Автор: Светличная Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Еланский ДС№2 "Родничок"
Населённый пункт: р.п. Елань, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства"
"МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ЕЛАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2 "РОДНИЧОК" ЕЛАНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
403731, Волгоградская область, Еланский район, р.п. Елань, Элеваторская улица, 1
Тел. 8(84452)-5-70-85
Статья
"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста средствами декоративно-прикладного искусства."
Составитель:
воспитатель
Светличная Е.В.
« Забота о народном искусстве всех народов нашей страны - это долг,
счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой
многонациональной Родины»
Академик Д.С.Лихачев
Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в
настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания,
усиливается внимание к сохранению и развитию национальных культур и
языков, возрождение народных традиций. Первые годы жизни ребенка имеют
решающее значение в становлении его личности, поэтому важно правильно
организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной
жизни, продумать условия для активного познания дошкольником
окружающей его социальной действительности. Дошкольное детство – это
период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру
культуры и общечеловеческих ценностей. Патриотическое чувство не
возникает у людей само по себе. Это результат длительного
целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста.
Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась
многими русскими педагогами, как важнейшее условие разумного
построения системы образования.
В.А. Сухомлинский призывал развивать у детей любовь к Родине с
воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью
и величием державы.
А.П.Усова указывала на необходимость воспитания любви к родине с
раннего детства, большое внимание уделять народному творчеству, которое
позволит детям в доступной форме усвоить язык своего народа, его нравы и
обычаи. Она считала, что народное декоративно-прикладное искусство,
народные песни и сказки доступны всем детям и способствуют
формированию любви к Родине.
Эмоциональный язык искусства – самый легкий, верный и доступный мостик
от души народа к душе ребенка. Незаменимым средством формирования
духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное
творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста
эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным
воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором
человеческих взаимоотношений.
Патриотическое воспитание в ДОУ осуществляется в процессе включения
детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к
культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа,
воспитания любви к малой родине.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического,
нравственного и патриотического воспитания детей. Использование в работе
с дошкольниками всех видов народного искусства:
сказок, потешек, прибауток, загадок,
произведений декоративно - прикладного искусства
оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание
патриотических чувств дошкольников.
Одаренность, самобытность русского народа дети познают через роспись
Хохломы, мастерство Дымковской, Городецкой игрушек, Гжель, Жостово –
поистине памятники жизни народа, национальная гордость. Декоративно-
прикладное искусство одно из самых древнейших. Традиции народного
искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из
поколения в поколение. Самые выразительные признаки окружающих
предметов переданы выразительно и лаконично.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным
искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью,
систематичности и последовательности, индивидуального подхода в
обучении и художественном развитии детей, наглядности. В старших
возрастных группах идет работа по освоению детьми декоративной
художественной деятельности. Происходит наиболее глубокое ознакомление
с декоративно – прикладным искусством, у детей формируется уважение к
этому труду. Ребята осваивают характерные цветовые сочетания (колорит),
элементы узоров.
Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно -
прикладным искусством
1. создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными
видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения
(окружающая сред: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение
литературы);
2. показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других,
как по тематике, так и по средствам выразительности; называть вид росписи,
знакомить с цветами красок;
3. развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать
художественный вкус;
4. формировать художественные умения в разных видах народной
декоративной росписи: обучение детей рисованию разными способами, на
разных формах и предметах;
5. создавать условия для самостоятельной художественной деятельности
детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ;
6 .Общим педагогическим условием развития художественных способностей
детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных
практических возможностей для развития способностей в разных областях
искусства.
В каждой группе детского сада (начиная со второй младшей) при знакомстве
с творчеством необходимо решать первую группу задач, используя основные
методы: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. При
использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел
показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами
выражения чувств.
Вторая группа задач связана с формированием художественных навыков. Для
решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы:
показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Здесь нужно
указать общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы,
которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения
искусства» собственными руками.
Формы организации художественной деятельности могут быть различными:
на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во
время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. В этом процессе
основной задачей является: не ограничиваться разовыми и разрозненными
мероприятиями, а сделать эту работу систематической, интересной и
содержательной. В художественной деятельности по мотивам русского
народного творчества можно использовать разные виды прикладного
искусства: городецкую роспись, дымковскую, филимоновскую, гжельскую и
т. д.
Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении
создана система работы по патриотическому воспитанию, которая состоит из
взаимосвязанных между собой компонентов:
обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
создание условий для патриотического воспитания (кадровое
обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно -
развивающей среды);
организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
координация работы с другими учреждениями и организациями.
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей,
всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по
изобразительной деятельности, психолога, учителя - логопеда), заведующего
детским садом, зам. зав. по воспитательной и методической работе.
Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов
достигается благодаря совместному планированию образовательного
процесса.
Основными педагогическими условиями реализации патриотического
воспитания средствами декоративно-прикладного искусства являются:
создание обстановки эмоционального благополучия;
создание и обновление предметно-развивающей среды;
творческий подход к содержанию образования;
вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с
детьми, предоставляемых материалов;
использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по
ознакомлению детей с природой; использование музыкальных
произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
осуществление регионального подхода к отбору содержания
изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной
деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим
материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу,
труд Волгоградской области);
взаимодействие с семьями воспитанников;
преемственность в работе с учреждениями культуры.
