Напоминание

"Психолого-педагогическое сопровождение содействие родительскому образованию при обучении и воспитании детей с особенностями психического развития"

Автор: Иванов Алексей Николаевич
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №6"
Населённый пункт: г.Южноуральск Челябинская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение содействие родительскому образованию при обучении и воспитании детей с особенностями психического развития"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И

СОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЬСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ПРИ

ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

ИВАНОВ А.Н. педагог-психолог

Южноуральск

Челябинская область

2018

Оглавление.

Введение

Глава

1.

Психолого-педагогическое

сопровождение

и

содействие

родительскому образованию при обучении и воспитании агрессивного

ребенка.

1.1.Психолого-педагогическая

характеристика

агрессивного

ребенка

и

взаимодействие с ним.

1.2. Работа с родителями агрессивного ребенка

Глава

2.

Психолого-педагогическое

сопровождение

и

содействие

родительскому образованию при обучении и воспитании гиперактивного

ребенка.

2.1.Психолого-педагогическая

характеристика

гиперактивного

ребенка

и

взаимодействие с ним.

2.2. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Глава

3.

Психолого-педагогическое

сопровождение

и

содействие

родительскому

образованию

при

обучении

и

воспитании

аутичных

детей.

3.1.Психолого-педагогическая

характеристика

аутичных

детей

и

взаимодействие с ним.

3.2. Работа с родителями аутичного ребенка.

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ.

Национальная стратегия действий в интересах детей определяется в

соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской

Федерации», Указом Президента Российской Федерации «О национальной

стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственной

программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.

Стратегия предусматривает:

обеспечение государственной поддержки семейного воспитания на

основе повышения уровня социальной и правовой ответственности

родителей за воспитание детей, формирования их педагогической

компетентности;

создание благоприятных условий для развития ребенка на основе

взаимодействия семьи, образовательных организаций и других

социальных институтов;

Семья в рамках данной стратегии становится ведущим институтом

воспитания и призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка,

помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений,

накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек,

отношений.

Последовательное укрепление социально-педагогических отношений

семьи и образовательных организаций связано с решением следующих задач:

государственная поддержка семейного воспитания, включающая

разработку системы мер по повышению социального статуса семей с

детьми по обеспечению материального благополучия в семье,

создание правовых основ, гарантирующих успешность семейного

воспитания, охрану прав ребенка в семье, созданию условий для

участия семьи в воспитательной деятельности образовательных

организаций и других социальных институтов;

организация учебно-исследовательской и проектной деятельности

школьников, предусматривающих совместную работу детей и

родителей;

поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных

программ образовательной организации.

Предлагаемые в стратегии меры должны способствовать поддержке семьи и

развитию системы поддержки семейного воспитания, педагогическому

просвещению родителей как участников образовательного процесса, так как

одной из существенных составляющих воспитания и социализации

обучающихся является повышение педагогической культуры их родителей

(законных представителей).

Реализация стратегии развития воспитания предполагает поддержку

семейного воспитания на основе повышения педагогической грамотности

родителей и развития новых подходов к организации взаимодействия семьи и

других субъектов воспитания.

К числу первостепенных задач поддержки семьи и развития системы

поддержки семейного воспитания выступают:

выработка эффективных методов повышения педагогической

культуры родителей (законных представителей) обучающихся;

непосредственное информирование родителей специалистами

(педагогами, психологами, врачами и т.п.);

организация встреч родителей, обучающихся, педагогов для

согласования интересов, позиций и способов взаимодействия по

решению конкретных вопросов, открытое обсуждение имеющихся

проблем.

Для решения этих задач важное место отведено психолого-педагогическому

сопровождению и психолого-педагогическому содействию родительскому

образованию как содержательно-организационному условию осуществления

семейного воспитания.

Демографы и социологи отмечают, что в условиях современной жизни

российского общества более всего страдает семья. Ослабляются

сложившиеся нравственные и этические нормы, традиции семьи. Возрастает

напряженность отношений в семье вследствие недостаточной ее

экономической защищенности. Все это снижает воспитательный потенциал

семьи, а в случае рождения проблемного ребенка ее роль в реабилитации и

социализации становится незначительной. Семейное неблагополучие

становится важнейшей причиной возрастания количества детских и

подростковых эмоциональных отклонений и нарушений. В данной ситуации

в психолого-педагогическом сопровождении нуждаются не только дети с

особенностями психологического развития, но и требуется серьезное

содействие семье и родительскому образованию в целях успешного обучения

и воспитания агрессивных , гиперактивных и тревожных детей. А поскольку

в настоящее время существует тенденция к увеличению аутичных детей и

детей с аутическими чертами, необходимо содействие школы родителям и

этой категории детей.

