Напоминание

"Развитие художественного творчества в процессе сюжетно – тематического рисования в аспекте формирования целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Самодурова Оксана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ №45"Яблонька"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие художественного творчества в процессе сюжетно – тематического рисования в аспекте формирования целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие художественного творчества в процессе

сюжетно – тематического рисования в аспекте формирования

целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста

Проблема

развития

в

личности

творческого

начала,

формирования

творчества

все

более

остро

возникает

в

современном

обществе.

Этому

способствуют

социальные

процессы

и

преобразования,

происходящие

в

обществе, в котором главенствующее место занимает позиция воспитания

творческой, независимой и успешной личности ребёнка.

Реализация ФГОС ДО, предполагает, что в конце дошкольного детства,

выпускник детского сада освоит основную образовательную программу в

виде

целевых

ориентиров.

Важнейшими

целевыми

ориентирами

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

являются

формирование умений у старших дошкольников эмоционально отзываться

на

красоту

окружающего

мира,

развитое

воображение,

сформированная

способность

к

волевым

усилиям,

ответственность

за

начатое

дело,

любознательность.

Обозначенные

целевые

ориентиры

эффективно

формируются в процессе организации сюжетно – тематического рисования.

Изучение детского художественного творчества традиционно привлекало

пристальное

внимание

таких

известных

психологов

и

педагогов,

как:

Н.А.Ветлугина,

Л.С.Выготский,

А.В.Запорожец,

А.Н.Леонтьев,

А.Н.Поддъяков, С.Л.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина,

которые

отмечали,

что

старший

дошкольный

возраст

отличается

эмоциональностью восприятия, пластичностью формирования психических

процессов,

составляющих

основу

формирования

выразительных

художественных образов в творческих рисунках дошкольников.

Исследователи

отмечают,

что

наиболее

ярко

творчество

детей

проявляется в процессе сюжетно-тематического рисования, когда ребёнок в

полной мере может отразить свой замысел, своё виденье цвета и композиции.

Именно процесс возникновения, становления и реализации художественного

замысла,

по

мнению

исследователей,

является

базисной

основой

дальнейшего творческого и личностного развития детей.

В

старшем

дошкольном

возрасте

более

отчетливо

выступают

этапы

возникновения

и

развития

у

детей

художественного

образа.

Творческий

рисунок

строится

уже

в

соответствии

с

замыслом

в

отношении,

как

содержания, так и формы явления или предмета. Появляется эмоциональное

авторское

отношение

к

изображаемому,

активизируются

поиски

выразительных средств для его передачи.

У детей 5-7 лет наблюдается уже сознательное использование цвета,

формы, композиции построения рисунка, как выразительных средств для

отображения отдельного образа или сюжетной композиции.

В творческом процессе ребенка в 5-7 лет можно выделить 2 этапа -

формирование замысла и создание самого рисунка. Момент формирования

замысла в творческом рисовании очень важен, поскольку не редко конечный

результат зависит от степени сформированности замысла. Главное на этом

этапе заключается в том, чтобы посредством образов искусства содействовать

накоплению зрительных представлений ребенка, развитию его воображения.

От умения преобразовывать изображаемые предметы ребенок переходит

к изображению сюжетов, составлению композиций. Внимание к приемам

передачи

форм,

колорита,

композиции

дает

возможность

поиска

выразительных средств, и как следствие – успешное воплощение замысла.

Изобразительный замысел отражает не только содержательную сторону, но и

включает представление ребенка о пространстве композиции, о положении

персонажей друг к другу, о цветовой характеристике образов.

Представление

чувственного

характера

может

сформироваться

путем

восприятия самого предмета или его изображения. Замысел является всегда

конкретно

чувственным

представлением:

он

складывается,

развивается,

осуществляется только в образах. Процесс формирования образа-замысла

представляет

собой

целенаправленную

работу.

По

словам

известного

педагога и художника Н.Н.Ростовцева, существуют «две творческие силы:

познание и воображение».

Второй этап в творческом сюжетном рисовании - нахождение средств

выразительности.

Если

художественный

замысел

образен,

то

ребенок

в

процессе работы над рисунком находит такие средства выразительности,

которые дают возможность наиболее точно передать содержание. Основными

средствами выразительности являются колорит, форма, композиция, ритм.

Для детей старшего дошкольного возраста освоение и передача формы в

рисунке

означают

овладение

способностью

воображения.

Дети

5-7

лет

стремятся

к

реалистической

передаче

формы,

с

ее

признаками

и

относительной пропорциональностью частей.

Одной из важнейших задач в сюжетно-тематическом рисовании является

передача

цвета.

Живописная

передача

и

подбор

цветов

-

одно

из

необходимых

условий

колористической

согласованности.

Что

касается

композиции, то,

по мнению Н. А. Ветлугиной, «характерным для детей

старшего

дошкольного

возраста

является

построение

композиции

на

плоскости

листа,

детям

этого

возраста

еще

не

доступно

перспективное

изображение».

Способность

чувствовать

колорит,

ритм,

композицию,

является

важнейшим

критерием

творческого

характера

рисунка.

Великий

русский

художник

И.Н.Крамской

говорил

своим

ученикам:

“Ради

Бога,

чувствуй!

Коли ты умный человек, тем лучше, коли чего не знаешь, не видишь - брось...

Пой, как птица небесная, только, ради Бога, своим голосом”.

В сюжетно-тематическом рисовании старших дошкольников существует

четкая последовательность, этапность развития творчества.

I этап.

От процесса возникновения и становления этой формы деятельности

(обогащение жизненных впечатлений — акт творчества — применение в

жизни).

II этап.

От путей становления художественного образа (замысел — поиски

средств выразительности — воплощение).

III этап.

От последовательности меняющихся взаимоотношений детей и взрослых

(показ

процесса

творчества

частичное

соучастие

самостоятельная

композиция детей).

Создание мотивации в творческом развитии - одна из основных задач

педагогов на современном этапе. Кроме того, безусловно, необходимо, чтобы

творческие задачи были восприняты ребенком. Мотивация в этом случае

трактуется как планомерное подведение детей если не к самостоятельной

постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым.

В старшем дошкольном возрасте особенно важна положительная оценка

результата

взрослым,

самооценка

ребенка,

оценка

работ

других

детей.

Известный психолог Б.М.Теплов в своих трудах отмечал, что как только

детское творчество перестает быть деятельностью для себя, то есть игрой,

как только оно становится объектом восприятия других, оно сразу же требует

определенной оценки. Ребенок в этом возрасте уже способен справедливо

оценивать качество своей продукции и продукции сверстников, способен

учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачи и радоваться

успехам,

выражать

и

отстаивать

свою

позицию,

что

является

одним

из

важнейших целевых ориентиров ФГОС ДО.

Список литературы:

Езикеева

В.А.

Образная

выразительность

в

рисунках

детей

старшего

дошкольного

возраста

//

Художественное

творчество

и

ребенок

/

Под

ред.

Н.А.Ветлугиной.

М.:

Педагогика, 1972.

Комарова

Т.С.

Дошкольный

возраст:

проблемы

развития

художественно-творческих

способностей // Дошкольное воспитание. 1998. № 10.

Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой». СПб.: ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2004.