Автор: Миронова Наталья Васильевна
Должность: студент
Учебное заведение: Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный педагогический институт" в г.Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая работа по развитию мыслительных операций у старших дошкольников в процессе работы с геометрическим материалом
Тема: "Развитие мыслительных операций старших дошкольников"
Миронова Наталья Васильевна
Методическая работа по развитию мыслительных операций у старших
дошкольников в процессе работы с геометрическим материалом
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Ставропольский государственный
педагогический институт» в г.Железноводске
На
современном
этапе
развития
российской
системы
образования
наряду
с
задачами
собственно
обучения
и
развития
познавательных
способностей
старших
дошкольников
ставится
задача
их
социальной
адаптации.
Решение
задач
социальной
адаптации
во
многом
зависит
от
педагога, который в условиях дошкольного образовательного учреждения
способствует
личностному
развитию
детей.
Очевидно,
что
одним
из
критериев
качества
социальной
адаптации
старших
дошкольников
может
служить сформированность их мыслительной деятельности.
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком
окружающей
действительности,
поэтому,
формирование
логических
операций
является
важным
фактором
становления
всесторонне
развитой
личности.
Логическое
мышление
формируется
к
старшему
дошкольному
возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для
работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему
вопросы
развития
мыслительных
операций
являются
основными
в
подготовке дошкольников к школе [2].
Однако, в настоящее время в большинстве своем, дети поступающие в
школу,
не
подготовлены
в
этом
плане,
у
них
слабо
сформированы
мыслительные операции, необходимые для успешного усвоений знаний в
школе.
Решение
этой
проблемы
осуществляется
в
поиске
новых
путей,
методов
и
форм
организации
процесса
воспитания
детей
в
дошкольных
учреждениях. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид
деятельности
детей
дошкольного
возраста.
Именно
с
помощью
игровых
методов
можно
повысить
эффективность
формирования
мыслительных
операций у дошкольника.
Таким
образом,
проблема
развития
мыслительных
операций
детей
старшего дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день.
За основу построения работы по развитию мыслительных операций
анализа,
синтеза,
классификации,
сравнения,
установления
причинно-
следственных связей и отношений у детей дошкольного возраста были взяты
положения Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и многих других
ученых
о
том,
что
интеллектуальная
деятельность
ребенка
формируется
сначала
в
плане
практического
действия
с
предметами,
опирается
на
процессы чувственного познания-ощущения и восприятия и включена в них.
Лишь
постепенно,
благодаря
включению
речи
в
практическое
действие,
накоплению
ребенком
знаний,
усвоению
им
социально
выработанных
символов и знаков, внешнее действие интериоризуется, и уже в дошкольном
возрасте у детей появляется "умственный эскиз действия" (по терминологии
Ж.Пиаже).
В
процессе
познания
и
развития
мыслительной
деятельности
ребенок
усваивает
мыслительные
операции:
анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
классификация,
систематизация.
Они
являются
основными
компонентами мышления. Каждая из них выполняет определенную функцию
в процессе мышления и находится в сложной связи с другими операциями
[1].
Для развития мыслительных операций в работе с детьми дошкольного
возраста используются: занятия, игры и упражнение на развитие операций
сравнения и установления причинности; игры и упражнения на установление
причинно-следственных
связей
в
природных
и
социальных
явлениях;
стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и
конкретизации; загадки; задачи – шутки; игры-головоломки; игры с счетными
палочками; разгадывание ребусов [3; 4].
В
дошкольный
период
различные
геометрические
фигуры
используются
как
материал
для
построения
заданий
на
распознавание,
сравнение,
обобщение
и
классификацию.
Анализируя
разные
качества
структурных элементов геометрических фигур, дети усваивают то общее, что
объединяет фигуры. Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные
детям,
поднимают
их
умственное
развитие
на
новый
уровень.
У
детей
развивается
познавательная
деятельность,
формируются
новые
интересы
развиваются внимание, наблюдательность, речь и мышление, мыслительные
операции (анализ, синтез, обобщение и конкретизация). Все это готовит детей
к усвоению научных понятий в школе.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным
формам абстракции, обобщения, умозаключения.
Ознакомление детей с геометрическими фигурами – это один из самых
доступных
способов
развития
логики
у
детей.
Основными
логическими
приемами мышления являются: анализ, синтез, сравнение, классификация и
сериация.
Образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста
выделяют следующие задачи по развитию геометрических представлений
старших дошкольников:
учить находить в окружающей обстановке предметы различных
форм
учить
группировать
предметы
по
нескольким
признакам,
устанавливать связи между группами фигур по количеству углов, сторон;
учить
делить
геометрические
фигуры
на
части
разными
способами;
учить составлять геометрические фигуры путем преобразования
разных фигур решать задачи на преобразование;
учить
конструировать
геометрические
фигуры
по
заданным
правилам;
учить
анализировать
форму
сложных
предметов,
узнавать
геометрическую фигуру по части
учить решать задачи-головоломки на трансфигурацию.
