Автор: Савченко Юрий Иванович
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ "Тхоревская ООШ"
Населённый пункт: Воронежская область, Каменский район, х. Дальнее Стояново
Наименование материала: Активные формы обучения
Тема: Активные формы обучения
Активные формы обучения
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тхорёвская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района
Воронежской области
Активные формы обучения позволяют повысить интерес к той или
иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней, помогают
сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и
запоминание
материала.
Наряду
с
ролевыми
играми,
уроками-
конференциями,
уроками-экскурсиями
к
активным
формам
обучения
относятся и бинарные уроки, которые я регулярно провожу.
Бинарные уроки – одна из форм реализации междисциплинарных
связей, которые позволяют интегрировать знания из разных областей для
решения
одной
проблемы,
дают
возможность
применить
полученные
знания на практике.
Сущность
бинарных
уроков
заключается
в
том,
что
создается
многогранная
связь
между
отдельными
дисциплинами
школьного
учебного процесса. Обращаясь к бинарности, как целостному восприятию
у ч е б н о г о
м а т е р и а л а
я
у в и д е л
р я д
п р е и м у щ е с т в :
1. Окружающий мир познается учащимися в многообразии и единстве,
так
предметы
школьного
цикла
не
дают
представления
о
целостном
явлении,
дробя
его
на
разрозненные
фрагменты.
Например,
при
проведении
урока
«История
обыкновенных
дробей»
мы
совместно
с
учителем
математики
знакомим
пятиклассников
с
обыкновенными
дробями и культурными достижениями народов Древних цивилизаций,
используя
фронтальную, групповую и коллективную форму работы. А
также мультимедийную технику и презентации.
2. Форма проведения бинарного урока увлекательна и нестандартна.
Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность
учащимся
поддерживать
внимание
на
высоком
уровне,
что
позволяет
говорить о развивающем эффекте обучения. Бинарные уроки повышают
потенциал
ребят,
побуждают
их
к
активному
познанию
мира,
к
осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию
логики,
мышления,
коммуникативных
способностей.
Данные
уроки
способствуют развитию речи, формируют умения сравнивать, обобщать и
делать
выводы.
При
изучении
темы
«Разрушение
личности
в
тоталитарном
государстве»
я
провожу
бинарный
урок-исследования
истории
и
литературы.
В
условиях
многопартийности,
экономической
нестабильности
особенно
остро
встает
вопрос
о
формировании
мировоззрения
подрастающего
поколения.
Первоосновы
гражданского
самосознания закладываются сейчас. Исследуя исторические параллели,
мы пытаемся извлечь уроки из прошлого, чтобы, моделируя будущее, не
п о в т о р и т ь
о ш и б о к .
3. Бинарные уроки дают возможность самореализовываться в творческом
процессе
учителю,
способствуют
раскрытию
талантов
учеников.
В
5
классе при изучении «Театр Греции» я провожу бинарный урок вместе с
учителем
литературы,
где
учащиеся
знакомятся
с театральной
терминологией,
особенностями
театра
Древней
Греции,
учатся
инсценировать
драматические
произведения.
Такие
уроки
позволяют
учащимся
не
только
учиться
зрительно-образному
представлению,
самостоятельности и независимости суждений, умению сотрудничать в
творческой
деятельности,
но
и
создавать
свой
неповторимый
полихудожественный
образ,
т.е.
находиться
на
бинарных
уроках
в
творческом
поиске.
Ребята
учатся
через
создание
яркого,
полного
художественного
образа
быть
и
слушателями,
и
зрителями,
и
создателями.
Идея бинарных уроков очень увлекательна. Она открывает перед
нами новые возможности, а главное заставляет нас выступать в роли
экспериментатора.
В
8
классе
при
изучении
темы
"Историческое
значение опыта войны 1812 года в военной и современной истории"
провожу бинарный урок вместе с учителем ОБЖ. Тема посвящается 200-
летию
войны
1812
года
и
юбилею
Сталинградской
битвы.
На
уроке
использую фрагменты фильмов "Война и мир" и "Сталинградская битва".
Цель урока: выявить причины войны как одной из глобальных проблем,
показать опыт войны 1812 года в Современной России. Воспитательная
цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за героизм русского
народа в годы испытаний, показать значение толерантности в сохранении
мира на земле.
При
бинарном
обучении
обеспечивается
комплексное
сочетание
разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации,
мотивационно-побудительные,
коммуникативные,
контроля,
анализа,
совершенствования.
Изложение
нового
материала
не
отменяется,
оно
имеет другую форму и не должно растворяться в практическом действии,
а наоборот – систематизироваться, образуя целостную систему по той или
иной теме. Доза учебной информации не должна выходить за пределы
нормальной работоспособности учащихся при усвоении материала.
Б и н а р н о е
о бу ч е н и е
с т а н о в и т с я
и с точ н и ком
м о щ н о го
воспитательного резонанса, который рассматривается как отзвук, отклик в
структуре личности
При проведении бинарных уроков я убедился в их эффективности и
целесообразности в учебном процессе, так как данная форма проведения
учебного занятия дает возможность усилить междисциплинарные связи,
расширить
сферу
получаемой
информации
и,
что
особенно
важно,
повысить мотивацию обучения.
Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов,
что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к.
достоинства
одного
дополняются
достоинствами
другого.
Имеющиеся
недостатки
в
деятельности
одного,
компенсируются
достоинствами
другого.
Во-вторых
–
объединение
усилий
двух
педагогов
способствует
усилению
управления
процессом
познавательной
и
практической
деятельности
(особенно
когда
большая
наполняемость
группы).
При
бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают
временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в
прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога
другим,
смена
познавательных
учебных
шагов
благоприятствует
тому,
чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.
В-третьих
–
усиление
индивидуальности
обучения.
Регулярная
смена
учебных
шагов
позволяет
выявить
тех
учащихся,
которые
нуждаются в особом внимании.
В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти
уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих
педагогов, их профессиональной направленности.
Одной
из
проблем
бинарности
в
школе
являются
различия
в
концептуальном
подходе
к
построению
учебных
программ,
характера
обучения, изложением тематических бинарных блоков и их согласование с
линейными курсами в параллели.
При
бинарном
обучении
обеспечивается
комплексное
сочетание
разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации,
мотивационно-побудительные,
коммуникативные,
контроля,
анализа,
совершенствования.