Автор: Иванов Алексей Николаевич
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №6"
Населённый пункт: г.Южноуральск Челябинская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение содействие родительскому образованию при обучении и воспитании детей с особенностями психического развития"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И
СОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЬСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ПРИ
ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
ИВАНОВ А.Н. педагог-психолог
Южноуральск
Челябинская область
2018
Оглавление.
Введение
Глава
1.
Психолого-педагогическое
сопровождение
и
содействие
родительскому образованию при обучении и воспитании агрессивного
ребенка.
1.1.Психолого-педагогическая
характеристика
агрессивного
ребенка
и
взаимодействие с ним.
1.2. Работа с родителями агрессивного ребенка
Глава
2.
Психолого-педагогическое
сопровождение
и
содействие
родительскому образованию при обучении и воспитании гиперактивного
ребенка.
2.1.Психолого-педагогическая
характеристика
гиперактивного
ребенка
и
взаимодействие с ним.
2.2. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Глава
3.
Психолого-педагогическое
сопровождение
и
содействие
родительскому
образованию
при
обучении
и
воспитании
аутичных
детей.
3.1.Психолого-педагогическая
характеристика
аутичных
детей
и
взаимодействие с ним.
3.2. Работа с родителями аутичного ребенка.
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ.
Национальная стратегия действий в интересах детей определяется в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации», Указом Президента Российской Федерации «О национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственной
программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.
Стратегия предусматривает:
обеспечение государственной поддержки семейного воспитания на
основе повышения уровня социальной и правовой ответственности
родителей за воспитание детей, формирования их педагогической
компетентности;
создание благоприятных условий для развития ребенка на основе
взаимодействия семьи, образовательных организаций и других
социальных институтов;
Семья в рамках данной стратегии становится ведущим институтом
воспитания и призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка,
помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений,
накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек,
отношений.
Последовательное укрепление социально-педагогических отношений
семьи и образовательных организаций связано с решением следующих задач:
государственная поддержка семейного воспитания, включающая
разработку системы мер по повышению социального статуса семей с
детьми по обеспечению материального благополучия в семье,
создание правовых основ, гарантирующих успешность семейного
воспитания, охрану прав ребенка в семье, созданию условий для
участия семьи в воспитательной деятельности образовательных
организаций и других социальных институтов;
организация учебно-исследовательской и проектной деятельности
школьников, предусматривающих совместную работу детей и
родителей;
поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных
программ образовательной организации.
Предлагаемые в стратегии меры должны способствовать поддержке семьи и
развитию системы поддержки семейного воспитания, педагогическому
просвещению родителей как участников образовательного процесса, так как
одной из существенных составляющих воспитания и социализации
обучающихся является повышение педагогической культуры их родителей
(законных представителей).
Реализация стратегии развития воспитания предполагает поддержку
семейного воспитания на основе повышения педагогической грамотности
родителей и развития новых подходов к организации взаимодействия семьи и
других субъектов воспитания.
К числу первостепенных задач поддержки семьи и развития системы
поддержки семейного воспитания выступают:
выработка эффективных методов повышения педагогической
культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
непосредственное информирование родителей специалистами
(педагогами, психологами, врачами и т.п.);
организация встреч родителей, обучающихся, педагогов для
согласования интересов, позиций и способов взаимодействия по
решению конкретных вопросов, открытое обсуждение имеющихся
проблем.
Для решения этих задач важное место отведено психолого-педагогическому
сопровождению и психолого-педагогическому содействию родительскому
образованию как содержательно-организационному условию осуществления
семейного воспитания.
Демографы и социологи отмечают, что в условиях современной жизни
российского общества более всего страдает семья. Ослабляются
сложившиеся нравственные и этические нормы, традиции семьи. Возрастает
напряженность отношений в семье вследствие недостаточной ее
экономической защищенности. Все это снижает воспитательный потенциал
семьи, а в случае рождения проблемного ребенка ее роль в реабилитации и
социализации становится незначительной. Семейное неблагополучие
становится важнейшей причиной возрастания количества детских и
подростковых эмоциональных отклонений и нарушений. В данной ситуации
в психолого-педагогическом сопровождении нуждаются не только дети с
особенностями психологического развития, но и требуется серьезное
содействие семье и родительскому образованию в целях успешного обучения
и воспитания агрессивных , гиперактивных и тревожных детей. А поскольку
в настоящее время существует тенденция к увеличению аутичных детей и
детей с аутическими чертами, необходимо содействие школы родителям и
этой категории детей.