Важно и необходимо комплексно подходить к воспитанию, обучению и

коррекции поведения детей с особенностями психического развития. Только

когда и педагоги, и родители, и медики, и психологи совместными усилиями

будут помогать ребенку, появится возможность сделать эту помощь

эффективной.

Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение и содействие

родительскому образованию при обучении и воспитании агрессивного

ребенка.

1.1.Психолого-педагогическая характеристика агрессивного ребенка и

взаимодействие с ним.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее

нормам и правилам сосуществования

людей в обществе, наносящее вред

объектам

нападения(одушевленным

и

неодушевленным),

приносящее

физический

ущерб

людям(

отрицательные

переживания

,

состояние

напряженности,

страха,

подавленности

и

т.д.)

(Психологический

словарь,

1997).

Агрессивность

это

свойство

личности,

выражающееся

в

готовности

к

агрессии. Если агрессия – это действие, то агрессивность

- готовность к

совершению таких действий.

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в в

результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем

и

вербальная

,

и

невербальная

провокации

могут

вызвать

физические

действия (нападение, насилие и т.д.)

Различные

особенности

среды,

в

которой

находится

человек,

также

повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий.

А.Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии:

Физическая агрессия

Раздражение (вспыльчивость, грубость)

Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.)

Косвенная

агрессия:

направленная

(сплетни,

злобные

шутки)

и

ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.)

Негативная (оппозиционная манера поведения)

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда

они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного

поведения

ребенка

оказывают

влияние

многие

факторы:

соматические

заболевания, заболевание головного мозга, а также различные социальные

факторы.

Существует

также

непосредственная

связь

между

проявлениями

детской

агрессии

и

стилями

воспитания

в

семье.

Роль

семьи

в

обучении

и

социализации

таких

детей

достаточно

велика.

А

педагоги

и

психологи

образовательных организаций обязаны не только заниматься коррекционной

работой с агрессивными детьми, но и работать с родителями агрессивного

ребенка.

А

коррекционную

работу

школьного

психолога

с

агрессивными

детьми

целесообразно проводить по следующим направлениям:

обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой

форме

обучение

детей

приемам

саморегуляции,

умению

владеть

собой

в

различных ситуациях

отработка навыков общения в возможных конфликтах ситуациях

формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д.

1.2. Работа с родителями агрессивного ребенка

Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без

поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с

родителями агрессивного ребенка можно вести по двум направлениям:

информирование

том,

что

такое

агрессия,

каковы

причины

ее

появления, чем она опасна для ребенка и окружающих

обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Родительское образование должно включать в себя информации, которую они

могут получить на лекциях, общешкольных родительских собраниях. Кроме

этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация

в

виде

буклетов,

консультации

школьного

психолога

на

сайте

школы

о

минимуме знаний о причинах становления агрессивного поведения.

Когда родители осознают необходимость коррекционной работы с сыном или

дочерью, можно начать их обучение эффективным способам взаимодействия

с ребенком:

тренинги детско-родительских отношений

индивидуальные беседы

семинары и диспуты

С большим вниманием и желанием родители обучаются рецептам избавления

от гнева на родительских собраниях - практикумам, где школьный психолог

знакомит

их

не

только

с

правилами

избавления

от

гнева,

но

и

путям

выполнения их. Такая практика работы школы с этой категорией родителей

может побудить взрослых уделять больше времени своему самовоспитанию.

Глава 2. Психолого-педагогическое сопровождение и содействие

родительскому образованию при обучении и воспитании гиперактивного

ребенка.

2.1.Психолого-педагогическая характеристика гиперактивного ребенка

и взаимодействие с ним.

«Гиперактивность

у

детей

проявляется

несвойственными

нормального,

соответствующего

возрасту,

развития

ребенка

невнимательностью,

отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью» (Психологический

словарь, 1997).

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет.

