Напоминание

"Образ матери в искусстве"

Авторы: Шамрай Татьяна Константиновна, Перетятько Елена Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Колокольчик" Саратовской области Саратовского района р.п. Соколовый"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Образ матери в искусстве"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

В соответствии с

примерной основной общеобразовательной

программы дошкольного образования

«От рождения до школы»

под редакцией Веракса, Васильева, Комарова:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по социльно - коммуникативному развитию «Образ матери в

искусстве».

Подготовила воспитатель Перетятько Е. Ю.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: «Образ матери в искусстве».

Образовательная область: Социально - коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие

Раздел: Социально-коммуникативное развитие приобщение к социокультурным ценностям .

Цель: знакомство с творчеством художников – живописцев, изображавших , воспевавших в своих произведениях образ

женщины. Выполнить композицию «Мама ».

Задачи:

-познакомить с картинами известных художников –Рафаэля «Мадонна Темпи», Икона «Владимирская Богоматерь» К. Петров

– Водкин «Мать»;

-формировать основы художественной культуры;

-развивать интерес к искусству, эстетический вкус, восприятие, воображение, музыкальные и творческие способности,

мышление, речь;

-обогащать словарь детей выразительными эпитетами;

-воспитывать в детях любовь, уважение, чуткость, внимательность, отзывчивость, доброжелательность в отношении к самому

главному человеку – маме.

Возможные достижения ребёнка: называет картины известных художников –Рафаэля «Мадонна Темпи», Икона

«Владимирская Богоматерь» К. Петров –Водкин « Мать»;

умеет свободно владеть карандашом при рисовании округлых

линий.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, художественная восприятие художественных образов

живописи, литературы и музыки, двигательная,

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Оборудование: репродукции картин –Рафаэля «Мадонна Темпи», Икона «Владимирская Богоматерь» К. Петров –Водкин

« Мать» ; мультимедийное оборудование, магнитофон, музыкальные записи, фотографии мам, воздушный шарик на палочке

- сердечко, альбомные листы, восковые мелки.

Предварительная работа: разучивание стихотворений о маме, изготовление книжек – малышек «Рассказы о маме», просмотр

презентации «Образ женщины матери», беседы с детьми о маме и семье, просмотр фотографий о мам, изготовление подарков

ко «Дню матери».

Планируемые результаты: проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении;

способен выбирать участников совместной деятельности, воплощать замыслы; проявляет творческие способности, фантазию,

воображение, развита мелкая моторика; способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевает

сиюминутные побуждения; доводит начатое дело до конца.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный.

Организационно

-

поисковый

Дети под музыку входят в зал.

Встают в центре зала на ковре в круг, приветствуют

друг, друга

Вос-ль:

"

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!"

Ой, ребята, что – то рассыпалось, помогите,

пожалуйста, собрать.

Что это такое? (пазлы). А вы хотели бы узнать, что

это за картинки?

Разделитесь на две группы и вместе попробуйте

собрать картинки. Чья группа будет, готова поднимите

флажок.

Предлагаю детям присесть на ковер. Педагог вместе с

детьми сидит на ковре

Что у вас получилось? (картина, музей)

-Ребята, как вы думаете что это значит?

Музей - это как машина времени, которая переносит

нас на много, много лет назад, где мы погружаемся в

далёкое прошлое и изучаем много интересного об

истории наших предков.

- Ребята, что значит история?

Давайте вспомним, как называются предметы,

Проявляют интерес,

Повторяют слова вместе с воспитателем.

Ответы детей

Дети делятся на подгруппы по желанию, с

интересом учавствуют в игре собирают картинки.

Обсуждая ответы между собой

Дети садятся на ковер.

ответы детей, предположения.

Ответы детей.

которые хранятся в музеях? Какие бывают музеи?

Знаете ли вы музеи нашего города? Кто работает в

музеи? Как вести себя в музеи?

Игровая

ситуация

"Виртуальный

музей

нашего

детского сада»

Я приглашаю вас посетить виртуальный

художественный музей нашего детского сада.

