Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР

Автор: Березина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №9 структурное подразделение Детский сад "Родничок"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Здоровьесберегающие технологии в

работе с детьми с ОНР

Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И

поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и

всех психических процессов.

Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной,

интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. У большинства детей с ОНР

недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и

продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения.

При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная

память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая

анемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в

формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия,

мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями,

доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-

логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом,

сравнением и обобщением. Ч а с то дети соматически ослаблены и имеют

замедленное развитие локомоторных функций (манипуляторною

деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов). При

выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие

трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки,

недоразвитие мелкой моторики. Так же у детей с тяжелыми речевыми

расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им

присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная

мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная

раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с

окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с

ОНР отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Имея продолжительный опыт работы в группе компенсирующей

направленности и сталкиваясь с вышеперечисленными трудностями в

развитии детей с ОНР, я решила выбрать приоритетным направлением своей

работы: использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно

образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми и в ходе

режимных моментов.

Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать,

корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения

в развитии личности ребенка.

Одними из таких современных здоровьесберегающих технологий, считаю

использование контрастотерапии, криотерапии и арт-терапии.

Арт-терапия (методы творческого самовыражения)в дошкольном

возрастеприменяю во всех видах непосредственно образовательной

деятельности, рисование различными средствами художественного

творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой

бумаги и др. (например в познании, коммуникации, в художественном

творчестве).

Большим успехом у дошкольников пользуется такой арт–метод, как

«Песочная игра».На коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОНР

игры в песочнице - один из естественных способов творческого выражения

личности ребенка. Возникающие в играх на песке образы и символы могут

быть использованы как средство диагностики и позволяют выстраивать

индивидуальную программу коррекции. Причем, занятия в песочнице могут

быть как основным, так и вспомогательным инструментом профилактической

и коррекционно-развивающей работы с детьми.

Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми

дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние

ребенка, помочь отреагировать на негативные переживания и снять

психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность,

застенчивость)

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик

коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает

благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности

сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождаться

выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к

месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, ноиногда вызывают опасение у

родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно

побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры,

правилах ее проведения, ожидаемом эффекте. Мной была подготовлена

консультация с показом и подробным объяснением назначения и смысла

данных здоровьесберегающих технологий, а так же запущена анкета, в

которой родители, написали согласие или не согласие на то чтобы с их

ребенком проводилась данная работа. Анкета (см. приложение 1)

Емкость для криотерапии - это пластмассовый лоток, в который высыпаются

шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Безопаснее

использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок

не поранит о них пальцы. Изготавливаются цветные льдинки, окрашенные

при помощи свежевыжатого сока овощей со всевозможными вмороженными

предметами, на усмотрение педагога. Детям особенно нравится такое

разноцветное ассорти. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает

кусочки льда, ищет cnpятанные там пластмассовые или деревянные фигурки

опущенные в лоток заранее, пересчитывает шарики, ощупывая их пальцами.

Лед,заготовленный заранее, можно хранить в течение 10-12 часов без

холодильника, в обычном термосе. Рекомендуется организовывать занятия с

использованием криотерапии по следующей схеме: одна, две процедуры в

неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с

контрастотерапией.

Контрастотерапия- использование контрастных ванн для кистей рук.

Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла

на нервные окончания пальцев. Для использования контрастотерапии

необходимы две ванночки с водой такой формы, чтобы в них кисть ребенка

могла погрузиться полностью.

Оптимальное сочетание температур 45°С (горячая вода) и 16-18°С (холодная

вода). Перерыв между сеансами криотерапии и контрастотерапии - не менее

2,5 - 3 месяцев. Данную технику эффективно использовать с детьми во

второй половине дня, не более 3-5 минут, в зависимости от возраста детей, не

чаще 2-3 раз в неделю.

Моя работа по внедрению данных здоровьесберегающих технологий в

группе детей компенсирующей направленности с ОНР (подготовительная

группа), состояла из 3 этапов в течение одного года.

1 этап - подготовительный:

- приобретение и изготовление оборудования;

- работа с родителями;

- составление перспективного плана работы.

2 этап – основной:

- организация работы по перспективному планированию.

3 этап – заключительный:

- проведение диагностического обследования;

- анкетирование родителей.

Сравнительный анализ заболеваемости за 2 года в группе компенсирующей

направленности «Солнышко» показал, снижение простудных заболеваний за

2 года в среднем составил 8%.

Что свидетельствует об эффективности использования данных

здоровьесберегающих технологий.