Напоминание

"Использование музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики в ДОО"

Автор: Штоль Анастасия Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Тальжинский детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Использование музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики в ДОО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование музыкального сопровождения при проведении

утренней гимнастики в ДОО

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и

поведения

дошкольников.

Она

зависит

от

организации

физического

воспитания детей, уровня их двигательной подготовленности, от условий

жизни и функциональных возможностей ребенка.

Первостепенная

задача,

на

решение

которой

направлен

Федеральный

государственный образовательный стандарт дошкольного образования, —

это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том

числе их эмоционального благополучия.

Задачи музыкального воспитания и развития ребенка в ФГОС ДО раскрыты

не

только

в

образовательной

области

«Художественно-эстетическое

развитие»,

но

и

в

других

образовательных

областях,

в

том

числе

и

в

образовательной области «Физическое развитие».

Наиболее

успешное

решение

данных

задач,

и

освоение

дошкольником

заданных целевых ориентиров возможно лишь при объединении обучения

и воспитания в целостный образовательный процесс и при условии тесного

взаимодействия музыкального руководителя и инструктора по физкультуре.

Музыкальному руководителю важно взаимодействие с инструктором по

физкультуре,

так

как

выразительность

и

музыкальность

движений

опирается на общее физическое развитие детей, ловкость, координацию

движений,

а

инструктору

по

физкультуре

включение

музыки

в

образовательный

процесс

необходимо

для

создания

эмоционального

настроя, активизации внимания детей, для увеличения моторной плотности

занятия.

Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильное

представление

о

характере

упражнений,

их

темпе,

ритме.

Упражнение

становится для них привлекательным и эмоционально окрашенным.

При звучании бодрой музыки - марша они подтягиваются, идут живо и

весело, подняв головы и выпрямив спины.

Быстрая, громкая музыка побуждает детей к бегу, поскокам.

Движения

становятся более чёткими, ритмичными, координированными.

Плавная,

тихая

музыка

побуждает

идти

спокойно,

широким

шагом.

Внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналом

к остановке, или смене движения.

При помощи музыки можно менять виды бега или ходьбы, чередовать

ходьбу с бегом, менять направление движения.

Всем

известно

что,

самый

короткий

по

времени

этап

педагогического

процесса, но самый насыщенный воспитательными мероприятиями. А день

у ребенка в детском саду начинается с зарядки, что является одним из

важнейших компонентов двигательного режима ребенка и от того, каким

будет это начало, зависит его настроение на целый день, его настрой на

дальнейшую деятельность.

Музыкальное

сопровождение утренней

гимнастики

активизирует

детей,

значительно повышает качество выполняемых упражнений, организует их.

Т а к ж е , м у з ы к а повышает

выразительность

двигательных

действий,

способствует согласованию действий коллектива, увеличению амплитуды,

пластичности

движений,

дисциплинирует

занимающихся,

повышает

их

внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие при

выполнении

упражнений

под

музыку,

усиливает

их

физиологический

эффект.

В

качестве

музыкального

сопровождения

к

ОРУ

могут

служить

как

фонограмма,

так

и

исполнение

музыкального

произведения

либо

его

фрагмента на инструменте.

Музыкальное

сопровождение

применяется

в

зависимости

от

этапа

разучивания

физических

упражнений,

т.е.

сначала

все

элементы

упражнений

должны

быть

предварительно

выучены

на

занятиях

(физкультурных,

музыкальных).

Разучивание

новых

либо

сложных

элементов упражнения

так же проводится без музыки.

И только тогда

когда упражнение освоено, его проводят с музыкальным сопровождением,

чтобы придать ему еще большую выразительность.

Важно помнить, что недопустимо выполнять физические упражнения, вне

ритма и темпа, а так же необходимо уточнять ритмичность движения под

музыку счетом или непрерывными хлопками.

При

подборе

музыкального

сопровождения

к

комплексам

утренней

гимнастики,

необходимо учитывать возрастные особенности детей (для

младшего

возраста

более

плавную

музыку,

для

старшего

быструю

и

ритмичную).

Утреннюю

гимнастику

с

музыкальным

сопровождением

начинают

проводить со 2 младшей группы (дети 3-4 лет), когда происходит формиро-

вание

музыкально-ритмических

умений

и

навыков.

Однако,

слуховое

внимание у них еще неустойчиво. Поэтому музыкальное сопровождение

дается

только

к

отдельным

упражнениям

с

использованием

игровых

образов, ( птички клюют, зайчики прыгают, мячики покатились и т.д.).

Дети

4-5

лет

(средняя

группа)

уже

чувствуют

ритмический

рисунок

музыкального произведения, направление его мелодической линии, силу

звучания. Поэтому музыка может сопровождать почти каждое упражнение.

У

детей

старшего

дошкольного

возраста

наблюдается

значительное

повышение уровня физического и музыкального развития. Они способны к

творческому

проявлению

ритмичных

движений

под

музыку

различного

характера.

При

исполнении

этих

условий,

использование

музыкального

сопровождения при ОРУ будет эффективным. Таким образом, на утренней

гимнастике,

решаются

задачи

как

музыкального,

так

и

физического

воспитания детей.

Еще

советским

педагогом

Н.А.Ветлугиной

было

отмечено-«…..между

музыкой

и

движением

при

одновременном

их

использовании

устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Возникает важный вопрос о

единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений,

которыми он стремится выразить ее содержание»