Автор: Москаленко Юлия Николаевна
Должность: студентка 6 курса группы б6р
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Пути преодоления вербальной агрессии школьников в процессе обучения русскому языку"
УДК
Величко И.В.
кандидат филологических наук,
доцент кафедры историко-филологических дисциплин
Москаленко Ю.Н.
студентка психолого-педагогического факультета
Филиала СГПИ в г. Железноводске
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация:
Многие
современные
исследователи
отмечают
снижение
речевой
культуры
детей
и
подростов,
указывают
на
необходимость обучения
достижению
целей
взаимодействия
речевым
путем, избегая вербальной агрессии. Значимое место в реализации такой
цели занимают уроки русского языка в школе. Учителю русского языка
необходимо
применять
наиболее
эффективные
пути
преодоления
вербальной агрессии школьников в процессе обучения русскому языку.
Ключевые
слова:
вербальная
агрессия,
культура
речи,
речевой
этикет
Вербальная агрессия - это обидное общение, словесное выражение
негативных
эмоций,
чувств
или
намерений
в
оскорбительной,
грубой,
неприемлемой в данной речевой ситуации форме (Ю.В. Щербинина) [3].
Важное
место
в
преодолении
вербальной
агрессии
занимают
уроки
русского языка.
Нами
было
проведено
исследование,
целью
которого
стало
выявление
уровня
вербальной
агрессии
школьников. В
качестве
респондентов
выступили обучающиеся 8 «А» класса МКОУ СОШ №7
с.
Величаевского
Левокумского
района.
С
целью
выявления
уровня
1
вербальной агрессии школьников нами был проведен тест агрессивности
(опросник Л.Г. Почебут) [4]. Результаты тестирования показали, что в 8
«А» классе 9 человек (45%) с высоким уровнем вербальной агрессии, 9
школьников
(45%)
со
средним
уровнем
вербальной
агрессии,
лишь
2
школьников имеют низкий уровень вербальной агрессии (10%).
Помимо теста нами был проведен анализ продуктов деятельности
обучающихся, а именно их сочинений на тему «Как я представляю себе
свои права и возможности наказать другого человека за его неправильные
действия,
слова
и
поступки»,
которую
предложил
Л.М.
Семенюк
[4].
Результаты анализа сочинений показали, что обучающиеся, демонстрируя
достаточно
высокий
уровень
готовности
к
вербальной
агрессии
и
обширный арсенал ее самых разнообразных форм, в целом, не оценивают
свое
речевое
поведение
как
агрессивное
и
не
осознают
собственную
агрессию как таковую.
По
итогам
проведенного
исследования
мы
пришли
к
выводу
о
необходимости преодоления вербальной агрессии школьников в процессе
обучения русскому языку. С этой целью нами был разработан элективный
курс по русскому языку «Культура речи. Речевой этикет», направленный на
повышение
культуры
речи
школьников,
формирование
у
них
речевого
этикета.
Элективный
курс
рассчитан
на
два
года
обучения
(7-8
классы).
Особенностью
элективного
курса
является
нацеленность
на
успешное
овладение
основными видами
речевой
деятельности
в
их
единстве
и
взаимосвязи. На каждом занятии электива (факультатива) целенаправленно
развиваются
важнейшие
коммуникативно-речевые
умения,
при
этом
совершенствуются
информационно-коммуникат и в н ы е
н а в ы к и ,
развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от
коммуникативных
задач,
развернуто
обосновывать
свою
позицию,
приводить систему аргументов, оценивать и редактировать текст и т.п.
2
Занятие элективного курса представляет собой небольшую лекцию с
элементами беседы и ряд практических заданий (упражнений) по теме.
Ниже
представлены
упражнения,
которые
могут
быть
использованы
учителем-словесником в ходе занятий разработанного элективного курса
«Культура речи. Речевой этикет»:
1. Какие
из
приведенных
фразеологических
оборотов,
по
вашему
мнению, наиболее точно отражают сущность речевой агрессии? В каких
речевых ситуациях они могут употребляться? Изобразите их с помощью
мимики и жестов.
