Напоминание

"Пути преодоления вербальной агрессии школьников в процессе обучения русскому языку"

Автор: Москаленко Юлия Николаевна
Должность: студентка 6 курса группы б6р
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Пути преодоления вербальной агрессии школьников в процессе обучения русскому языку"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК

Величко И.В.

кандидат филологических наук,

доцент кафедры историко-филологических дисциплин

Москаленко Ю.Н.

студентка психолого-педагогического факультета

Филиала СГПИ в г. Железноводске

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ ШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация:

Многие

современные

исследователи

отмечают

снижение

речевой

культуры

детей

и

подростов,

указывают

на

необходимость обучения

достижению

целей

взаимодействия

речевым

путем, избегая вербальной агрессии. Значимое место в реализации такой

цели занимают уроки русского языка в школе. Учителю русского языка

необходимо

применять

наиболее

эффективные

пути

преодоления

вербальной агрессии школьников в процессе обучения русскому языку.

Ключевые

слова:

вербальная

агрессия,

культура

речи,

речевой

этикет

Вербальная агрессия - это обидное общение, словесное выражение

негативных

эмоций,

чувств

или

намерений

в

оскорбительной,

грубой,

неприемлемой в данной речевой ситуации форме (Ю.В. Щербинина) [3].

Важное

место

в

преодолении

вербальной

агрессии

занимают

уроки

русского языка.

Нами

было

проведено

исследование,

целью

которого

стало

выявление

уровня

вербальной

агрессии

школьников. В

качестве

респондентов

выступили обучающиеся 8 «А» класса МКОУ СОШ №7

с.

Величаевского

Левокумского

района.

С

целью

выявления

уровня

1

вербальной агрессии школьников нами был проведен тест агрессивности

(опросник Л.Г. Почебут) [4]. Результаты тестирования показали, что в 8

«А» классе 9 человек (45%) с высоким уровнем вербальной агрессии, 9

школьников

(45%)

со

средним

уровнем

вербальной

агрессии,

лишь

2

школьников имеют низкий уровень вербальной агрессии (10%).

Помимо теста нами был проведен анализ продуктов деятельности

обучающихся, а именно их сочинений на тему «Как я представляю себе

свои права и возможности наказать другого человека за его неправильные

действия,

слова

и

поступки»,

которую

предложил

Л.М.

Семенюк

[4].

Результаты анализа сочинений показали, что обучающиеся, демонстрируя

достаточно

высокий

уровень

готовности

к

вербальной

агрессии

и

обширный арсенал ее самых разнообразных форм, в целом, не оценивают

свое

речевое

поведение

как

агрессивное

и

не

осознают

собственную

агрессию как таковую.

По

итогам

проведенного

исследования

мы

пришли

к

выводу

о

необходимости преодоления вербальной агрессии школьников в процессе

обучения русскому языку. С этой целью нами был разработан элективный

курс по русскому языку «Культура речи. Речевой этикет», направленный на

повышение

культуры

речи

школьников,

формирование

у

них

речевого

этикета.

Элективный

курс

рассчитан

на

два

года

обучения

(7-8

классы).

Особенностью

элективного

курса

является

нацеленность

на

успешное

овладение

основными видами

речевой

деятельности

в

их

единстве

и

взаимосвязи. На каждом занятии электива (факультатива) целенаправленно

развиваются

важнейшие

коммуникативно-речевые

умения,

при

этом

совершенствуются

информационно-коммуникат и в н ы е

н а в ы к и ,

развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от

коммуникативных

задач,

развернуто

обосновывать

свою

позицию,

приводить систему аргументов, оценивать и редактировать текст и т.п.

2

Занятие элективного курса представляет собой небольшую лекцию с

элементами беседы и ряд практических заданий (упражнений) по теме.

Ниже

представлены

упражнения,

которые

могут

быть

использованы

учителем-словесником в ходе занятий разработанного элективного курса

«Культура речи. Речевой этикет»:

1. Какие

из

приведенных

фразеологических

оборотов,

по

вашему

мнению, наиболее точно отражают сущность речевой агрессии? В каких

речевых ситуациях они могут употребляться? Изобразите их с помощью

мимики и жестов.