Пики проявления данного синдрома

совпадают с пиками психоречевого

развития. В 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи,

в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас , в 6-7 лет формируются

навыки чтения и письма.

Большинство

исследователей

отмечают

т ри

о сновных

бл о к а

гиперактивности:

дефицит

внимания,

импульсивность,

повышенная

двигательная

активность.

К

подростковому

возрасту

повышенная

двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит

внимания остаются.

В основе гиперактивности обычно лежит минимальная мозговая дисфункция

(ММД), которая м является причиной возникновения школьных проблем

успеваемости.

Основными

причинами

возникновения

гиперактивности

у

детей

прежде

всего являются патологии беременности, родов, инфекции и интоксикации

первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.

Лечение,

воспитание

и

обучение

гиперактивного

ребенка

должно

проводиться

комплексно,

при

участии

многих

специалистов:

невролога,

психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться

неэффективной без привлечения родителей.

Психолог, совместно с педагогом и родителями, проводит психологическую

коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребенка. Параллельно в этом

направлении работают педагог и психолог по следующим направлениям:

развитие

дефицитарных

функций

(внимания,

контроля

поведения,

двигательного контроля)

отработка

конкретных

навыков

взаимодействия

со

взрослыми

и

сверстниками

в конкретных случаях, при необходимости, должно осуществляться

работа с гневом.

2.2. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Родители

гиперактивных

детей

испытывают

много

трудностей

при

взаимодействии с ними. Они часто теряются при выборе линии поведения с

ребенком.

Считается,

что

родители

гиперактивного

ребенка

часто

допускают

три

основные

ошибки

в

воспитании:

Ошибки

(западня по

Р.

Кемпбеллу)

Содержание

Пути преодоления

№ 1

Недостаток

эмоционального

в н и м а н и я ,

ч а с т о

подменяемого

медицинским

уходом

Больше общаться с ребенком,

вникать в его проблемы, играть

вместе

с

ним

в

его

детские

игры, беседовать «по душам»

№2

Недостаток

твердости

в

воспитании

и

отсутствие

надлежавшего

контроля

за

поведением ребенка.

Составьте список запретов и

четко следовать ему. Составить

список: что должны

проконтролировать

родители( сегодня, завтра,

через неделю)

№3

Неумение

воспитывать

в

детях

навыки

управления

гневом

Работу

с

гневом

родители

могут осуществлять, используя

тренинг для агрессивных детей

«Лестница гнева»

В

образовательном

учреждении

необходимо

постоянно

содействовать

образованию

этих

родителей

через

проведения

постоянно

действующего

лектория, в рамках которого родители могут задавать вопросы специалистам,

а также проводить совместные тренинги родителей и детей. В процессе

тренингов и те и другие учатся лучше понимать друг друга.

В индивидуальной и групповой работе по родительскому образованию дают

разные формы психологического тренинга «Ваши действия, родители», где

разбираются

различные

ситуации

поведения

гиперактивного

ребенка

и

формулируется

алгоритм

действий

родителей

по

разрешению

данной

ситуации.

Главной

задачей

родителей

является

обеспечение

общего

эмоционально-

нейтрального

фона

развития

и

обучения

ребенка.

Кроме

того,

родитель

отслеживает

эффективность

проводимого

лечения

и

сообщает

о

его

результатах неврологу, психологу, педагогам. Фактически, родители являются

главными

дирижерами

по

поддержке,

сопровождению,

реабилитации

и

социальному становлению в жизни гиперактивного ребенка.

Глава 3. Психолого-педагогическое сопровождение и содействие

родительскому образованию при обучении и воспитании аутичных

детей.

3.1.Психолого-педагогическая характеристика аутичных детей и

взаимодействие с ним.

На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического

р а з в и т и я ,

о бу с л о вл е н н о е

б и ол о г и ч е с ко й

д е ф и ц и т а р н о с т ь ю .

(Психологический словарь, 1997). Установлено, что аутизм выражается в

снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, и проявляется в

его погружении в собственный мир.

В формировании синдрома

раннего детского аутизма (РДА)значительную

значительная

роль

отведена

хронической

психотравмирующей

ситуации,

вызванной нарушением эффективной связи ребенка с матерью, холодностью

последней,

ее

деспотическим

давлением,

парализующим

эмоциональную

сферу и активность ребенка.

