Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства"

Автор: Светличная Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Еланский ДС№2 "Родничок"
Населённый пункт: р.п. Елань, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

"МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ "ЕЛАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2 "РОДНИЧОК" ЕЛАНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

403731, Волгоградская область, Еланский район, р.п. Елань, Элеваторская улица, 1

Тел. 8(84452)-5-70-85

Статья

"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного

возраста средствами декоративно-прикладного искусства."

Составитель:

воспитатель

Светличная Е.В.

« Забота о народном искусстве всех народов нашей страны - это долг,

счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой

многонациональной Родины»

Академик Д.С.Лихачев

Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в

настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания,

усиливается внимание к сохранению и развитию национальных культур и

языков, возрождение народных традиций. Первые годы жизни ребенка имеют

решающее значение в становлении его личности, поэтому важно правильно

организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной

жизни, продумать условия для активного познания дошкольником

окружающей его социальной действительности. Дошкольное детство – это

период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру

культуры и общечеловеческих ценностей. Патриотическое чувство не

возникает у людей само по себе. Это результат длительного

целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста.

Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась

многими русскими педагогами, как важнейшее условие разумного

построения системы образования.

В.А. Сухомлинский призывал развивать у детей любовь к Родине с

воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью

и величием державы.

А.П.Усова указывала на необходимость воспитания любви к родине с

раннего детства, большое внимание уделять народному творчеству, которое

позволит детям в доступной форме усвоить язык своего народа, его нравы и

обычаи. Она считала, что народное декоративно-прикладное искусство,

народные песни и сказки доступны всем детям и способствуют

формированию любви к Родине.

Эмоциональный язык искусства – самый легкий, верный и доступный мостик

от души народа к душе ребенка. Незаменимым средством формирования

духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное

творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста

эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным

воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором

человеческих взаимоотношений.

Патриотическое воспитание в ДОУ осуществляется в процессе включения

детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к

культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа,

воспитания любви к малой родине.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического,

нравственного и патриотического воспитания детей. Использование в работе

с дошкольниками всех видов народного искусства:

сказок, потешек, прибауток, загадок,

произведений декоративно - прикладного искусства

оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание

патриотических чувств дошкольников.

Одаренность, самобытность русского народа дети познают через роспись

Хохломы, мастерство Дымковской, Городецкой игрушек, Гжель, Жостово –

поистине памятники жизни народа, национальная гордость. Декоративно-

прикладное искусство одно из самых древнейших. Традиции народного

искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из

поколения в поколение. Самые выразительные признаки окружающих

предметов переданы выразительно и лаконично.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным

искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью,

систематичности и последовательности, индивидуального подхода в

обучении и художественном развитии детей, наглядности. В старших

возрастных группах идет работа по освоению детьми декоративной

художественной деятельности. Происходит наиболее глубокое ознакомление

с декоративно – прикладным искусством, у детей формируется уважение к

этому труду. Ребята осваивают характерные цветовые сочетания (колорит),

элементы узоров.

Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно -

прикладным искусством

1. создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными

видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения

(окружающая сред: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение

литературы);

2. показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других,

как по тематике, так и по средствам выразительности; называть вид росписи,

знакомить с цветами красок;

3. развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать

художественный вкус;

4. формировать художественные умения в разных видах народной

декоративной росписи: обучение детей рисованию разными способами, на

разных формах и предметах;

5. создавать условия для самостоятельной художественной деятельности

детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ;

6 .Общим педагогическим условием развития художественных способностей

детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных

практических возможностей для развития способностей в разных областях

искусства.

В каждой группе детского сада (начиная со второй младшей) при знакомстве

с творчеством необходимо решать первую группу задач, используя основные

методы: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. При

использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел

показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами

выражения чувств.

Вторая группа задач связана с формированием художественных навыков. Для

решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы:

показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Здесь нужно

указать общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы,

которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения

искусства» собственными руками.

Формы организации художественной деятельности могут быть различными:

на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во

время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. В этом процессе

основной задачей является: не ограничиваться разовыми и разрозненными

мероприятиями, а сделать эту работу систематической, интересной и

содержательной. В художественной деятельности по мотивам русского

народного творчества можно использовать разные виды прикладного

искусства: городецкую роспись, дымковскую, филимоновскую, гжельскую и

т. д.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении

создана система работы по патриотическому воспитанию, которая состоит из

взаимосвязанных между собой компонентов:

обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

создание условий для патриотического воспитания (кадровое

обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно -

развивающей среды);

организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей,

всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по

изобразительной деятельности, психолога, учителя - логопеда), заведующего

детским садом, зам. зав. по воспитательной и методической работе.

Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов

достигается благодаря совместному планированию образовательного

процесса.

Основными педагогическими условиями реализации патриотического

воспитания средствами декоративно-прикладного искусства являются:

создание обстановки эмоционального благополучия;

создание и обновление предметно-развивающей среды;

творческий подход к содержанию образования;

вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с

детьми, предоставляемых материалов;

использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по

ознакомлению детей с природой; использование музыкальных

произведений на занятиях по изобразительной деятельности;

осуществление регионального подхода к отбору содержания

изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной

деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим

материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу,

труд Волгоградской области);

взаимодействие с семьями воспитанников;

преемственность в работе с учреждениями культуры.

