Напоминание

Активные формы обучения

Автор: Савченко Юрий Иванович
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ "Тхоревская ООШ"
Населённый пункт: Воронежская область, Каменский район, х. Дальнее Стояново
Наименование материала: Активные формы обучения
Тема: Активные формы обучения







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Активные формы обучения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тхорёвская основная общеобразовательная школа»

Каменского муниципального района

Воронежской области

Активные формы обучения позволяют повысить интерес к той или

иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней, помогают

сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и

запоминание

материала.

Наряду

с

ролевыми

играми,

уроками-

конференциями,

уроками-экскурсиями

к

активным

формам

обучения

относятся и бинарные уроки, которые я регулярно провожу.

Бинарные уроки – одна из форм реализации междисциплинарных

связей, которые позволяют интегрировать знания из разных областей для

решения

одной

проблемы,

дают

возможность

применить

полученные

знания на практике.

Сущность

бинарных

уроков

заключается

в

том,

что

создается

многогранная

связь

между

отдельными

дисциплинами

школьного

учебного процесса. Обращаясь к бинарности, как целостному восприятию

у ч е б н о г о

м а т е р и а л а

я

у в и д е л

р я д

п р е и м у щ е с т в :

1. Окружающий мир познается учащимися в многообразии и единстве,

так

предметы

школьного

цикла

не

дают

представления

о

целостном

явлении,

дробя

его

на

разрозненные

фрагменты.

Например,

при

проведении

урока

«История

обыкновенных

дробей»

мы

совместно

с

учителем

математики

знакомим

пятиклассников

с

обыкновенными

дробями и культурными достижениями народов Древних цивилизаций,

используя

фронтальную, групповую и коллективную форму работы. А

также мультимедийную технику и презентации.

2. Форма проведения бинарного урока увлекательна и нестандартна.

Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность

учащимся

поддерживать

внимание

на

высоком

уровне,

что

позволяет

говорить о развивающем эффекте обучения. Бинарные уроки повышают

потенциал

ребят,

побуждают

их

к

активному

познанию

мира,

к

осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию

логики,

мышления,

коммуникативных

способностей.

Данные

уроки

способствуют развитию речи, формируют умения сравнивать, обобщать и

делать

выводы.

При

изучении

темы

«Разрушение

личности

в

тоталитарном

государстве»

я

провожу

бинарный

урок-исследования

истории

и

литературы.

В

условиях

многопартийности,

экономической

нестабильности

особенно

остро

встает

вопрос

о

формировании

мировоззрения

подрастающего

поколения.

Первоосновы

гражданского

самосознания закладываются сейчас. Исследуя исторические параллели,

мы пытаемся извлечь уроки из прошлого, чтобы, моделируя будущее, не

п о в т о р и т ь

о ш и б о к .

3. Бинарные уроки дают возможность самореализовываться в творческом

процессе

учителю,

способствуют

раскрытию

талантов

учеников.

В

5

классе при изучении «Театр Греции» я провожу бинарный урок вместе с

учителем

литературы,

где

учащиеся

знакомятся

с театральной

терминологией,

особенностями

театра

Древней

Греции,

учатся

инсценировать

драматические

произведения.

Такие

уроки

позволяют

учащимся

не

только

учиться

зрительно-образному

представлению,

самостоятельности и независимости суждений, умению сотрудничать в

творческой

деятельности,

но

и

создавать

свой

неповторимый

полихудожественный

образ,

т.е.

находиться

на

бинарных

уроках

в

творческом

поиске.

Ребята

учатся

через

создание

яркого,

полного

художественного

образа

быть

и

слушателями,

и

зрителями,

и

создателями.

Идея бинарных уроков очень увлекательна. Она открывает перед

нами новые возможности, а главное заставляет нас выступать в роли

экспериментатора.

В

8

классе

при

изучении

темы

"Историческое

значение опыта войны 1812 года в военной и современной истории"

провожу бинарный урок вместе с учителем ОБЖ. Тема посвящается 200-

летию

войны

1812

года

и

юбилею

Сталинградской

битвы.

На

уроке

использую фрагменты фильмов "Война и мир" и "Сталинградская битва".

Цель урока: выявить причины войны как одной из глобальных проблем,

показать опыт войны 1812 года в Современной России. Воспитательная

цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за героизм русского

народа в годы испытаний, показать значение толерантности в сохранении

мира на земле.

При

бинарном

обучении

обеспечивается

комплексное

сочетание

разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации,

мотивационно-побудительные,

коммуникативные,

контроля,

анализа,

совершенствования.

Изложение

нового

материала

не

отменяется,

оно

имеет другую форму и не должно растворяться в практическом действии,

а наоборот – систематизироваться, образуя целостную систему по той или

иной теме. Доза учебной информации не должна выходить за пределы

нормальной работоспособности учащихся при усвоении материала.

Б и н а р н о е

о бу ч е н и е

с т а н о в и т с я

и с точ н и ком

м о щ н о го

воспитательного резонанса, который рассматривается как отзвук, отклик в

структуре личности

При проведении бинарных уроков я убедился в их эффективности и

целесообразности в учебном процессе, так как данная форма проведения

учебного занятия дает возможность усилить междисциплинарные связи,

расширить

сферу

получаемой

информации

и,

что

особенно

важно,

повысить мотивацию обучения.

Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов,

что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к.

достоинства

одного

дополняются

достоинствами

другого.

Имеющиеся

недостатки

в

деятельности

одного,

компенсируются

достоинствами

другого.

Во-вторых

объединение

усилий

двух

педагогов

способствует

усилению

управления

процессом

познавательной

и

практической

деятельности

(особенно

когда

большая

наполняемость

группы).

При

бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают

временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в

прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога

другим,

смена

познавательных

учебных

шагов

благоприятствует

тому,

чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.

В-третьих

усиление

индивидуальности

обучения.

Регулярная

смена

учебных

шагов

позволяет

выявить

тех

учащихся,

которые

нуждаются в особом внимании.

В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти

уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих

педагогов, их профессиональной направленности.

Одной

из

проблем

бинарности

в

школе

являются

различия

в

концептуальном

подходе

к

построению

учебных

программ,

характера

обучения, изложением тематических бинарных блоков и их согласование с

линейными курсами в параллели.

При

бинарном

обучении

обеспечивается

комплексное

сочетание

разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации,

мотивационно-побудительные,

коммуникативные,

контроля,

анализа,

совершенствования.