У детей, страдающих аутизмом нередко могут отмечаться нарушения зрения,

слуха,

заболевания

кожи,

нарушения

в

суставах

и

костях,

дисфункция

височных долей, ствола головного мозга и мозжечка.

Основными клиническими признаками аутизма являются:

трудности коммуникации

побочные реакции на сенсорные раздражители

нарушение речи

стереотипность поведения

социальное взаимодействие

Коррекционная

работа

с

аутичным

ребенком

должна

проводиться

комплексно, группой специалистов : неврологом, психиатром, психологом,

дефектологом,

педагогами.

При

создании

адекватных

условий

обучения

аутичного ребенка возможно, даже в самых тяжелых случаях. Он может

освоить ранее недоступные ему способы коммуникации с другими людьми,

стать

более

адаптированным

в

быту,

овладеть

отдельными

учебными

приемами.

В

настоящее

время

коррекционную

работу

психолог

проводит

по

следующим направлениям:

развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации

развитие навыков самообслуживания

развитие речи и коммуникативных склонностей.

3.2. Работа с родителями аутичного ребенка.

Работа

с

родителями

аутичного

ребенка

очень

специфична,

поскольку

поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения

логики.

Коррекционная

работа

с

аутичным

ребенком

требует

больших

эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. С родителями такого

ребенка

в

образовательном

учреждении

должен

быть

установлен

тесный

контакт. И как с аутичным ребенком , так с ними психолого-педагогическое

сопровождение и родительское образование проводится или индивидуально,

или в небольших группах и включает в себя:

теоретический блок: мини-лекции «Что такое аутизм», «Как выявить

аутичного ребенка», «Как помочь аутичному ребенку»

выполнение

практических

заданий

«Игры,

в

которые

играют…»,

портрет аутичного ребенка, работа с кооперационными картами

психологический практикум «Открытое письмо аутичных детей всем

взрослым»

Создание мини-библиотеки для родителей аутичных детей

Поскольку

ребенок

проводит

лишь

часть

времени

в

классе

или

вообще

находится на домашнем обучении необходимо устанавливать тесный контакт

с родителями, узнавая от них подробности поведения ребенка дома, на улице

и т.п.Только в процессе совместной работы можно создать определенные

стереотипы

воспитания

аутичного

ребенка.

Реальная

помощь

родителям

заключается

не

только

в

обучении

их

теоретическим

знаниям

но

и

рекомендации

родителям

использовать

маркировку,

инструкции,

пооперационные

карты

и

другие

приемы

и

методы,

которые

уже

используются

при

работе

с

их

ребенком

психологом

и

педагогом.

Эта

категория

родителей

больше

всех

остальных

нуждается

в

психолого-

педагогической

поддержки

со

стороны

образовательной

организации

и

в

содействии их родительскому образованию.

Заключение.

Процесс

гуманизации

отношений

общества

к

детям

с

особенностями

психического развития и к детям с ограниченными возможностями, и все

более расширяющаяся интеграция их во все сферы в дальнейшей взрослой

жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы психолого-

педагогического

сопровождения

детей,

содействия

родительскому

образованию , социально-педагогической помощи этой категории населения

России.

Роль

школы

в

психолого-педагогическом

сопровождении

и

содействии

родительскому

образованию

настолько

важна,

что

деятельно сть

образовательного учреждения в работе с родителями позволяет:

Повышать

личную

самооценку

родителей

в

связи

с

возможностью

достижения результатов в успехах ребенка

Знание

родителями

основ

психотерапии,

развитие

психологической

устойчивости и творческих способностей родителей

Формирование

родителями

адекватного

восприятия

ребенка,

понимание его особенностей развития

Формирование

благоприятного

микроклимата

в

семье

для

максимального раскрытия возможностей ребенка

Формирование

партнерских

отношений

родителей

с

учреждениями,

реализующими образовательные программы

Все

это

приводит

к

личностному

и

социальному

развитию

родителей

формирование

навыков

социальной

активности

и

конструктивности

поведения.

Я, как психолог, надеюсь на распространение оптимистических взглядов на

возможности развития и включения в жизнь общества тех, кто «не такой как

все», верю в то, что благодаря образованию отклонение в развитии человека

перестанет быть удручающим обстоятельством для него самого, и для его

семьи, и для общества.

Педагог-психолог Алексей Николаевич Иванов