Одним из важных условий реализации системы патриотического

воспитания в дошкольном учреждении является правильная

организация предметно-развивающей среды:

группа эстетически оформлена, оснащены театральные, игровые уголки ;

музыкальные, книжные уголки;

имеется костюмерная с театральным реквизитом;

открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами

деятельности, готовят выставки рисунков и поделок, используя

нетрадиционные техники изображения;

в изостудии оформлен музей народно-прикладного искусства «Народное

мастерство». Имеются в наличии подлинные предметы декоративно-

прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы

хохломских, гжельских мастеров), необходимый художественный

материал для рисования, лепки, аппликации и художественного

конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами

искусства с методическими разработками по организации занятий с

детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания

образа;

создана обстановка мастерской, где пособия и оборудование всегда

находятся под рукой у ребенка, побуждая его к действию;

имеются методические разработки к занятиям по декоративно –

прикладному искусству;

Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия,

музыкальные произведения.

Эффективно используются приемные в групповых комнатах и коридоры: в

них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из

природного материала.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует

познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в

изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на

патриотическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

специально организованное обучение;

совместная деятельность педагогов и детей;

самостоятельная художественная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом

дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы

работы:

непосредственная образовательная деятельность,

праздники

развлечения

недели творчества

дидактические игры

выставки рисунков и поделок

В дошкольном учреждении создан учебно-методический комплект:

• программы патриотического воспитания и методические рекомендации.

• перспективные планы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным

искусством

• конспекты НОД, сценарии досугов и праздников

• дидактические музыкальные игры, а также и по изобразительной

деятельности.

• библиотека познавательной литературы по ознакомлению детей с миром

искусства.

Весь материал систематизирован и представлен в картотеке.

Реализации направления патриотического воспитания средствами

декоративно-прикладного искусства способствуют формы системной работы

с педагогическими кадрами:

педагогические советы – «Красота-это то, что нас окружает» (проведён в

форме деловой игры «Педагогическое путешествие» (участники команд

выполняли различные задания на станциях изобразительная, театральная,

музыкальная, художественная);

«Народное искусство» (форма проведения: интеллектуально-творческая

игра, уточнялись и закреплялись знания педагогов о обычаях и традициях

русского народа в области русского устного и прикладного народного

творчества);

«Русь святая» (систематизировались знания педагогов о жанрах русского

фольклора)

творческая мастерская «Оригами» и «Куклы-обереги»); « «Что нам осень

подарила» (поделки из природного материала) «Лучшая новогодняя

игрушка» и т.д.

творческие недели – « Золотая Хохлома», ярмарка «Свистунья»

«Школа молодого воспитателя» - опытные педагоги проводят

консультации – «Детям о традициях народного мастерства», «Настроение

ребенка отражается в рисунке», «Влияние искусства на формирование

творческой личности ребенка», «Мелодии цвета», «Ступеньки к

творчеству»

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка -

дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и

семьи, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть

времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим

решающее влияние на развитие личности дошкольника. Семья и детский сад

связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность обучения

и воспитания.

Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

1 направление

- включает индивидуальные и наглядно - информационные формы работы:

беседы, консультации, информационные стенды, памятки, фотовыставки,

вернисажи детских работ. Содержанием данного направления является и

выявление запросов родителей через анкетирование.

2 направление:

- повышение психолого-педагогической культуры родителей, которое

осуществляется через коллективные формы работы, обеспечивающее

организацию продуктивного общения всех участников образовательного

пространства.

Традиционными стали:

организации выставок совместных работ родителей и детей «Осенние

фантазии», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество»,

«Новогодняя игрушка» и др.

фото выставки: «Городецкие узоры…» и др.

семейные творческие гостиные, где родители являются участниками

театрализованных представлений,

мастер-классы « Акварельные цветы », «Рисуем деревья», «Роспись

дымковских игрушек»; «Хохломские росписи» и д

родители шьют костюмы для праздников своим детям.

Родители активно посещают общие и групповые родительские собрания,

проводим интервьюирование с целью выявления лучшего семейного опыта.

Оформлены консультации: «Гжельские чудеса», «Приобщение детей к

истокам русской народной культуры», «Федоскинские миниатюры»,

«Рецепты волшебства», «Самый семейный праздник», «Десять шагов на пути

к творчеству», «Народные праздники и традиции», «Игрушки прошлого

века». Организована «Родительская почта».

Работа по ознакомлению дошкольников с декоративно- прикладным

искусством должна проходить в 4 этапа:

1. знакомство с историей данного искусства, рассматривание предметов,

иллюстраций, выделение цветовых приёмов, основных традиционных

элементов росписи (ягоды рябины, цветы, круги и т. д.), сюжетных линий;

2. рисование простейших элементов росписи (круг, круг в круге, скрещенные,

волнистые линии и т. д.);

3. составление узора с учётом приобретённых творческих навыков на бумагу;

4. Нанесение народной росписи на бумагу, бумажные формы предметов

(тарелка, ложка, ваза и т. д.); на глиняные формы или формы из солёного

теста, из дерева. Работы детей должны обязательно выставляться на

выставку, что даст ребёнку дополнительный стимул к творчеству, интерес к

своим национальным истокам, положительные эмоции, уверенность в себе.

Таким образом, ребёнок не только учится создавать образ, овладевает

способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение,

цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о

материалах, используемых для передачи изображения, создания

художественного образа, овладевает изобразительно-выразительными

навыками, но и приобщает детей к культуре русского народа, знакомит с

историей и его бытом. Овладение изобразительно-выразительными навыками

приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный

путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного

искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе

духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих

поколений. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов

гармонического развития личности. Народное искусство хранит и передает

новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы

эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает

раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус,

любовь к своей Родине.