У меня есть волшебная кисточка, Я прочту волшебное

заклинание и мы окажемся в одном из залов. Готовы!

Фести, мессти,

Не сиди на месте

Кисточка хлоп, хлоп

Рисунок прыг, скок.

-Звучит музыка, дети свободно двигаются по залу.

Вот и оказались мы с вами в музеи. А вот чему, будет,

повещена наша сегодняшняя экскурсия попробуйте

догадаться, отгадав загадку:

Кто любовью согревает,

Предметы, хранящиеся, в музеи называются

экспонаты; музеи бывают краеведческие,

художественные, технические, дома – музеи, музеи

под открытым небом. Музеи Саратова:

В музее работают искусствоведы, экскурсоводы,

смотрители, реставраторы. В музе нельзя громко

говорить, трогать экспонаты руками, бегать, ходить

тихо, возможно даже в тапочках, внимательно

слушать экскурсовода.

дети свободно двигаются по залу в такт музыке.

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щёчку поцелует - чмок?

Вот она всегда, какая

Моя ... родная!

( Мамочка)

-Как вы думаете, о чем нам расскажет сегодняшняя

выставка?

- Сегодня мы с вами поговорим о мамах, нежных,

добрых, ласковых и самых любимых. Закройте на

минутку все глаза и вспомните свою маму. А теперь

ласково произнесите слово «мама».

- Почувствовали, как стало теплее? Как вы думаете,

почему?

-Для каждого человека мама – самый добрый, самый

заботливый, и вообще, самый главный человек в

жизни! Поэтому женщин – матерей всегда

прославляли во все времена художники, поэты и

композиторы.

Предположения детей.

Ответы детей: потому что, «мама» - самое

прекрасное слово на земле. У мамы самые добрые

и ласковые руки – они все умеют. У мамы самое

верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет

любовь к своему ребенку.

Перед вами репродукции картин очень известных

художников, запечатлевших на своих полотнах образ

женщины. Тайны женской красоты тревожат

человечество на протяжении всей истории его

существования.

Главным и неизменным в этом постижении оставался

идеал материнства, священные узы между матерью и

ребенком.

Я хочу предоставить слово нашим экскурсоводам,

Давайте внимательно их послушаем.

1-й экскурсовод.

Перед Вами Икона “Владимирская Богоматерь”

Искусство невозможно представить без широко

запечатленного образа Богоматери.

Младенец нежно прижимается личиком к

материнской щеке и обвивает рукой ее шею.

Детские глаза устремлены к Матери, они словно

ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились

тревога и печаль. При всей материнской нежности

в ее облике чувствуется сознание неизбежной

жертвенности.

Эту икону называют “ несравненной, чудесной,

извечной песнью материнства”.

Скупая красочная гамма, в которой преобладают

неяркие, тёмный тона, всё же создаёт ощущение

спокойствия, тихой и светлой радости.

-Идут года, бегут столетия, но тема “Женщина-

мать"в живописи не исчезает.

2-экскурсовод:

- Вам понравилась картина? Какую маму изобразил

художник?

А ещё он показал, как счастлива мама, когда у неё

есть малыш. Вот так же счастливы и ваши мамы,

потому что у них есть вы. И всю свою огромную

любовь они отдают только вам.

- Ребята, мы познакомились с творчеством

Перед вами «Мадонна» великого итальянского

художника Рафаэля Санти.

(Дети рассматривают картину, звучит «Аве

Мария»)

Мы видим милую светловолосую молодую

женщину, маму, которая держит на руках своего

ребёнка. Мама смотрит на своего ребёнка ласково

и с большой любовью. Такое впечатление, что она

что – то напевает ему или шепчет какие – то

нежные слова . Она нежно обняла своего ребёнка

и прижалась к нему. Как уютно малышу в этих

тёплых и надёжных маминых руках. Они кажутся

нам самыми счастливыми на свете.