Быть

на

ножах,

ломать

копья,

встречаться

на

узкой

дорожке,

распускать язык, выпускать пар [1].

2. Понаблюдайте за речью своих друзей, знакомых, одноклассников:

отметьте

проявления

в

ней

агрессии;

подумайте,

какие

причины

ее

вызывают,

к

чему

приводит

обидное

общение,

каковы

его

возможные

последствия,

в

чем

заключается

коммуникативная

опасность

грубой,

бестактной

речи.

Расскажите

о

своих

наблюдениях

и

впечатлениях,

подготовив краткое публичное выступление (5-10 минут).

Условия:

а) ваши оценки должны быть корректными, тактичными;

б) в своих суждениях постарайтесь избегать резкости, излишней

категоричности;

в)

говорите

как

можно

конкретнее,

приводите

точные

речевые

примеры;

г)

аргументируйте

свои

суждения,

стремитесь

к

объективности,

судите о речи, а не о лицах [2].

3. Оцените по пятибалльной шкале следующие свои умения.

1) Умение прощать другого человека за грубые, резкие слова.

2) Умение проявлять спокойствие, выдержку в ситуации обидного

общения.

3

3) Умение

проявлять

терпимость

к

чужим

ошибкам,

быть

снисходительным.

4) Умение контролировать свою речь в ситуации конфликта.

4. Вспомните и запишите народные пословицы о правилах речевого

поведения в конфликтной ситуации. Какие из них, по-вашему, прежде всего

необходимо помнить учителю? Как вы понимаете смысл данных ниже

пословиц? Подготовьте краткую речь, раскрывающую смысл одной или

нескольких

из

них.

Выпишите

в

тетрадь:

а)

близкие

по

значению

пословицы; б) пословицы, иллюстрирующие содержание высказываний из

предыдущего упражнения.

Без рассуждения не твори осуждения. Бритва скребет, а слово режет.

В

спорах

да

во

вздорах

жизни

не

бывает.

Гнев

плохой

советчик.

Гневливое слово пороги не держат. Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да

не вздорь. Кроткое слово гнев побеждает. Жало остро, а язык острей того.

За

худые

слова

слетит

и

голова.

Криком

(бранью)

изба

не

рубится.

Недоброе слово что огонь жжет. Нелады да свары хуже пожара. Красна

речь слушаньем, а беседа смиреньем. Не ножа бойся – языка. Не убьешь

словом, да опозоришь. Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь. Рана от

копья – на теле, рана от речей – в душе. Слово не стрела, а пуще стрелы

разит. Спорить, спорь, а браниться грех. С людьми браниться никуда не

годится. Ссора до добра не доводит [3].

Таким

образом,

уроки

русского

языка

являются

эффективным

средством

преодоления

вербальной

агрессии

школьников.

Путями

преодоления вербальной агрессии школьников на уроках русского языка

являются

формирование

культуры

речи

через

самонаблюдение

и

самоконтроль, воспитание толерантности и эмпатии, овладение частными

психолого-педагогическими

приемами

предупреждения

и

преодоления

вербальной

агрессии,

исходя

из

определенных

речевых

ситуаций,

формирование

речевого

этикета

и

использование

его

средств

для

предотвращения вербальной агрессии.

4

Список литературы.

1.

Казарцева,

О.М.

Культура

речевого

общения:

теория

и

практика обучения / О.М. Казарцева. – М.: Флинта, Наука, 2015. - 287 с.

2.

Формановская, Н.М.

Речевой этикет и культура общения /

Н.М. Формановская. – М.: Высшая школа, 2009. - 108 с.

3.

Щербинина, Ю.В.

Вербальная агрессия в школьной речевой

среде. Автореф. канд. пед. н. / Ю.В. Щербинина. – М., 2002. - 23 с.

4.

Щербинина, Ю.В.

Методы диагностики речевой агрессии /

Ю.В. Щербинина // Прикладная психология и психоанализ. - № 3. – 2015. –

С.39–55.

5