такие цели ритмического

воспитания,

как

выявление

ритмических

рефлексов

и

зрительные

установления

равновесия в деятельности нервной системы ребенка, умение приспособить организм

ребенка

отвечать

на

определенные

раздражители,

как

слуховые,

так

урегулирование

неправильных и лишних движений.

Профессор В.А.Гиляровский считал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на

общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности

нервных

процессов

центральной

нервной

системы.

По

мнению

Е.В.Чаяновой,

Е.В.

Коноровой

логопедическая

ритмика

развивает

внимание,

память.

А

В.А.Гринер

и

немецкие исследователи К.Колер и К.Швабе указывали, что логопедическая ритмика

может быть использована как музыкотерапия. О значении логоритмики для коррекции

речи

детей

писали

В.А.Гринер,

Н.С.Самойленко,

Н.А.Власова,

Д.С.Озерецковский,

Ю.А.Флоренская.

Они

подчеркивали,

что

логопедическая

ритмика

воздействует

на

физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Первое понимание

логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.

В связи с этим, цель работы: определить условия, при которых логопедическая ритмика

становится эффективным средством музыкального развития детей и коррекции речевых

нарушений у детей дошкольного возраста.

Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей

двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. В настоящее

время

среди

детей

посещающих

детский

сад

около

40%

имеют

нарушения

опорно-

двигательной системы и к тому же логопедические диагнозы. Поэтому логоритмика может

стать ведущим средством музыкального развития детей с нарушением речи и опорно-

двигательного, если:

· включать элементы логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи;

· создать специальные условия в повседневной жизни детей, включающих игры со словом

и музыкой;

· проводить индивидуальные занятия по логопедической ритмике.

Организация

специальных

логоритмических

и

музыкально-двигательных

занятий

способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с

расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге

социальной реабилитации ребенка.

Для

понимания

сущности

логопедической

ритмики

важно

знать

содержание

таких

понятий,

как

движение,

двигательное

умение,

двигательный

навык,

психомоторное

развитие,

ритм,

ритмика,

музыкальный

ритм,

музыкально-ритмическое

чувство,

музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры, лечебная ритмика и логоритмика.

Отражая различные явления, они тесно связаны между собой. Эти понятия возникли в

разные

периоды

развития

общества.

Содержание

их

углубляется

по

мере

развития

различных наук о человеке.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный

воспитательно-коррекционный

процесс.

Логоритмическое

воспитание

детей

непосредственно

связано

с

нравственным

воспитанием,

формированием

моральных

чувств

и

сознания,

с

развитием

морально-волевых

качеств:

доброжелательности

и

взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатство эстетического чувства.

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена. Первое -развитие,

воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией, а именно:

слухового

внимания,

слуховой

памяти,

оптико-пространственных

представлений,

координации движений, чувств темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание

личности,

характера.

Второе

-

развитие

речи

и

коррекцию

речевых

нарушений:

воспитание темпа и ритма дыхания и коррекцию речевых нарушений в зависимости

механизмов, симптоматики расстройства и методики его устранения.

Занятия по логопедической ритмике предоставляют широкие возможности для развития

оптико-пространственных

представлений

и

навыков,

зрительной

ориентировки

на

говорящего.

В

двигательно-музыкальных

упражнениях

организующим

фактором

протекания

движения

во

времени

является

музыка,

которая

определяет

и

пространственные

рамки

выполнения

движения.

Двигательно-пространственные

упражнения являются конечным результатом творческого проявления детей. Основными

элементами

в

двигательно-пространственных

упражнениях

является

речь

с

ее

естественным ритмом, танцевальные движения и жесты. Особое внимание в них уделяется

ритму речи, акценту, выражению мелодии. Самой простой двигательно-пространственной

схемой является одночастная музыкальная схема, являющаяся замкнутым целым: строфа

стихотворения, поговорка и т.д.

Логопедическая ритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой

произвольной моторики и мимики лица. Развитие координации движений предполагает

овладение

ребенком

двигательными

умениями

и

двигательными

навыками.

Они

совершенствуются при использовании музыки, которая оказывает влияние на качество

исполнения, улучшается выразительность движения, ритмичность, четкость, плавность,

слитность.

Эмоциональная

окрашенность

движений

вследствие

восприятия

музыки

придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность, а создание с

помощью музыки и движений определенных образов способствует развитию мимики и

пантомимики.