Поэтому для развития детей старшего дошкольного возраста, в том
числе
развития
их
мыслительных
операций,
используют
самые
разнообразные
дидакитеские
игры
с
геометричексим
материалом,
геометрические игры-головоломки.
Для
развития
логических
операций
мышления
(анализ,
синтез,
сравнение, классификация и сериация) были отобраны игры, заключающиеся
в
составлении
плоских
изображений
из
специальных
наборов
геометрических фигур: квадрата, круга, овала и прямоугольника. Для детей
такая форма обучения увлекательна, они заинтересованы в конечной цели
этих
игр:
составить
то,
что
они
видели
в
качестве
образца
или
спроектировали
самостоятельно,
что
позволяет
вызвать
у
них
положительную
эмоциональную
реакцию
и
стимулировать
умственную
деятельность.
Методика
организации
образовательного
процесса
включала
использование различных задач и игровых упражнений с геометрическим
материалом,
с
увлекательным
сюжетом
и
проблемно-практическим
характером деятельности.
Логика занятий была построена таким образом, что сложность задач
для детей постепенно возрастает. Но в то же время игры и упражнения
подбирались
так,
чтобы
сложные
задачи
чередовались
с
легкими,
а
следовательно дети не теряли бы интерес и могли ощущать радость победы.
Такая комплексная работа позволила повысить общую эффективность
обучения дошкольников.
Первичное ознакомление с каждой игрой-головоломкой происходит на
определенных этапах, позволяя детям подробно узнать каждый.
1.
Изучение
детьми
правил
игры,
называние
фигур,
исследование
игровых предметов, группировка фигур по размеру, форме.
2. Конструирование новых геометрических фигур из имеющихся, под
контролем
преподавателя,
в
соответствии
с
условием
задачи,
согласно
собственному плану ребенка. Называние и обследование вновь созданных
фигур.
3.
Творческая
деятельность
детей
по
собиранию
из
имеющихся
игровых элементов образных фигур («Что бы ты хотел выложить, и какие
фигуры
нужны
для
этого?»).
Дошкольники
могут
выкладывать
согласно
своим собственным идеям, условиям задач.
4.
Самостоятельная
деятельность
детей
по
использованию
всех
элементов фигур имеющихся в комплекте для выкладывания силуэтов. На
этом
этапе
игры
следует
использовать
различные
методы
мотивации
деятельности детей: выставка лучших работ, конкурсы.
5. Создание детьми сюжетных силуэтов, посылок («Зоопарк», «Наш
город» и т. д.)
Прежде чем приступать к освоению игр, необходимо выполнить серию
упражнений:
по
развитию
пространственных
представлений
у
детей
и
элементов геометрического воображения; по формированию у дошкольников
практических
навыков,
заключающихся
в
создании
новых
фигур
путем
соединения и умения соотносить размеры фигур .
Каждый
раз
перед
началом
занятия
задания
видоизменяют.
Дети
составляют
новые
фигуры
по
образцу
из
игрового
комплекта,
заданию
наставника, собственному замыслу. Дошкольникам предлагают выполнить
задание в уме, а затем проговорить и сложить фигуру: «Дети, что можно
выложить из 2 треугольников и 1 квадрата? Ребята сначала скажите, а затем
выложите».
1
ЭТАП.
Составление
дошкольниками
простых
изображений
из
имеющихся в игровом комплекте геометрических фигур (машинки, деревья,
самолетиков, и т.д). На этом этапе можно применить изображения, но от
детей не следует требовать их копирования.
2 ЭТАП.
Составление
силуэтов
по
неполному
образцу.
Дети
на
этом
этапе
пытаются повторить фигуры, которые им дает педагог, а также усваивают
способы соединения элементов, тренируются сочетать их согласно размерам.
Первые
два
этапа
у
старших
дошкольников,
по
сути,
направлены
на
повторение и закрепление ранее полученных ими знаний.
3 ЭТАП.
На
этом
этапе
дети
самостоятельно
составляют
силуэты
геометрических
фигур
в
двух
вариантах:
по
частично
поврежденному
(неполному) разбитому образцу либо по целому образу. На этом этапе дети
предполагают, как могли бы размещаться детали и проверяет гипотезу.
Пример
1.
Тема
игрового
занятия
:
Составление
фигуры-силуэта
кролика.
Цель игрового занятия: Обучить детей навыку анализа расположения
частей
(геометрических
фигур),
а
также
составлению
фигуру-силуэт,
по
образцу.
Оборудование необходимое для проведения занятия. Геометрические
фигуры,
например
от
игры
«Танграм»,
образец
силуэта
изображения.
Ведущий игры воспитатель
1.1 Ведущий игры спрашивает у детей. «Ребята, а кто это на картинке?
(Кролика.)
А
что
нужно
нарисовать
чтобы
было
похоже
на
кролика?»
( Голову, длинные уши, туловище и лапы.)
Дальнейший ход проведения игрового занятия будет состоять в анализе
картинки - образца фигуры-силуэта кролика.