Быть
на
ножах,
ломать
копья,
встречаться
на
узкой
дорожке,
распускать язык, выпускать пар [1].
2. Понаблюдайте за речью своих друзей, знакомых, одноклассников:
отметьте
проявления
в
ней
агрессии;
подумайте,
какие
причины
ее
вызывают,
к
чему
приводит
обидное
общение,
каковы
его
возможные
последствия,
в
чем
заключается
коммуникативная
опасность
грубой,
бестактной
речи.
Расскажите
о
своих
наблюдениях
и
впечатлениях,
подготовив краткое публичное выступление (5-10 минут).
Условия:
а) ваши оценки должны быть корректными, тактичными;
б) в своих суждениях постарайтесь избегать резкости, излишней
категоричности;
в)
говорите
как
можно
конкретнее,
приводите
точные
речевые
примеры;
г)
аргументируйте
свои
суждения,
стремитесь
к
объективности,
судите о речи, а не о лицах [2].
3. Оцените по пятибалльной шкале следующие свои умения.
1) Умение прощать другого человека за грубые, резкие слова.
2) Умение проявлять спокойствие, выдержку в ситуации обидного
общения.
3
3) Умение
проявлять
терпимость
к
чужим
ошибкам,
быть
снисходительным.
4) Умение контролировать свою речь в ситуации конфликта.
4. Вспомните и запишите народные пословицы о правилах речевого
поведения в конфликтной ситуации. Какие из них, по-вашему, прежде всего
необходимо помнить учителю? Как вы понимаете смысл данных ниже
пословиц? Подготовьте краткую речь, раскрывающую смысл одной или
нескольких
из
них.
Выпишите
в
тетрадь:
а)
близкие
по
значению
пословицы; б) пословицы, иллюстрирующие содержание высказываний из
предыдущего упражнения.
Без рассуждения не твори осуждения. Бритва скребет, а слово режет.
В
спорах
да
во
вздорах
жизни
не
бывает.
Гнев
–
плохой
советчик.
Гневливое слово пороги не держат. Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да
не вздорь. Кроткое слово гнев побеждает. Жало остро, а язык острей того.
За
худые
слова
слетит
и
голова.
Криком
(бранью)
изба
не
рубится.
Недоброе слово что огонь жжет. Нелады да свары хуже пожара. Красна
речь слушаньем, а беседа смиреньем. Не ножа бойся – языка. Не убьешь
словом, да опозоришь. Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь. Рана от
копья – на теле, рана от речей – в душе. Слово не стрела, а пуще стрелы
разит. Спорить, спорь, а браниться грех. С людьми браниться никуда не
годится. Ссора до добра не доводит [3].
Таким
образом,
уроки
русского
языка
являются
эффективным
средством
преодоления
вербальной
агрессии
школьников.
Путями
преодоления вербальной агрессии школьников на уроках русского языка
являются
формирование
культуры
речи
через
самонаблюдение
и
самоконтроль, воспитание толерантности и эмпатии, овладение частными
психолого-педагогическими
приемами
предупреждения
и
преодоления
вербальной
агрессии,
исходя
из
определенных
речевых
ситуаций,
формирование
речевого
этикета
и
использование
его
средств
для
предотвращения вербальной агрессии.
4
Список литературы.
1.
Казарцева,
О.М.
Культура
речевого
общения:
теория
и
практика обучения / О.М. Казарцева. – М.: Флинта, Наука, 2015. - 287 с.
2.
Формановская, Н.М.
Речевой этикет и культура общения /
Н.М. Формановская. – М.: Высшая школа, 2009. - 108 с.
3.
Щербинина, Ю.В.
Вербальная агрессия в школьной речевой
среде. Автореф. канд. пед. н. / Ю.В. Щербинина. – М., 2002. - 23 с.
4.
Щербинина, Ю.В.
Методы диагностики речевой агрессии /
Ю.В. Щербинина // Прикладная психология и психоанализ. - № 3. – 2015. –
С.39–55.
5