Напоминание

"Формирование коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка в 8 классе средствами сжатого изложения"

Автор: Антонова Татьяна Николаевна
Должность: студентка 6 курса группы б6р
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка в 8 классе средствами сжатого изложения"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК

Величко И.В.

кандидат филологических наук,

доцент кафедры историко-филологических дисциплин

Антонова Т.Н.

студентка психолого-педагогического факультета

Филиала СГПИ в г. Железноводске

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

СРЕДСТВАМИ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

Аннотация:

В

данной

статье

рассматриваются

особенности

формирования

коммуникативной

компетенции

школьников

на

уроках

русского языка в 8 классе средствами сжатого изложения. В рамках данной

темы мы пришли к следующему выводу: обучение школьников работе над

сжатым изложением является эффективным средством формирования у

них коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, сжатое изложение

Введение

Федерального

государственного

образовательного

стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) обусловило

необходимость

формирования

у

школьников

ключевых

компетенций,

одной из которых является коммуникативная компетенция. В ФГОС ООО

дано следующее определение понятию «коммуникативная компетенция»:

«Коммуникативная

компетенция

овладение

всеми

видами

речевой

деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и

навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения,

соответствующих

опыту,

интересам,

психологическим

особенностям

обучающихся основной школы на разных ее этапах» [5, c.32].

Наибольшие

возможности

для

формирования

коммуникативной

компетенции обучающихся имеют уроки русского языка. Основным путем

формирования

коммуникативной

компетенции

школьников

на

уроках

русского языка является развитие речи [1]. Учитель русского языка в своей

практике использует различные виды упражнений по развитию речи и,

следовательно, формированию коммуникативной компетенции учеников:

развернутые ответы на вопросы, устный пересказ прочитанного текста,

словесное рисование, сочинения разных типов и т.д. [4]

Важное место

среди видов работы по развитию речи занимает изложение.

Изложение - это письменный пересказ текста, который позволяет

развивать коммуникативно-речевые навыки школьников, активизировать

пассивный

словарь,

усваивать

новую

для

обучающегося

лексику,

использовать разнообразные по структуре и стилистике грамматические

конструкции

[1].

Изложение

может

быть

подробным,

сжатым

и

выборочным. Сжатое изложение - это воспроизведение исходного текста

кратко, обобщенно, сохраняя основные стилевые и языковые особенности.

Нами

было

проведено

исследование,

целью

которого

стало

определение

возможностей

сжатого

изложения

в

формировании

коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка в 8

классе. В качестве респондентов выступили обучающиеся 8 «А» и 8 «Б»

классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Н.Д.

Дронова с. Троицкого Моздокского района РСО-Алания.

Т е с т коммуникативных

умений

Л.

Михельсона

в

переводе

и

адаптации Ю.З. Гильбуха позволил определить уровень сформированности

коммуникативной компетенции обучающихся. Результаты теста показали,

что

уровень

сформированности

коммуникативной

компетенции

обучающихся 8 «А» класса более высокий, чем у обучающихся 8 «Б»

класса. Так, в 8 «А» классе 46% обучающихся обладает компетентным

способом общения против 27% школьников с компетентным способом

общения в 8 «Б» классе.

Помимо

проведения

теста нами

было

проанализировано

умение

обучающихся писать сжатое изложение.

Школьникам было предложено

написать

сжатое

изложение.

Проверялось

сжатое

изложение

с

учетом

критериев

оценивания

сжатого

изложения

на

ОГЭ

по

русскому

языку.

Проверка изложений показала, что основными ошибками при написании

сжатого изложения являются следующие: 1) обучающиеся указывают не

все микротемы; 2) школьники не применяют приемы сжатия (компрессии)

текста или применяют их при сжатии одной или двух микротем [3].

Проведенное исследование показало, что обучающиеся 8 «А» класса,

имеющие

более

высокий

уровень

сформированности

коммуникативной

компетенции, справились с написанием сжатого изложения лучше, чем

школьники из 8 «Б» класса. Результаты позволили говорить о взаимосвязи

умения

писать

сжатое

изложение

и

уровнем

сформированности

коммуникативной компетенции школьников. Сжатое изложение является

эффективным

средством

формирования

коммуникативной

компетенции

обучающихся на уроках русского языка в 8 классе.

Нами

была

разработана

и

апробирована

система

работа

по

формированию

коммуникативной

компетенции

школьников

на

уроках

русского языка в 8 классе средствами сжатого изложения. Система работа

включила

в

себя

написание

сжатых

изложений

образцовых

текстов,

составление

памятки

«Компрессия

текста»,

а

также

выполнение

ряда

упражнений

по

составлению

различных

видов

плана,

использованию

приемов

компрессии

исходного

текста.

Памятка

«Компрессия

текста»

представлена ниже:

Памятка «Компрессия текста»

Содержательные приемы компрессии текста:

1)

разделение

информации

на

главную

и

второстепенную,

исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода

частного в общее);

3) упрощение (замена сложных языковых единиц на простые).

Языковые приемы компрессии исходного текста:

1. Замены:

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

-

замена

предложения

или

его

части

определительным

или

отрицательным местоимением с обобщающим значением;

- замена сложноподчиненного предложения простым.

2. Исключения:

- исключение повторов;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияния:

- слияние нескольких предложений в одно.

Пример упражнения:

Выделите тезисы и примеры. Первый абзац сократите с помощью

приема исключения, второй абзац - с помощью приема обобщения.

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп - это гора в Северной

Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом;

говорили, что там живут боги. А Олимпия - это городок в Южной Греции,

около него - зеленая дубовая роща, при роще - храм, а при храме - место

для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу:

считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и

ловкость.

Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее

всего?

Это

решалось

самыми

земными

привычками.

Что

должен

уметь

пастух,

чтобы

уберечь

свое

стадо

от

разброда,

волков

и

разбойников?

Нагнать

хищников,

перескочить

через

рассели ну,

издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с

ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских

состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.

Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и

борьба разделились на несколько разновидностей. (М. Гаспаров) [2]

Таким

образом,

формирование

коммуникативной

компетенции

школьников является одной из ведущих задач обучения русскому языку.

Эффективным

средством

формирования

коммуникативной

компетенции

школьников

на

уроках

русского

языка

в

8

классе

является

сжатое

изложение.

Список литературы.

1.

Антонова,

Е.С. Методика

преподавания

русского

языка:

коммуникативно-деятельностный

подход:

учебное

пособие

/

Е.С. Антонова. – М.: КНОРУС, 2012. – 460 с.

2.

Мартынова, Л.А. Подготовка к экзаменационному изложению в

9

классе:

практические

рекомендации

/

Л.А.

Мартынова.

-

М.:

«Национальное образование», 2015. - 92 с.

3.

Сенина, Н.А., Гармаш С.В. ОГЭ - 2019. Русский язык. 9 класс.

Тематический тренинг / Н.А. Сенина. - М.: Легион, 2018. - 384 с.

4.

Синицын,

В.А.

На

пути

к

освоению

коммуникативно

ориентированного курса родного языка в школе / В.А. Синицын // Русский

язык в школе. - № 4. - 2013. – С.26–30.

5.

Федеральный компонент государственного стандарта основного

общего

образования

по

русскому

языку

//

Официальные

документы

в

образовании. - 2014. - №5. - С.32-36.