Важно и необходимо комплексно подходить к воспитанию, обучению и
коррекции поведения детей с особенностями психического развития. Только
когда и педагоги, и родители, и медики, и психологи совместными усилиями
будут помогать ребенку, появится возможность сделать эту помощь
эффективной.
Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение и содействие
родительскому образованию при обучении и воспитании агрессивного
ребенка.
1.1.Психолого-педагогическая характеристика агрессивного ребенка и
взаимодействие с ним.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее
нормам и правилам сосуществования
людей в обществе, наносящее вред
объектам
нападения(одушевленным
и
неодушевленным),
приносящее
физический
ущерб
людям(
отрицательные
переживания
,
состояние
напряженности,
страха,
подавленности
и
т.д.)
(Психологический
словарь,
1997).
Агрессивность
–
это
свойство
личности,
выражающееся
в
готовности
к
агрессии. Если агрессия – это действие, то агрессивность
- готовность к
совершению таких действий.
Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в в
результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем
и
вербальная
,
и
невербальная
провокации
могут
вызвать
физические
действия (нападение, насилие и т.д.)
Различные
особенности
среды,
в
которой
находится
человек,
также
повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий.
А.Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии:
Физическая агрессия
Раздражение (вспыльчивость, грубость)
Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.)
Косвенная
агрессия:
направленная
(сплетни,
злобные
шутки)
и
ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.)
Негативная (оппозиционная манера поведения)
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда
они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного
поведения
ребенка
оказывают
влияние
многие
факторы:
соматические
заболевания, заболевание головного мозга, а также различные социальные
факторы.
Существует
также
непосредственная
связь
между
проявлениями
детской
агрессии
и
стилями
воспитания
в
семье.
Роль
семьи
в
обучении
и
социализации
таких
детей
достаточно
велика.
А
педагоги
и
психологи
образовательных организаций обязаны не только заниматься коррекционной
работой с агрессивными детьми, но и работать с родителями агрессивного
ребенка.
А
коррекционную
работу
школьного
психолога
с
агрессивными
детьми
целесообразно проводить по следующим направлениям:
обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой
форме
обучение
детей
приемам
саморегуляции,
умению
владеть
собой
в
различных ситуациях
отработка навыков общения в возможных конфликтах ситуациях
формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д.
1.2. Работа с родителями агрессивного ребенка
Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без
поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с
родителями агрессивного ребенка можно вести по двум направлениям:
информирование
(о
том,
что
такое
агрессия,
каковы
причины
ее
появления, чем она опасна для ребенка и окружающих
обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.
Родительское образование должно включать в себя информации, которую они
могут получить на лекциях, общешкольных родительских собраниях. Кроме
этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация
в
виде
буклетов,
консультации
школьного
психолога
на
сайте
школы
о
минимуме знаний о причинах становления агрессивного поведения.
Когда родители осознают необходимость коррекционной работы с сыном или
дочерью, можно начать их обучение эффективным способам взаимодействия
с ребенком:
тренинги детско-родительских отношений
индивидуальные беседы
семинары и диспуты
С большим вниманием и желанием родители обучаются рецептам избавления
от гнева на родительских собраниях - практикумам, где школьный психолог
знакомит
их
не
только
с
правилами
избавления
от
гнева,
но
и
путям
выполнения их. Такая практика работы школы с этой категорией родителей
может побудить взрослых уделять больше времени своему самовоспитанию.
Глава 2. Психолого-педагогическое сопровождение и содействие
родительскому образованию при обучении и воспитании гиперактивного
ребенка.
2.1.Психолого-педагогическая характеристика гиперактивного ребенка
и взаимодействие с ним.
«Гиперактивность
у
детей
проявляется
несвойственными
нормального,
соответствующего
возрасту,
развития
ребенка
невнимательностью,
отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью» (Психологический
словарь, 1997).
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет.
Пики проявления данного синдрома
совпадают с пиками психоречевого
развития. В 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи,
в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас , в 6-7 лет формируются
навыки чтения и письма.
