Автор: Антонова Татьяна Николаевна
Должность: студентка 6 курса группы б6р
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка в 8 классе средствами сжатого изложения"
УДК
Величко И.В.
кандидат филологических наук,
доцент кафедры историко-филологических дисциплин
Антонова Т.Н.
студентка психолого-педагогического факультета
Филиала СГПИ в г. Железноводске
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
СРЕДСТВАМИ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
Аннотация:
В
данной
статье
рассматриваются
особенности
формирования
коммуникативной
компетенции
школьников
на
уроках
русского языка в 8 классе средствами сжатого изложения. В рамках данной
темы мы пришли к следующему выводу: обучение школьников работе над
сжатым изложением является эффективным средством формирования у
них коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, сжатое изложение
Введение
Федерального
государственного
образовательного
стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) обусловило
необходимость
формирования
у
школьников
ключевых
компетенций,
одной из которых является коммуникативная компетенция. В ФГОС ООО
дано следующее определение понятию «коммуникативная компетенция»:
«Коммуникативная
компетенция
–
овладение
всеми
видами
речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и
навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения,
соответствующих
опыту,
интересам,
психологическим
особенностям
обучающихся основной школы на разных ее этапах» [5, c.32].
Наибольшие
возможности
для
формирования
коммуникативной
компетенции обучающихся имеют уроки русского языка. Основным путем
формирования
коммуникативной
компетенции
школьников
на
уроках
русского языка является развитие речи [1]. Учитель русского языка в своей
практике использует различные виды упражнений по развитию речи и,
следовательно, формированию коммуникативной компетенции учеников:
развернутые ответы на вопросы, устный пересказ прочитанного текста,
словесное рисование, сочинения разных типов и т.д. [4]
Важное место
среди видов работы по развитию речи занимает изложение.
Изложение - это письменный пересказ текста, который позволяет
развивать коммуникативно-речевые навыки школьников, активизировать
пассивный
словарь,
усваивать
новую
для
обучающегося
лексику,
использовать разнообразные по структуре и стилистике грамматические
конструкции
[1].
Изложение
может
быть
подробным,
сжатым
и
выборочным. Сжатое изложение - это воспроизведение исходного текста
кратко, обобщенно, сохраняя основные стилевые и языковые особенности.
Нами
было
проведено
исследование,
целью
которого
стало
определение
возможностей
сжатого
изложения
в
формировании
коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка в 8
классе. В качестве респондентов выступили обучающиеся 8 «А» и 8 «Б»
классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Н.Д.
Дронова с. Троицкого Моздокского района РСО-Алания.
Т е с т коммуникативных
умений
Л.
Михельсона
в
переводе
и
адаптации Ю.З. Гильбуха позволил определить уровень сформированности
коммуникативной компетенции обучающихся. Результаты теста показали,
что
уровень
сформированности
коммуникативной
компетенции
обучающихся 8 «А» класса более высокий, чем у обучающихся 8 «Б»
класса. Так, в 8 «А» классе 46% обучающихся обладает компетентным
способом общения против 27% школьников с компетентным способом
общения в 8 «Б» классе.
Помимо
проведения
теста нами
было
проанализировано
умение
обучающихся писать сжатое изложение.
Школьникам было предложено
написать
сжатое
изложение.
Проверялось
сжатое
изложение
с
учетом
критериев
оценивания
сжатого
изложения
на
ОГЭ
по
русскому
языку.
Проверка изложений показала, что основными ошибками при написании
сжатого изложения являются следующие: 1) обучающиеся указывают не
все микротемы; 2) школьники не применяют приемы сжатия (компрессии)
текста или применяют их при сжатии одной или двух микротем [3].
Проведенное исследование показало, что обучающиеся 8 «А» класса,
имеющие
более
высокий
уровень
сформированности
коммуникативной
компетенции, справились с написанием сжатого изложения лучше, чем
школьники из 8 «Б» класса. Результаты позволили говорить о взаимосвязи
умения
писать
сжатое
изложение
и
уровнем
сформированности
коммуникативной компетенции школьников. Сжатое изложение является
эффективным
средством
формирования
коммуникативной
компетенции
обучающихся на уроках русского языка в 8 классе.
Нами
была
разработана
и
апробирована
система
работа
по
формированию
коммуникативной
компетенции
школьников
на
уроках
русского языка в 8 классе средствами сжатого изложения. Система работа
включила
в
себя
написание
сжатых
изложений
образцовых
текстов,
составление
памятки
«Компрессия
текста»,
а
также
выполнение
ряда
упражнений
по
составлению
различных
видов
плана,
использованию
приемов
компрессии
исходного
текста.
Памятка
«Компрессия
текста»
представлена ниже:
Памятка «Компрессия текста»
Содержательные приемы компрессии текста:
1)
разделение
информации
на
главную
и
второстепенную,
исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода
частного в общее);
3) упрощение (замена сложных языковых единиц на простые).
Языковые приемы компрессии исходного текста:
1. Замены:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
-
замена
предложения
или
его
части
определительным
или
отрицательным местоимением с обобщающим значением;
- замена сложноподчиненного предложения простым.
2. Исключения:
- исключение повторов;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких синонимов.
3. Слияния:
- слияние нескольких предложений в одно.
Пример упражнения:
Выделите тезисы и примеры. Первый абзац сократите с помощью
приема исключения, второй абзац - с помощью приема обобщения.
Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп - это гора в Северной
Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом;
говорили, что там живут боги. А Олимпия - это городок в Южной Греции,
около него - зеленая дубовая роща, при роще - храм, а при храме - место
для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу:
считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и
ловкость.
Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее
всего?
Это
решалось
самыми
земными
привычками.
Что
должен
уметь
пастух,
чтобы
уберечь
свое
стадо
от
разброда,
волков
и
разбойников?
Нагнать
хищников,
перескочить
через
рассели ну,
издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с
ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских
состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.
Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и
борьба разделились на несколько разновидностей. (М. Гаспаров) [2]
Таким
образом,
формирование
коммуникативной
компетенции
школьников является одной из ведущих задач обучения русскому языку.
Эффективным
средством
формирования
коммуникативной
компетенции
школьников
на
уроках
русского
языка
в
8
классе
является
сжатое
изложение.
Список литературы.
1.
Антонова,
Е.С. Методика
преподавания
русского
языка:
коммуникативно-деятельностный
подход:
учебное
пособие
/
Е.С. Антонова. – М.: КНОРУС, 2012. – 460 с.
2.
Мартынова, Л.А. Подготовка к экзаменационному изложению в
9
классе:
практические
рекомендации
/
Л.А.
Мартынова.
-
М.:
«Национальное образование», 2015. - 92 с.
3.
Сенина, Н.А., Гармаш С.В. ОГЭ - 2019. Русский язык. 9 класс.
Тематический тренинг / Н.А. Сенина. - М.: Легион, 2018. - 384 с.
4.
Синицын,
В.А.
На
пути
к
освоению
коммуникативно
ориентированного курса родного языка в школе / В.А. Синицын // Русский
язык в школе. - № 4. - 2013. – С.26–30.
5.
Федеральный компонент государственного стандарта основного
общего
образования
по
русскому
языку
//
Официальные
документы
в
образовании. - 2014. - №5. - С.32-36.