Одним из важных условий реализации системы патриотического
воспитания в дошкольном учреждении является правильная
организация предметно-развивающей среды:
группа эстетически оформлена, оснащены театральные, игровые уголки ;
музыкальные, книжные уголки;
имеется костюмерная с театральным реквизитом;
открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами
деятельности, готовят выставки рисунков и поделок, используя
нетрадиционные техники изображения;
в изостудии оформлен музей народно-прикладного искусства «Народное
мастерство». Имеются в наличии подлинные предметы декоративно-
прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы
хохломских, гжельских мастеров), необходимый художественный
материал для рисования, лепки, аппликации и художественного
конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами
искусства с методическими разработками по организации занятий с
детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания
образа;
создана обстановка мастерской, где пособия и оборудование всегда
находятся под рукой у ребенка, побуждая его к действию;
имеются методические разработки к занятиям по декоративно –
прикладному искусству;
Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия,
музыкальные произведения.
Эффективно используются приемные в групповых комнатах и коридоры: в
них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из
природного материала.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует
познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в
изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на
патриотическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
специально организованное обучение;
совместная деятельность педагогов и детей;
самостоятельная художественная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом
дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы
работы:
непосредственная образовательная деятельность,
праздники
развлечения
недели творчества
дидактические игры
выставки рисунков и поделок
В дошкольном учреждении создан учебно-методический комплект:
• программы патриотического воспитания и методические рекомендации.
• перспективные планы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным
искусством
• конспекты НОД, сценарии досугов и праздников
• дидактические музыкальные игры, а также и по изобразительной
деятельности.
• библиотека познавательной литературы по ознакомлению детей с миром
искусства.
Весь материал систематизирован и представлен в картотеке.
Реализации направления патриотического воспитания средствами
декоративно-прикладного искусства способствуют формы системной работы
с педагогическими кадрами:
педагогические советы – «Красота-это то, что нас окружает» (проведён в
форме деловой игры «Педагогическое путешествие» (участники команд
выполняли различные задания на станциях изобразительная, театральная,
музыкальная, художественная);
«Народное искусство» (форма проведения: интеллектуально-творческая
игра, уточнялись и закреплялись знания педагогов о обычаях и традициях
русского народа в области русского устного и прикладного народного
творчества);
«Русь святая» (систематизировались знания педагогов о жанрах русского
фольклора)
творческая мастерская «Оригами» и «Куклы-обереги»); « «Что нам осень
подарила» (поделки из природного материала) «Лучшая новогодняя
игрушка» и т.д.
творческие недели – « Золотая Хохлома», ярмарка «Свистунья»
«Школа молодого воспитателя» - опытные педагоги проводят
консультации – «Детям о традициях народного мастерства», «Настроение
ребенка отражается в рисунке», «Влияние искусства на формирование
творческой личности ребенка», «Мелодии цвета», «Ступеньки к
творчеству»
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка -
дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и
семьи, в которой он воспитывается.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть
времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим
решающее влияние на развитие личности дошкольника. Семья и детский сад
связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность обучения
и воспитания.
Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
1 направление
- включает индивидуальные и наглядно - информационные формы работы:
беседы, консультации, информационные стенды, памятки, фотовыставки,
вернисажи детских работ. Содержанием данного направления является и
выявление запросов родителей через анкетирование.
2 направление:
- повышение психолого-педагогической культуры родителей, которое
осуществляется через коллективные формы работы, обеспечивающее
организацию продуктивного общения всех участников образовательного
пространства.
Традиционными стали:
организации выставок совместных работ родителей и детей «Осенние
фантазии», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество»,
«Новогодняя игрушка» и др.
фото выставки: «Городецкие узоры…» и др.
семейные творческие гостиные, где родители являются участниками
театрализованных представлений,
мастер-классы « Акварельные цветы », «Рисуем деревья», «Роспись
дымковских игрушек»; «Хохломские росписи» и д
родители шьют костюмы для праздников своим детям.
Родители активно посещают общие и групповые родительские собрания,
проводим интервьюирование с целью выявления лучшего семейного опыта.
Оформлены консультации: «Гжельские чудеса», «Приобщение детей к
истокам русской народной культуры», «Федоскинские миниатюры»,
«Рецепты волшебства», «Самый семейный праздник», «Десять шагов на пути
к творчеству», «Народные праздники и традиции», «Игрушки прошлого
века». Организована «Родительская почта».
Работа по ознакомлению дошкольников с декоративно- прикладным
искусством должна проходить в 4 этапа:
1. знакомство с историей данного искусства, рассматривание предметов,
иллюстраций, выделение цветовых приёмов, основных традиционных
элементов росписи (ягоды рябины, цветы, круги и т. д.), сюжетных линий;
2. рисование простейших элементов росписи (круг, круг в круге, скрещенные,
волнистые линии и т. д.);
3. составление узора с учётом приобретённых творческих навыков на бумагу;
4. Нанесение народной росписи на бумагу, бумажные формы предметов
(тарелка, ложка, ваза и т. д.); на глиняные формы или формы из солёного
теста, из дерева. Работы детей должны обязательно выставляться на
выставку, что даст ребёнку дополнительный стимул к творчеству, интерес к
своим национальным истокам, положительные эмоции, уверенность в себе.
Таким образом, ребёнок не только учится создавать образ, овладевает
способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение,
цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о
материалах, используемых для передачи изображения, создания
художественного образа, овладевает изобразительно-выразительными
навыками, но и приобщает детей к культуре русского народа, знакомит с
историей и его бытом. Овладение изобразительно-выразительными навыками
приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный
путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.
Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного
искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе
духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих
поколений. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов
гармонического развития личности. Народное искусство хранит и передает
новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы
эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает
раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус,
любовь к своей Родине.