1.2. Наводящие вопросы педагога. С помощью чего можно сложить
картинку с кроликом? (Из квадрата, четырехугольника, треугольников.) Как
выложить
голову?
(Квадрат-это
голова,
а
уши
–
можно
сделать
из
четырехугольника и треугольника). Дети, а что нужно чтобы получились
туловище и лапы? ( Туловище и лапы можно сложить из треугольников.)
1.3.
На
следующем
этапе
дети
самостоятельно
выкладывают
из
игровых наборов изображения зайца согласно проанализированной картинке-
образцу.
1.4.
После
того
как
дети
выложили
геометрические
фигуры
на
последнем этапе игрового занятия они дают воспитателю отчет о работе.
Педагог
просит
всех
детей
пояснить,
как
они
выложили
изображения
и
почему они использовали те или иные фигуры.
Умение
переносить
изображение-силуэт
фигуры,
используя
контурный образец, требует о ребенка умения мысленно разделить форму
плоскостной фигуры на структурные элементы, т.е. произвести ее анализ и
подобрать те геометрические фигуры, с помощью которых можно решить
задачу.
Во
время
этого
этапа
обучения
дошкольников
особенно
важно
развить у детей умение, именно анализировать фигуры по их контурным
схематическим изображениям, а только затем обучать их комбинаторному
применению фигур.
Пример 2.
Тема игрового занятия: Воссоздание фигуры-силуэта бегущего лебедя.
Цель
игрового
занятия.
Обучить
детей
принципам
вычленения
из
общей
геометрической
неправильной
формы
плоскостной
фигуры
ее
элементы, т.е. выделять геометрические фигуры, из которых она состоит, а
также планировать ход собственных действий.
Оборудование для проведения. Наборы геометрических фигур к игре
«Танграм», картинка-образец.
Ход проведения занятия.
1 ЭТАП. Анализ образца фигуры-силуэта лебедя.
1.1.
ЭТАП.
Беседа
с
обучающимися.
Ведущий
игры
–
педагог,
он
приглашает детей внимательно рассмотреть картинку: «Ребята, это – фигура
бегущего
лебедя.
Эту
фигуру
можно
собрать
из
7
деталей.
Только,
вам
сначала нужно сказать мне, из чего можно выложить туловище, клюв, шею,
лапки».
Затем
дошкольники
по
очереди
рассказывают
воспитателю
о
придуманном ими способе размещения деталей в составляемой фигуре:
2. ЭТАП Воссоздание детьми фигуры-силуэта.
3.ЭТАП Совместный анализ созданного детьми.
4. ЭТАП Итог.
4
ЭТАП.
Выкладывание
силуэтов
из
фигур
согласно
выбранной
ребенком
картинке.
Составление
силуэта
из
двух
разных
учебных
комплектов.
Это
позволяет
ребенку
совершенствовать
навыки
мышления,
раскырвать
фантазию
и
творческий
потенциал,
стимулирует
интерес
и
поисковую активность дошкольников.
5 ЭТАП. Индивидуальная творческая активность детей по составлению
изображений.
Работы
дошкольников
полезно
сохранять,
фотографировать
(зарисовывать), устраивать выставки, конкурсы.
6 ЭТАП. После полного освоения детьми правил игры с ними можно
проводить турниры на быстроту и правильность составления фигур. На этом
этапе дети также учатся доказывать свою позицию .
В
обучающих
играх
рекомендуется
объединить
одни
из
главных
принципов обучения – развитие навыка от простейшего до самого сложного,
и креативный самостоятельный подход к выполнению заданий. Такие игры
развивают у детей: способность быть внимательными, навыки зрительной
памяти,
умение
определять
зависимости
и
закономерности,
ошибки
и
дефекты,
подходам
к
классификации
и
систематизации
материала,
способность сочетать, пространственное представление и воображение, а
также
предвидеть
последствия
собственных
действий.
Отдельно
стоит
отметить, что основное внимание уделяется детскому творчеству: ребенок во
время
решения
учебных
заданий
делает
много
открытий
и
привыкает
к
самостоятельному творческому активному мышлению.
Таким образом, в процессе работы с геометрическим материалом
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
формировалась
мыслительная
деятельность,
развивались
мыслительные
операции
(анализ,
синтез,
сравнение, классификация и сериация).
Список литературы:
1. Белошистая,
А.В.
Предшкольная
математическая
подготовка:
цели, психологический смысл и задачи / А.В. Белошистая // Психология
обучения. – 2010. – № 2. – С. 23-31.
2. Истомина З.М. Формирование приемов логического мышления у
детей дошкольного возраста и младших школьников / З.М. Истомина [и др.] //
Вопросы психологии. – 2009. –С.23-29.
3. Михайлова, 3.А. Теории и технологии математического развития
детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А.
Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2012. – 378 с.
4. Петерсон Л.Г. Практический курс математики для дошкольников.
Методические рекомендации / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Ювента,
2015. – 80 с.