Большинство
исследователей
отмечают
т ри
о сновных
бл о к а
гиперактивности:
дефицит
внимания,
импульсивность,
повышенная
двигательная
активность.
К
подростковому
возрасту
повышенная
двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит
внимания остаются.
В основе гиперактивности обычно лежит минимальная мозговая дисфункция
(ММД), которая м является причиной возникновения школьных проблем
успеваемости.
Основными
причинами
возникновения
гиперактивности
у
детей
прежде
всего являются патологии беременности, родов, инфекции и интоксикации
первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.
Лечение,
воспитание
и
обучение
гиперактивного
ребенка
должно
проводиться
комплексно,
при
участии
многих
специалистов:
невролога,
психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться
неэффективной без привлечения родителей.
Психолог, совместно с педагогом и родителями, проводит психологическую
коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребенка. Параллельно в этом
направлении работают педагог и психолог по следующим направлениям:
развитие
дефицитарных
функций
(внимания,
контроля
поведения,
двигательного контроля)
отработка
конкретных
навыков
взаимодействия
со
взрослыми
и
сверстниками
в конкретных случаях, при необходимости, должно осуществляться
работа с гневом.
2.2. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Родители
гиперактивных
детей
испытывают
много
трудностей
при
взаимодействии с ними. Они часто теряются при выборе линии поведения с
ребенком.
Считается,
что
родители
гиперактивного
ребенка
часто
допускают
три
основные
ошибки
в
воспитании:
Ошибки
(западня по
Р.
Кемпбеллу)
Содержание
Пути преодоления
№ 1
Недостаток
эмоционального
в н и м а н и я ,
ч а с т о
подменяемого
медицинским
уходом
Больше общаться с ребенком,
вникать в его проблемы, играть
вместе
с
ним
в
его
детские
игры, беседовать «по душам»
№2
Недостаток
твердости
в
воспитании
и
отсутствие
надлежавшего
контроля
за
поведением ребенка.
Составьте список запретов и
четко следовать ему. Составить
список: что должны
проконтролировать
родители( сегодня, завтра,
через неделю)
№3
Неумение
воспитывать
в
детях
навыки
управления
гневом
Работу
с
гневом
родители
могут осуществлять, используя
тренинг для агрессивных детей
«Лестница гнева»
В
образовательном
учреждении
необходимо
постоянно
содействовать
образованию
этих
родителей
через
проведения
постоянно
действующего
лектория, в рамках которого родители могут задавать вопросы специалистам,
а также проводить совместные тренинги родителей и детей. В процессе
тренингов и те и другие учатся лучше понимать друг друга.
В индивидуальной и групповой работе по родительскому образованию дают
разные формы психологического тренинга «Ваши действия, родители», где
разбираются
различные
ситуации
поведения
гиперактивного
ребенка
и
формулируется
алгоритм
действий
родителей
по
разрешению
данной
ситуации.
Главной
задачей
родителей
является
обеспечение
общего
эмоционально-
нейтрального
фона
развития
и
обучения
ребенка.
Кроме
того,
родитель
отслеживает
эффективность
проводимого
лечения
и
сообщает
о
его
результатах неврологу, психологу, педагогам. Фактически, родители являются
главными
дирижерами
по
поддержке,
сопровождению,
реабилитации
и
социальному становлению в жизни гиперактивного ребенка.
Глава 3. Психолого-педагогическое сопровождение и содействие
родительскому образованию при обучении и воспитании аутичных
детей.
3.1.Психолого-педагогическая характеристика аутичных детей и
взаимодействие с ним.
На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического
р а з в и т и я ,
о бу с л о вл е н н о е
б и ол о г и ч е с ко й
д е ф и ц и т а р н о с т ь ю .
(Психологический словарь, 1997). Установлено, что аутизм выражается в
снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, и проявляется в
его погружении в собственный мир.
В формировании синдрома
раннего детского аутизма (РДА)значительную
значительная
роль
отведена
хронической
психотравмирующей
ситуации,
вызванной нарушением эффективной связи ребенка с матерью, холодностью
последней,
ее
деспотическим
давлением,
парализующим
эмоциональную
сферу и активность ребенка.
