Автор: Штоль Анастасия Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Тальжинский детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Использование музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики в ДОО"
Использование музыкального сопровождения при проведении
утренней гимнастики в ДОО
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и
поведения
дошкольников.
Она
зависит
от
организации
физического
воспитания детей, уровня их двигательной подготовленности, от условий
жизни и функциональных возможностей ребенка.
Первостепенная
задача,
на
решение
которой
направлен
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования, —
это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия.
Задачи музыкального воспитания и развития ребенка в ФГОС ДО раскрыты
не
только
в
образовательной
области
«Художественно-эстетическое
развитие»,
но
и
в
других
образовательных
областях,
в
том
числе
и
в
образовательной области «Физическое развитие».
Наиболее
успешное
решение
данных
задач,
и
освоение
дошкольником
заданных целевых ориентиров возможно лишь при объединении обучения
и воспитания в целостный образовательный процесс и при условии тесного
взаимодействия музыкального руководителя и инструктора по физкультуре.
Музыкальному руководителю важно взаимодействие с инструктором по
физкультуре,
так
как
выразительность
и
музыкальность
движений
опирается на общее физическое развитие детей, ловкость, координацию
движений,
а
инструктору
по
физкультуре
включение
музыки
в
образовательный
процесс
необходимо
для
создания
эмоционального
настроя, активизации внимания детей, для увеличения моторной плотности
занятия.
Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильное
представление
о
характере
упражнений,
их
темпе,
ритме.
Упражнение
становится для них привлекательным и эмоционально окрашенным.
При звучании бодрой музыки - марша они подтягиваются, идут живо и
весело, подняв головы и выпрямив спины.
Быстрая, громкая музыка побуждает детей к бегу, поскокам.
Движения
становятся более чёткими, ритмичными, координированными.
Плавная,
тихая
музыка
побуждает
идти
спокойно,
широким
шагом.
Внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналом
к остановке, или смене движения.
При помощи музыки можно менять виды бега или ходьбы, чередовать
ходьбу с бегом, менять направление движения.
Всем
известно
что,
самый
короткий
по
времени
этап
педагогического
процесса, но самый насыщенный воспитательными мероприятиями. А день
у ребенка в детском саду начинается с зарядки, что является одним из
важнейших компонентов двигательного режима ребенка и от того, каким
будет это начало, зависит его настроение на целый день, его настрой на
дальнейшую деятельность.
Музыкальное
сопровождение утренней
гимнастики
активизирует
детей,
значительно повышает качество выполняемых упражнений, организует их.
Т а к ж е , м у з ы к а повышает
выразительность
двигательных
действий,
способствует согласованию действий коллектива, увеличению амплитуды,
пластичности
движений,
дисциплинирует
занимающихся,
повышает
их
внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие при
выполнении
упражнений
под
музыку,
усиливает
их
физиологический
эффект.
В
качестве
музыкального
сопровождения
к
ОРУ
могут
служить
как
фонограмма,
так
и
исполнение
музыкального
произведения
либо
его
фрагмента на инструменте.
Музыкальное
сопровождение
применяется
в
зависимости
от
этапа
разучивания
физических
упражнений,
т.е.
сначала
все
элементы
упражнений
должны
быть
предварительно
выучены
на
занятиях
(физкультурных,
музыкальных).
Разучивание
новых
либо
сложных
элементов упражнения
так же проводится без музыки.
И только тогда
когда упражнение освоено, его проводят с музыкальным сопровождением,
чтобы придать ему еще большую выразительность.
Важно помнить, что недопустимо выполнять физические упражнения, вне
ритма и темпа, а так же необходимо уточнять ритмичность движения под
музыку счетом или непрерывными хлопками.
При
подборе
музыкального
сопровождения
к
комплексам
утренней
гимнастики,
необходимо учитывать возрастные особенности детей (для
младшего
возраста
более
плавную
музыку,
для
старшего
быструю
и
ритмичную).
Утреннюю
гимнастику
с
музыкальным
сопровождением
начинают
проводить со 2 младшей группы (дети 3-4 лет), когда происходит формиро-
вание
музыкально-ритмических
умений
и
навыков.
Однако,
слуховое
внимание у них еще неустойчиво. Поэтому музыкальное сопровождение
дается
только
к
отдельным
упражнениям
с
использованием
игровых
образов, ( птички клюют, зайчики прыгают, мячики покатились и т.д.).
Дети
4-5
лет
(средняя
группа)
уже
чувствуют
ритмический
рисунок
музыкального произведения, направление его мелодической линии, силу
звучания. Поэтому музыка может сопровождать почти каждое упражнение.
У
детей
старшего
дошкольного
возраста
наблюдается
значительное
повышение уровня физического и музыкального развития. Они способны к
творческому
проявлению
ритмичных
движений
под
музыку
различного
характера.
При
исполнении
этих
условий,
использование
музыкального
сопровождения при ОРУ будет эффективным. Таким образом, на утренней
гимнастике,
решаются
задачи
как
музыкального,
так
и
физического
воспитания детей.
Еще
советским
педагогом
Н.А.Ветлугиной
было
отмечено-«…..между
музыкой
и
движением
при
одновременном
их
использовании
устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Возникает важный вопрос о
единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений,
которыми он стремится выразить ее содержание»