Автор: Семенова Марианна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад№3 "Уруйэчээн"
Населённый пункт: с.Верхневилюйск
Наименование материала: технологическая карта ООД
Тема: Дьикти кумах
«Роль дидактических игр в развитии дошкольника»
Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе
угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких
условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого
потенциала. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, в процессе которой
развиваются
духовные
и
физические
силы
ребенка;
его
внимание,
память,
воображение, дисциплинированность, ловкость. Именно в ходе игры выстраивается
система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические
функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в работе с
детьми
игровых
технологий
способствует
предупреждению
речевых
нарушений.
Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
В
моей
работе
с
детьми
большое
место
занимают
дидактические
игры.
Они
используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Дидактические
игры
выполняют
функцию
средств
обучения
–
дети
осваивают
признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Игра дошкольников:
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе, что
позволяет
создать
необходимые
условия
для
стимулирования
познавательной
деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в
течение всего учебного года. В группе создан уголок «В гостях у Игровичка», где
собраны
различные
дидактические
игры,
игры
изготовленные
своими
руками
«Домашние, дикие животные», «Лото», «Цветы», «Ягоды», «Деревья», «Кто, где
живет?», «Профессии», «Соберем урожай»; «Что к чему подходит? »; «Что растет на
грядке?» и многие другие.
Дидактические игры условно можно разделить на:
игры – путешествия,
игры – поручения,
игры – предположения,
игры – загадки,
игры – беседы.
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то,
что
находится
рядом.
Они
обостряют
наблюдательность,
обличают
преодоление
трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного
содержания
в
сочетании
с
игровой
деятельностью:
постановка
задач,
пояснение
способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе
их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и
создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом
активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание
загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать,
делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность
переживаний,
заинтересованность,
доброжелательность.
Такая
игра
предъявляет
требования
к
активизации
эмоциональных
и
мыслительных
процессов.
Она
воспитывает
умение
слушать
вопросы
и
ответы,
сосредоточить
внимание
на
содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал
для
проведения
этого
вида
игр
должен
даваться
в
оптимальном
объеме,
быть
доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей.
В НОД и режимных моментах стараюсь включать речевые дидактические игры и
занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со
словом и движением.
Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается
с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности
Хорошо начинать игры с артикуляционных упражнений, проговаривания
всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития
речевого аппарата.
Особое внимание следует уделить правилам игры. Правила содержат нравственные
требования
к
взаимоотношениям
детей,
к
выполнению
ими
норм
поведения.
В
дидактической игре правила являются заданными.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи
у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в
домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний
в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
На родительском собрании была представлена выставка дидактических игр, где было
предложено родителям взять игры домой и поиграть вместе с детьми.
Таким образом, дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы
стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного
языка.
Использование
дидактических
игр
в
работе
педагога,
способствуют
и
развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной
работы.
Необходимо
помнить,
что
развитие
в
ходе
игровой
деятельности
речи
дошкольников - попытка учить детей светло, радостно и без принуждения.
Такая работа дает положительные результаты.
В перспективе планирую
создание новых дидактических игр, создание картотеки
дидактических
игр
для
родителей,
создание
банка
видеотеки
(с
привлечением
родителей).