Автор: Березина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №9 структурное подразделение Детский сад "Родничок"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР
Здоровьесберегающие технологии в
работе с детьми с ОНР
Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И
поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и
всех психических процессов.
Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной,
интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. У большинства детей с ОНР
недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и
продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения.
При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная
память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая
анемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в
формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия,
мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями,
доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-
логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом,
сравнением и обобщением. Ч а с то дети соматически ослаблены и имеют
замедленное развитие локомоторных функций (манипуляторною
деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов). При
выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие
трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки,
недоразвитие мелкой моторики. Так же у детей с тяжелыми речевыми
расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им
присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная
мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная
раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с
окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с
ОНР отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Имея продолжительный опыт работы в группе компенсирующей
направленности и сталкиваясь с вышеперечисленными трудностями в
развитии детей с ОНР, я решила выбрать приоритетным направлением своей
работы: использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно
образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми и в ходе
режимных моментов.
Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать,
корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения
в развитии личности ребенка.
Одними из таких современных здоровьесберегающих технологий, считаю
использование контрастотерапии, криотерапии и арт-терапии.
Арт-терапия (методы творческого самовыражения)в дошкольном
возрастеприменяю во всех видах непосредственно образовательной
деятельности, рисование различными средствами художественного
творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой
бумаги и др. (например в познании, коммуникации, в художественном
творчестве).
Большим успехом у дошкольников пользуется такой арт–метод, как
«Песочная игра».На коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОНР
игры в песочнице - один из естественных способов творческого выражения
личности ребенка. Возникающие в играх на песке образы и символы могут
быть использованы как средство диагностики и позволяют выстраивать
индивидуальную программу коррекции. Причем, занятия в песочнице могут
быть как основным, так и вспомогательным инструментом профилактической
и коррекционно-развивающей работы с детьми.
Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми
дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние
ребенка, помочь отреагировать на негативные переживания и снять
психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность,
застенчивость)
Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик
коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает
благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности
сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождаться
выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к
месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, ноиногда вызывают опасение у
родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно
побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры,
правилах ее проведения, ожидаемом эффекте. Мной была подготовлена
консультация с показом и подробным объяснением назначения и смысла
данных здоровьесберегающих технологий, а так же запущена анкета, в
которой родители, написали согласие или не согласие на то чтобы с их
ребенком проводилась данная работа. Анкета (см. приложение 1)
Емкость для криотерапии - это пластмассовый лоток, в который высыпаются
шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Безопаснее
использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок
не поранит о них пальцы. Изготавливаются цветные льдинки, окрашенные
при помощи свежевыжатого сока овощей со всевозможными вмороженными
предметами, на усмотрение педагога. Детям особенно нравится такое
разноцветное ассорти. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает
кусочки льда, ищет cnpятанные там пластмассовые или деревянные фигурки
опущенные в лоток заранее, пересчитывает шарики, ощупывая их пальцами.
Лед,заготовленный заранее, можно хранить в течение 10-12 часов без
холодильника, в обычном термосе. Рекомендуется организовывать занятия с
использованием криотерапии по следующей схеме: одна, две процедуры в
неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с
контрастотерапией.
Контрастотерапия- использование контрастных ванн для кистей рук.
Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла
на нервные окончания пальцев. Для использования контрастотерапии
необходимы две ванночки с водой такой формы, чтобы в них кисть ребенка
могла погрузиться полностью.
Оптимальное сочетание температур 45°С (горячая вода) и 16-18°С (холодная
вода). Перерыв между сеансами криотерапии и контрастотерапии - не менее
2,5 - 3 месяцев. Данную технику эффективно использовать с детьми во
второй половине дня, не более 3-5 минут, в зависимости от возраста детей, не
чаще 2-3 раз в неделю.
Моя работа по внедрению данных здоровьесберегающих технологий в
группе детей компенсирующей направленности с ОНР (подготовительная
группа), состояла из 3 этапов в течение одного года.
1 этап - подготовительный:
- приобретение и изготовление оборудования;
- работа с родителями;
- составление перспективного плана работы.
2 этап – основной:
- организация работы по перспективному планированию.
3 этап – заключительный:
- проведение диагностического обследования;
- анкетирование родителей.
Сравнительный анализ заболеваемости за 2 года в группе компенсирующей
направленности «Солнышко» показал, снижение простудных заболеваний за
2 года в среднем составил 8%.
Что свидетельствует об эффективности использования данных
здоровьесберегающих технологий.