Нежную, добрую, ласковую.

художников Возрождения, но ведь и русские

художники в своем творчестве не обходили стороной

образ женщины - матери.

3-й экскурсовод:

- Ребята, а эта картина вам понравилась? Какую маму

показал в ней художник?

- Ребята, а как вы думаете, как мама укачивает своего

ребенка?

Она его покачает и поёт колыбельную песню, которая

поможет ему заснуть. Может быть, вот такую.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин "Мать"

Дети рассматривают картину

Картина "Мать" представляет собой завершенное,

отлично скомпонованное произведение, в котором

художник добился полного, свежего и

поэтического раскрытия темы. Картина отличается

особой ясностью и прозрачностью красок среди

которых доминируют пылающе-красная и

различные оттенки ультрамариново-синих. Это -

гимн семейному счастью, радости и святости

материнской любви..

Молодая мать, прижимающая к себе спящего

младенца, своим общим обликом, силуэтом

напоминает мадонну, но это простая русская

женщина.

Позади женщины - неоглядная русская

даль.

Ответы детей

Поет колыбельную песню

Великий русский композитор Петр Ильич

Чайковский сочинил песню, которую назвал

«Колыбельная песнь в бурю». Послушайте её.

( Дети слушают отрывок произведения в записи.)

-. Ребята, а вам ваши мамы пели колыбельные, когда

вы были маленькими? А может кому-то и сейчас еще

поют? Сможете напеть мамину песню, какие слова

были в ней?

Смотришь на эти картины и вспоминаешь строки

стихотворения.

Ответы детей

О мать! Лишь ты одна умеешь

Ребенка лепет понимать,

Ты с ним играешь, с ним болеешь,

Недаром ты зовешься « мать».

Ты счастья личного не знаешь,

Ему готова всё отдать.

Своих ночей недосыпаешь

Недаром ты зовешься « мать».

Ты не умеешь ненавидеть,

Ты научилась всё прощать –

Лишь чадо бы счастливым видеть:

Продуктивная

деятельность

- Ребята, вам понравилась наша экскурсия? Каких мам

показали в своих работах художники?

А ещё они показали, как счастлива мама, когда у неё

есть малыш. Вот так же счастливы и ваши мамы,

потому что у них есть вы. И всю свою огромную

любовь они отдают только вам.

- Посмотрите, какое сердечко, полное вашей любви

к вашим мамам. К кому оно попадёт, тот скажет

ласковое слово о своей маме, какая она.

игра «Ласковое слово о

маме »

- Молодцы, ребята. Как же много теплых слов вы

сказали о своих мамах!

- Ребята, вы так красиво говорили, что ваши мамочки

не удержались и пришли сегодня к нам. Вот они,

посмотрите на экран. С какой огромной любовью

смотрят они на вас.

(На экране фотографии мам)

А сейчас время волшебства Я возьму свою

волшебную кисть давайте вместе прочитаем

волшебное заклинание и я превращу вас в

художников. Готовы!

Недаром ты зовешься «мать».

Самостоятельно рассуждаю, отвечаю на вопросы,

высказывают собственную точку зрения

Рефлексивно-

корригирующий

Фести, мессти,

Не сиди на месте

Кисточка хлоп, хлоп

Рисунок прыг, скок.

Звучит музыка, дети свободно двигаются по залу.

-Мы оказались с вами в творческой мастерской.

Давайте нарисуем портреты мам. Рассаживайтесь,

берите восковые мелки и приступайте к работе.

Этапы работы.

1. Выбор положения листа.

2. Набросок карандашом.

3. Прорисовка деталей.

5. Работа в цвете.

А сегодня, когда придёте домой, обнимите свою

мамочку, поцелуйте, подарите портрет и скажите, как

сильно вы её любите. Ваши мамы это заслужили!

Понравилась ли вам экскурсия? Что интересного вы

сегодня узнали? Что вам понравилось? Что нет?

Самостоятельная работа детей

Выражают свои эмоции.