У детей, страдающих аутизмом нередко могут отмечаться нарушения зрения,
слуха,
заболевания
кожи,
нарушения
в
суставах
и
костях,
дисфункция
височных долей, ствола головного мозга и мозжечка.
Основными клиническими признаками аутизма являются:
трудности коммуникации
побочные реакции на сенсорные раздражители
нарушение речи
стереотипность поведения
социальное взаимодействие
Коррекционная
работа
с
аутичным
ребенком
должна
проводиться
комплексно, группой специалистов : неврологом, психиатром, психологом,
дефектологом,
педагогами.
При
создании
адекватных
условий
обучения
аутичного ребенка возможно, даже в самых тяжелых случаях. Он может
освоить ранее недоступные ему способы коммуникации с другими людьми,
стать
более
адаптированным
в
быту,
овладеть
отдельными
учебными
приемами.
В
настоящее
время
коррекционную
работу
психолог
проводит
по
следующим направлениям:
развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации
развитие навыков самообслуживания
развитие речи и коммуникативных склонностей.
3.2. Работа с родителями аутичного ребенка.
Работа
с
родителями
аутичного
ребенка
очень
специфична,
поскольку
поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения
логики.
Коррекционная
работа
с
аутичным
ребенком
требует
больших
эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. С родителями такого
ребенка
в
образовательном
учреждении
должен
быть
установлен
тесный
контакт. И как с аутичным ребенком , так с ними психолого-педагогическое
сопровождение и родительское образование проводится или индивидуально,
или в небольших группах и включает в себя:
теоретический блок: мини-лекции «Что такое аутизм», «Как выявить
аутичного ребенка», «Как помочь аутичному ребенку»
выполнение
практических
заданий
«Игры,
в
которые
играют…»,
портрет аутичного ребенка, работа с кооперационными картами
психологический практикум «Открытое письмо аутичных детей всем
взрослым»
Создание мини-библиотеки для родителей аутичных детей
Поскольку
ребенок
проводит
лишь
часть
времени
в
классе
или
вообще
находится на домашнем обучении необходимо устанавливать тесный контакт
с родителями, узнавая от них подробности поведения ребенка дома, на улице
и т.п.Только в процессе совместной работы можно создать определенные
стереотипы
воспитания
аутичного
ребенка.
Реальная
помощь
родителям
заключается
не
только
в
обучении
их
теоретическим
знаниям
но
и
рекомендации
родителям
использовать
маркировку,
инструкции,
пооперационные
карты
и
другие
приемы
и
методы,
которые
уже
используются
при
работе
с
их
ребенком
психологом
и
педагогом.
Эта
категория
родителей
больше
всех
остальных
нуждается
в
психолого-
педагогической
поддержки
со
стороны
образовательной
организации
и
в
содействии их родительскому образованию.
Заключение.
Процесс
гуманизации
отношений
общества
к
детям
с
особенностями
психического развития и к детям с ограниченными возможностями, и все
более расширяющаяся интеграция их во все сферы в дальнейшей взрослой
жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы психолого-
педагогического
сопровождения
детей,
содействия
родительскому
образованию , социально-педагогической помощи этой категории населения
России.
Роль
школы
в
психолого-педагогическом
сопровождении
и
содействии
родительскому
образованию
настолько
важна,
что
деятельно сть
образовательного учреждения в работе с родителями позволяет:
Повышать
личную
самооценку
родителей
в
связи
с
возможностью
достижения результатов в успехах ребенка
Знание
родителями
основ
психотерапии,
развитие
психологической
устойчивости и творческих способностей родителей
Формирование
родителями
адекватного
восприятия
ребенка,
понимание его особенностей развития
Формирование
благоприятного
микроклимата
в
семье
для
максимального раскрытия возможностей ребенка
Формирование
партнерских
отношений
родителей
с
учреждениями,
реализующими образовательные программы
Все
это
приводит
к
личностному
и
социальному
развитию
родителей
формирование
навыков
социальной
активности
и
конструктивности
поведения.
Я, как психолог, надеюсь на распространение оптимистических взглядов на
возможности развития и включения в жизнь общества тех, кто «не такой как
все», верю в то, что благодаря образованию отклонение в развитии человека
перестанет быть удручающим обстоятельством для него самого, и для его
семьи, и для общества.
Педагог-психолог Алексей Николаевич Иванов