Еще одним аспектом воздействия логопедической ритмики в звене неречевых процессов

является

воспитание

чувства

ритма

в

движении.

У

человека

имеется

врожденная,

естественная

склонность

к

осуществлению

ритма.

Уже

маленький

ребенок

умеет

двигаться согласно ритму музыки. По мнению Карла Орфа, при восприятии музыкального

ритма у детей возникают такие движения, как щелчки пальцами, топанье и т.д. Ребенок,

организуя

с

помощью

ритма

эти

естественные

движения,

совершенствует

их

двигательную координацию.

Ходьба и маршировка - это вводные упражнения. С самого начала занятий вводные

упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому внимание

детей направляют на руководящую роль музыки. Ходьба включается в каждое занятие.

Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по

координации. У детей с расстройствами речи часто отмечается нарушение координации

движений во время ходьбы. Вводные упражнения должны научить детей навыкам умения

ходить по кругу в одиночку и парами, умению соблюдать одинаковые расстояния между

идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Эти задания приучают

ориентироваться в пространстве, в поворотах, в маршировке спиной назад, к центру и т.п.

С самого начала, и это является чрезвычайно существенным, вводные упражнения должны

дать установку на разнообразный темп движения и речи и направлять внимание ребенка

на руководящую роль музыки. В этом отношении следует использовать исключительную

способность детей к инстинктивному восприятию содержания и формы музыки.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального

дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с

движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя

при

этом

определенные

движения.

Затем

глухой

звук

заменяется

гласными

звуками,

изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе

произносятся слова, фразы.

С произношением на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом.

Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса,

которая

определяется

его

тембром.

Упражнения

на

развитие

голоса

проводятся

с

музыкальным сопровождением и без него. Сила голоса воспитывается в произношении

гласных более громко или более тихо, с соответствующим усилением или ослаблением

музыкального аккомпанемента. Длительность звучания выразительности голоса зависит

от

продолжительности

выдоха.

Для

воспитания

выразительности

голоса

полезно

проводить мелодекламацию: чтение стихотворения с вопросительной, восклицательной,

побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку.

Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляторные

упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счет педагога гласные обозначаются

немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко. Потом произносятся шепотом

слоги и слова с согласными п, т, к, ф, с, ш и громко четверостишия, пословицы, поговорки

со

сменой

ударения

и

темпа

речи.

Дыхательные,

голосовые

и

артикуляционные

упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением,

в упражнения с хлопками, счетом, пением. Так же полезно пение вокализов - мелодии без

слов: у, о, а, и. Затем поются гаммы, и вводится еще один вид связного пения - звучание

голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз - это развивает его гибкость и

высоту.

В

занятия

по

воспитанию

дыхания,

голоса

и

артикуляции

включается

пение

и

произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх и т.д.

Затем междометия включаются в стихи с разной окраской звука: минорной или мажорной,

с соответствующей музыкой.

Значимость логопедической ритмики в деле минимизации речевых ошибок на письме

просто неоспорима. Если “аритмизованный” ребенок не может повторить легкие позиции

слогового ряда типа, ПА – па – па, па – ПА – па, па – па –ПА, то жди проблем, связанных с

поиском ударных слогов в словах и написанием безударных гласных.

Часто бывает, что ученики затрудняются выделить из речевого потока повествовательные,

вопросительные и восклицательные предложения, а это в свою очередь мешает усвоению

структуры задачи, которая основывается на этих знаниях, где повествование адекватно

условию, вопрошение – вопросу, восклицание – решению и ответу.

Таких примеров, доказывающих тесную межпредметную взаимосвязь, можно привести

много. Специальные упражнения в повторении ритмов помогают учащимся, имеющим

трудности в проговаривании и прописывании длинных по слоговой структуре слов.

Эти и многие другие нарушения в устной и письменной речи способна в интересной и

ненавязчивой форме устранять логоритмика.

В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями

укрепляется костно-мышечный аппарат;

развиваются дыхание, моторные и сенсорные функции;

воспитывается чувство равновесия, правильная осанка.

Осуществление образовательных задач способствует:

формированию двигательных навыков и умений;

пространственных

представлений

и

способности

произвольно

передвигаться

в

пространстве относительно других людей и предметов;

развитию ловкости, силы, выносливости;

переключаемости, координации движений.

Решение воспитательных задач содействует:

развитию чувства ритма и способности ощущать ритмическую выразительность;

проявлению художественно-творческих способностей;

воспитанию положительных личностных качеств;

формированию организаторских способностей.