Напоминание

Дьикти кумах

Автор: Семенова Марианна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад№3 "Уруйэчээн"
Населённый пункт: с.Верхневилюйск
Наименование материала: технологическая карта ООД
Тема: Дьикти кумах







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Роль дидактических игр в развитии дошкольника»

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе

угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких

условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого

потенциала. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, в процессе которой

развиваются

духовные

и

физические

силы

ребенка;

его

внимание,

память,

воображение, дисциплинированность, ловкость. Именно в ходе игры выстраивается

система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические

функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в работе с

детьми

игровых

технологий

способствует

предупреждению

речевых

нарушений.

Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

В

моей

работе

с

детьми

большое

место

занимают

дидактические

игры.

Они

используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Дидактические

игры

выполняют

функцию

средств

обучения

дети

осваивают

признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Игра дошкольников:

- побуждает детей к общению друг с другом;

- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

- способствует совершенствованию разговорной речи;

- способствует обогащению словаря;

- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе, что

позволяет

создать

необходимые

условия

для

стимулирования

познавательной

деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в

течение всего учебного года. В группе создан уголок «В гостях у Игровичка», где

собраны

различные

дидактические

игры,

игры

изготовленные

своими

руками

«Домашние, дикие животные», «Лото», «Цветы», «Ягоды», «Деревья», «Кто, где

живет?», «Профессии», «Соберем урожай»; «Что к чему подходит? »; «Что растет на

грядке?» и многие другие.

Дидактические игры условно можно разделить на:

игры – путешествия,

игры – поручения,

игры – предположения,

игры – загадки,

игры – беседы.

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то,

что

находится

рядом.

Они

обостряют

наблюдательность,

обличают

преодоление

трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного

содержания

в

сочетании

с

игровой

деятельностью:

постановка

задач,

пояснение

способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе

их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и

создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом

активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание

загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать,

делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность

переживаний,

заинтересованность,

доброжелательность.

Такая

игра

предъявляет

требования

к

активизации

эмоциональных

и

мыслительных

процессов.

Она

воспитывает

умение

слушать

вопросы

и

ответы,

сосредоточить

внимание

на

содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал

для

проведения

этого

вида

игр

должен

даваться

в

оптимальном

объеме,

быть

доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей.

В НОД и режимных моментах стараюсь включать речевые дидактические игры и

занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со

словом и движением.

Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается

с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности

Хорошо начинать игры с артикуляционных упражнений, проговаривания

всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития

речевого аппарата.

Особое внимание следует уделить правилам игры. Правила содержат нравственные

требования

к

взаимоотношениям

детей,

к

выполнению

ими

норм

поведения.

В

дидактической игре правила являются заданными.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи

у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в

домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний

в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

На родительском собрании была представлена выставка дидактических игр, где было

предложено родителям взять игры домой и поиграть вместе с детьми.

Таким образом, дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы

стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного

языка.

Использование

дидактических

игр

в

работе

педагога,

способствуют

и

развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной

работы.

Необходимо

помнить,

что

развитие

в

ходе

игровой

деятельности

речи

дошкольников - попытка учить детей светло, радостно и без принуждения.

Такая работа дает положительные результаты.

В перспективе планирую

создание новых дидактических игр, создание картотеки

дидактических

игр

для

родителей,

создание

банка

видеотеки

привлечением

родителей).