Авторы: Валеева Раушания Айратовна, Тимашева Ренальда Рахимьяновна
Должность: учитель-логопед, воспитатель по изо
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №5 "Улыбка"
Населённый пункт: село Кушнаренково Кушнаренковский район Республики Башкортостан
Наименование материала: Занятие
Тема: Интегрированное логопедическое занятие по формированию правильного речевого дыхания на тему: "Осенние мотивы" с детьми ОВЗ, совместно с воспитателем по изодеятельности.
Конспект
интегрированного логопедического занятия
по формированию правильного речевого дыхания
и длительного ротового выдоха на тему «Осенние мотивы»
с детьми с ОВЗ, совместно с воспитателем по изодеятельности.
Цель:
формировать
навыки
правильного
речевого
дыхания,
длительного
ротового
выдоха,
развивать
общую,
мелкую
и
артикуляционную
моторику,
а
также
координацию
движений.
Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные
возможности. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый
объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством
активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный не предполагаемый эффект.
Развивать
мышцы
рта,
тренировать
дыхание.
Развивать
воображение,
фантазию,
интерес
к
нетрадиционным способам рисования.
Ход занятия:
1.
Оргмомент.
Ребята, я приглашаю вас встать в кружок и сделать вместе со мной мимическую гимнастику.
Упражнение «Удивились»
Цель: учить выполнять изолированное синхронное движение бровями вверх.
Инструкция: «Ребята, представьте, что вы пришли в садик и увидели слона! Посмотрите в зеркало,
как вы удивитесь?»
Повторить движение 3-5 раз.
Упражнение «Нахмурились»
Цель: учить выполнять изолированное синхронное движение бровями к переносице.
Инструкция: «А сейчас представьте, что кто-то сломал вашу игрушку! Покажите, как вы
рассердитесь?»
Повторить движение 3-5 раз.
Упражнение «Улыбка»
Цель: учить выполнять изолированное движение губами.
Инструкция: «Теперь починили вашу игрушку! Улыбнулись все вместе! Глядите, какие вы
весёлые!»
Повторить упражнение 3-5 раз.
Упражнение « Чем пахнет»
Цель: учить выполнять движение носиком, изолированно.
Инструкция: « Мы пришли в осенний лес, как пахнет! Листьями, грибами!»
2.
Основная часть:
Ребята для чего нам нужен нос? Что бы дышать. А для чего нам нужно дышать? Поддерживать
жизнь в организме, в нашем теле. Дыхание складывается из вдоха и выдоха. Вдыхаем воздух чем?
(носом) А выдыхаем через что? Выдох через нос или рот. Это жизненное дыхание.
А ещё есть речевое дыхание. Оно помогает голосу звучать на выдохе. Чтобы некоторые звуки
произнести правильно нужно правильно выдыхать воздух, не надувать щеки, иметь сильную
воздушную струю. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Вдох через нос, а выдох через рот.
Запомним речевое правило: говори плавно на выдохе (повтор хором).
Вот сейчас мы учимся правильно произносить звук [Ш] учимся дуть на язычок. Попробуем:
язычок «лопаточкой» - дуем на язычок, щеки не надуваем. Теперь поднимем язычок к потолочку,
губки округлим, подуем.
Давайте
вспомним,
какую
дыхательную
гимнастику
мы
с
вами
делали
на
индивидуальных
занятиях? (Забей гол, игры с перышком, мыльные пузыри и т.д.)
Сейчас я научу вас еще некоторым дыхательным упражнениям:
1.
«Присядка» — на вдох надо присесть, затем медленно вставать и делать при этом
медленный выдох. Можно на выдохе проговаривать пословицы или считать по порядку.
2.
«Насос»
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
1 - наклон туловища в правую сторону (вдох);
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).
3.
«Дыхание»
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И.п. – о.с.
1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох
и сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный выдох через нос.
4.
«Вырасти большой»
Вырасти хочу скорей,
Добро делать для людей.
И.п. – о.с.
1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);
2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох).
Произносить звук «у-х-х».
5.
«Очищающее «ха» - дыхание»
Друг за друга мы - горой,
Посмеёмся над бедой.
И.п. – ноги на ширине плеч.
1 – сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх;
2 – задержать дыхание, пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань, сделать
энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («ха»);
3 – медленно выпрямится и отдохнуть. Выдыхать воздух следует с облегчением, как
будто освобождаясь от забот.
Молодцы, ребята!
Посмотрите, я приготовила для вас картины башкирских и русских художников. Здесь
нарисованы времена года. Давайте найдем картину на которой изображено, то время года, которое
сейчас у нас - это осень. Как вы догадались? Какие признаки осени можете назвать? (листья
желтеют, опадают, идут дожди, становится прохладнее, люди одевают куртки, шапки, птицы
улетают на юг).
Игры с пособиями для дыхательной гимнастики: «Тучка», «Листья», «Птицы улетают на юг»,
«Листья в луже».
Цель: формировать у детей длительный ротовой выдох.
Инструкция: «Взяли листики. Вдохнули, надули наши «мячики» и долго дуем на листик. Щёки не
надуваем».
Повторить упражнение 3-5 раз.
Как называется явление, когда падают листья? – Листопад.
Давайте вспомним, как это
бывает! Устроим настоящий листопад.
Цель: формировать у детей длительный ротовой выдох.
Д/и «Подбери листок к дереву» Цель: Пополнение активного словаря, образование
притяжательных прилагательных.
Подведение итогов
Ребята, вы все молодцы! Давайте вспомним, в кого мы сегодня превращались? Во что играли? Что
ещё делали? Умницы! Наше занятие закончено. Из-за стола может выйти тот, на кого я посмотрю.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Улыбка»
села Кушнаренково муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан
Интегрированное логопедическое занятие
по формированию правильного речевого дыхания
и длительного ротового выдоха на тему «Осенние мотивы»
с детьми с ОВЗ, совместно с воспитателем по изодеятельности.
Подготовили и провели
Учитель-логопед: Р.А.Валеева
Воспитатель по изодеятельности Р.Р. Тимашева
18 октября 2018 год